Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования № 7 (январь – март 2004 г.)

 

II.2. ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
(в условиях децентрализованного управления)

(Аналитик Карпиевич Е.Ф.)

Представляемый аналитический материал основана на итогах стажировки автора с 19 по 25 января 2004 года в Чешской Республике.

Одним из результатов этой стажировки явилось обнаружение принципиальной проблемы — рассогласованность (или недостаточность механизмов согласования) различных уровней реформирования образовательного процесса. Данное обстоятельство проявляется в следующих аспектах:

1. Основным принципом проведения реформы образования является децентрализация управления образовательной системой. Учреждения образования становятся относительно самостоятельными. Министерство получает значительно меньше политического влияния, чем это было ранее. Большие полномочия сосредотачиваются у органов местного самоуправления. Основной целью и смыслом управления в новой ситуации является создание таких условий и механизмов, в которых школы могли и хотели изменяться изнутри. С одной стороны, это предоставляет возможности и свободу выбора: кроме автономии в области учебных планов и программ, учреждения образования становятся самостоятельными субъектами в решении финансово-хозяйственных и административно-управленческих задач. С другой стороны, реализуемые изменения в данных сферах в Чешской Республике приводят не только к открывшимся перспективам (например, превращению школы в центр развития региона), но и проблемам, сопровождающим становление местной (муниципальной) системы управления образованием. На ту самостоятельность, которую получают образовательные учреждения, необходимо адекватно реагировать новым качеством управления со стороны местных органов власти. Что не всегда случается. В частности, данная проблема проявилась в упразднении региональных центров повышения квалификации учителей (традиционно повышение квалификации педагогических работников не было централизованным), которые раньше находились в ведении Министерства. В процессе децентрализации управления образованием и реформы местного самоуправления, прежде всего по финансовым причинам, центры повышения квалификации педагогических работников оказались не включенными в систему управления и финансирования региона. В общем виде можно зафиксировать, что реформа местного самоуправления должна быть по многим аспектам согласована с образовательной реформой.
<p >2. Вторая проблема, природа возникновения которой по всей видимости также заключается в отсутствии механизмов согласования, проявляется в противоречии между требованиями Национальной программы развития образования в Чешской республике и существующим положением в системе педагогического образования. На сегодняшний день на уровне теоретических разработок, программных документов обосновывается и разрабатывается компетентностный подход к определению целей, содержания, технологий образования на всех этапах. Образование понимается не столько как приобретение знаний, но развитие интеллектуальных способностей, освоение социальных умений, духовных, моральных, эстетических ценностей.

Изменение подходов, создание рамочных программ диктует потребность в подготовке специалистов определенной квалификации. Складывается новый образ педагога-профессионала. Его кристаллизация в чешской культуре ведет к тому, что со стороны чешской педагогической общественности все чаще звучат аргументированные претензии и критика состояния педагогического образования. Педагогические факультеты, находясь в структуре университетов, ссылаются на принцип академической автономии, который не позволяет Министерству образования напрямую влиять на учебные планы и программы университетов. Во многом, оставаясь безучастными к ключевым идеям реформирования, университеты, институционально не включенные в дискуссию и разработку концептуальных и тактический положений реформы, оказываются в стороне важнейших социальных преобразований.

На сегодняшний день Министерство образования пытается организовать необходимое согласование и способствовать через него (так как механизмы прямого административного влияния не применимы в условиях реальной автономии университетов) инициированию реформ в области подготовки педагогов. Одним из актуальных предметов коммуникации на данном этапе является проект закона о педагогических работниках, который находится на стадии обсуждения.

3. Актуальной задачей реформирования, решаемой сегодня в Чехии, является преодоление большого разрыва между концептуальными разработками и реальной практикой образовательного процесса. Необходимо отметить, что реформа образования в Чехии мыслится и реализовывается прежде всего как реформа рамочная. На основе рамочной программы (которая определяет прежде всего общие минимальные требования, сформулированные языком результатов учебной деятельности, к каждой стадии обучения) школы разрабатывают свои программы, в которых осуществляют анализ состояния педагогического процесса, обосновывают учебный план, критерии и показали эффективности учебной и педагогической деятельности, по которым впоследствии их будут оценивать инспекции. Таким образом, реализуется инициатива снизу. В тоже время научно-педагогическими структурами Чехии, в частности Институтом педагогики, ведется значительная поисковая работа в направлениях, которые были определены образовательными политиками.

На сегодня стала актуальной задача интеграции результатов работы пилотных (экспериментальных) школ Института педагогики в деятельности остальных (вполне методически самостоятельных) школ. Функционально такую задачу поддержки, консультирования, обучения проектированию школьного персонала могут выполнять специально подготовленные методисты различных уровней образования. В данных условиях их функцию можно проинтепретировать как деятельность посредника в коммуникации между разработчиками (учеными) и практиками-реализаторами. Многообразие задач, которые могут решать такого рода специалисты, в общем виде можно обозначить, с одной стороны, как корректный «перевод» концептуальных разработок на язык практической деятельности, а с другой стороны, как помощь в описании, интерпретации, инновационных образовательных практик, которые зачастую стихийно возникают в образовательном процессе, но усилиями самих учителей, преподавателей не всегда могут быть технологизированы.

В практическом преломлении, на примере опыта Чешской Республики, среди задач, которые требуют оперативного решения, выделяется:

разработка методических материалов (пособий, рекомендаций), которые бы помогали школам готовить свои программы реформирования;

модерация процесса стратегического планирования, осуществляемого педагогическим коллективом образовательного учреждения;

экспертиза школьных программ развития, учебных планов, различного рода научно-методических разработок.

Следует отметить, что на сегодняшний день такой «посреднический» функционал институционально и содержательно не обеспечен. Это обстоятельство ведет не только к обесцениванию научных разработок, но и к стагнации процессов обновления педагогической практики.



Назад



Hosted by uCoz