Центр проблем
развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
Аналитический обзор международных
тенденций развития высшего образования № 7 (январь – март 2004 г.) |
I.5. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
ПОЛЬША
(Аналитик Харченко А.В.)
I.5.1.
Общая структурная схема системы образования Польши.
I.5.2.
Статистические показатели системы польского образования
I.5.2.1.
Количество учебных заведений в РП
I.5.2.2.
Численность учащихся на разных уровнях обучения.
I.5.2.3.
Численность имеющих образование
I.5.2.4.
Численность студентов и выпускников с базовым профессиональным образованием
I.5.2.5.
Численность студентов и выпускников со средним общим образованием
I.5.2.6.
Численность студентов специализированных средних школ (upper
secondary educ)
I.5.2.7.
Численность студентов и выпускников со средним (vocational
secondary post-primary)
профессиональным образованием
I.5.2.8.
Численность студентов средних технических школ (technical
secondary sсhools
- upper secondary educ)
I.5.2.9.
Численность студентов и выпускников со средним специальным образованием (post-secondary educ)
I.5.2.10.
Численность институтов высшего образования
I.5.3.
Общая характеристика уровней образования
I.5.3.1.
Среднее образование
I.5.3.2.
Высшее образование
I.5.3.3.
Профессиональные звания, присваиваемые выпускникам вузов
I.5.3.4.
Научные степени и звания
I.5.3.5.
Университет в современной системе образования Польши
I.5.4.
О реформах польского образования
Библиография
используемой литературы по теме I.5.: "Система образования Республики
Польша":
I.5.1. Общая структурная схема
системы образования Польши. [1, дополнительно 2]
I.5.2. Статистические показатели
системы польского образования
(по данным министерства статистики РП) [3]
Таблица 1
I.5.2.1. Количество учебных заведений в РП
Уровни |
1995/96 |
2000/01 |
2001/02 |
2002/03 |
Образование |
|
|
|
|
Начальное |
19823 |
16766 |
15836 |
15593 |
Низшее среднее |
х |
6295 |
6423 |
6609 |
Высшее среднее |
9160 |
10573 |
10514 |
3652 |
Базовое
профессиональное |
2625 |
2372 |
2209 |
587 |
Среднее: |
6535 |
8201 |
8305 |
3065 |
Общее |
1705 |
2292 |
2296 |
232 |
Профессиональное |
4830 |
5909 |
6009 |
2833 |
Высшее среднее |
х |
х |
х |
7518 |
Базовая
профессиональная школа |
x |
х |
х |
1640 |
Общая
средняя школа |
х |
х |
х |
2316 |
Специализированная
средняя школа |
х |
х |
х |
1541 |
Техническая
средняя школа |
х |
х |
х |
2021 |
Среднее специальное |
1432 |
2567 |
2625 |
2857 |
Высшее |
179 |
310 |
344 |
377 |
Для взрослых |
1900 |
2932 |
3127 |
3431 |
Начальное |
135 |
21 |
7 |
6 |
Низшее
среднее |
х |
72 |
96 |
111 |
Высшее
среднее (после начальное) |
1765 |
2869 |
3024 |
3283 |
Высшее
среднее |
х |
х |
х |
31 |
Таблица 2
I.5.2.2. Численность учащихся на разных уровнях
обучения (в тыс.)
Уровни |
1995/96 |
2000/01 |
2001/02 |
2002/03 |
Дошкольное
образование |
537,2 |
451,6 |
425,3 |
412,9 |
Образование: |
|
|
|
|
Начальное |
5104,2 |
3220,6 |
3105,1 |
2983,0 |
Низшее среднее |
Х |
1189,9 |
1743,1 |
1709,0 |
Высшее среднее |
2251,3 |
2452,1 |
1853,0 |
1249,7 |
Базовое профессиональное |
721,9 |
542,0 |
348,5 |
171,1 |
Среднее: |
1529,4 |
1910,1 |
1504,5 |
1078,6 |
Общее |
683,0 |
924,2 |
716,8 |
487,2 |
Профессиональное |
846,4 |
985,9 |
787,7 |
591,4 |
Высшее среднее |
х |
х |
х |
576,1 |
Базовая профессиональная школа |
х |
х |
х |
94,0 |
Общая средняя школа |
х |
х |
Х |
258,3 |
Специализированная средняя школа |
Х |
х |
х |
94,2 |
Техническая средняя школа |
х |
х |
Х |
129,6 |
Среднее специальное |
161,0 |
200,1 |
211,0 |
236,5 |
Высшее |
794,6 |
1584,8 |
1718,7 |
1800,5 |
Для взрослых |
263,7 |
341,7 |
362,9 |
369.5 |
Начальное |
8,7 |
0,7 |
0,1 |
0,1 |
Низшее среднее |
Х |
4,8 |
8,6 |
11,5 |
Высшее среднее (посленачальное) |
255,0 |
336,2 |
354,2 |
354,6 |
Высшее среднее |
Х |
х |
х |
3,3 |
Таблица 3
I.5.2.3. Численность имеющих образование (в тыс.)
