Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Аналитический обзор состояния и международных тенденций развития высшего образования № 9 (июль - сентябрь 2004 г.)

 

II.3. СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (1990-2004 гг).

(Аналитик Король Д.Ю.)

II.3.1. Основные цели и задачи реформирования образовательной системы Республики Казахстан

 

II.3.1.1. Социально-политический контекст формирования приоритетов образовательных реформ.

Государственная политика Казахстана в области образования после 1991 года осуществлялась в направлении реформирования законодательной базы, системы управления и финансирования образования в контексте задачи качественного преобразование системы образования является одним из основных элементов становления суверенитета государства, его реальной политической и экономической независимости. В этой связи развитие высшего профессионального образования напрямую связывалось с проблемами развития общества и было обусловлено следующими социально-экономическими закономерностями:

·         переход общества на рыночную экономику, вследствие чего изменился характер производительных сил и производственных отношений, изменился социальный статус субъектов производства;

·         рост наукоемких производств, для эффективной организации которых потребовался в основном персонал с высшим профессиональным образованием;

·         увеличение объема научной и технической информации почти вдвое за последние пять лет и прогнозируется обновление информации каждые три года;

·         быстрая смена технологий, вызвавшая моральное устаревание производственных мощностей и обнаружившая недостаточный уровень квалификации специалистов;

·         интегративный характер научных исследований, проводимых на стыке различных наук и синтезе предметных областей знаний;

·         активное использование современных информационно-коммуникационных технологий как средств интеллектуальной деятельности, обусловливающих автоматизацию как физического, так и умственного труда. [1.]

Реформа кахазстанстого образования проводилась с пониманием того, что “качественную реформу образования в условиях динамичных социально-экономических изменений в обществе возможно осуществить только при наличии детально проработанной стратегии, учитывающей как реальную ситуацию, сложившуюся в сфере образования, нарастающие тенденции и действующие отношения, так и возможные пути будущего развития общества и государства. Такая стратегия должна была стать основой для разработки гибкой тактической программы действий, постоянно адаптируемой к быстро изменяющимся реальным условиям”. [2]

Цель основных направлений модернизаций в системе образования Казахстана - обеспечение качественного ее преобразования в условиях рыночной экономики с учетом глобализации. Модернизация образования требует создания новых правовых, научно-методических, финансово-материальных условий и адекватного кадрового обеспечения для углубления и развития этого процесса на основе сохранения накопленного в этой сфере позитивного потенциала. [3]

Реформирование высшего образования в республике наиболее интенсивно стало проводиться с 1995 года, но в то же время его темпы и глубина остаются недостаточными, а экономические трудности продолжают создавать основные препятствия в реализации необходимых преобразований. В результате проводимых в Казахстане социально-экономических реформ, в том числе и в высшем образовании, в последние годы наметились отдельные положительные тенденции, такие как:

  • демократизация высшего образования и децентрализация управления;
  • диверсификация сети и структуры высших учебных заведений;
  • создание новой законодательной и нормативной правовой базы;
  • внедрение новых государственных стандартов высшего образования;
  • рост числа студентов, обучающихся не за счет средств государственного бюджета [4].

 

II.3.2. Этапы реформирования системы образования Казахстана [5]

За годы независимости Казахстана этапы реформирования системы высшего образования можно условно подразделить на следующие:

II.3.2.1. Первый этап (1991-1994 годы). Становление законодательной и нормативной правовой базы высшего образования.

Основными задачами данного этапа было создание сети высших учебных заведений и обновление специальностей высшего образования в целях обеспечения достаточной независимости республики в подготовке кадров, удовлетворения потребностей рыночной экономики, областей и регионов. Проводимые меры этого периода нашли законодательное закрепление в Законе Республики Казахстан «О высшем образовании» (1993 год). В 1994 году утвержден Государственный стандарт высшего образования Республики Казахстан (Основные положения), который впервые определил введение многоуровневой структуры высшего образования в стране, академических степеней бакалавров и магистров.

