Центр проблем
развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
Аналитический
обзор международных тенденций развития систем образования № 8 ( апрель – июнь 2004 г.) |
2. ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО
(УНИВЕРСИТЕТСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
(Аналитик Гербовицкая М.Ф.)
2.1. Политические вызовы
реформирования системы высшего образования в Республике Беларусь
Суверенитет, приобретенный Республикой
Беларусь в
Все это привело к
качественным и количественным изменениям в системе высшего образования РБ.
Прежде всего, из содержания учебных планов была исключена коммунистическая
демагогия. Она была заменена политологией и социологией. В значительной степени
была пересмотрена система регулирования в области высшего образования.
Кардинальным образом изменилось содержание образования. Была предпринята
попытка ввести многоуровневую систему подготовки специалистов. Движение
Беларуси в сторону демократизации общества в целом, и системы образования в
частности, привело к созданию сети негосударственных вузов.
Последние
годы в Беларуси отмечается существенное повышение спроса на высшее образование,
что привело к небывало высоким конкурсам при поступлении на все формы обучения по всем специальностям при одновременном расширении
приема. Начиная с 1993/94 учебного года отмечается
ежегодное увеличение приемов в государственные вузы, как за счет расширения их
договорной деятельности, так и за счет средств бюджета. На сегодняшний день по
количеству студентов Беларусь входит в ведущую мировую десятку.
2.2. Диверсификация ВУЗов.
Государственные и негосударственные секторы в системе высшего образования РБ
Многостуровневая система
подготовки специалистов с высшим образованием, принятая в Республике Беларусь в
1994 году, диверсификация типов и преобразования статуса высших учебных
заведений усложнили ранее существовавшую унитарную структуру и управление ею. В настоящее время учебные заведения системы высшего
образования РБ делятся на четыре типа. Основными типами высших учебных
заведений являются:
— классический университет;
— профильный университет или академия;
— институт;
— высший колледж.
Классические и профильные
университеты, а также институты относятся к высшим учебным заведениям
университетского типа.
Классический университет готовит специалистов по профилю
научного высшего образования, проводит фундаментальные и прикладные научные
исследования по широкому спектру естественных, гуманитарных и прикладных наук,
готовит научные кадры высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру,
является центром развития образования, науки и культуры.
Профильный университет,
академия готовит
специалистов, как правило, по одному профилю (например, техническому,
сельскохозяйственному или военному); проводит научные исследования, главным
образом, в одной отрасли науки, техники, культуры; готовит научные кадры высшей
квалификации через аспирантуру и докторантуру; является научным и методическим
центром в сфере своей деятельности.
Институт готовит специалистов по ряду
специальностей одного профиля, проводит научные исследования в определенной
области науки, техники, культуры.
Высший колледж ведет подготовку по одной или
нескольким специальностям. Обучение в высшем колледже осуществляется на трех
уровнях. Первый уровень обеспечивает подготовку специалистов со средним
специальным образованием. Подготовка на втором уровне включает некоторые
дисциплины из программы высшего учебного заведения, в результате чего готовятся
специалисты с углубленным средним специальным образованием. На третьем уровне
готовят специалистов с высшим образованием. Подготовка на каждом уровне
позволяет выпускникам работать по избранной специальности.
Вплоть до 1995 года
существовали жесткие ограничения на объемы подготовки специалистов на платной
основе в государственных учебных заведениях, что явно стимулировало развитие
как государственных, так и негосударственных высших учебных заведений.
В последние годы наблюдается
тенденция неуклонного роста платных услуг в высшем образовании. В настоящее
время 83,3% студентов всех вузов обучаются за счет государственного бюджета,
остальные — за собственные средства и за счет спонсоров. Платная форма обучения
является ответом на изменившиеся запросы рынка труда, способствует привлечению
в сферу образования дополнительных финансовых ресурсов и разрушению монополии в
сфере предоставления образовательных услуг.
