Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования № 7 (январь – март 2004 г.)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

«Аналитический обзор № 7» открывает собой новую серию сравнительных исследований, организованную Центром проблем развития образования БГУ в 2004 году по инициативе ректора Белорусского государственного университета профессора В.И. Стражева. Всего в этом году предполагается выпуск четырех номеров аналитических материалов.

В настоящем обозрении рассматриваются состояние и международные тенденции развития систем образования Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Литвы, Польши, России, а также представлено рефлективно-критическое отношение к образованию Чехии в новом для аналитической работы Центра разделе «Образовательные инновации: проблемы и перспективы».

Начатая работа представляет собой попытку представления белорусского образования, в том числе и университетского, в контексте образовательных изменений в странах ближнего зарубежья и тех регионах, в жизни которых просматривается общая с Беларусью судьба. Речь идет о странах, решающих проблемы переходного периода, когда образовательные изменения в большей степени, чем когда либо, начинают влиять на жизнь общества, когда резко возрастает публичный интерес к образованию, а значит и более заметными становятся действия педагогического персонала, значительно возрастает риск и цена каждого управленческого действия.

Вот почему в качестве одной из задач исследовательской группы стал анализ ошибок и проблем реформаторских действий в области образования, которые сегодня фиксируются как внешними наблюдателями, так и самими реформаторами. Попытка такого рода анализа предпринята во второй части предлагаемого читателям обозрения, реализующей опыт локальной экспертизы образовательных изменений в Чешской Республике.

Первая же часть настоящего обзора ориентирована на сопоставление образовательных систем стран переходного периода, описание их структуры, общих принципов осуществления образовательной политики, правового обеспечения изменений режима функционирования и развития образования.

В последующих аналитических обзорах предполагается аналитика:

— трансформаций высшего (университетского) образования с 1991 г. (№ 8, июнь);

— смены приоритетов в образовательной политике за этот же период (№ 9, сентябрь);

— сравнительного анализа моделей трансформации образовательных систем и университетского образования (№ 10, декабрь).

Аналитическая группа не фиксирует жестко свою позицию, стремясь сохранить у читателя возможность собственного выбора и критической оценки. Вместе в тем, общий пафос осуществляемой работы состоит в поиске образованием Беларуси собственного достойного места в семье европейских народов, нахождением своего «необщего выражения лица», что в первую очередь сообразуется устроителями с определением и утверждением миссии современного университета. Из этого следует, что фокус аналитического зрения помещен в университет, который совершает одновременное двойное действие: мироописание и самоописание.

Организаторы первого в 2004 году выпуска аналитического обзора (и седьмого в практике подобной работы) рассчитывают на конструктивное участие в обозначенной компаративистской работе читателей предложенных материалов, ожидая откликов как на весь выпуск в целом, так и на его отдельные разделы и фрагменты. Особый интерес для аналитической группы могли бы представлять опыты локальных экспертиз образовательных практик наших партнеров, которые мы с удовольствием разместим на страницах последующих аналитических обозрений.

Заместитель директора Центра проблем развития образования БГУ
А.А. Полонников
Руководитель аналитической группы А.М. Алтайцев




Назад



Hosted by uCoz