Тенденция временного падения уровня образования в Казахстане явилась следствием тех социально-экономических проблем, с которыми столкнулась республика в начале и середине 1990-х годов. Такая же картина наблюдалась во всех странах постсоветского пространства. Позитивные сдвиги в этом направлении наметились в 1996 году, когда доля учащейся молодежи в возрасте до 24 лет составила 75%. В 2001 году доля охваченной обучением молодежи, по данным Национального статистического агентства, составила уже 80%. [6]

II.3.2.2. Второй этап (1995-1998 годы). Модернизация системы высшего образования, обновление ее содержания.

Данный этап характеризуется концептуальным определением развития системы высшего образования, что нашло отражение в Концепции государственной политики в области образования, утвержденной Национальным советом по государственной политике при Президенте Республики Казахстан 4 августа 1995 года, принятием новых нормативных правовых положений, регламентирующих деятельность высших учебных заведений. С 1995 по 1997 годы принимаются первые казахстанские образовательные стандарты по 310 специальностям высшего профессионального образования. В 1996 году утверждена новая редакция Классификатора (перечня) специальностей высшего образования Республики Казахстан, предусматривающего 342 специальности. Активно развивается негосударственный сектор образования.

II.3.2.3. Третий этап (1999-2000 годы). Децентрализация управления и финансирования образования, расширение академических свобод организаций образования.

На этом этапе происходит реальная децентрализация системы управления организациями образования. Кардинально изменились принципы приема в высшие учебные заведения, осуществлен переход к подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием на основе государственного образовательного заказа. С 1999 года внедрена новая модель формирования студенческого контингента высших учебных заведений путем предоставления абитуриентам на конкурсной основе государственных образовательных грантов и государственных образовательных кредитов.

II.3.2.4. Четвертый этап (начало 2001-2004 гг.). Стратегическое развитие системы высшего и среднего образования.

Определены основные направления поступательного развития высшего профессионального образования в ХХI веке. В феврале 2004 года правительство Казахстана одобрило Концепцию развития системы образования РК до 2015 года. На базе Концепции была разработана Государственная программа развития образования в Республике Казахстан до 2010 года.

Программа определяет образование в качестве общенационального приоритета, составляет организационную основу реализации образовательной политики Республики Казахстан на длительный период и является основанием для внесения изменений и дополнений в законодательство, систему финансирования, содержание образования, структуру системы образования, систему управления образованием, кадровую и социальную политику. Программой предусмотрены следующие основные направления развития:

  • переход на 12-летнее среднее общее образование. Создание системы профильного и профессионально ориентированного обучения школьников старшей ступени;
  • создание нового уровня — послесреднее профессиональное образование;
  • обеспечение трехуровневой системы подготовки профессиональных кадров-бакалавриат-магистратура-докторантура (Ph.D), основанной на системе академических кредитов;
  • создание национальной системы оценки качества образования [7].

Главные изменения коснулись периода среднего образования. Плюсом концепции считают предложенное профильное обучение в школе. По замыслу разработчиков концепции, необходимо расширить сеть существующих профильных школ - лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением предметов. По словам Жаксыбека Кулекеева, именно профильное обучение является одним из главных нововведений 12-летнего среднего образования.

Самым слабым звеном в настоящее время является система среднего профессионально-технического образования. Сохранились единицы из ПТУ, в большинстве своем ориентированные на подготовку кадров по гуманитарным специальностям. Концепция предлагает пересмотреть учебные программы с учетом профильного обучения в старшей ступени школы. Одновременно в национальную систему образования введен новый уровень — “Послесреднее профессиональное образование”. В послесреднее профессиональное образование будет трансформировано существующее среднее профессиональное образование. На данном уровне будет осуществляться подготовка специалистов среднего звена, обслуживающего и управленческого труда в области экономики, права, экологии, социологии, психологии, медицины, информационных технологий и инновационного менеджмента только на базе среднего общего образования. Содержание образовательных программ данного уровня предусматривает изучение, наряду с профессиональными, образовательных программ, включающих дисциплины, интегрированные с образовательными программами 1-2 курсов бакалавриата высших учебных заведений. По завершении обучения будет присваиваться квалификация на уровне младшего специалиста обслуживающего и управленческого труда.

