Центр проблем
развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
Аналитический
обзор международных тенденций развития систем образования № 8 ( апрель – июнь 2004 г.) |
Часть II. ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО
(УНИВЕРСИТЕТСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ СТРАН СНГ И БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ
ПЕРИОД
1. ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО (УНИВЕРСИТЕТСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ В
АЗЕРБАЙДЖАНЕ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
(Аналитик
Корбут А.М.)
1.1. Высшее образование как объект
культурной политики в Азербайджане
Система высшего образования
в Республике Азербайджан, согласно Закону об образовании, принятому в 1992
году, строится по модели западноевропейских высших учебных заведений. Это
связано, прежде всего, с тремя моментами.
Во-первых, сразу после
распада Советского Союза наметилась тенденция к достаточно радикальному
пересмотру всех заложенных в советской образовательной системе принципов.
Желание противопоставить новый, самостоятельный «курс» образовательной (и не
только) политики курсу прежнему породило стремление к поиску новых форм
организации деятельности и структуры высших учебных заведений.
Во-вторых, — путь
исламизации или «туркизации», то есть заимствование турецкой образовательной
системы. Но этот путь, несмотря на всю его историческую и культурную
обоснованность, оказался достояно ограничен, поскольку
предполагал частичный отказ от той самобытности, на развитии которой и
строились во многом попытки решения вопроса о дальнейшей судьбе высшего
образования [4].
В-третьих, — наличие
нефтяных и газовых ресурсов. Данный момент сделал Азербайджан особенно
привлекательным для иностранных инвестиций и компаний, в первую очередь, —
американских. Усиление присутствия западных фондов и организаций в регионе привело в том числе к большей ориентации на западные формы
образования, в силу необходимости подготовки специалистов, способных
сотрудничать с западными коллегами, а также достижения согласованности между и
возможности взаимной конвертации дипломов и степеней [6]. Появление новых
программ по подготовке специалистов в области энергетики также стимулировало
принятие западной формы организации образования.
Наравне с другими
государствами данного региона, для Азербайджана характерен высокий уровень
грамотности населения и сравнительно высокие образовательные стандарты.
Наиболее известными и разработанными (еще со времен СССР) образовательными
программами являются программы подготовки специалистов для газовой и нефтяной
промышленности. Однако на сегодняшний день большинство высших учебных заведений
испытывают недостаток ресурсов. Наиболее сложными проблемами являются оплата
преподавательского труда и привлекательность преподавания как сферы
профессиональной деятельности для талантливых выпускников (средняя зарплата
преподавателя — 20 долларов в месяц). Кроме того, следует отметить значительный
износ инфраструктуры в силу сокращения бюджетного финансирования. Необходимо
также обратить внимание на большие сложности в отношении создания качественных
учебных материалов, например, учебников и хрестоматий. Еще одна проблема —
недостаток компьютеров и программного обеспечения, усугубляемый высокой
стоимостью доступа в Интернет, что закрывает перед большинством работников
академической сферы и студентов возможность пользования сетевыми
информационными ресурсами [5].
1.1.1. О качестве частного и государственного высшего образования в
Азербайджане в условиях становления рыночных отношений
Сегодня в Республике
Азербайджан уже достаточно распространено частное образование. Однако, в
отличие от большинства других стран региона, качество преподавания в
государственных вузах как правило выше, чем в
негосударственных. Например:
а) практически все, кто
получает наивысшие отметки на государственном приемном экзамене, учатся в
государственных учреждениях;
б) студенты Бакинского
государственного университета и Института иностранных языков обнаруживает более
высокий уровень при сдаче TOEFL (экзамен по английскому языку как
иностранному).
Вскоре после обретения
независимости правительство Азербайджана осознало необходимость приспособления
образовательной системы к потребностям смешанной рыночной экономики, что нашло
отражение в Законе об образовании. На данный момент Министерство образования
непосредственно курирует 20 высших учебных заведений. Остальные находятся в введении других министерств и комитетов, которые по
большей части следят за специализированными вузами. Государственный комитет по
приему студентов осуществляет планирование и контроль уровня приема студентов как в государственные, так и в частные вузы.
