Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Аналитический обзор международных тенденций развития систем образования № 8 ( апрель – июнь 2004 г.)

 

 

2. ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО (УНИВЕРСИТЕТСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

(Аналитик Гербовицкая М.Ф.)

2.1. Политические вызовы реформирования системы высшего образования в Республике Беларусь

 

Суверенитет, приобретенный Республикой Беларусь в 1990 г., инициировал проведение реформ в социальной и экономической структуре общества, поворот к рыночной экономике, изменения в политической ориентации общества. Эти реформы в значительной степени повлияли на развитие системы высшего образования. Новые условия востребовали разработки иной образовательной модели, пересмотра структуры высшего образования и гармонизацию содержания высшего образования в соответствии с идеей национального возрождения. Был избран путь постепенных, последовательных реформ, на основе уже существующей системы.

Все это привело к качественным и количественным изменениям в системе высшего образования РБ. Прежде всего, из содержания учебных планов была исключена коммунистическая демагогия. Она была заменена политологией и социологией. В значительной степени была пересмотрена система регулирования в области высшего образования. Кардинальным образом изменилось содержание образования. Была предпринята попытка ввести многоуровневую систему подготовки специалистов. Движение Беларуси в сторону демократизации общества в целом, и системы образования в частности, привело к созданию сети негосударственных вузов.

Последние годы в Беларуси отмечается существенное повышение спроса на высшее образование, что привело к небывало высоким конкурсам при поступлении на все формы обучения по всем специальностям при одновременном расширении приема. Начиная с 1993/94 учебного года отмечается ежегодное увеличение приемов в государственные вузы, как за счет расширения их договорной деятельности, так и за счет средств бюджета. На сегодняшний день по количеству студентов Беларусь входит в ведущую мировую десятку.

2.2. Диверсификация ВУЗов. Государственные и негосударственные секторы в системе высшего образования РБ

 

Многостуровневая система подготовки специалистов с высшим образованием, принятая в Республике Беларусь в 1994 году, диверсификация типов и преобразования статуса высших учебных заведений усложнили ранее существовавшую унитарную структуру и управление ею. В настоящее время учебные заведения системы высшего образования РБ делятся на четыре типа. Основными типами высших учебных заведений являются:

— классический университет;
— профильный университет или академия;
— институт;
— высший колледж.

Классические и профильные университеты, а также институты относятся к высшим учебным заведениям университетского типа.

Классический университет готовит специалистов по профилю научного высшего образования, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру естественных, гуманитарных и прикладных наук, готовит научные кадры высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру, является центром развития образования, науки и культуры.

Профильный университет, академия готовит специалистов, как правило, по одному профилю (например, техническому, сельскохозяйственному или военному); проводит научные исследования, главным образом, в одной отрасли науки, техники, культуры; готовит научные кадры высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру; является научным и методическим центром в сфере своей деятельности.

Институт готовит специалистов по ряду специальностей одного профиля, проводит научные исследования в определенной области науки, техники, культуры.

Высший колледж ведет подготовку по одной или нескольким специальностям. Обучение в высшем колледже осуществляется на трех уровнях. Первый уровень обеспечивает подготовку специалистов со средним специальным образованием. Подготовка на втором уровне включает некоторые дисциплины из программы высшего учебного заведения, в результате чего готовятся специалисты с углубленным средним специальным образованием. На третьем уровне готовят специалистов с высшим образованием. Подготовка на каждом уровне позволяет выпускникам работать по избранной специальности.

Вплоть до 1995 года существовали жесткие ограничения на объемы подготовки специалистов на платной основе в государственных учебных заведениях, что явно стимулировало развитие как государственных, так и негосударственных высших учебных заведений.

В последние годы наблюдается тенденция неуклонного роста платных услуг в высшем образовании. В настоящее время 83,3% студентов всех вузов обучаются за счет государственного бюджета, остальные — за собственные средства и за счет спонсоров. Платная форма обучения является ответом на изменившиеся запросы рынка труда, способствует привлечению в сферу образования дополнительных финансовых ресурсов и разрушению монополии в сфере предоставления образовательных услуг.

Сложившаяся в республике к началу 90-х годов структура государственного образования в условиях кризиса традиционного производства привела к перенасыщению рынка труда специалистами с высшим техническим образованием. В то же время в связи с развитием рыночных отношений появилась необходимость в специалистах для работы в новых экономических условиях. И тогда заполнение этой ниши в сфере образовательных услуг, в первую очередь, по экономике, маркетингу, менеджменту, коммерции, социальной работе, внешнеэкономической деятельности взяли на себя в определенной степени негосударственные вузы.