На более высокую ступень предполагается поднять и статус колледжей, которые также готовят специалистов среднего звена. Теперь выпускники колледжей получат возможность сразу поступить на третий курс вуза по родственной специальности. В высшем образовании, кроме упомянутой кредитной технологии, будут укрупнены бакалаврские программы [8].

Основным звеном реализации новой модели образования должны стать педагогические кадры новой формации. В целях организации опережающей подготовки педагогических кадров предстоит решить следующие задачи:

  • расширение подготовки и переподготовки педагогов новой формации;
  • повышение социального статуса педагогов через создание механизма материального и морального стимулирования.

II.3.2.5. Тенденции развития высшего образования

Основной тенденцией развития высшего образования явился отказ от государственной монополии на образование, отмены жесткого централизованного руководства сферой образования и строгой регламентации деятельности высших учебных заведений. В результате на равных условиях начал развиваться негосударственный сектор высшего образования, свидетельствующий о создании рынка образовательных услуг, который, как и любой рынок, развивается по закону конкуренции. Государственные высшие учебные заведения получили право осуществлять прием и обучение студентов на платной основе, тем самым были диверсифицированы источники финансирования высшего образования [9]

II.3.3. Приоритеты в реформе структуры высшего образования

II.3.3.1. Приоритеты внутренней образовательной политики

В Республике Казахстан законодательно закреплена следующая структура высшего профессионального образования:

– высшее базовое образование (бакалавриат);
– высшее специальное образование;
– высшее научно-педагогическое образование (магистратура).

Формирование многоуровневой структуры высшего образования направлено на обеспечение многоступенчатости по вертикали и альтернативности по горизонтали, динамичности, гибкости подготовки специалистов, ее фундаментальности и универсальности одновременно. Это данная многоступенчатая структура высшего профессионального образования РК требует дальнейшего совершенствования с целью обеспечения реальной преемственности между ступенями, установления оптимальных взаимосвязей между ними с взаимной координацией и адаптацией образовательных программ в единое образовательное пространство, завершенности профессионального образования на каждой ступени с более четким определением статуса «бакалавр», «специалист», «магистр». Существуют различные пути получения высшего образования – по дневной, заочной, вечерней формам обучения, а также по дистанционному обучению и форме экстерната. В настоящее время учебные заведения системы высшего образования Республики Казахстан делятся на три типа: классический университет, профильный университет или академия, а также институты, относящиеся к высшим учебным заведениям университетского типа.

Осуществлена работа по реструктуризации сети государственных вузов. Исходя из специфики развития страны, Указом Президента Республики Казахстан от 5 июля 2001 г. № 648 придан особый статус 8 ведущим университетам, которые должны стать флагманами системы образования. В целях развития регионального образования в стране определены 18 региональных вузов, которые должны стать центрами образования, культуры и науки в каждой области. Постановлением Правительства от 17.06.2000 г. № 912 начато акционирование государственных вузов, в соответствие с которым было принято решение о реорганизации в акционерные общества 12 высших учебных заведений.

В республике получила развитие подготовка специалистов как по заказу государства – на конкурсной основе путем получения государственных образовательных грантов и государственных образовательных кредитов, так и по желанию молодежи за счет собственных средств. Государство также финансирует и частный сектор образования, размещая государственный образовательный заказ в негосударственных вузах, прошедших государственную аттестацию.

Изменен принцип финансирования подготовки специалистов: грантовые или кредитные средства получает студент, а не высшее учебное заведение, т.е. произошел переход от принципа «финансирования объекта образования» к принципу «финансирование субъекта образования». Реформирование механизма финансирования организаций образования предполагает нормирование государственных средств и развитие альтернативных источников. Другими источниками финансирования учреждений и предприятий образования являются внешние займы, гранты, спонсорская и благотворительная помощь, корпоративные средства, средства от предпринимательской деятельности, средства за счет расширения подготовки специалистов для зарубежных государств на платной основе и от оказания иных платных образовательных услуг.

