Центр проблем
развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
Аналитический обзор международных
тенденций развития высшего образования № 7 (январь – март 2004 г.) |
ВВЕДЕНИЕ
«Аналитический обзор № 7»
открывает собой новую серию сравнительных исследований, организованную Центром
проблем развития образования БГУ в 2004 году по инициативе ректора Белорусского
государственного университета профессора В.И. Стражева. Всего в этом году
предполагается выпуск четырех номеров аналитических материалов.
В настоящем обозрении
рассматриваются состояние и международные тенденции развития систем образования
Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Литвы, Польши, России, а также
представлено рефлективно-критическое отношение к образованию Чехии в новом для
аналитической работы Центра разделе «Образовательные инновации: проблемы и
перспективы».
Начатая работа представляет
собой попытку представления белорусского образования, в том числе и
университетского, в контексте образовательных изменений в странах ближнего
зарубежья и тех регионах, в жизни которых просматривается общая с Беларусью
судьба. Речь идет о странах, решающих проблемы переходного периода, когда
образовательные изменения в большей степени, чем когда либо,
начинают влиять на жизнь общества, когда резко возрастает публичный интерес к
образованию, а значит и более заметными становятся действия педагогического
персонала, значительно возрастает риск и цена каждого управленческого действия.
Вот почему в качестве одной
из задач исследовательской группы стал анализ ошибок и проблем реформаторских
действий в области образования, которые сегодня фиксируются как внешними
наблюдателями, так и самими реформаторами. Попытка такого рода анализа
предпринята во второй части предлагаемого читателям обозрения, реализующей опыт
локальной экспертизы образовательных изменений в Чешской Республике.
Первая же часть настоящего
обзора ориентирована на сопоставление образовательных систем стран переходного
периода, описание их структуры, общих принципов осуществления образовательной
политики, правового обеспечения изменений режима функционирования и развития
образования.
В последующих аналитических
обзорах предполагается аналитика:
— трансформаций высшего
(университетского) образования с
— смены приоритетов в
образовательной политике за этот же период (№ 9, сентябрь);
— сравнительного анализа
моделей трансформации образовательных систем и университетского образования (№
10, декабрь).
Аналитическая группа не фиксирует
жестко свою позицию, стремясь сохранить у читателя возможность собственного
выбора и критической оценки. Вместе в тем, общий пафос осуществляемой работы состоит в поиске
образованием Беларуси собственного достойного места в семье европейских народов,
нахождением своего «необщего выражения лица», что в первую очередь сообразуется
устроителями с определением и утверждением миссии современного университета. Из
этого следует, что фокус аналитического зрения помещен в университет, который
совершает одновременное двойное действие: мироописание и самоописание.
Организаторы первого в 2004
году выпуска аналитического обзора (и седьмого в практике подобной работы)
рассчитывают на конструктивное участие в обозначенной компаративистской работе
читателей предложенных материалов, ожидая откликов как на весь выпуск в целом,
так и на его отдельные разделы и фрагменты. Особый интерес для аналитической
группы могли бы представлять опыты локальных экспертиз образовательных
практик наших партнеров, которые мы с удовольствием разместим на
страницах последующих аналитических обозрений.
Заместитель директора Центра проблем развития
образования БГУ
А.А. Полонников
Руководитель аналитической группы А.М. Алтайцев