Сложившаяся в республике к
началу 90-х годов структура государственного образования в условиях кризиса
традиционного производства привела к перенасыщению рынка труда специалистами с
высшим техническим образованием. В то же время в связи с развитием рыночных
отношений появилась необходимость в специалистах для работы в новых экономических
условиях. И тогда заполнение этой ниши в сфере образовательных услуг, в первую
очередь, по экономике, маркетингу, менеджменту, коммерции, социальной работе,
внешнеэкономической деятельности взяли на себя в определенной степени
негосударственные вузы.
Негосударственный сектор
высшего образования получил наиболее интенсивное развитие в период с 1991 по
1994 гг. Этот процесс был вызван сокращением потенциальных возможностей
трудоустройства молодежи, а также недостаточным приемом в вузы государственного
сектора вообще, особенно по престижным специальностям.
В 1997 году Советом
Министров Республики Беларусь было принято Постановление «О порядке организации
и регулировании деятельности негосударственных учебных заведений». Был
разработан и утвержден ряд документов, регламентирующих деятельность
негосударственных вузов.
Первый
негосударственный вуз — «Институт современных знаний» — осуществлял подготовку
специалистов как в достаточно традиционных областях (юриспруденция и
экономика), так и в новых (маркетинг, менеджмент), а также в таких, которые не
укладывались в рамки регламентирующих документов, например: продюсеров,
бизнес-переводчиков и некоторых других. В это время был осуществлен на практике гендерный
подход к образованию в женском негосударственном институте «ЭНВИЛА». Другое
направление было связано с созданием экспериментальной элитарной модели,
интегрированной в международное пространство (Европейский гуманитарный
университет).
По состоянию на 2002/2003
годы в РБ функционируют 14 негосударственных вузов и 9 их филиалов, которые
имеют лицензию Министерства образования. Количество обучающихся в них студентов
составляет 47,8 тыс. человек. Кроме того, на территории РБ осуществляют свою
деятельность ряд структурных подразделений высших учебных заведений других
государств (преимущественно России).
Негосударственные вузы
играют немаловажную роль в переходе высшей школы Республики Беларусь от
одноуровневой системы подготовки специалистов к
многоуровневой. Негосударственные вузы более широко и активно стали переходить
к подготовке бакалавров и магистров, что создало предпосылки для более
эффективной их интеграции в международную систему образования и науки.
Негосударственные вузы более восприимчивы к возможно более широкому
распространению уже имеющихся форм науки и высшего образования. По мнению
экспертов, на базе наиболее сильных из них в профессиональном смысле можно было
бы создать, в качестве эксперимента, научно-образовательные комплексы.
Негосударственные
вузы ориентируются на более широкую автономию в деле принятия решений о методах
обучения, организации учебного процесса и труда профессорско-преподавательского
состава, распределения финансовых ресурсов, сочетающуюся одновременно с более
высоким уровнем ответственности за результаты.
2.3. Проблема обеспечения
преемственности между средней и высшей школой
В реформировании высшего
(университетского) образования, перехода на многоступенчатую систему подготовки
важной составляющей качества являются вопросы преемственности между средним и высшим
уровнями системы образования.
С 1998 года в республике
начала осуществляться реформа общеобразовательной школы. Новая модель
12-летнего школьного образования (4+6+2) предполагает профилизацию старшей
ступени, что, по мнению разработчиков, позволит осуществить преемственность
между средней и высшей школой. Перевод на профильное обучение учащихся
12-летней общеобразовательной школы станет также новым этапом в осуществлении
дифференциации обучения. Это обусловлено рядом социально-педагогических факторов:
— усилением требований
государства и общества к формированию в системе непрерывного образования
социально активной, профессионально компетентной и мобильной личности,
способной к успешной трудовой деятельности в избранной сфере;
— возрастающими требованиями
высших учебных заведений к уровню подготовки выпускников общеобразовательных
учреждений;
— необходимостью
обеспечения преемственности в содержании, формах, методах и средствах обучения
в учреждениях общего среднего, профессионально-технического, среднего
специального и высшего образования.