Начиная с 1999 Министерство образования начало осуществление образовательной
реформы при поддержке Всемирного банка, ЮНИСЕФ и фонда ТАСИС. Однако системы
высшего образования по-прежнему остается значительно централизованной.
В связи с изменением роли
высшего образования в азербайджанском обществе и культуре намечаются некоторые
перспективные направления дальнейшего, требующие первоочередного внимания. В
числе прочих выделяют следующие задачи [1]:
1) Увеличение возможностей
получения качественного образования не только в Азербайджане, но и за рубежом.
2) Дифференциация и
диверсификация как размещения учебных заведений всех уровней и ступеней на
территории республики, так и предлагающихся образовательных программ,
специальностей, а также форм образования.
3) Выявление перспективных
направлений образования на основе программирования и планирования рынка,
перепрофилирование и создание новых видов образования и типов учебных
заведений, отвечающих потребностям экономики, социальной сферы, и, конечно же,
образовательным запросам населения.
4) Коммерциализация и
развитие сети дополнительного, в том числе, профессионального образования, а
также расширение внутрифирменной подготовки и переподготовки специалистов.
5)
Внедрение образовательных программ, позволяющих получать образование по частям,
чередуя очное образование с работой и заочным (дистанционным) образованием и
выходить на получение сертификата в течение определённого времени.
1.2. Внутренние особенности организации
высшего образования в Азербайджане
В Азербайджане студенты
обычно начинают обучение в вузах после окончания одиннадцатилетней школы.
Поступление в вузы происходит путем сдачи вступительных тестов, разрабатываемых
Государственной комиссией по приему студентов. И государственные и частные вузы
предлагают четырехлетние программы по подготовке бакалавров. Большинство
государственных и некоторые частные вузы предлагают также двухлетние программы
подготовки магистров и докторские программа. Естественно, как отмечают
многие, самые талантливые и успешные студенты (т.е. те, кто успешнее всего
сдает экзамены) предпочитают поступать в наиболее престижные вузы. Содержание
программ подготовки бакалавров и магистров определяется государственными
стандартами высшего профессионального образования., которые
устанавливают:
1) минимальные требования к
учебным планам;
2) организационную структуру;
3) пропорцию соотношения преподавательского состава и студентов;
4) защиту независимости и академической свободы.
Исторически сложилось так,
что базовые учебные планы в вузах Азербайджана значительно отличаются от
западных учебных планов. В учебные планы азербайджанских вузов входят:
общегуманитарные и
социально-экономические дисциплины (20 процентов);
естественные и прикладные науки (10 %);
вводные специализированные предметы (42 %);
специализированные предметы (16 %);
предметы по выбору (12 %).
В целом, сегодня
образовательная система Азербайджана сталкивается с несколькими трудностями:
— Переход
от преподавания на русском к преподаванию на азербайджанском требует создания
новых учебников, которых сегодня катастрофически не хватает. Причем новые учебники необходимо менять не только переводя их на азербайджанский язык, но и
радикально меняя содержание, которое должно соответствовать новым учебным
планам [3; 5].
— Отмечается нехватка
компьютерного оборудования и программного обеспечения, а также высокая
стоимость доступа в Интернет. Тем не менее, в данной сфере намечается довольно
быстрый рост в первую очередь благодаря деятельности ряда зарубежных фондов
[3].
— Качество высшего
образования ограничено локальными корректировками учебных планов под текущие
нужды. Общей политики и единого представления о том, как необходимо менять и согласовывать
учебные программы, нет. При наличии управленческой централизации отсутствует
реальный механизм обеспечения контроля и совершенствования качества образования
[3].
— Слабая развитость систем
подготовки и повышения квалификации преподавателей и профессоров. Частично эта
проблема решается за счет программ международных обменов и стажировок, однако в
некоторых случаях это может усугублять проблему, поскольку не стажировки в
западных вузах оказываются способом повышения квалификации, а повышение квалификации
становится путем в получения права стажироваться в западном университете или
институте.