Негосударственный сектор высшего образования получил наиболее интенсивное развитие в период с 1991 по 1994 гг. Этот процесс был вызван сокращением потенциальных возможностей трудоустройства молодежи, а также недостаточным приемом в вузы государственного сектора вообще, особенно по престижным специальностям.

В 1997 году Советом Министров Республики Беларусь было принято Постановление «О порядке организации и регулировании деятельности негосударственных учебных заведений». Был разработан и утвержден ряд документов, регламентирующих деятельность негосударственных вузов.

Первый негосударственный вуз — «Институт современных знаний» — осуществлял подготовку специалистов как в достаточно традиционных областях (юриспруденция и экономика), так и в новых (маркетинг, менеджмент), а также в таких, которые не укладывались в рамки регламентирующих документов, например: продюсеров, бизнес-переводчиков и некоторых других. В это время был осуществлен на практике гендерный подход к образованию в женском негосударственном институте «ЭНВИЛА». Другое направление было связано с созданием экспериментальной элитарной модели, интегрированной в международное пространство (Европейский гуманитарный университет).

По состоянию на 2002/2003 годы в РБ функционируют 14 негосударственных вузов и 9 их филиалов, которые имеют лицензию Министерства образования. Количество обучающихся в них студентов составляет 47,8 тыс. человек. Кроме того, на территории РБ осуществляют свою деятельность ряд структурных подразделений высших учебных заведений других государств (преимущественно России).

Негосударственные вузы играют немаловажную роль в переходе высшей школы Республики Беларусь от одноуровневой системы подготовки специалистов к многоуровневой. Негосударственные вузы более широко и активно стали переходить к подготовке бакалавров и магистров, что создало предпосылки для более эффективной их интеграции в международную систему образования и науки. Негосударственные вузы более восприимчивы к возможно более широкому распространению уже имеющихся форм науки и высшего образования. По мнению экспертов, на базе наиболее сильных из них в профессиональном смысле можно было бы создать, в качестве эксперимента, научно-образовательные комплексы.

Негосударственные вузы ориентируются на более широкую автономию в деле принятия решений о методах обучения, организации учебного процесса и труда профессорско-преподавательского состава, распределения финансовых ресурсов, сочетающуюся одновременно с более высоким уровнем ответственности за результаты.

2.3. Проблема обеспечения преемственности между средней и высшей школой

 

В реформировании высшего (университетского) образования, перехода на многоступенчатую систему подготовки важной составляющей качества являются вопросы преемственности между средним и высшим уровнями системы образования.

С 1998 года в республике начала осуществляться реформа общеобразовательной школы. Новая модель 12-летнего школьного образования (4+6+2) предполагает профилизацию старшей ступени, что, по мнению разработчиков, позволит осуществить преемственность между средней и высшей школой. Перевод на профильное обучение учащихся 12-летней общеобразовательной школы станет также новым этапом в осуществлении дифференциации обучения. Это обусловлено рядом социально-педагогических факторов:

— усилением требований государства и общества к формированию в системе непрерывного образования социально активной, профессионально компетентной и мобильной личности, способной к успешной трудовой деятельности в избранной сфере;

— возрастающими требованиями высших учебных заведений к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений;

— необходимостью обеспечения преемственности в содержании, формах, методах и средствах обучения в учреждениях общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

В настоящее время наряду с дифференцированием обычных общеобразовательных школ функционирует более ста новых типов средних общеобразовательных учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей, в которых осуществляется дифференцированное обучение по самым разным направлениям: физико-математическое, филологическое, биолого-химическое, психолого-педагогическое, общественно-гуманитарное, углубленное изучение иностранных языков, радиофизическое, радиотехническое, художественное и др. основная цель данных учебных заведений состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для развития творческого, интеллектуального потенциала наиболее способных учащихся и подготовить их для продолжения образования в высших учебных заведениях.

Важным элементом качества университетской подготовки является степень подготовки абитуриентов в средних общих и специальных учебных заведениях. Есть ли связь между типом довузовского учебного заведения и такими признаками, как успеваемость и ее причины, форма обучения? Насколько эти признаки связаны между собой? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к результатам социологического опроса первокурсников, проведенного в 2001 году в Белорусском государственном университете Центром проблем развития образования БГУ.

Диаграмма 1 наглядно иллюстрирует распределение выпускников различных типов средних учебных заведений на факультетах БГУ. (дополнительно — Таблица1 Приложения)

 

 

Очевидно неравномерное представление выпускников различных средних заведений. Однако средняя школа по прежнему является основным «поставщиком» абитуриентов. Ввиду того, что выпускники техникумов, училищ и колледжей вместе составляют 10 человек (3,4%), мы их исключим из анализа. В дальнейшем мы будем рассматривать такие типы довузовских образовательных учреждений как лицей, гимназия и школа во всех ее разновидностях.