В
настоящее время наряду с дифференцированием обычных общеобразовательных школ
функционирует более ста новых типов средних общеобразовательных учебных
заведений: гимназий, лицеев, колледжей, в которых осуществляется
дифференцированное обучение по самым разным направлениям:
физико-математическое, филологическое, биолого-химическое,
психолого-педагогическое, общественно-гуманитарное, углубленное изучение
иностранных языков, радиофизическое, радиотехническое, художественное и др.
основная цель данных учебных заведений состоит в том, чтобы создать
благоприятные условия для развития творческого, интеллектуального потенциала наиболее способных
учащихся и подготовить их для продолжения образования в высших учебных заведениях.
Важным элементом качества
университетской подготовки является степень подготовки абитуриентов в средних
общих и специальных учебных заведениях. Есть ли связь между типом довузовского
учебного заведения и такими признаками, как успеваемость и ее причины, форма
обучения? Насколько эти признаки связаны между собой? Чтобы ответить на эти
вопросы, обратимся к результатам социологического опроса первокурсников,
проведенного в 2001 году в Белорусском государственном университете Центром
проблем развития образования БГУ.
Диаграмма 1 наглядно
иллюстрирует распределение выпускников различных типов средних учебных
заведений на факультетах БГУ. (дополнительно — Таблица1
Приложения)
Очевидно неравномерное
представление выпускников различных средних заведений. Однако средняя школа по
прежнему является основным «поставщиком» абитуриентов. Ввиду того, что
выпускники техникумов, училищ и колледжей вместе составляют 10 человек (3,4%),
мы их исключим из анализа. В дальнейшем мы будем рассматривать такие типы
довузовских образовательных учреждений как лицей, гимназия и школа во всех ее
разновидностях.
Результаты социологического
опроса студентов (в выборочную совокупность были отобраны студенты двух
естественнонаучных и двух гуманитарных факультетов) показывают, что пятая часть
опрошенных первокурсников (19,3%) являются выпускниками обычной традиционной
средней школы, треть (33,1%) — выпускники средней школы, где они обучались в
специализированных классах, то есть треть поступивших — уже в школьные годы если и не совсем определила образовательные приоритеты
(выбор научного направления и специальности), то приняла решение продолжать
обучение после школы, т.е. получать высшее образование.
Лицей окончила пятая часть
студентов (20,9%), колледж — 14,2%. Выпускники этих заведений точно определили
будущую специальность. Итак, свыше 60-ти % опрошенных выпускников лицеев,
гимназий и специализированных классов средних школ, в той или иной мере,
определили направление своего дальнейшего образования, что позволяет заявлять о
неслучайности их нахождения в университете. Косвенным подтверждением этой
неслучайности является также и то, что выбранная профессия нравится 76,7% студентам
исторического факультета, 92,9% студентам ФПМИ, 92,5% студентам юридического и
87,5% химического факультетов.
Необходимо отметить, что
лицеисты (прежде всего — выпускники Лицея БГУ), а также выпускники спецклассов
средних школ пополнили в основном факультеты прикладной математики и
информатики и химии, гуманитарные факультеты пополняются в большей степени
выпускниками специализированных и непрофильных классов средних школ. Причем,
что касается гуманитарного профиля, то специализация класса не всегда соответствует
выбранной специальности, чего нельзя сказать о естественнонаучном направлении.
Значителен удельный вес гимназистов среди первокурсников (14,2%). Здесь также
преобладают химики и математики.
Среди опрошенных
первокурсников невелико число окончивших специализированные средние школы
(9,1%), колледжи (1,7%),техникумы (0,7%),училища (1,0%). Причина столь низкой
доли выпускников училищ и техникумов кроется, на наш взгляд, в том, что
фундаментальность, широкая образованность и социокультурная ориентация
университетского образования не коррелирует со специально профессиональной
подготовкой в училищах и техникумах. Эти учебные заведения либо вообще не
ориентированы на продолжение обучения в высших учебных заведениях, т.к.
