Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Аналитический обзор международных тенденций развития систем образования № 8 ( апрель – июнь 2004 г.)

 

 

4. МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ

 

4.1. Складывание модели инновационно-предпринимательского университета

 

Данная тенденция уже нашла свое отражение в монографии Б.Р. Кларка "Создание предпринимательских университетов (организационные пути преобразований)", реферат которой переведен на русский язык и опубликован в журнале Альма Матер [11; 12; 13; 14; 15]. Обращаем внимание, что, по данным некоторых источников, в США аналогичная идеология и практика сложилась несколько раньше и, по-видимому, носила и носит более прагматический характер [13, 16]

«Основной вопрос … формулируется, примерно, так: могут ли университеты в условиях нарастающего внешнего давления самостоятельно изменять себя? Если ответ окажется положительным, возникает другой — каким образом? ...

Отличительная особенность предпринимательского университета — в его активной и инициативной политике, сориентированной на проведение инноваций предпринимательского толка… Пять элементов — безусловный минимум такой трансформации: усиление управленческого начала; развитие дополнительной периферии; диверсификация финансирования; стимулирование традиционных академических подразделений и формирование интегральной предпринимательской культуры. ...

Расширение периферии.
Предпринимательские университеты демонстрируют рост таких структурных единиц, которые легче, чем обычные академические отделения, выходят за традиционные академические рамки, устанавливая контакты со сторонними организациями и группами. В одном случае такие структуры могут представлять специализированные внешние организации, работающие в области трансфера знаний, контактов с промышленностью, развития интеллектуальной собственности, непрeрывного образования, финансовой поддержки и даже дел выпускников. В другом — более базисном — формируются междисциплинарные исследовательские центры, которые, наряду с отделениями, представляют второй по значимости центр проведения академической работы. Академические отделения, основанные на дисциплинарном знании, сохраняют свою значимость: их дисциплинарная компетентность существенна и слишком ценна, чтобы ею можно было пренебречь. Кроме того, они достаточно сильны, чтобы защитить свои сферы деятельности. Но традиционным академическим подразделениям сегодня просто не по силам сделать то, что университеты должны делать. Ориентированные вовне исследовательские центры более нацелены на недисциплинарные проблемы. Именно благодаря им в университет транслируется проектная ориентация внешних зaкaзчикoв, стремящихся решать серьезные и практически значимые проблемы, принципиально важные с экономической и социальной точек зрения. Вместе с тем присущая таким структурам гибкость позволяет сравнительно легко их и создавать и расформировывать.

Предпринимательские университеты, стремящиеся создать инструментарий для отслеживания социальных требований, как правило, поддерживают развитие новой периферии, в состав которой входят нетрадиционные структуры, что позволяет существенно усилить их организационно-творческий потенциал» [11, с. 37—41] .

 

Назад



Hosted by uCoz