Кредитный механизм содействия в получении высшего образования как модель финансового обеспечения преследует цели дальнейшего развития образования в условиях развития рыночных отношений, повышения престижа образования и усиления ответственности молодежи при обучении в высших учебных заведениях. Государственный образовательный кредит – это целевой кредит, предоставляемый студентам на возвратной основе для получения высшего образования в высших учебных заведениях внутри страны и покрывающий стоимость обучения. Функции управления процессом кредитования и контроля за возвратностью и правильностью использования кредитных ресурсов возложены на Финансовый центр Министерства образования и науки. Что касается в целом объема финансирования высшего образования за счет республиканского бюджета, то оно составило в 2001 году 9287 млн. тенге, в 2002 году — 9966 млн. тенге. [10]

II.3.3.2. Приоритеты реформы взаимодействия высшего образования Казахстана с мировым образовательным пространством.

Одним из важнейших направлений развития высшего образования являются вопросы международного сотрудничества, главной задачей которого является интеграция системы высшего образования Казахстана в мировое образовательное пространство. Международное сотрудничество в области образования регулируется законодательством Республики Казахстан и осуществляется на основе международных договоров, соглашений и конвенций настоящее время в области образования подписаны соглашения о сотрудничестве с Германией, Испанией, Китаем, Турецкой Республикой, Болгарией, Британским Советом Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Американским Советом по сотрудничеству в области образования и изучения языков, Германской службой академических обменов, Национальным Центром университетских программ Франции, Фондом «Сорос-Казахстан», Обществом «Светоч», Российской Федерацией, Арабской Республикой Египет, Узбекистаном, Кыргызской Республикой, Украиной, Монголией, Азербайджаном, Грузией.

Особо значимой является работа по признанию казахстанских документов об образовании и аналогичных иностранных документов в Республике Казахстан. Этому способствует подписание 11 апреля 1977 года, ратификация и утверждение Указом Президента Республики Казахстан № 202-13 РК от 13 декабря 1997 года Лиссабонской конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию. Планомерно продолжается работа по подписанию двусторонних соглашений по признанию документов об образовании со странами, не подписавшими указанный рамочный документ и странами которые не присоединились к каким-либо международным соглашениям. Кроме того, между Правительствами Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан подписано Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званий от 24 ноября 1998 года. Данное соглашение депонировано в Министерстве иностранных дел Республики Казахстан и вступило в силу 1 октября 1998 года.

В Казахстане созданы и действуют Международный Казахстанско-Турецкий Университет им. Ходжа Ахмеда Яссави, Казахстанско-Британский Технический Университет. В соответствии с Протоколом, подписанным Министерством образования и науки Республики Казахстан и МГУ им. М.Ломоносова открыт казахстанский филиал МГУ. Создан Российско-Казахстанский современный гуманитарный университет (ныне Казахстанско-Российский университет) в г. Караганде.

В 2001 году около пяти с половиной тысяч граждан Республики Казахстан обучаются более чем в 35 странах мира, география сотрудничества в области образования и науки с каждым годом расширяется. Обучение граждан Республики Казахстан за рубежом идет по следующим основным направлениям:

  • международные образовательные обмены;
  • стипендии Правительств иностранных государств и международных организаций;
  • в частном порядке;
  • по международной стипендии «Болашак».

Министерство образования и науки РК принимает участие в реализации программ международных организаций ЮНЕСКО, ACTR/ACCELS, , ПРООН, Корпуса Мира, Информационная служба США (ЮСИС), Фонда СОРОС, Американский Совет по международным исследованиям (IREX), Британский Совет в Казахстане, Германской службы академических обменов (ДААД), Национальный центр школьных и университетских программ Франции (CNOUS), Бюро по лингвистическому и педагогическому сотрудничеству Посольства Франции в Казахстане.

