Аналитический обзор состояния и международных тенденций развития систем образования № 9. Центр проблем развития образования БГУ

Аналитические обзоры Центра проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Аналитический обзор состояния и международных тенденций развития систем образования

№ 9 (июль - сентябрь 2004 г.)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

РЕЗЮМЕ

Часть I. СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ В РАЗВИТИИ ВЫСШЕГО И УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМАХ ОБРАЗОВАНИЯ СТРАН МИРА

(в документах, концепциях, политике международных организаций и ведущих стран)

I.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИОРИТЕТНЫХ ПОДХОДОВ К СОВРЕМЕННОЙ РОЛИ ВЫСШЕГО (УНИВЕРСИТЕТСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ В МИРЕ

I.2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО И УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

I.2.1. Формирование и развитие "ключевых компетенций" - новая доктрина в области содержания образования

I.2.2. Научно-образовательно-промышленные университетские комплексы как эпицентры программирования регионального развития

I.2.2.1. Разработка подхода к университету как научно-образовательно-промышленному комплексу с использованием понятия о "национальной инновационной системе" (НИС).

I.2.3.Превращение университетов в центры непрерывного образования взрослых

I.2.4. Влияние высшего и университетского образования на основные социальные, культурные, экономические структуры современного общества

I.3. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫСШЕГО И УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

I.3.1. Новые технологии, методы, формы организации образования студентов

I.3.1.1. Перестройка учебных планов и программ на основе междисциплинарного и проектного подходов

I.3.1.2. Изменение характера профессии преподавателя вуза

I.3.1.3. Сочетание дистанционного обучения и обновленных форм традиционного преподавания

I.3.2. Заключение и выводы

Библиография используемой литературы по Части I: "Смена приоритетов в развитии высшего и университетского образования в системе образования стран мира"

Часть II. СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ (1990-2004 гг.)

II.1. СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ АЗЕРБАЙДЖАН (1990-2004 гг.)

II.1.1. Приоритеты в сфере стратегических целей реформирования высшего образования Азербайджана

II.1.2. Образовательная политика в сфере структурной перестройки высшего образования

II.1.3. Приоритеты в сфере влияния высшего образования на социоэкономические структуры Азербайджана

II.1.4. Политические шаги в сфере качества и эффективности высшего образования Азербайджана

Библиография используемой литературы по теме II.1 "Смена приоритетов в образовательной политике Республики Азербайджан (1990-2004 гг.)"

II.2. СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (1990-2004 гг.)

II.2.1. Социально-политические вызовы формирования приоритетов образовательной политики.

II.2.1.1. Цели и задачи реформирования национальной системы образования

II.2.1.2. Правовое закрепление приоритетности образования

II.2.2. Этапы реформирования системы образования Республики Беларусь

II.2.2.1. Первый этап - программно-организационный (1999-2000 гг.)

II.2.2.2. Второй этап - организационно-внедренческий (2001-2005 гг.)

II.2.2.3. Третий этап - коррекционно-завершающий (2005-2010)

II.2.3. Приоритеты в реформе школьного образования

II.2.4. Приоритеты образовательной политики Республики Беларусь в области высшего образования

II.2.4.1. Типы высших учебных заведений в Беларуси

II.2.4.2. Многоступенчатая подготовка и ее этапы в реформировании системы высшего образования РБ

II.2.5. Приоритеты взаимодействия высшего образования Республики Беларусь с мировым образовательным пространством

Библиография используемой литературы по теме II.2.: "Смена приоритетов в образовательной политике Республики Беларусь (1990-2004 гг.)".

II.3. СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (1990-2004 гг).

II.3.1. Основные цели и задачи реформирования образовательной системы Республики Казахстан

II.3.1.1. Социально-политический контекст формирования приоритетов образовательных реформ.

II.3.2. Этапы реформирования системы образования Казахстана

II.3.2.1. Первый этап (1991-1994 годы). Становление законодательной и нормативной правовой базы высшего образования.

II.3.2.2. Второй этап (1995-1998 годы). Модернизация системы высшего образования, обновление ее содержания.

II.3.2.3. Третий этап (1999-2000 годы). Децентрализация управления и финансирования образования, расширение академических свобод организаций образования.

II.3.2.4. Четвертый этап (начало 2001-2004 гг.). Стратегическое развитие системы высшего и среднего образования.

II.3.2.5. Тенденции развития высшего образования

II.3.3. Приоритеты в реформе структуры высшего образования

II.3.3.1. Приоритеты внутренней образовательной политики

II.3.3.2. Приоритеты реформы взаимодействия высшего образования Казахстана с мировым образовательным пространством.

II.3.4. Приоритеты в сфере влияния высшего образования на основные социально-экономические показатели страны

II.3.4.1 Приоритеты в интеграции образования и науки.

II.3.4.2. Проблемные аспекты

II.3.5. Приоритеты в создании национальной системы оценки качества образования

II.3.5.1 Приоритеты в повышении качества подготовки специалистов. Библиография используемой литературы по теме II.3.: "Смена приоритетов в образовательной политике Республики Казахстан (1990-2004гг.)"

II.4. ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПОЛЬСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (1990 - 2004 гг.)