Результаты социологического опроса студентов (в выборочную совокупность были отобраны студенты двух естественнонаучных и двух гуманитарных факультетов) показывают, что пятая часть опрошенных первокурсников (19,3%) являются выпускниками обычной традиционной средней школы, треть (33,1%) — выпускники средней школы, где они обучались в специализированных классах, то есть треть поступивших — уже в школьные годы если и не совсем определила образовательные приоритеты (выбор научного направления и специальности), то приняла решение продолжать обучение после школы, т.е. получать высшее образование.

Лицей окончила пятая часть студентов (20,9%), колледж — 14,2%. Выпускники этих заведений точно определили будущую специальность. Итак, свыше 60-ти % опрошенных выпускников лицеев, гимназий и специализированных классов средних школ, в той или иной мере, определили направление своего дальнейшего образования, что позволяет заявлять о неслучайности их нахождения в университете. Косвенным подтверждением этой неслучайности является также и то, что выбранная профессия нравится 76,7% студентам исторического факультета, 92,9% студентам ФПМИ, 92,5% студентам юридического и 87,5% химического факультетов.

Необходимо отметить, что лицеисты (прежде всего — выпускники Лицея БГУ), а также выпускники спецклассов средних школ пополнили в основном факультеты прикладной математики и информатики и химии, гуманитарные факультеты пополняются в большей степени выпускниками специализированных и непрофильных классов средних школ. Причем, что касается гуманитарного профиля, то специализация класса не всегда соответствует выбранной специальности, чего нельзя сказать о естественнонаучном направлении. Значителен удельный вес гимназистов среди первокурсников (14,2%). Здесь также преобладают химики и математики.

Среди опрошенных первокурсников невелико число окончивших специализированные средние школы (9,1%), колледжи (1,7%),техникумы (0,7%),училища (1,0%). Причина столь низкой доли выпускников училищ и техникумов кроется, на наш взгляд, в том, что фундаментальность, широкая образованность и социокультурная ориентация университетского образования не коррелирует со специально профессиональной подготовкой в училищах и техникумах. Эти учебные заведения либо вообще не ориентированы на продолжение обучения в высших учебных заведениях, т.к. основной задачей ставят узкопрофессиональное среднее образование, либо связаны с конкретным вузом, как правило, профильным университетом или институтом.

Итак, очевидным является вывод о том, что говорить о преемственности средней и высшей школы пока рано. Средние учебные заведения, ориентируясь на спрос специальностей в вузах, создает все новые и новые классы, профили, меняет таблички на своих дверях. Чаще всего меняется только форма средней школы, но содержание, увы, остается неизменным. Остаются почти неизменными библиотечные фонды, материально-техническая база, учебная литература, штат сотрудников и методика обучения. Можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день можно доверять лишь лицеям, хотя бы по той причине, что они создавались при каком-либо вузе (речь идет о лицеях, носящих этот статус с момента возникновения) и профильным классам средних школ, имеющим уже не один выпуск.

2.4. Международное сотрудничество Республики Беларусь в области высшего образования.

 

Ключевым направлением международного сотрудничества Республики Беларусь в области высшего образования является создание единого образовательного пространства Союза Беларуси и России, СНГ. Единое образовательное пространство характеризуется общностью принципов государственной политики в сфере образования, согласованностью государственных образовательных стандартов, программ и требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров и программ, равными возможностями и свободной реализацией прав граждан на получение образования в образовательном учреждении на территории СНГ.

Формирование единого образовательного пространства и различных уровней экономики, науки и образования предусматривает следующие этапы:

— разработку и принятие межгосударственной программы формирования единого образовательного пространства, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров;

— гармонизацию национального законодательства государств СНГ в области образования;

— создание системы социально-экономических и организационно-управленческих механизмов межгосударственного сотрудничества в сфере образования, включая согласованные принципы обмена информацией в вопросах образования, разработку согласованных определителей качества образования.

Тесное взаимодействие в области образования и в научно-технической сфере России и Беларуси, а также создание единого образовательного пространства в рамках СНГ не препятствуют интеграции национальной системы образования Беларуси в общеевропейское (общемировое) образовательное пространство. Европейский процесс, нацеленный на создание и развитие Европейской области высшего образования, в последние годы стал важной и конкретной реальностью для Республики Беларусь. Республика Беларусь, подтверждая приверженность общим принципам, установленным в 1988 году в Болонье Всемирной хартией университетов (Болонская Декларация), с целью обеспечения конкурентоспособности белорусской системы образования на рынке европейских образовательных услуг стремится координировать свою политику в области высшего образования по следующим направлениям:

1 Принятие системы четко определенных и сопоставимых уровней, квалификаций и степеней высшего образования.