— Падение среди
абитуриентов интереса к естественнонаучным специальностям и рост поступающих на
специализации гуманитарного профиля. Наибольший скачок такого рода произошел в
области экономических дисциплин. При этом за 10 лет (1990—2000) число
поступающих на промышленные и сельскохозяйственные специальности снизилось на
25 процентов, что объясняется низким престижем и уровнем заработной платы этих
профессий. Кроме того, низкий уровень приема на естественнонаучные
специальности определяется тем, что в течение последних шести лет только 0,2
процента бюджета страны отводилась на развитие науки. Вообще же,
востребованность научных работников можно проследить по таким данным (Таблица
1) [9]:
|
Работники,
занимающиеся научными исследованиями |
из них: |
|
докторов наук |
кандидатов наук |
||
Всего |
29933 |
1482 |
8241 |
из них: государственный
сектор сектор бизнеса вузы |
13561 2748 10624 |
692 44 746 |
3309 303 4629 |
— Еще одной проблемой, с
которой пришлось столкнуться системе высшего образования Азербайджана (впрочем,
эта ситуация характерна для всех постсоветских государств, где после обретения независимости
произошло снижение уровня контроля государством за деятельностью вузов), стала
проблема коррупции. Причин у этого явления множество (одна из центральных,
естественно, — низкий уровень оплаты труда преподавателей и чиновников), однако
с ним невозможно бороться путем ужесточения санкций и наказаний. Нужно
развивать демократические механизмы организации деятельности вузов. В Азербайджане таким «антикоррупционным» механизмом стала
Государственная комиссия по приему студентов, ставшая реальным эффективным
средством борьбы со злоупотреблениями в самом сложном в этом плане элементе
образовательной системы — поступлении в вуз [7]. Государственная
комиссия по приему студентов занимает особое место в системе образования. Она
полностью самостоятельна и подчиняется напрямую президенту Азербайджанской
Республики. Ее функции [2]:
– централизованное
проведение приема студентов, разработка правил приема студентов в высшие и
средние специальные учебные заведения, проведение экзаменов, подготовка и
проведение организационных, научно-методических и проектных работ и
компьютерных технологий для этих целей в соответствии с государственной
политикой Азербайджанской Республики;
– подготовка предложений на
основе системного анализа и прогнозирования развития высшего и среднего
специального образования на основе результатов вступительных экзаменов;
– исследование потребности
в специалистах и подготовка предложений об изменении и усовершенствовании
структуры образования и номенклатуры специальностей;
– проведение на основе
тестовой системы других аттестационных мероприятий, порученных государством.
Таким образом,
Государственная комиссия по приему студентов сосредоточила на себе все основные
функции, связанные с организацией поступления студентов в вузы, благодаря чему
исчезло одно из основания коррумпированности в системе высшего образования
Азербайджана, а также появился механизм более объективного оценивания уровня
подготовки поступающих.
1.2.1. Направления развития высшего профессионального образования
Азербайджана
Для решения отмеченных и
ряда других трудностей некоторые исследователи предлагают сосредоточиться на
таких направлениях дальнейшего развития системы высшего профессионального
образования [1]:
— Создание особого
стипендиального фонда для дополнительного финансирования обучения тех
студентов, которые хотят выбрать специальности, приоритетные для государства.
Его размеры, в свою очередь должны обеспечивать не только стимулы для
студентов, но и материальные потребности подготовки специалистов в области
искусства, а также по капиталоёмким естественнонаучным направлениям и
специальностям.
— Создание университетских
комплексов как нового типа учебных заведений, в которых могут быть
интегрированы различные разно профильные учебные заведения среднего и
профессионального высшего образования, учреждений дополнительного
профессионального образования и других образовательных учреждений. В рамках
комплексов следует разработать сопряжённые образовательные программы разных
уровней профессионального образования с целью обеспечения повышения качества
подготовки и сокращения образовательной траектории. Функционирование же
университетских комплексов может обеспечить, во-первых, повышение качества
преподавания в колледжах и профессиональных училищах (преподаватели колледжа
или училища становятся членами вузовских кафедр), в силу чего, у них появляется
круг профессионального общения и создаются перспективы профессионального роста.
