Центр проблем
развития образования
Белорусского государственного университета
www.charko.narod.ru
Аналитический обзор состояния
и международных тенденций развития систем образования
№ 8 (
апрель – июнь
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЮНЕСКО О ВЫСШЕМ
ОБРАЗОВАНИИ
1.1.
Конференция, посвященная определению основных направлений перемен в высшем
образовании XXI в. (Палермо, 24-27 сентября
1.2.
"Обучение - сокрытое сокровище: доклад ЮНЕСКО Международной комиссии по образованию
для XXI в."
1.3.
Всемирная конференция ЮНЕСКО "Высшее образование в XXI веке: подходы и
практические меры" (Париж, 5-9 октября
1.3.1.
Отношения высшего образования и государства. Проблема нового прочтения
академической свободы и университетской автономии в обществе ХХI века.
1.3.2.
Некоторые задачи и миссии высшего образования в современном обществе.
1.3.3.
Два основных подхода к высшему (университетскому) образованию XXI века.
1.3.4.
Идеи Всемирной декларации об университете как центре непрерывного образования и
регионального развития.
1.3.5.
О двух концепциях участия государства в высшем образовании: неолиберальной
концепции "дохода от образования" и концепции "социальной
пользы".
2.1.
Образование в странах с переходной экономикой: задачи развития. Доклад
Всемирного Банка, (
2.2.
Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы.
Доклад Всемирного Банка (
2.2.1.
Общая характеристика содержания доклада
2.2.2.
Университет как научно-образовательно-промышленный комплекс.
2.2.3.
Университеты и модель непрерывного образования
2.2.4.
"Меняющийся ландшафт высшего образования"
2.2.5."Новые
формы организации и функционирования вузов"
2.2.6.
Приложение А. Новые проблемы, стоящие перед системами и учреждениями высшей
школы
3. ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
3.1.
"Многообещающий рынок"
4. МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ
УНИВЕРСИТЕТОВ
4.1.
Складывание модели инновационно-предпринимательского университета
5. СОВЕТ ЕВРОПЫ (1949 г.).
КОМИССИЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
5.1.
"Проект Рекомендаций Комитета Министров к странам-членам Совета Европы
относительно среднего образования" (
6.1.
Меморандум непрерывного образования Европейского союза (проект)
Библиография
используемой литературы по Части I "Стратегические ориентиры высшего
образования и место университета в системе образования стран мира"
1. ТРАНСФОРМАЦИИ
ВЫСШЕГО (УНИВЕРСИТЕТСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
1.1. Высшее
образование как объект культурной политики в Азербайджане
1.1.1. О качестве
частного и государственного высшего образования в Азербайджане в условиях
становления рыночных отношений
1.2. Внутренние особенности
организации высшего образования в Азербайджане
1.2.1. Направления
развития высшего профессионального образования Азербайджана
1.3. Высшее
образование Азербайджана и рыночные отношения
1.4. Связь высшего
образования со школьным обучением
1.5.
Интернет-технологии и дистанционное образование в вузах Азербайджана
1.5.1.
Информационно-компьютерная оснащенность государственных вузов и школ
Азербайджана
Библиография
используемой литературы по теме 1. "Трансформации высшего
(университетского) образования в Азербайджане в постсоветский период"
2. ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО
(УНИВЕРСИТЕТСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1.
Политические вызовы реформирования системы высшего образования в Республике
Беларусь
2.2.
Диверсификация ВУЗов. Государственные и негосударственные секторы в системе
высшего образования РБ
2.3.
Проблема обеспечения преемственности между средней и высшей школой
2.4.
Международное сотрудничество Республики Беларусь в области высшего образования.
2.5.