2 Принятие системы, по существу основанной на двух главных циклах обучения – додипломному и выпускному. Степень, присуждаемая после первого цикла, должна отвечать требованиям европейского рынка труда как определенный уровень квалификации. Второй цикл должен завершаться присуждением степени магистра как во многих европейских странах.

3 Создание системы кредитов, подобной системе ECTS, как эффективного средства обеспечения высокой мобильности студентов.

4 Обеспечение мобильности путем устранения препятствий для свободного передвижения студентов. При этом особое внимание должно обращаться на обеспечение доступа студентов к обучению, практике и другим связанным с обучением услугам, а также на признание и официальную оценку участия преподавателей, исследователей и административного персонала высших учебных заведений в европейских исследованиях, преподавании и прохождении ими стажировок в высших учебных заведениях других стран.

5 Содействие европейскому сотрудничеству по обеспечению качества образования с целью создания сравнимых критериев и методик.

6 Развитие требуемой европеизации высшего образования, в частности, в отношении к разработке программ, межинститутскому сотрудничеству, схемам мобильности и единым программам обучения, тренингов и исследований.

2.5. Взаимодействие образования, науки, производства

 

Подобно всем постсоветским обществам, Республика Беларусь в настоящее время переживает острые проблемы системной трансформации. По мнению экспертов, катаклизмы переходного периода – рост безработицы, формирование многоукладности экономики, структурные преобразования и инновации в производстве, давление рыночных механизмов – неизбежно скажутся на динамике рынка труда, в частности на требованиях к специалистам с высшим образованием. Наряду с необходимостью обладания высоким профессионализмом в избранной специализации, выпускник вуза должен уметь адаптироваться к быстро меняющимся сферам производства и услуг. В связи с этим возрастает роль базовой, фундаментальной подготовки специалистов, роль вузов университетского типа. Поскольку в новых условиях жизни в информационном обществе решающую роль будут играть информация и научные знания, на первое место в образовании выходит необходимость обучения правилам работы с информацией.

В этом смысле в организации учебного процесса необходимо в первую очередь уделить должное внимание научным, междисциплинарным механизмам и методам – тому, что «учит учиться». По мнению экспертов, это направление в организации учебного процесса должно сочетаться с эффективным интегрированием образования и науки, дивергенцией учебного и исследовательского процессов. С целью экономии средств и более быстрого обновления, совершенствования научно-технического потенциала необходим решительный поиск путей формирования единой материально-технической и информационной базы для организации учебного процесса и научных исследований.

В плане совершенствования подготовки высококвалифицированных специалистов важнейшим мероприятием является приобщение обучающихся к научному поиску и разработкам, «переход еще на подступах к освоению конкретной профессии, активному обучению». Возможности в этом направлении частичным образом реализуются в школах при вузах, гимназиях, лицеях (например, опыт лицея при Белорусском государственном университете).

Основной формой организации научно-исследовательской работы студентов по-прежнему остается участие в предметных кружках и студенческих научно-технических секциях кафедр. Результатом такой работы, как правило, является сообщение на заседании кружка или семинара, а затем представление материалов исследований на студенческую научно-техническую конференцию, республиканский конкурс научных работ. Получили распространение инициативные научно-исследовательские студенческие группы, руководимые опытными преподавателями. На общетехнических (общенаучных) кафедрах созданы и успешно работают студенческие научно-технические секции, на общественных и гуманитарных кафедрах функционируют предметные и научные кружки, на кафедрах иностранных языков – студенческие бюро переводчиков. Практикуется такая форма работы, как создание научных групп «научный руководитель-аспирант-студент», что позволяет плодотворно работать творческим коллективам. Такие группы предполагается объединять в учебные студенческие научно-производственные центры, в которых студенты смогут проводить работы, начиная с поиска заказов от различных организаций и кончая научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими работами и реализацией полученных результатов.

Библиография используемой литературы по теме 2. «Трансформация высшего (университетского) образования в постсоветский период в Республике Беларусь»

 

1. Реформирование высшего образования в Республике Беларусь / Составитель: Ветохин С.С. – Мн.: РИВШ БГУ, 2001.— 70 с.

2. Материалы аналитического обзора ЦПРО БГУ № 6 (Харченко А.В., Ященко Л.А. О качестве высшего (университетского) образования в условиях формирования рыночных отношений.)

3. Алпеев А.Н. Трансформация структуры высшего образования Беларуси. Роль и место в этом процессе негосударственных высших учебных заведений. / Гуманитарно-экономический вестник. № 1 — 1997. — С. 14-21.

4. Ильин В.М. О конвергенции науки и образования / Вестник Международной академии наук высшей школы № 1 (7) — С. 129-137.

5. Клименко В.А. Система образования Беларуси на пороге XXI века. / Социология № 1 — 2000. — С. 19-27.

 

Назад



Hosted by uCoz