Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования № 7 (январь – март 2004 г.)

 

I.4. СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ЛИТВА

(Аналитик Краснова Т.И.)

I.4.1. Общая структурная схема системы высшего образования Литвы

I.4.2. Статистические данные по высшему образованию Литвы
I.4.2.1. Прием в высшие учебные заведения
I.4.2.2. Количество выпускников в соответствии с уровнем образования
I.4.2.3. Количество учащихся на 10 000 населения
I.4.2.4. Количество государственных и негосударственных учебных заведений

I.4.3. Основные законы [1].

I.4.4. Некоторые проблемы современного состояния высшего образования Литвы.
I.4.4.1. Краткое общее описание системы высшего образования.
I.4.4.2. Вхождение Литвы в Болонский процесс.

Библиография используемой литературы по теме I.4.: "Система образования Республики Литва"


 

I.4.1. Общая структурная схема системы высшего образования Литвы






I.4.2. Статистические данные по высшему образованию Литвы [1].


I.4.2.1. Прием в высшие учебные заведения

 

2002

Высшее неуниверситетское и университетское образование (уровни 5А, 5В)

Higher non-university and university education (level 5A, 5B)

143601

Докторантура

Doctoral studies (level 6)

2183




I.4.2.2. Количество выпускников в соответствии с уровнем образования (в тысячах)

 

2002 г

Общее (Basic)

47.7

Законченное среднее

(Uppersecondary)

41.1

Профессиональные колледжи

(Professionalcolleges)

9.2

Высшее неуниверситетское

(Higher non-university)

0.05

Университетское (бакалавриат)

University (bachelors' studies)

12.7




I.4.2.3. Количество учащихся на 10 000 населения

 

2002 г.

Общее

2330

Средние школы

1716

Профессиональные школы

128

Профессиональные колледжи

65

Колледжи

76

Университеты

345




I.4.2.4. Количество государственных и негосударственных учебных заведений

 

2002 г.

Количество учебных учреждений

2324

Общеобразовательные школы

2172

Профессиональные школы

82

Профессиональные колледжи

27

Колледжи

24

Университеты

19

Из которых негосударственных

41

Общеобразовательные школы

18

Профессиональные школы

1

Профессиональные колледжи

9

Колледжи

9

Университеты

4




I.4.3. Основные законы [1].

 

Закон об образовании был принят в 1991. Он установил базовую структуру образовательной системы, и основания для проведения мероприятий и управления образовательными институтами (исключая колледжи и университеты) Литовской республики. Проект новой редакции Закона об образовании был подготовлен в 2002 году.

Общая концепция образования Литвы (1992) определяет основные образовательные цели: подготовка индивидуумов, которые бы руководствовались основополагающими гуманистическими ценностями; подготовка личности к последующей профессиональной деятельности, способной обучаться на протяжении всей жизни; воспитывать национальное и культурное самосознание; воспитывать граждан в соответствии с демократическими ценностями Литовской Республики.

Закон о профессиональном обучении (1997) устанавливает принципы структуры и управления системы профессионального обучения, основанной на сотрудничестве между институтами и социальными партнерами, регулирует организацию профессионального обучения.

Закон о неформальном обучении взрослых (1998) узаконил более гибкую и менее контролируемую систему обучения взрослых в Литве. Он установил систему государственного финансирования, поддерживающую неформальные образовательные программы для взрослых, финансируемые из государственных и муниципальных источников.

Закон с специальном образовании (1998) узаконил возможность получения образовательных услуг для лиц старше 21 года, предъявляющих специальные образовательные требования.

Закон о высшем образовании (2000), замещающий Закон о научно-исследовательской работе и высшем образовании (1991). Новый закон утвердил бинарную (binary) [двуступенчатую] систему высшего образования, государственный надзор, а также попечение органов Министерства высшего образования и т.п.

I.4.4. Некоторые проблемы современного состояния высшего образования Литвы.



I.4.4.1. Краткое общее описание системы высшего образования.

Система высшего образования — это университеты классического типа, а также политехнические и специализированные вузы.

Старейшее высшее учебное заведение Литвы — основанный в ХVІ веке Вильнюсский университет. Здесь учится рекордное в сравнении с другими литовскими вузами количество студентов - до 20 тысяч молодых людей. Вслед за ним по этому показателю идет Каунасский политехнический институт, созданный в 1951 году. В двух городах — Вильнюсе и Каунасе — расположены ведущие вузы страны. Кроме названных, в столице с 1944 года действует государственный педагогический университет, а в Каунасе в 1989 году был основан интереснейший во многих отношениях университет Витаутаса Магнуса. Этот вуз можно считать экспериментальным. Здесь обучается около тысячи студентов. Однако суть не в количестве обучаемых, а в качестве предлагаемого образования - на западный манер, но с национальным уклоном. Все объясняющий факт: персонал университета включает преподавателей из литовских эмигрантских общин Европы и Северной Америки. В Литве существует многообразие вузов. Высшие учебные заведения различны по «возрасту», количеству студентов и преподавателей, своему внутреннему устройству, учебным программам, однако схожи в том, что предлагают обучение довольно высокого уровня. Наиболее известные в республике следующие вузы:

Каунасский технологический университет

Каунасская медицинская академия

Каунасский университет Витаутаса Магнуса

Клайпедский университет

Литовская музыкальная академия

Литовский институт физического воспитания

Литовская академия полиции

Литовский аграрный университет

Литовская ветеринарная академия

Вильнюсский университет

Вильнюсский технический университет

Вильнюсская академия искусств

Вильнюсский педагогический университет и др. [2], [3].