основной задачей ставят узкопрофессиональное среднее образование, либо связаны
с конкретным вузом, как правило, профильным университетом или институтом.
Итак,
очевидным является вывод о том, что говорить о преемственности средней и высшей
школы пока рано. Средние учебные заведения, ориентируясь на спрос
специальностей в вузах, создает все новые и новые классы, профили, меняет
таблички на своих дверях. Чаще всего меняется только форма средней школы, но
содержание, увы, остается неизменным. Остаются почти неизменными библиотечные
фонды, материально-техническая база, учебная литература, штат сотрудников и
методика обучения. Можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день можно
доверять лишь лицеям, хотя бы по той причине, что они создавались при
каком-либо вузе (речь идет о лицеях, носящих этот статус с момента
возникновения) и профильным классам средних школ, имеющим уже не один выпуск.
2.4. Международное сотрудничество
Республики Беларусь в области высшего образования.
Ключевым направлением
международного сотрудничества Республики Беларусь в области высшего образования
является создание единого образовательного пространства Союза Беларуси и
России, СНГ. Единое образовательное пространство характеризуется общностью
принципов государственной политики в сфере образования, согласованностью
государственных образовательных стандартов, программ и требований по подготовке
и аттестации научных и научно-педагогических кадров и программ, равными
возможностями и свободной реализацией прав граждан на получение образования в
образовательном учреждении на территории СНГ.
Формирование единого
образовательного пространства и различных уровней экономики, науки и
образования предусматривает следующие этапы:
— разработку и принятие
межгосударственной программы формирования единого образовательного пространства,
подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров;
— гармонизацию
национального законодательства государств СНГ в области образования;
— создание системы
социально-экономических и организационно-управленческих механизмов
межгосударственного сотрудничества в сфере образования, включая согласованные
принципы обмена информацией в вопросах образования, разработку согласованных
определителей качества образования.
Тесное взаимодействие в
области образования и в научно-технической сфере России и Беларуси, а также
создание единого образовательного пространства в рамках СНГ не препятствуют
интеграции национальной системы образования Беларуси в общеевропейское
(общемировое) образовательное пространство. Европейский процесс, нацеленный на
создание и развитие Европейской области высшего образования, в последние годы
стал важной и конкретной реальностью для Республики Беларусь. Республика Беларусь, подтверждая приверженность общим принципам,
установленным в 1988 году в Болонье Всемирной хартией университетов (Болонская
Декларация), с целью обеспечения конкурентоспособности белорусской системы
образования на рынке европейских образовательных услуг стремится координировать
свою политику в области высшего образования по следующим направлениям:
1 Принятие системы четко
определенных и сопоставимых уровней, квалификаций и степеней высшего
образования.
2
Принятие системы, по существу основанной на двух главных циклах обучения –
додипломному и выпускному. Степень, присуждаемая после первого цикла, должна отвечать
требованиям европейского рынка труда как определенный уровень квалификации.
Второй цикл должен завершаться присуждением степени магистра как во многих
европейских странах.
3 Создание системы кредитов,
подобной системе ECTS, как эффективного средства обеспечения высокой
мобильности студентов.
4 Обеспечение мобильности
путем устранения препятствий для свободного передвижения студентов. При этом
особое внимание должно обращаться на обеспечение доступа студентов к обучению,
практике и другим связанным с обучением услугам, а
также на признание и официальную оценку участия преподавателей, исследователей
и административного персонала высших учебных заведений в европейских
исследованиях, преподавании и прохождении ими стажировок в высших учебных
заведениях других стран.
5 Содействие европейскому
сотрудничеству по обеспечению качества образования с целью создания сравнимых
критериев и методик.
6
Развитие требуемой европеизации высшего образования, в частности, в отношении к
разработке программ, межинститутскому сотрудничеству, схемам мобильности и
единым программам обучения, тренингов и исследований.
