Аналитический обзор международных тенденций развития университетского образования № 6. Стратегические ориентиры развития высшего образования и место университета в системе образования стран мира. ЮНЕСКО о высшем образовании. Центр проблем развития образования БГУ

Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

 

Аналитический обзор состояния и международных тенденций развития систем образования

 

№ 8 ( апрель – июнь 2004 г.)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

РЕЗЮМЕ

 

Часть I. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕСТО УНИВЕРСИТЕТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ СТРАН МИРА (в документах, концепциях, политике международных организаций и ведущих стран)

1. ЮНЕСКО О ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

 

1.1. Конференция, посвященная определению основных направлений перемен в высшем образовании XXI в. (Палермо, 24-27 сентября 1997 г.).

1.2. "Обучение - сокрытое сокровище: доклад ЮНЕСКО Международной комиссии по образованию для XXI в."

1.3. Всемирная конференция ЮНЕСКО "Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры" (Париж, 5-9 октября 1998 г.)

1.3.1. Отношения высшего образования и государства. Проблема нового прочтения академической свободы и университетской автономии в обществе ХХI века.

1.3.2. Некоторые задачи и миссии высшего образования в современном обществе.

1.3.3. Два основных подхода к высшему (университетскому) образованию XXI века.

1.3.4. Идеи Всемирной декларации об университете как центре непрерывного образования и регионального развития.

1.3.5. О двух концепциях участия государства в высшем образовании: неолиберальной концепции "дохода от образования" и концепции "социальной пользы".

 

2. ВСЕМИРНЫЙ БАНК

 

2.1. Образование в странах с переходной экономикой: задачи развития. Доклад Всемирного Банка, (2000 г.)

2.2. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. Доклад Всемирного Банка (2001 г.)

2.2.1. Общая характеристика содержания доклада

2.2.2. Университет как научно-образовательно-промышленный комплекс.

2.2.3. Университеты и модель непрерывного образования

2.2.4. "Меняющийся ландшафт высшего образования"

2.2.5."Новые формы организации и функционирования вузов"

2.2.6. Приложение А. Новые проблемы, стоящие перед системами и учреждениями высшей школы

 

3. ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

3.1. "Многообещающий рынок"

4. МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ

 

4.1. Складывание модели инновационно-предпринимательского университета

 

5. СОВЕТ ЕВРОПЫ (1949 г.). КОМИССИЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

5.1. "Проект Рекомендаций Комитета Министров к странам-членам Совета Европы относительно среднего образования" (1998 г.)

 

6. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

 

6.1. Меморандум непрерывного образования Европейского союза (проект)

Библиография используемой литературы по Части I "Стратегические ориентиры высшего образования и место университета в системе образования стран мира"

 

Часть II. ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО (УНИВЕРСИТЕТСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ СТРАН СНГ И БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

1. ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО (УНИВЕРСИТЕТСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

 

1.1. Высшее образование как объект культурной политики в Азербайджане

1.1.1. О качестве частного и государственного высшего образования в Азербайджане в условиях становления рыночных отношений

1.2. Внутренние особенности организации высшего образования в Азербайджане

1.2.1. Направления развития высшего профессионального образования Азербайджана

1.3. Высшее образование Азербайджана и рыночные отношения

1.4. Связь высшего образования со школьным обучением

1.5. Интернет-технологии и дистанционное образование в вузах Азербайджана

1.5.1. Информационно-компьютерная оснащенность государственных вузов и школ Азербайджана

Библиография используемой литературы по теме 1. "Трансформации высшего (университетского) образования в Азербайджане в постсоветский период"

 

2. ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО (УНИВЕРСИТЕТСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

2.1. Политические вызовы реформирования системы высшего образования в Республике Беларусь

2.2. Диверсификация ВУЗов. Государственные и негосударственные секторы в системе высшего образования РБ

2.3. Проблема обеспечения преемственности между средней и высшей школой

2.4. Международное сотрудничество Республики Беларусь в области высшего образования.