II.4.1. Общая целевая направленность образовательной политики в Польской республике

II.4.2. Приоритеты в сфере стратегических целей

II.4.2.1. Интеграция системы высшего образования Польши в общеевропейскую образовательную систему.

II.4.3. Приоритеты в сфере структурной перестройки системы высшего образования

II.4.3.1. Стремительный рост численности специалистов новых направлений науки

II.4.3.2. Профилирование и диверсификация среднего образования

II.4.3.3. Диверсификация высшего образования, типы высших учебных заведений, переход к многоступенчатой подготовке,

II.4.4. Приоритеты в сфере влияния высшего образования на основные социально-экономические структуры общественной деятельности

II.4.4.1. Децентрализация управления и расширение автономии вузов

II.4.4.2. Предоставление возможности привлечения внебюджетных средств за предоставление различных услуг.

II.4.4.3. Распределение вузов по территории Польской республики

Библиография используемой литературы по теме II.4.: "Основные приоритеты развития образовательной политики Польской Республики (1990-2004 гг.)"

II.5. ИЗМЕНЕНИЕ ПРИОРИТЕТОВ ОБРАЗОВАЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ (1990-2004 гг.)

II.5.1. Общая характеристика изменений в образовательной политике России

II.5.2. Основные приоритеты развития образовательной политики Российской Федерации

II.5.2.1. Приоритеты в сфере стратегических целей

II.5.2.2. Приоритеты в сфере структурной перестройки системы высшего образования

II.5.2.3. Приоритеты в сфере влияния высшего образования на основные социально-экономические структуры общественной деятельности

II.5.2.4. Приоритеты в сфере развития качества высшего образования

II.5.3. Приоритетные подходы к трансформациям высшего образования России

II.5.3.1. Приоритетные задачи высшего образования:

II.5.4. Параметры реальных изменений в системе образования России за последние 10-12 лет

II.5.4.1. Общее среднее образование

II.5.4.2. Начальное и среднее профессиональное образование

II.5.4.3. Взаимодействие среднего и высшего образования

II.5.4.4. Система высшего профессионального образования

II.5.5. Выводы

Библиография используемой литературы по теме II.5.: "Изменение приоритетов образовательной политики России (1990-2004 гг.)"

II.6. ИЗМЕНЕНИЕ ПРИОРИТЕТОВ В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИИ УКРАИНЫ ЗА ПЕРИОД (1991-2004 гг.)

II.6.1. Приоритеты в сфере стратегических целей

II.6.1.1. Введение Единого государственныго экзамена на Украине (эксперимент)

II.6.1.2. Обеспечение быстрого роста численности специалистов по новым направлениям развития науки и техники.

II.6.1.3. Задача социального преобразования и гуманизации сферы просвещения и образования.

II.6.1.4. Увеличение финансовых, материальных и интеллектуальных вложений в систему высшего образования.

II.6.2. Приоритеты в сфере структурной перестройка системы высшего образования

II.6.2.1. Значительное повышение потенциала системы высшего образования в условиях перехода к рыночной системе управления образованием и новым технологиям.

II.6.2.2. Университизация и диверсификация высшего профессионального образования

II.6.2.3. Предоставление образовательным учреждениям дополнительных юридических прав.

II.6.2.4. Перестройка системы высшего профессионального образования на основе включения в международное разделение труда с использованием новейших технологий.

II.6.3. Влияние высшего образования на основные социально-экономические структуры общественной деятельности

II.6.4. Приоритеты в области качества высшего образования

II.6.4.1. Переход к 2010 году всех вузов Украины на европейские стандарты.

Библиография используемой литературы по теме I.6.: "Изменение приоритетов в развитии образования Украины за период (1990-2004 гг.)"

Часть III. ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ МОДЕЛЬ И КРЕДИТНАЯ СИТЕМА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ США И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ: ОПЫТ ДЛЯ ПОСТСОВЕТСКИХ СТРАН

III.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВУХСТУПЕНЧАТОЙ МОДЕЛИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ США

III.1.1. Многоступенчатая система и определение образовательной "ступени"

III.1.1.2. "Единицы измерения" образовательной ступени: количество лет обучения или кредиты?

III.2. СТУПЕНИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В США

III.2.1. Додипломная ступень - Assossciate и Bachelor

III.2.2. Последипломная ступень - Master (Магистр)

III.2.2.1. О структуре магистерских программ

III.2.3. Роль кредитной системы

III.3. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ДВУХСТУПЕНЧАТОЙ МОДЕЛИ И КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ В ВУЗАХ США

III.3.1. Общая характеристика положительных сторон

III.3.2. О недостатках двухступенчатой модели и кредитной системы

III.4. ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ МОДЕЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ

III.4.1. Радикальные и "медленные" реформаторы

III.4.2. Кредитная система ЕСТS

III.5. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕНДЕНЦИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДВУХСТУПЕНЧАТОЙ МОДЕЛИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

III.5.1. Некоторые выводы для постсоветских стран

Библиография используемой литературы в Части II: "Двухступенчатая модель и кредитная система в высшем образовании США и Западной Европы: опыт для постсоветских стран"


Аналитический обзор № 10

ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА

ССЫЛКА НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА!

 

 

Hosted by uCoz