Уровни |
1995/96 |
2000/01 |
2001/02 |
Образование |
|
|
|
Начальное |
627,7 |
561,8 |
548,3 |
Низшее среднее |
х |
х |
5573,5 |
Высшее среднее |
527,3 |
567,2 |
565,9 |
Базовое
профессиональное |
215,6 |
177,4 |
154,5 |
Среднее: |
311,7 |
389,8 |
411,4 |
Общее |
141,2 |
194,4 |
215,1 |
Профессиональное |
170,5 |
195.4 |
196,3 |
Средне специальное |
59,2 |
78,4 |
75,1 |
Высшее |
89,0 |
304,0 |
342,1 |
Для взрослых |
67,8 |
99,5 |
99,2 |
Начальное |
4,6 |
0.5 |
0,0 |
Низшее
среднее |
х |
х |
1,0 |
Высшее
среднее |
63,2 |
99,0 |
98,2 |
I.5.2.4. Численность студентов и выпускников с базовым
профессиональным образованием (для молодежи)
Таблица 4
Сферы образования |
2001/02 |
2002/3 |
2000/01 |
2001/02 |
2002/03высшее среднее образование –
студенты (uppersecondary) |
Высшее
среднее образование(post-primary) |
|||||
Студенты |
Выпускники |
||||
Всего: В том числе женщин |
348468 119346 |
171053 58366 |
177438 63185 |
154522 53976 |
94014 30230 |
Искусство |
25433 |
1286 |
1504 |
1220 |
690 |
Бизнес и администрирование |
59050 |
30901 |
26876 |
24923 |
13973 |
Инженерия и инженерные профессии |
125425 |
61134 |
67218 |
57297 |
30807 |
Производство и промышленность |
51877 |
33799 |
28470 |
31572 |
20128 |
Архитектура и строительство |
48205 |
13877 |
23291 |
11754 |
7742 |
Сельское хозяйство, лесное
хозяйство и рыболовное хозяйство |
10251 |
4504 |
6666 |
4926 |
1745 |
Медицина |
– |
5 |
– |
5 |
– |
Социальное обслуживание |
19 |
12 |
5 |
2 |
1 |
Персональное обслуживание |
51098 |
25535 |
23408 |
22823 |
18928 |
I.5.2.5. Численность студентов и выпускников со средним
общим образованием
Таблица
5
(general secondary schools – post-primary educ.)