2.5. Взаимодействие образования, науки, производства

Библиография используемой литературы по теме 2. "Трансформация высшего (университетского) образования в постсоветский период в Республике Беларусь"

 

3. ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО (УНИВЕРСИТЕТСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

 

3.1. Общие оценки результатов реформирования образовательной системы Казахстана (90-е годы)

3.1.1. Реформирование законодательной и нормативной базы

3.2. Приоритетные направления развития образования и науки Казахстана

3.3. Взаимодействие между школами и вузами

3.3.1. Изменение принципов приема в вузы

3.4. Образовательная система Казахстана в контексте глобализации

3.5. Анализ основных подходов в трансформации системы образования Республики Казахстан

3.5.1. "Доктринальная модель" реформирования образования. Проблемы и критические точки процесса государственной стандартизации высшего образования.

3.5.2. Централизация учебных программ: плюсы и минусы.

3.6. Формы организации учебного процесса в университете. Роль самостоятельной работы.

3.6.1. Стратегии контроля над образовательным процессом.

3.7. Общий вывод

Библиография используемой литературы по теме 3. "Трансформации высшего (университетского) образования в Республике Казахстан в постсоветский период"

 

4. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО (УНИВЕРСИТЕТСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛЬШЕ (1990-2003 гг.)

 

4.1. Общая характеристика трансформаций высшего образования в Польше

4.1.1. Изменения юридического статуса вузов Польши в новых условиях

4.1.2. Трансформации типов вузов в Республике Польша

4.2. Частное высшее образование в Польше

4.2.1. Масштабы распространения частного высшего образования

4.2.2. Преимущества и недостатки частного высшего образования

4.2.3. Перспективы частного образования

Библиография используемой литературы по теме 4. "Тенденции развития высшего (университетского) образования в Польше"

Приложение

 

5. ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО (УНИВЕРСИТЕТСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

 

5.1. Место высшего образования в социальной политике России

5.2. Высшее (университетское) образование и наука в постсоветской России

5.3. Взаимодействие среднего и высшего образования в России

5.3.1. О согласованности уровней среднего и высшего образования

5.3.2. Мотивационно-ценностностные ориентации старшеклассников на высшее образование

5.4. Высшее (университетское) образование и рынок

5.4.1. Основные характеристики трансформаций российского высшего образования в условиях рынка.

5.4.2. Конкурентоспособность вуза и ее показатели

5.5. Государственные и негосударственные вузы России

5.5.1. Об отношении студентов к государственным и негосударственным вузам

5.6. Болонский процесс и национальные интересы России

5.6.1. Общие принципы и цели Болонского процесса

5.6.2. Об особенностях квалификации в российском высшем образовании и рынка труда

5.6.3. О фундаментализации высшего образования и исследовательском приоритете российского образования

5.6.4. О некоторых аспектах двухступенчатой системы университетского образования в России

5.6.5. Болонский процесс, Россия и СНГ

Библиография используемой литературы по теме 5. "Трансформации высшего (университетского) образования в России в постсоветский период"

 

6. ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО (УНИВЕРСИТЕТСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

 

6.1. Место университетского образования в образовательной системе Украины

6.2. Взаимодействие образования, науки, производства

6.2.1. Ситуация в области научных исследований

6.2.2. Взаимодействие среднего и высшего образования

6.3. Болонский процесс в национальном контексте Украины

6.3.1. Отношение образовательных реформ на Украине к Болонскому процессу.

6.3.2. Сложности вхождения Украины в европейский образовательный процесс

6.3.3. Сопоставимость квалификаций на уровне высшего образования и европейского рынка труда .

6.3.1. Болонский процесс и качество образования на Украине

Библиография используемой литературы по теме 6. "Трансформации системы высшего (университетского) образования Украины в постсоветский период"

 

 

Аналитику осуществили: Алтайцев А.М., Гербовицкая М.Ф., Корбут А.М., Краснов Ю.Э., Краснова Т.И., Харченко А.В., Ященко Л.А. – сотрудники ЦПРО БГУ.

 

 

 


Аналитический обзор № 9

ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА

ССЫЛКА НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА!

 

 

Hosted by uCoz