Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Аналитический обзор международных тенденций развития систем образования № 8 ( апрель – июнь 2004 г.)

 

 

 

3. ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

3..1 «Многообещающий рынок»

 

«По данным ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), в 1999 году доходы от платы иностранных студентов, обучающихся в странах-участниках, достигли 30 миллиардов долларов. Широкое распространение высшего образования сулит дальнейший рост прибыли. Аналитики американской инвестиционно-банковской компании «Меррил Линч» прогнозируют, что к 2025 году сегодняшнее число в 80 миллионов студентов удвоится. Начиная с 1994 года, Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) включило образование, главным образом высшее образование, в список услуг, которые будут приватизированы. Это означает, что к моменту завершения переговоров в 2005 году государства-участники должны будут заключить соглашение о содействии беспрепятственному обмену студенческих потоков и образовательных ресурсов, а также созданию колледжей и университетских городков в иностранных государствах (выделено нами. — Ю.К.). …

Четыре направления развития рыночных отношений в сфере образования.

ВТО признает четыре вида международной «торговли» в сфере услуг:

1. В образовательной сфере «экспорт услуг» является наиболее важным из всех четырех. Обучение за границей рассматривается как экспорт образовательных услуг. В этом вопросе сторонники приватизации хотят удалить препятствия в свободе передвижения студентов (такие как визы и непризнание дипломов).

2. «Международная поставка» означает продажу курсов по Интернету или в форме СD- и DVD-дисков.

3. «Коммерческое присутствие» означает открытие специальных частных школ, управляемых иностранными фирмами.

4. «Присутствие физических лиц» означает использование иностранных преподавателей». [10, с. 5, 7]

 

Назад



Hosted by uCoz