Образовательный профиль |
2000/01 |
2001/02 |
2002/03 |
2001/02 |
|
Студенты |
Выпускники |
||||
Всего: В том числе женщин |
922480 578513 |
715973 445157 |
486267 199518 |
214892 137881 |
|
Гуманитарный |
79544 |
64609 |
105200 |
51038 |
|
Математический |
128022 |
105378 |
77280 |
311754 |
|
Естественных наук |
74545 |
58192 |
46493 |
20859 |
|
Общий |
567728 |
427014 |
2225255 |
99313 |
|
Другой |
71959 |
60744 |
32039 |
11928 |
|
|
|
|
|
|
|
I.5.2.6. Численность студентов специализированных
средних школ (upper secondary educ)
Таблица 6
(для молодежи (включая спецшколы) на 2002/03 учебный год)
Профиль образования |
Абсолютные величины |
Всего В том числе женщин |
93893 50019 |
Химический анализ окружающей среды |
1030 |
Бизнес и администрирование |
27621 |
Электроника |
4577 |
Электротехника |
1664 |
Дизайн |
1505 |
Дизайн окружающей среды |
6375 |
Лесное хозяйство и деревообработка |
1073 |
Производство механической техники |
1348 |
Мехатроника |
4932 |
Сельское хозяйство и производство
продуктов |
1450 |
Социальный сервис |
5617 |
Транспорт и отправление |
3010 |
Экономика и обслуживание |
14061 |
Информационное управление |
19630 |
Профили образования согласно декрету Министерства национального образования и
спорта от 26 февраля 2002года
I.5.2.7. Численность студентов и
выпускников со средним (vocational secondary
post-primary) профессиональным образованием
Таблица 7
(для молодежи)
Сфера образования |
2001/02 |
2002/03 |
2000/01 |
2001/02 |
Студенты |
Выпускники |
|||
Всего: В том числе
женщин |
787661 354581 |
591391 260045 |
195412 95405 |
196320 93468 |
Педагогика и
преподавание |
524 |
117 |
101 |
26 |
Искусство |
26367 |
24926 |
4388 |
4756 |
Социальные и
поведенческие науки |
128328 |
91831 |
37595 |
34262 |
Бизнес и
администрирование |
97743 |
89641 |
26748 |
28411 |
Физические науки |
1791 |
3780 |
498 |
1350 |
Компьютер |
2227 |
559 |
573 |
281 |
инженерия и
инженерные профессии |
251630 |
187059 |
63236 |
62205 |
Производство и
переработка |
73692 |
54167 |
22041 |
21939 |
Архитектура и
строительство |
55250 |
41105 |
10666 |
11257 |
Сельское
хозяйство, лесное и рыболовное хозяйство |
67674 |
32027 |
14035 |
12999 |
Ветеринария |
813 |
588 |
188 |
203 |
Медицина |
487 |
186 |
171 |
90 |
Социальных сервис |
5454 |
3627 |
1887 |
1517 |
Персональный
сервис |
55650 |
46424 |
8330 |
11566 |
Транспортный
сервис |
7997 |
5997 |
1969 |
2051 |
Охрана окружающей
среды |
11837 |
9181 |
2986 |
3407 |
Сервис
безопасности |
197 |
176 |
– |
– |
Сферы образования выделены согласно международному стандарту классификации
образования (ISCED 97). К физическим наукам относят физику, химию, геологию.
I.5.2.8. Численность студентов средних технических
школ (technical secondary sсhools – upper
secondary educ)
Таблица 8
(для молодежи на 2002/03 уч. год)
Сфера образования |
Абсолютная численность |
Всего: В том числе женщин |
129546 49788 |
Искусство |
843 |
Социальные и поведенческие науки |
311 |
Бизнес и администрирование |
14323 |
Физические науки |
488 |
Компьютер |
311 |
инженерия и инженерные профессии |
42394 |
Производство и переработка |
7794 |
Архитектура и строительство |
9317 |
Сельское хозяйство, лесное и
рыболовное хозяйство |
4970 |
Ветеринария |
181 |
Медицина |
59 |
Персональный сервис |
20113 |
Транспортный сервис |
1708 |
Охрана окружающей среды |
2392 |
Сферы образования выделены согласно международному стандарту классификации
образования (ISCED 97). К физическим наукам относят физику, химию, геологию.
Таблица 9
I.5.2.9. Численность студентов и выпускников со
средним специальным образованием (post-secondary educ)
Сфера образования |
2001/02 |
2002/03 |
2000/01 |
2001/02 |
Студенты |
Выпускники |
|||
Всего: В том числе женщин |
211004 131304 |
236484 142878 |
78401 53545 |
75071 49655 |
Педагогика и преподавание |
19080 |
20692 |
5031 |
4751 |
Искусство |
3531 |
4884 |
1196 |
1526 |
Гуманитарная |
– |
385 |
– |
63 |
Социальные и поведенческие науки |
29885 |
26601 |
16584 |
12313 |
Журналистика и информация |
1730 |
1447 |
803 |
649 |
Бизнес и администрирование |
33660 |
40779 |
16032 |
15422 |
Физические науки |
117 |
375 |
41 |
51 |
Компьютер |
42745 |
46446 |
11258 |
13890 |
Инженерия и инженерные профессии |
2925 |
3624 |
1038 |
988 |
Производство и переработка |
821 |
901 |
307 |
329 |
Архитектура и строительство |
4701 |
4326 |
1414 |
1437 |
Сельское хозяйство, лесное и
рыболовное хозяйство |
1831 |
827 |
548 |
202 |
Ветеринария |
8 |
21 |
– |
– |
Медицина |
22078 |
27414 |
8283 |
7799 |
Социальный сервис |
7525 |
9126 |
2065 |
2269 |
Персональный сервис |
22595 |
28567 |
8344 |
8082 |
Транспортный сервис |
737 |
789 |
249 |
137 |
Охрана окружающей среды |
664 |
916 |
268 |
247 |
Сервис безопасности |
15924 |
17896 |
4801 |
4820 |
Другая |
447 |
468 |
139 |
96 |
Сферы образования выделены согласно международному стандарту классификации
образования (ISCED 97). К физическим наукам относят физику, химию, геологию.