2.5. Взаимодействие образования,
науки, производства
Подобно всем постсоветским
обществам, Республика Беларусь в настоящее время переживает
острые проблемы системной трансформации. По мнению экспертов, катаклизмы
переходного периода – рост безработицы, формирование многоукладности экономики,
структурные преобразования и инновации в производстве, давление рыночных
механизмов – неизбежно скажутся на динамике рынка труда, в частности на
требованиях к специалистам с высшим образованием. Наряду с необходимостью
обладания высоким профессионализмом в избранной специализации, выпускник вуза
должен уметь адаптироваться к быстро меняющимся сферам производства и услуг. В
связи с этим возрастает роль базовой, фундаментальной подготовки специалистов,
роль вузов университетского типа. Поскольку в новых условиях жизни в
информационном обществе решающую роль будут играть информация и научные знания,
на первое место в образовании выходит необходимость обучения правилам работы с
информацией.
В этом смысле в организации
учебного процесса необходимо в первую очередь уделить должное внимание научным,
междисциплинарным механизмам и методам – тому, что «учит учиться». По мнению
экспертов, это направление в организации учебного процесса должно сочетаться с
эффективным интегрированием образования и науки, дивергенцией учебного и
исследовательского процессов. С целью экономии средств и более быстрого
обновления, совершенствования научно-технического потенциала необходим
решительный поиск путей формирования единой материально-технической и
информационной базы для организации учебного процесса и научных исследований.
В плане совершенствования
подготовки высококвалифицированных специалистов важнейшим мероприятием является
приобщение обучающихся к научному поиску и разработкам, «переход еще на
подступах к освоению конкретной профессии, активному обучению». Возможности в
этом направлении частичным образом реализуются в школах при вузах, гимназиях,
лицеях (например, опыт лицея при Белорусском государственном университете).
Основной
формой организации научно-исследовательской работы студентов по-прежнему
остается участие в предметных кружках и студенческих научно-технических секциях
кафедр. Результатом такой работы, как правило, является сообщение на заседании
кружка или семинара, а затем представление материалов исследований на
студенческую научно-техническую конференцию, республиканский конкурс научных
работ. Получили распространение инициативные научно-исследовательские
студенческие группы, руководимые опытными преподавателями. На общетехнических
(общенаучных) кафедрах созданы и успешно работают студенческие
научно-технические секции, на общественных и гуманитарных кафедрах
функционируют предметные и научные кружки, на кафедрах иностранных языков –
студенческие бюро переводчиков. Практикуется такая форма работы, как создание
научных групп «научный руководитель-аспирант-студент»,
что позволяет плодотворно работать творческим коллективам. Такие группы
предполагается объединять в учебные студенческие научно-производственные
центры, в которых студенты смогут проводить работы, начиная с поиска заказов от
различных организаций и кончая научно-исследовательскими,
опытно-конструкторскими работами и реализацией полученных результатов.
Библиография используемой литературы
по теме 2. «Трансформация высшего (университетского) образования в
постсоветский период в Республике Беларусь»
1. Реформирование высшего
образования в Республике Беларусь / Составитель: Ветохин С.С. – Мн.: РИВШ БГУ,
2001.— 70 с.
2. Материалы аналитического
обзора ЦПРО БГУ № 6 (Харченко А.В., Ященко Л.А. О качестве высшего
(университетского) образования в условиях формирования рыночных отношений.)
3. Алпеев А.Н.
Трансформация структуры высшего образования Беларуси. Роль и место в этом
процессе негосударственных высших учебных заведений. /
Гуманитарно-экономический вестник. № 1 — 1997. — С. 14-21.
4. Ильин В.М. О
конвергенции науки и образования / Вестник Международной академии наук высшей
школы № 1 (7) — С. 129-137.
5.
Клименко В.А. Система образования Беларуси на пороге XXI века. / Социология № 1
— 2000. — С. 19-27.