В течение 10 лет министерство сотрудничает с Американским Советом по сотрудничеству в области образования и изучения языков (АСПРЯЛ/АКСЕЛС) по реализации ряда образовательных программ, научно-исследовательских проектов, подготовки кадров, оказанию консультативной помощи. Результативно сотрудничество в рамках программы «ТАСИС» и «ТЕМПУС» Евросоюза, направленной на установление академических связей между университетами Казахстана и стран Европейского сотрудничества. Министерством образования и науки Республики Казахстан проделана существенная работа по формированию единого образовательного пространства стран СНГ, по выработке интегрального критерия. В ходе V заседания Совета по взаимному признанию и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях Интеграционного комитета Евразийского экономического сообщества, состоявшегося 17-19 июня 2002 г. в гушанбе, было подписано Соглашение, где в качестве единого выдвинут критерий — наличие аккредитации у организации образования, и который признали все государства-участники ЕврАзЭС [11].

II.3.4. Приоритеты в сфере влияния высшего образования на основные социально-экономические показатели страны

Актуальность модернизации системы образования Казахстана обусловлена жизненной важностью социальной функции - выработки и трансляции знания, которую образование в качестве социального института выполняет в современном общественном разделении труда. Максимальный успех в модернизации системы образования Казахстана, может быть, достигнут лишь при условии, если все программные установки правительства положенные в образовательную политику, сумеют вобрать в себя максимум возможного из положительного потенциала, накопленного мировым опытом в области организации систем образовании Национальная система образования во всем мире испытывает все сложности глобализации. И поэтому перед многими государствами, в особенности Центральной Азии, стоит острая проблема, каким образом модифицировать свою образовательную систему. Основные тенденции современного мира стали влиять и на образовательную политику. Образование стало рассматриваться как одно из важнейших направлений социальной политики, так как в современном мире экономические успехи государств определяются их системами образования, образованностью граждан, конкурентоспособностью специалистов. [12]

Уровень квалификации специалистов является сегодня одним из наиболее важных факторов, определяющих уровень развития экономики страны. Анализ дает основание говорить о том, что республика обладает достаточно мощным кадровым потенциалом.

Доля специалистов с высшим образованием в общей численности населения изменилась за 1990-2001 годы с 9,7 до 13,5%. В 2001 году уровень общей безработицы по республике составил 12,7%, в том числе среди специалистов с высшим образованием - 7,7%.

Особый интерес в плане оценки спроса и востребованности специалистов в современных условиях вызывают данные, характеризующие трудности с трудоустройством и распределением специалистов по окончанию вузов. Многие высшие учебные заведения не несут прямой ответственности за трудоустройство своих выпускников, особенно выпускников, обучавшихся на платной основе. Продолжает оставаться высоким число нетрудоустроенных молодых специалистов, а также трудоустраивающихся не по избранной специальности. Существующее дублирование в подготовке кадров в государственных и негосударственных вузах приводит к перепроизводству и различному уровню подготовки специалистов одного профиля. Расширение сферы платных образовательных услуг часто носит нерегулируемый характер, а прием студентов в негосударственные высшие учебные заведения по ряду специальностей превышает прием по госзаказам, что порождает комплекс социальных проблем. Медленно решаются вопросы закрытия специальностей, не конкурентоспособных на рынке труда, вследствие этого продолжается выпуск специалистов, не соответствующих потребностям экономики и рынка труда, пополняются ряды безработных.

Можно сказать, что только 30-40% выпускников вузов находят работу по специальности. Многие студенты, еще не завершив первое образование, планируют второе. Вследствие того, что заработная плата в здравоохранении, науке, образовании низкая, многие выпускники данного профиля трудоустраиваются не по приобретенной специальности, а на фирмы с высоким заработком или работу, не требующую высшего образования (водители, работники сферы обслуживания и т.д.)