>Таблица 10
I.5.2.10. Численность институтов высшего образования
Системы обучения Типы школ |
2002/03 структур |
2000/01 |
2001/02 |
2002/03 |
2001/02 выпускников
(в тыс.) |
Студентов
(в тыс.) |
|||||
Всего: |
377 |
1584,8 |
1718,7 |
1800,5 |
342,1 |
Обучение: |
|||||
- дневное |
х |
693,5 |
765,3 |
824,2 |
124,4 |
- вечернее |
х |
79,0 |
82,7 |
80,3 |
15,5 |
- выходные дни |
х |
802,3 |
856,7 |
878,2 |
197,8 |
- заочное |
х |
10,0 |
14,0 |
17.,8 |
4,4 |
Университеты |
17 |
443,3 |
510,1 |
527,2 |
99,4 |
Технические университеты |
22 |
318,4 |
334,5 |
344,3 |
52,0 |
Сельскохозяйственные академии |
9 |
85,6 |
91,3 |
98,1 |
15,8 |
Академии экономики |
94 |
369,5 |
386,6 |
389,5 |
93,6 |
Школы подготовки учителей |
17 |
148,3 |
134,1 |
138,9 |
31,1 |
Академии медицины |
10 |
29,5 |
32,8 |
37,7 |
5,7 |
Торговая морская академия |
2 |
10,1 |
11,7 |
12,4 |
2,2 |
Физическая академия |
6 |
22,2 |
23,0 |
23,7 |
5,6 |
Академия искусств |
22 |
12,8 |
13,3 |
14,1 |
2,2 |
Академия богословия |
14 |
9,3 |
9,9 |
10,1 |
1,8 |
Высшие профессиональные школы |
128 |
57,4 |
99,8 |
130,1 |
12,6 |
Академии министерства национальной
безопасности |
8 |
10,1 |
10,4 |
9,6 |
1,3 |
Академии министерства внутренней
политики и управления |
2 |
2,1 |
1,9 |
1,8 |
0,6 |
Другие институты |
26 |
66,2 |
59,3 |
63,0 |
18,2 |
Высшие профессиональные школы основаны на законе о высших профессиональных
школах от 26 июня 1997 года.
I.5.3. Общая характеристика уровней
образования
Образование в Польше
обязательное до 18 лет. Основой системы образования является 12-летняя школа, в
которой первые 8 классов составляют начальную ступень. Четыре старших класса
образуют лицей. Существуют два типа лицеев – общего образования и технического.
Особое внимание уделяется развитию ремесленных и технических училищ. Диплом
лицея – необходимое условие для поступления в вуз.
После 1989 года были
открыты многочисленные негосударственные начальные и средние школы. К ним
относятся частные и приходские школы, а также «публичные» школы, деятельность
которых частично оплачивается за счет финансовых пожертвований. Открыты также
частные высшие учебные заведения. В 1999 году правительство объявило о
возможном закрытии 1000 государственных школ из-за недостатка средств [4].
Государственный надзор за
высшим образованием осуществляется Министерством национального образования и
спорта, несущим прямую ответственность за большую часть вузов и разделяющим ее
с другими отраслевыми министерствами, когда речь идет о части
специализированных вузов. Последние осуществляют также
финансирование подчиненных им вузов. Особым статусом обладают клерикальные
вузы, число которых после 1989 года возросло. Закон о высшей школе к таковым не
относит вузы, подчиненные католической церкви.