Техническая база университетов не особенно богата, но постепенно улучшается и расширяется, в основном за счет получения дополнительных доходов и участия в различных международных программах.

Надо сказать, что литовское государство не очень-то склонно финансировать образование, и такой подход вызывает нарекания политической оппозиции (левых и центристов). Тем не менее политическая элита поощряет открытость страны — литовцы имеют принципиальную возможность получать образование и повышать квалификацию почти во всех университетах мира (виза для поездок на Запад гражданам Литвы не нужна).
I.4.4.2. Вхождение Литвы в Болонский процесс.

Литва подписала Болонскую декларацию о зоне европейского высшего образования в 1999 году. Структуры уровней (ступеней) системы образования в Литве приводятся в соответствие со шкалой ISCED ЮНЕСКО (1997 год). С сентября 2001 года действует новый закон, регламентирующий введение бинарной системы высшего образования. Сегодня предпринимаются усилия сделать транснациональное образование объектом национального контроля или аккредитации. Осуществляется поиск гибких “мостов между образованием, получаемым в колледжах (4 семестра) и университетским сектором высшей школы. Литва придерживаются близких позиций с Латвией и Эстонией относительно систем кредитных единиц, интерпретации степени доктора как высшего уровня университетского образования, двухступенчатой структуры высшего образования и направленности последнего на потребности рынков труда.

1. Проблема взаимопризнания дипломов.

В Литве функции национального информационного центра в области признания образования (ENIC/NARIC) выполняет Литовский центр оценки качества образования. В его задачи входит: экспертиза ситуации многообразия выдаваемых в мире дипломов, их соответствия литовской квалификационной системе, а также ответ на запросы из других стран о том, что из себя представляет какой–либо литовский диплом.

Все литовские вузы работают с лицензией Лиссабонской конвенции. Дипломы признаются двусторонними соглашениями. Формально ничто не препятствует литовскому специалисту занять соответствующую должность в другой стране. По словам специалистов Литовского центра оценки качества образования: «Примитивного непризнания наших дипломов в иностранных государствах нет». Так, литовские бакалавры в Америке зачастую ценятся больше американских. Однако, нередки ситуации, когда возникает и целый ряд трудностей, например, связанных с разночтением в названии квалификации (пр., во всем мире стоматологи именуются дантистами.)

Одна из функций центра по оценке образования состоит в предоставлении информации для того, чтобы за границей была оценена и признана полученная в Литве квалификация. Однако на практике, покинув Литву, человеку с высшим образованием без «выравнивания знаний» (прохождение нескольких курсов, «доучивание» в местных вузах) пробиться нелегко. [4].

2. Проблема регистрации филиалов иностранных вузов.

Весьма болезненный для Литвы вопрос — регистрация филиалов иностранных вузов. Особенно по национальному признаку.

Считается, что в 2000 году были сделаны послабления в регистрации вузов. Однако лишь в конце мая этого года (2003) правительство Литвы внесло в Сейм законопроект, которое, по его мнению, четко регламентирующий порядок учреждения в Литве филиалов высших учебных заведений иностранных государств. Отношение Сейма к этой проблеме пока формируется.

По словам экспертов в Литве в настоящее время действует до 10 нелегальных иностранных вузов. За эти годы иностранные вузы по-разному приспособились к этой ситуации, во многом они существуют за счет того, что студенты идут в них охотнее поскольку учеба в них обходится дешевле. Например, существует так называемый «польский» варианте: три года учебы в Литве, затем студенты на полгода выезжают в Польшу и получают диплом. Многие «русские» вузы, по его сведениям работают в основном «как бы» в рамке повышения квалификации [4].

3. Проблема языка образования.

Одна из самых болезненных проблем для образования Литвы — это язык обучения. Начиная с 1992 года в системе образования стран Прибалтики началось интенсивное вытеснение преподавания предметов на русском языке, русский язык и русская литература стали преподаваться в школах в среднем два часа в неделю, а литература дается без учёта исторических условий и времени создания изучаемого произведения, что снижает уровень понимания учениками данного раздела предмета. В настоящий момент в Прибалтике выбрали систему билингвального образования, предусматривающую использование родного языка в качестве временного средства обучения и для перехода от одной языковой культуры к другой. С точки зрения некоторых экспертов введение этой системы уже отрицательно сказалось и сказывается на освоении предметов, ученики не знают глубоко ни предмета и ни языка.

Высшего образования на русском языке в государственных вузах Литвы не существует. Для русскоязычной молодёжи оставлена возможность получения образования только на государственных языках в вузах, финансируемых из госбюджета. Но для этого нужно вначале сдать экзамены на государственном языке наравне с представителями титульных народов, что является для большинства нашей молодёжи непосильной задачей из-за плохой языковой подготовки. Поэтому многие из них идут в частные вузы, многие из которых не имеют аккредитацию этих государств, да и даваемое ими гуманитарное образование, по многим специальностям таким, как социология, менеджмент, журналистика являются невостребованными из-за экономического кризиса и перепроизводства на рынках труда. [5]


Библиография используемой литературы по теме I.4. «Система образования Республики Литва»

 

1. Ministry of Education and Science (Официальный сайт)

2. Литва

3. Европейские университеты. Литва

4. Смирнова О., Коморская Т., Венне А. С дипломом по миру

5. Гаврилов В.Н. Язык обучения.



Назад



Hosted by uCoz