Система высшего образования не обеспечивает сегодня опережающего образования, то есть подготовки специалистов с ориентацией на технологический прогресс и работников широкого профиля, способных быстро менять профессию. Между тем это требуется не только из-за ускорения темпов развития технической базы производства и частой смены технологий, но и из-за изменения конъюнктуры на рынке труда. Потребность регионов в специалистах с высшим образованием на 2002 г. 57% от потребности в целом по республике. В сущности, данная потребность представляет из себя госзаказ на подготовку специалистов в 2002 году, то есть Министерство образования и науки Республики Казахстан ориентируется на возможности государственного бюджета и не прогнозирует общую потребность экономики республики в специалистах. Анализ показал, что в регионах прогнозированию более легко поддаются специальности в области образования, здравоохранения, местного и государственного управления, то есть бюджетные отрасли.

По прогнозу МОН Республики Казахстан, в наибольшей степени нужны педагоги – 18,3% от общей потребности республики. По регионам потребность в педагогах еще больше – 36,8% от общей потребности регионов. Следующей по значимости является группа специальностей экономики и управления – 12,3%, по регионам – 8,5%. Медицинские специальности находятся на третьем месте – 8,0% по республике и 5,6% по регионам. [13]

II.3.4.1 Приоритеты в интеграции образования и науки.

Гуманитарным приоритетом XXI века станет процесс интеграции образования и науки. В мировой практике успешно функционируют академические конгломераты, включающие в себя учебные заведения и научно-исследовательские институты. Такое соединение служит реальной основой интеграции науки и образования и позволяет проводить единую научно-техническую и образовательную политику в стране. Наиболее эффективной формой интеграции сегодня является слияние вузов и научно-исследовательских институтов.

Государственная программа «Образование», утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 30 сентября 2000 г. №448 одной из основных задач также определяет поэтапную интеграцию академической и отраслевой науки с высшим образованием. Важным событием для развития научной сферы является принятие в 2001 году Закона Республики Казахстан “О науке”, который определил основные цели и принципы государственной научно-технической политики. В настоящее время в вузах наблюдается существенный разрыв между образовательным и научным процессами, узкая направленность научных исследований, при этом доминируют научные изыскания прикладного характера, их низкая практическая отдача, отсутствие полного цикла научных разработок, имеющих конечную готовую продукцию, слабая поддержка научных кадров.

Недостаточно развиты спектр фундаментальных и прикладных исследований, особенно по инженерным направлениям и их использование в научно-методическом, практическом обеспечении образовательного процесса, дальнейшее внедрение результатов в производство. Министерством проводятся конкретные меры по осуществлению поэтапной интеграции научных учреждений и высших учебных заведений.

Принято постановление Правительства Республики Казахстан от 14.02.2000 г. № 236 «О некоторых мерах по интеграции образования и науки в Республике Казахстан». Произошла реорганизация ряда научных и образовательных организаций путем их присоединения, созданы 30 научно-исследовательских институтов и научных центров в составе 11 высших учебных заведений. С целью совершенствования организации профессиональной практики, эффективного и рационального использования научно-технического потенциала научно-исследовательских организаций в профессиональной подготовке квалифицированных специалистов, приобщения обучающихся в организациях образования к научно-исследовательской работе 54 научно-исследовательские организации соответствующего профиля определены базами для проведения профессиональной практики обучающихся [14].

II.3.4.2. Проблемные аспекты

Развитие последипломного образования — важный аспект реформирования высшей школы, оказывающий значительное воздействие на ее организацию и деятельность. Это также дает возможность установить наиболее рациональные сроки профессионального послесреднего образования и в ряде случаев сократить сроки, растянутость которых часто связана не столько со сложностью изучаемых дисциплин, сколько с неразвитой технологией обучения. Поскольку каждые несколько лет все дипломированные специалисты будут проходить переподготовку, становится целесообразным существенно редуцировать материал и сосредоточить внимание на фундаментальной подготовке будущих специалистов. Западные ученые считают, что в большинстве вузов срок обучения должен быть небольшим, не превышать 3-4 лет, а завершение подготовки специалистов с высшим образованием целесообразнее осуществлять уже в период их работы. При этом данные предложения не относятся к врачам и педагогам, которым следует давать более завершенное образование именно в период стационарной стартовой учебы в университете, но затем необходимо дальнейшее повышение квалификации на протяжении всей трудовой жизни.