Организационная структура
вузов: коллегиальные органы – сенат и советы факультетов; органы,
представленные отдельными лицами, которые так же избираются, как ректор и
деканы. Право экспертизы по всем вопросам развития высшей школы принадлежит
Главному Совету (созданному еще в 1947 году). В него входят 50 членов, из них
35 докторов наук, 10 – не имеющих ученой степени доктора наук, а также 5
представителей от студенчества [5].
В части оценки качества и
контроля, а также стандартизации выпускных экзаменов в вузе Министерство
образования располагает лишь некоторыми элементарными полномочиями, как:
установление видов дипломов и перечня специальностей, получаемых в вузах.
Учебные планы и программы определяются самими вузами, а министерство
ограничивается контролем качества выпускных экзаменов. Главный Совет в
соответствии с законом должен разработать Каталог основных требований к
обучению в вузе. Ответственность министерства распространяется также и на
негосударственные вузы. Она ограничивается изданием обязательного Положения и
надзором за юридической стороной деятельности негосударственного вузовского
сектора.[5]
Неформальные политические
интересы вузов представлены в Конференции ректоров польских университетов, а
также Конференции ректоров специальных вузов. Кроме того, имеется ряд
исследовательских учреждений в университетах, занимающихся разработкой политики
высшего образования, науки, исследований, а также финансированием, экспертизой,
прогнозами, стратегией[5].
В Польше наряду с государственными существуют и негосударственные высшие
школы, которые начали активно образовываться после 1990 года. Негосударственные
высшие учебные заведения создаются по разрешению министра народного образования
и получают юридические права после занесения их в реестр негосударственных
вузов, который ведется Министерством народного образования и спорта.
В государственную систему
высшего образования входят классические университеты и специализированные вузы.
Между этими двумя типами высших школ имеются различия, когда речь идет о вновь
созданных или небольших вузах, не обладающих правом присвоения докторских
степеней. Особое место занимает Католический университет в Люблине, который и
прежде признавался, финансировался и поддерживался государством.
Как и в других странах
Европы, более престижными среди вузов являются университеты. Наибольшее
количество вузов находится в Варшаве, Кракове, Бреслау
и Познани.
С 1998 года стали
появляться государственные и негосударственные профессиональные высшие школы. В
них ведется профессиональное обучение студентов, квалификация которых
достаточно высока благодаря включению в программу образования обязательной
15-ти недельной практики.
Ядро негосударственных
вузов составляют экономические высшие школы, открытые объединениями,
международными фондами и частными лицами, как, например, частный вуз бизнеса и
управления в Варшаве, французско-польский вуз по новым информационным
технологиям в Познани или вуз менеджмента в Ченстохове.
Однако лишь немногие из
негосударственных вузов имеют право присвоения звания «магистр». Остальные
негосударственные высшие школы выпускают специалистов с дипломом бакалавра. Плата
на одного студента в год в негосударственных вузах составляет 250-2500 $.
Приемные экзамены в них не проводятся.
Все государственные вузы
считаются учреждениями образования на уровне университета и, как правило,
сохраняют магистерскую структуру обучения.
К высшему образованию не
относятся открытые после 1989г. колледжи (технические и языковые), которые под
контролем университетов в течение 2-3 лет обучают студентов иностранным языкам
и готовят учителей для школ.
Организация и содержание
обучения в вузе, как и ежегодный прием абитуриентов, прежде регулировались
государством. С 1989/90 учебного года вузы получили гарантированное законом
право самим принимать решения по данным вопросам, определять критерии отбора и
правила приема абитуриентов.
Существуют дневная,
вечерняя и заочная формы обучения, а также экстернат. Основная форма обучения
дневная.
Поступать в вуз могут
только лица, получившие аттестат зрелости (сдав так называемые матуральные экзамены). Правила поступления на 1-й курс
определяются автономно каждой высшей школой. Некоторые организуют вступительные
экзамены, другие принимают студентов на основе конкурса оценок аттестата
зрелости, третьи — только на основе заявления [6]
Система высшего образования
на 90% финансируется из госбюджета. Остальные 10% направляются из других
источников, так как Закон о высшей школе (1990г.) открывает отдельным вузам
возможность дополнительного самостоятельного добывания финансовых средств. В
этой связи может быть повышена плата за обучение студентов-заочников, студентов,
превысивших обычную продолжительность обучения в вузе, определена плата для
студентов из других стран. Кроме того, вузы могут сами зарабатывать средства
через исследования, диагностические работы, рецензии, услуги в экономике,
взимание платы за вечернее и заочное обучение, работы по
подрядам или сдачу в аренду помещений, что существенно стимулирует
исследования при снижающихся за последние годы государственных расходах на
образование. К вузам, которые не рассматриваются как рыночно ориентированные,
относят главным образом университеты, поскольку в них доминируют отделения
социальных и гуманитарных наук [5].