Взаимодействие образования, науки, производства
Библиография
используемой литературы по теме 2. "Трансформация высшего
(университетского) образования в постсоветский период в Республике
Беларусь"
3. ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО
(УНИВЕРСИТЕТСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
3.1. Общие оценки
результатов реформирования образовательной системы Казахстана (90-е годы)
3.1.1. Реформирование
законодательной и нормативной базы
3.2. Приоритетные
направления развития образования и науки Казахстана
3.3. Взаимодействие
между школами и вузами
3.3.1. Изменение
принципов приема в вузы
3.4. Образовательная система
Казахстана в контексте глобализации
3.5. Анализ основных
подходов в трансформации системы образования Республики Казахстан
3.5.1.
"Доктринальная модель" реформирования образования. Проблемы и
критические точки процесса государственной стандартизации высшего образования.
3.5.2.
Централизация учебных программ: плюсы и минусы.
3.6. Формы
организации учебного процесса в университете. Роль самостоятельной работы.
3.6.1. Стратегии
контроля над образовательным процессом.
3.7. Общий вывод
Библиография
используемой литературы по теме 3. "Трансформации высшего
(университетского) образования в Республике Казахстан в постсоветский
период"
4. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО
(УНИВЕРСИТЕТСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛЬШЕ (1990-2003 гг.)
4.1. Общая
характеристика трансформаций высшего образования в Польше
4.1.1. Изменения
юридического статуса вузов Польши в новых условиях
4.1.2. Трансформации
типов вузов в Республике Польша
4.2. Частное высшее образование
в Польше
4.2.1. Масштабы
распространения частного высшего образования
4.2.2. Преимущества и
недостатки частного высшего образования
4.2.3. Перспективы
частного образования
Библиография
используемой литературы по теме 4. "Тенденции развития высшего
(университетского) образования в Польше"
Приложение
5. ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО
(УНИВЕРСИТЕТСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
5.1. Место высшего
образования в социальной политике России
5.2. Высшее
(университетское) образование и наука в постсоветской России
5.3. Взаимодействие
среднего и высшего образования в России
5.3.1. О
согласованности уровней среднего и высшего образования
5.3.2.
Мотивационно-ценностностные ориентации старшеклассников на высшее образование
5.4. Высшее
(университетское) образование и рынок
5.4.1. Основные
характеристики трансформаций российского высшего образования в условиях рынка.
5.4.2.
Конкурентоспособность вуза и ее показатели
5.5. Государственные
и негосударственные вузы России
5.5.1. Об отношении
студентов к государственным и негосударственным вузам
5.6. Болонский
процесс и национальные интересы России
5.6.1. Общие принципы
и цели Болонского процесса
5.6.2. Об особенностях
квалификации в российском высшем образовании и рынка труда
5.6.3. О
фундаментализации высшего образования и исследовательском приоритете
российского образования
5.6.4. О некоторых
аспектах двухступенчатой системы университетского образования в России
5.6.5. Болонский
процесс, Россия и СНГ
Библиография используемой литературы по теме 5. "Трансформации
высшего (университетского) образования в России в постсоветский период"
6. ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ
ВЫСШЕГО (УНИВЕРСИТЕТСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
6.1. Место
университетского образования в образовательной системе Украины
6.2. Взаимодействие
образования, науки, производства
6.2.1. Ситуация в
области научных исследований
6.2.2. Взаимодействие
среднего и высшего образования
6.3. Болонский
процесс в национальном контексте Украины
6.3.1. Отношение
образовательных реформ на Украине к Болонскому процессу.
6.3.2. Сложности
вхождения Украины в европейский образовательный процесс
6.3.3. Сопоставимость
квалификаций на уровне высшего образования и европейского рынка труда .
6.3.1. Болонский
процесс и качество образования на Украине
Библиография
используемой литературы по теме 6. "Трансформации системы высшего
(университетского) образования Украины в постсоветский период"
Аналитику
осуществили: Алтайцев А.М., Гербовицкая М.Ф., Корбут А.М., Краснов Ю.Э.,
Краснова Т.И., Харченко А.В., Ященко Л.А. – сотрудники ЦПРО БГУ.
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ
САЙТА
ССЫЛКА НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА!