Центр проблем
развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
Аналитический обзор международных
тенденций развития систем образования № 8 ( апрель –
июнь 2004 г.) |
3. ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
(ВТО) И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
3..1 «Многообещающий рынок»
«По данным ОЭСР
(Организация экономического сотрудничества и развития), в 1999 году доходы от
платы иностранных студентов, обучающихся в странах-участниках, достигли 30
миллиардов долларов. Широкое распространение высшего образования сулит
дальнейший рост прибыли. Аналитики американской инвестиционно-банковской
компании «Меррил Линч» прогнозируют, что к 2025 году сегодняшнее число в 80
миллионов студентов удвоится. Начиная с 1994 года, Генеральное соглашение по
тарифам и торговле (ГАТТ) включило образование, главным образом высшее
образование, в список услуг, которые будут приватизированы. Это
означает, что к моменту завершения переговоров в 2005 году государства-участники
должны будут заключить соглашение о содействии беспрепятственному обмену
студенческих потоков и образовательных ресурсов, а также созданию колледжей и
университетских городков в иностранных государствах (выделено нами. —
Ю.К.). …
Четыре направления
развития рыночных отношений в сфере образования.
ВТО признает четыре вида
международной «торговли» в сфере услуг:
1. В образовательной сфере «экспорт
услуг» является наиболее важным из всех четырех. Обучение за границей
рассматривается как экспорт образовательных услуг. В этом вопросе сторонники
приватизации хотят удалить препятствия в свободе передвижения студентов (такие
как визы и непризнание дипломов).
2. «Международная
поставка» означает продажу курсов по Интернету или в форме СD- и DVD-дисков.
3. «Коммерческое
присутствие» означает открытие специальных частных школ, управляемых
иностранными фирмами.
4.
«Присутствие физических лиц» означает использование иностранных
преподавателей». [10, с. 5, 7]