Финансирование
осуществляется:
(1). Для вузовского
обучения, подготовки студентов и молодых исследователей, а также в виде
инвестиций в строительство вузов из госбюджета.
(2). Для всех видов
исследований через Комитет по научным исследованиям.
Польское Министерство
образования инвестирует около 70% текущих расходов на содержание вузов из
средств государственного бюджета (с ориентацией на расходы предыдущего года).
Оставшиеся 30% приходятся на обеспечение научной деятельности и исследований.
Из средств, отпускаемых для обучения в вузе, 70% направляются на оплату
профессорско-преподавательского состава. Распределение средств Комитетом по
научным исследованиям осуществляется по типам вузов и отраслевому принципу, к
примеру, для сельскохозяйственных академий, технических, экономических и
педагогических вузов, университетов. При финансировании исследований в качестве
стимула установлены коэффициенты в соответствии с учеными степенями и званиями.
Примерно 50% всех финансовых средств комитета используется на исследовательскую
деятельность вузов. Оставшиеся средства направляются на гранты индивидуальным
исследовательским группам. Это составляет 30% денежных средств комитета или 7%
бюджета на высшие учебные заведения [5].
I.5.3.3.
Профессиональные звания, присваиваемые выпускникам вузов
Лиценциат — звание, получаемое после 3 — 3,5 лет обучения в
вузе.
Инженер — звание, получаемое после окончания высшего
технического учебного заведения по направлениям: техническое,
сельскохозяйственное, экономическое. Обучение длится 3,5 – 4 года.
Магистр, а также звания, равнозначные ему: магистр
образования, магистр искусств, магистр-инженер, магистр-инженер-архитектор,
врач-стоматолог или врач-ветеринар – даются после прохождения пятилетнего
стандартного курса образования. В направлении медицинских и ветеринарных наук
обучение продолжается 6 лет.
Звание
магистра
соответствующего профиля можно получить также после окончания 2 – 2,5-летнего
магистерского курса повышения квалификации. Это звание могут получить лица,
которые окончили высшие профессиональные училища со званием лиценциат или
инженер.
Для получения одной из
вышеперечисленных квалификаций студент должен сдать все учебные дисциплины и
практики, предусмотренные учебным планом, представить и защитить дипломную
работу, а также успешно сдать дипломный экзамен (соответствует нашим госэкзаменам).
Выпускник вуза получает
диплом об окончании высшего учебного заведения по определенному направлению
обучения, три выписки из экзаменационно-зачетной
ведомости, а также, по желанию, диплом на иностранном языке. [6] (дополнительно
см. приложение на польском языке)
I.5.3.4.
Научные степени и звания
Доктор — ученая степень присваивается лицу, которое после
успешной сдачи докторских экзаменов подготовило и защитило докторскую
диссертацию. Получить степень доктора наук могут лица, имеющие звание магистра или равнозначное ему. Белорусский аналог
ученой степени доктора – кандидат наук.
Доктор хабилитованы —
ученая степень дается лицу, которое уже имеет степень доктора, внесло
значительный вклад в науку или искусство, прошло процедуру хабилитации
и успешно защитило диссертационную работу (пшевуд хабилитацийный). Белорусский аналог ученой степени доктора хабилитованего — доктор наук.
В области искусства
присваиваются квалификации I и II степени, которые являются равнозначными
званиям соответственно доктора и доктора наук.
Степень доктора и доктора хабилитованого присваивается специальными подразделениями
вузов и других научных центров – специализированными советами, которые имеют
право на их присвоение.
Профессор — научное звание, присваиваемое Президентом Польской
Республики. Обладатель его именуется профессором звычайным
(обычным), в отличие от профессора надзвычайнего
(исключительного). Это звание присваивается ректором за особые заслуги в
масштабе вуза (у нас это – профессор кафедры). Должность адъюнкта в польском
вузе соответствует должности доцента в вузе белорусском, в то же время доцент в
Польше должность достаточно редкая и присваивается за особые заслуги наряду с
профессором надзвычайным. [6] (дополнительно см.