Во-вторых, повышение социального статуса и социальной мобильности студентов и
преподавателей колледжей и техникумов и других профессиональных учебных
заведений. В-третьих, повышение гибкости структуры профессионального
образования, возможность быстрой адаптации к изменениям рынка труда. В-четвёртых,
рост эффективности использования материальных и кадровых ресурсов, более
быструю и гибкую адаптацию системы профессионального образования к изменениям
рынка труда.
—
Необходимо развивать непрерывное дополнительное и послевузовское профессиональное
образование. Государство, в свою очередь, должно поддерживать структурные и
содержательные преобразования в дополнительном профессиональном образовании.
При этом, приоритетным направлением должно стать
развитие высших учебных заведений, осуществляющих дополнительное и
послевузовское профессиональное образование.
1.3. Высшее образование Азербайджана
и рыночные отношения
Занятость — одна из
основных проблем социально-экономического развития в странах с переходной экономикой.
Переход от полной занятости, основанной на низкой эффективности и социальных
гарантиях, к рыночной экономике предполагает полною свободу труда и выбора
профессии. Согласно трудовому законодательству Азербайджанской Республики,
подростки до 14 лет могут работать лишь на основе индивидуального контракта
либо при наличии письменного разрешения родителей, юноши до 18 лет не имеют
права работать на вредных, тяжелых, опасных и подземных работах и принимаются
на работу только после прохождения медицинского обследования, работники в
возрасте 16—18 лет могут трудится лишь 36 часов в
неделю, а возрасте 14—16 — только 24 часа.
За период с 1990 по 1998
годы экономически активное население Республики выросло с 3703 до 3743,8 тысяч,
т.е. на 40,8 тысяч человек. Значительную долю экономически активного населения
составляют трудоспособные лица. Отмечается сокращение числа наемных рабочих и
увеличение числа рабочих, работающих без заключения договора. Еще одна отличительная особенность — снижение занятости в государственном
секторе и увеличение занятости в негосударственном (в 1994 — 1440,8 тысяч, в
1998 — 1992 тысячи). Подобное изменение в соотношении
государственного и негосударственного секторов экономики объясняется
возникновением альтернативных форм занятости, а также изменениями в сфере
бизнеса, направленными на установление мультиструктурной экономики. Хотя
государство по-прежнему остается основным работодателем, наблюдается
постепенный рост потребности в рабочей силе со стороны местных и зарубежных
бизнесменов. Для высококвалифицированных работников возникает реальная
возможность выбора между государственным и негосударственным секторами и
соответствующей оплатой труда.
Экономика Азербайджана в
течение многих лет имела излишки трудовой силы и характеризовалась высоким
уровнем трудовых ресурсов, не занятых в государственном производстве. В 1998
году молодежь в возрасте 18—30 лет составляла 25,9 % всего населения страны.
Согласно официальным данным за период с 1991 по 1998 годы количество
зарегистрированных работников в возрасте 18—29 лет увеличилось с 1506 до 20883
человек. В целом занятость за это время возросла с 37,9 % до 49,3 %, при этом
значительную часть работников составляют женщины (817 и 12379 соответственно)
[10].
В 1998 году в агентства по
занятости обратились 53427 человек в возрасте 16—29 лет, что составляет 25,7 %
всех обративших в поисках работы. 5497 человек (23,2 %) из них получили работу
[10].
Как
отмечают некоторые специалисты, современная система высшего образования в
Азербайджане, несмотря на увеличение доли в ней частного образования, которое
более мобильно и ориентировано на рынок, все же не достаточно оперативно и
эффективно реагирует на потребности общества и промышленности. В высших учебных
заведениях же должен быть сосредоточен основной потенциал модернизационного
развития государства. Для обновления структуры высшего профессионального
образования, его адаптации к потребностям общества и экономики необходимо
создание механизма трансляции потребностей семей, предприятий и конечно же, государства и учета их в непосредственном
учебном процессе. Это, конечно же, требует более гибкой системы
функционирования вузов. Также было бы эффективно усиливать роль механизма
реализации государственных приоритетов в профессиональном образовании, то есть
формирование кадрового запроса для развития перспективных рынков и технологий,
подготовка кадров для тех отраслей, которые ещё не начали предъявлять широкого
платежеспособного спроса на выпускников [1].