приложение на польском языке)
I.5.3.5.
Университет в современной системе образования Польши
В настоящее время
важнейшими фундаментальными свойствами университета являются автономия, свобода
ведения научных исследований и образования, продолжение европейской
гуманитарной традиции. Обращается внимание на тесные связи между научными
исследованиями и учебными занятиями по принципу Д.Г. Ньюмена,
который гласит, что высшая функция университета – занятие наукой.
Современный университет,
однако, подвергается давлению и вмешательству в пользу профессионализированной
функции и выполнения требований рынка труда. В польских университетах
продолжается, как утверждает М. Малевски [7], спор
между «мудростью и умением», что вызвано эволюцией университета от модели
общности к модели предприятия. В традиционном университете цели образования
были связаны с мудростью, в современной модели, ориентированной на подготовку
профессионалов, концентрируются вокруг умений.
Согласно мнениям,
выраженным в литературе, в настоящее время университет явно эволюционирует в
сторону рыночной модели. Он организован по образцу предприятия,
функционирование которого опирается на коммерческие рыночные критерии.
Университетское образование в этой модели является формой образовательных услуг,
адресованной потенциальным клиентам в соответствии с заявленными ими
потребностями. Коммерциализация образования делает из студента-клиента
важнейший элемент процесса образования, поэтому главным принципом этого
процесса оказывается требование образования, соответствующего потребностям
студента.
Учет
потребностей студентов ведет к тому, что в настоящее время самым важным и
высшим заданием университетского образования является гарантирование ее участникам компетенций (они относятся к конечным
результатам обучения и являются сложными умениями высшего уровня). Ключевые для современного студента компетенции следующие: учеба,
мышление, поиск, самосовершенствование, коммуникация, сотрудничество,
деятельность. Они ориентированы на развитие самостоятельности и ответственности
молодых поляков и показывают одновременно значение подготовки современных
студентов к непрерывному образованию, самообразованию и совершенствованию [7].
I.5.4. О реформах польского
образования
До сентября 1999 года
первым этапом получения образования в Польше была начальная школа-восьмилетка,
после которой можно было подумать о поступлении в так называемые посленачальные школы: средние общеобразовательные или
средние профессиональные.
Проводимая в настоящее
время реформа образования кроме изменений в программах внедряет также новые
типы школ: шестилетняя начальная школа, трехлетняя гимназия, трехлетний
профильный лицей, двухлетнее профессиональное училище и двухлетний лицей
повышения квалификации.
Косметическим изменением
структуры всё не ограничилось. Изменена школьная программа. Введены, в
частности, обязательные переэкзаменовки для учителей. Не сдавший экзамен
учитель не может быть допущен к преподаванию.
В переходный период
параллельно действуют обе системы. Система, существовавшая перед внедрением
реформы, и далее касается лиц, которые будут получать аттестат зрелости до 2004
года. Общее время учебы до момента окончания средней школы составляет от 12 до
13 лет. После окончания средней школы ученики могут приступить к матуральным экзаменам и после успешной их сдачи получить
аттестат зрелости (матура).
С 1 сентября 1999 года
польские школьники стали учиться по тем же программам, что и их европейские
сверстники. По крайней мере, так заявлялось на
официальных церемониях.
Изменения произошли
действительно радикальные. Внешне это выразилось в изменении структуры
образования.
До реформы порядок был
таков. Обязательным было обучение до 8 класса. Затем не желающие учиться могли
пойти в техникумы, училища, или начать работать.
Те, кто хотел продолжить
обучение, шли на 4 года в лицей. По окончанию лицея можно было поступить в
высшее учебное заведение (университет, академию, институт). Обучение там
длилось ещё 4 года (иногда дольше).
Таким образом, полный цикл
обучения занимал 16 лет.
Теперь же ситуация
изменилась. Обязательным является обучение только до 6 класса. Выпускники
начальной школы, 13-ти летние подростки, конечно, не устроятся на полноценную
работу, но могут зарабатывать на должностях типа «подай-принеси».
Итак, начальная школа (Szkola Podstawowa), обучение в
которой является обязательным, теперь состоит из 6 классов. Затем ребёнок
поступает в гимназию (Gimnazium), где учится еще 4
года. Физически школа и гимназия могут находиться в одном здании, и ученик все
10 лет ходит в одну и ту же школу, изменив лишь статус со «школьника» на
«гимназиста».
Следующий этап — лицей (Liceum), обучение в котором длится ещё 4 года. И после
окончания лицея, наконец, можно поступить в высшее учебное заведение, где
обучение продолжается ещё 4-5 лет (для медиков – 6 лет).
Таким образом, теперь общий
цикл обучения занимает не менее 18 лет. [8]
В реформах системы высшего
образования, предпринимаемых в 90-е годы, дело касается двух основных вопросов:
стремительного роста количества молодежи, получающей образование на высшем
уровне, сохранения и совершенствования качества образования. Эти требования
нашли свое выражение в новом законе о системе высшего образования, в котором на
первый план выдвинуты изменения в организации и управлении заведениями высшего
образования. Новый закон гарантирует возможность создания негосударственных
заведений в системе высшего образования.
С самого начала процесса
реформ в системе высшего образования длилась дискуссия о том, следует ли
создавать новый тип профессиональных вузов или же оставить инициативу в руках
существующих академических школ, которые будут обогащать свое образовательное
предложение путем введения кратких циклов образования. Это связано со спором
вокруг функций высшей школы и, в частности, с тем, обязан ли университет давать
общие знания о мире, учить творческому мышлению, формировать познавательные
способности и другие желательные свойства личности, в том числе и
воспитанность, или же давать прежде всего специальные
знания для немедленного использования в будущей работе. Несомненно, эти функции
нельзя понимать альтернативно, однако почти бесспорно, что перенесение упора на
«профессионализацию» вуза несет с собой большую опасность и, пожалуй, не самым
лучшим образом служит подготовке выпускника к будущей работе.[7]
Польское Министерство
национального образования и спорта разработало проект создания самостоятельного
сектора специальных вузов. Новый вид вузов создан на основе Закона о
специальных вузах. Его проект всесторонне обсуждался и проверялся в вузах, университетах,
Главном совете по высшему образованию и в парламентских комиссиях. Закон был
принят Польским Сеймом в мае 1997 года и утвержден Сенатом.[5]
Базой для создания
специальных вузов служат небольшие технические вузы или крупные центры
профессиональных училищ. Финансирование таких вузов осуществляется
государством, средствами общин и спонсоров. Министерство образования видит в
специальных вузах не только учреждения образования, но и в первую очередь
новаторов технического прогресса. К этому следует добавить исследовательские
работы, экспертизу технических решений и внедрение инноваций в экономику.
Продолжительность обучения в ВСУЗах составляет 7-8
семестров, причем один семестр проводится практика на
производстве. Выпускник такого вуза получит диплом и звание бакалавра или
квалификацию дипломированного инженера по той или иной специальности.после ВСУЗа его выпускники
могут продолжить обучение на степень магистра в университете или в другом вузе.
Актуальность реформирования
университетского образования обусловлена несколькими источниками. Во-первых,
хозяйственные нужды и научно-технический процесс содействуют возникновению
многочисленных негосударственных вузов, дающих образование кадрам.
Другой вопрос вытекает из
интенсивного развития вневузовских исследовательских
заведений. Это академические институты (академии наук), ведомственные и
отраслевые институты, являющиеся научной базой для промышленности и других
отраслей хозяйственной жизни. Они часто «побеждают» в конкуренции с
университетами, ибо перехватывают научных сотрудников, обладающих наивысшей
квалификацией, посредством лучших зарплат. Кроме того, они нередко располагают
лучшим и более современным оснащением и аппаратурой, а также квартирной и
материальной базой. Традиционные университеты не в состоянии,
к сожалению, конкурировать с ними ни в финансовом отношении, ни по
техническому, материальному либо квартирному вопросам [7].
Закон
о высшей школе от
Библиография используемой литературы
по теме I.5.: «Система образования Республики Польша»
2. www.poland.pl/education/structure/diagram.htm
3. www.stat.gov.pl/english/index.htm
5. В.И.Андреев,
В.А.Степанов Реформы высшего образования в постсоциалистических
странах Европы на рубеже веков. – Мн.: НИО, 2000. – 96 с.
6. www.poland.pl/education/structure.htm
7. З.П. Крушевский
Высшие учебные заведения в Польше / Ярославский педагогический вестник.
2003.№3(36)
8. www.polska.ru/polska/reformy/reforma_szkolna.html