1.4. Связь высшего образования со
школьным обучением
Хотя прием в
специализированные средние и профессионально-технические школы в последние годы
оставался примерно на одном уровне, среди выпускников этих школ за последние
десять лет наблюдался более высокий уровень безработицы, чем среди выпускников
этих и иных типов школ прежних лет. Отсюда можно сделать вывод о том, что эти
школы более слабо адаптированы к потребностям рынка труда, нежели более общие школы. Это совпадает с тенденциями,
отмечающимися в рыночных экономиках по всему миру. Если учесть, что
профессионально-технические школы обычно более затратны, чем
общеобразовательные, возникает вопрос о том, стоит ли их сохранять?
Эффективное государственное
финансирование означает достижение набольшего эффекта (внешняя эффективность) и
оптимизацию комбинации выходов с достижением наивысшего качества минимальной
ценой (внутренняя эффективность). Внешняя эффективность может быть достигнута
за счет большей концентрации средств в общем образовании и снижения затрат на
профессионально-технические школы. Однако потенциал внешней эффективности
достаточно ограничен. Гораздо более важной представляется внутренняя
эффективность, которую можно повышать за счет, например, уменьшения числа
преподавателей по сравнению с количеством студентов, что позволяет увеличивать
зарплату оставшимся преподавателям и этим мотивировать их к преподаванию и
снижать их потребность в поиске дополнительных источников заработка. В целом
государственное финансирование должно более-менее равномерно распределятся
между различными ступенями образования.
В целом государственное
финансирование концентрируется там, где можно предоставить максимальный уровень
высококачественного общего образования. Это означает большее внимание к
общеобразовательным школам. В Азербайджане 70 государственного финансирования
уходит в начальное и среднее образование. Однако перемещение основного акцента
из области профессионально-технического и высшего образования в область
среднего образования обладает может дать лишь
ограниченный эффект.
Заметное уменьшение бюджетного
финансирования порождает следующие реакции со стороны школ и вузов, призванные
исправить положение дел:
— Децентрализация
финансирования и перенесение его на районный уровень.
— Увеличение различного
рода платных услуг, как официальных, так и неофициальных.
— Снижение затрат, главным
образом за счет урезания заработной платы преподавателям, а также экономии на
учебных материалах и литературе [5].
Однако
подобные меры способны заметно ухудшить ситуацию. Гораздо более позитивными и
эффективными представляются такие изменения, которые смогут исправить положения
за счет переструктурирования существующей системы и создания более широких
образовательных комплексов, требующих гораздо более низких затрат по сравнению
с поддержанием имеющейся системы разрозненных учебных заведений. В отношении средней школы это может означать такую ее
переориентацию, которая позволит более эффективно готовить учащихся к
дальнейшей профессиональной деятельности и учебе путем, например, расширение
возможностей и повышения эффективности профильного обучения за счёт интеграции
образовательных школ и организации их взаимодействия с учебными заведениями
начального и среднего профессионального образования, то есть создание
межшкольных комплексов на уровне старшей школы (школа—ПТУ, школа—ССУЗ и
др.) [1].
1.5. Интернет-технологии и
дистанционное образование в вузах Азербайджана
Большинство студентов
азербайджанских вузов пользуются компьютерами, хотя количество их очень ограничено
и используются они в основном для набора текстов. Огромную помощь оказывают
зарубежные фонды. Например, компания «Эксон» совместно с Институтом «Открытое
общество — Азербайджан» и Госдепартаментом США помогли Государственной нефтяной
академии полностью оснастить одну из ее лабораторий компьютерами.
Бакинский государственный
университет (более 300 компьютеров на 14000 студентов), при поддержке Института
«Открытое общество — Азербайджан» и программы IREX/IATP создал ресурсный центр
для совершенствования развития информационных технологий в высшем образовании.
Преподаватели университетов в и вузов
страны обучаются здесь базовым навыкам работы с компьютером и в Интернете и
затем уже обучают этому других.
В Азербайджанском
международном университете 400 компьютеров на 6000 студентов.
Институт «Открытое общество
— Азербайджан» в сотрудничестве с компаниями IREX/IATP и «Эксон» создал в Баку
5 ресурсных интернет-центров для вузов республики, располагающихся в Бакинском
государственном университете, Медицинском университете, Хазарском университет,
Западном университете и Техническом университете [8].
В 2001 году в
Азербайджанском государственном экономическом университете был запущен первый
дистанционный факультет повышения квалификации и переподготовки. На данный
момент на нем учатся 50 студентов.
Хазарский университет
совместно с западным университетом и IREX организовал курс дистанционного обучения по теме «Международные переговоры» (стартовал
осенью 2001 года).
Наблюдается постепенное
увеличение роли информационно-коммуникационных технологий в образовании. Вузы
используют информационные технологии не только для образовательных, но для
маркетинговых целей. Частные университеты, в силу особенностей их
финансирования, гораздо быстрее внедряют информационные технологии в свою
деятельность. Создаются веб-сайты университетов. Некоторые университеты,
например, Хазарский, используют свои веб-сайты для
электронного приема документов.
Кавказский университет
разрабатывает беспроводную сеть для 11 вузов Азербайджана.
В 2000 году Хазарский
университет предоставил первый курс по электронной коммерции под руководством
профессора из Университета штата Калифорния (США). Обучение в рамках этого
курса основывается на активном использовании электронной учебной оболочки WebCT.
1.5.1. Информационно-компьютерная оснащенность государственных вузов и школ
Азербайджана
На сегодняшний день данные
по оснащенности государственных вузов и школ таковы [9]:
Школы:
Число школ — 3148.
Число компьютеров в школах — 7988.
Число школ с компьютерными классами — 834.
Процент школ с компьютерными классами — 26,5.
Число компьютеров на одну школу — 2,5.
Число учащихся — 350.000.
Число учащихся на один компьютер — 14.
Государственные
университеты:
Число государственных университетов — 20.
Число компьютеров в университетах — 1739.
Число университетов с компьютерными классами — 18.
Процент университетов с компьютерными классами — 90.
Число компьютеров на один университет — 80.
Число студентов — 79000.
Число студентов на один компьютер — 12.
Обычно компьютеры оснащены
процессором Pentium, однако во многих школах по-прежнему используют старые ПК
486 и 386.
52 школы и 10 университетов
имеют LAN.
31 школа и 15 университетов
имеют доступ к Интернету.
В школах 5—10% учителей и
20% учеников пользуются компьютерами. В университетах ими пользуются 70 %
студентов и 20 % преподавателей.
Достаточно
неплохо развита система информационных центров. Например, в Баку функционирует
Бакинский центр образовательной информации, который принимает 1500 посетителей
ежемесячно. В Центре предоставляется информация о стажировках, грантах,
конференциях. Здесь же можно пользоваться англоязычной литературой. Так же при
Бакинской академии музыки действует Центр художественной информации, которые
предоставляет сведения о международном художественном мире [8].
Библиография используемой литературы
по теме 1. «Трансформации высшего (универсиетского) образования в Азербайджане
в постсоветский период»
1. Алиева
С. Н. Структурная реформа системы образования современного Азербайджана.
2. Функции Государственной
комиссии по приему студентов Азербайджанской Республики.
3. Athukorala S. L., Reid B. Diagnostic
study of accounting and auditing practices in Azerbaijan.
4. Behar B. E. Turkism in Turkey and Azerbaijan in
the 1990s.
5. Burnett N., Cnobloch R. Public spending on education in the CIS-7
countries: the hidden crisis.
6. Catterall J. S., McGhee R. Jr. The emergence of private postsecondary
education in the former Soviet Republic of Azerbaijan // International Higher
Education. — 1996. — № 5. — Pp. 3—5.
7. Chapman
D. Corruption and the education sector.
9. Towards a knowledge-based economy — Azerbaijan:
country readiness assessment report.
10. Youth at transition period in
Azerbaijan Republic.