Для Казахстана в условиях стремительно развивающихся противоречивых общественных процессов, глубоких структурных сдвигов в народном хозяйстве при рыночной экономике, признанной развитыми странами, наличии значительной безработицы в ряде отраслей производства эффективная переподготовка дипломированных специалистов приобретает особую актуальность. Наиболее эффективным фактором высокого производства становится человеческий капитал. В этой связи, возникает вопрос: какова роль государства в области образования в условиях глобализации? Конечно, найти однозначный ответ на этот вопрос трудно. Одни ученые подчеркивают все больше негативные моменты в деятельности государства в образовательной сфере. Это в основном касается в странах с развивающейся экономикой — рост коррупции в образовании. Другие, напротив, видят причину в жестком государственном контроле над образованием. А государству приходится искать некий баланс, чтобы уравновесить негативные и позитивные моменты, обусловленные глобализацией. При этом приходится учитывать, что время разработки национальной политики в области образования крайне ограничено вследствие быстрых темпов развития глобализации. Если ранее горизонты социальной политики измерялись 4-5 годами, сегодня программы возникают и "умирают" за год [15].

II.3.5. Приоритеты в создании национальной системы оценки качества образования

Национальная системы оценки качества образования, создаваемая в последние годы, должна способствовать эффективному функционированию и устойчивому развитию системы образования. Для ее реализации будет внедрена внутренняя и внешняя оценка качества образования; усовершенствованы стандартизированные оценочные средства и инструменты, определяющие уровень учебных достижений обучающихся; созданы организационные структуры [16].

В текущем 2004 году введены процедуры внешней оценки качества образования в форме единого национального тестирования и промежуточной аттестации обучающихся. В дальнейшем государственный контроль образовательных достижений обучающихся будет проводиться при завершении каждой ступени образования. Начиная с 2005 года, Казахстан будет принимать участие в сравнительном анализе реальных достижений обучающихся в рамках международных исследований (PISA), для чего из средств республиканского бюджета будет выделено 37,1 млн. тенге.

Функционирование Национальной системы оценки качества будет поддерживаться соответствующей инфраструктурой: Национальный центр оценки качества образования, Национальный аккредитационный центр, Национальный центр государственных стандартов образования и тестирования, Центр сертификации, менеджмента качества и консалтинга, Республиканский центр подтверждения и присвоения квалификации [17].

II.3.5.1 Приоритеты в повышении качества подготовки специалистов.

В последние годы наблюдается снижение качества подготовки специалистов в вузах, особенно в частных. Одним из действенных инструментов в решении этой проблемы явилось введение в 2001 году государственной аккредитации вузов — признание (подтверждение государством на очередной срок) государством статуса организации образования. В данное время аккредитованы 59 вузов страны (37 — государственных и 22 — негосударственных), в том числе 36 университетов, 9 академий и 14 институтоваряду с аккредитацией вузов, с целью повышения качества подготовки специалистов, постановлением Правительства РК от 28 декабря 2001 года усилены квалификационные требования, предъявляемые к лицензированию образовательной деятельности вузов. В 2001 году проведена государственная аттестация 29 вузов, из которых 2 вуза признаны не аттестованными. За период с начала 2002 года процедура государственной аттестации была проведена в 20 вузах страны, в том числе 3 — государственных, 2 — негражданских и 15 — негосударственных. У 12-ти вузов отозваны лицензии по 51-й специальности, в 9 вузах по 22-м специальностям приостановлено действие лицензии [18].

 

Библиография используемой литературы по теме II.3.: «Смена приоритетов в образовательной политике Республики Казахстан (1990-2004гг.)»

 

1. По материалам Национального доклада по развитию системы высшего образования Республики Казахстан

2. Законодательство об образовании в Республике Казахстан. Алматы, Юрист, 2001, С.36.

3. Нуртазина Р.А. Глобальные тенденции и модернизация послевузовского профессионального образования Казахстана".

4. По материалам Национального доклада по развитию системы высшего образования Республики Казахстан

5. По материалам Национального доклада по развитию системы высшего образования Республики Казахстан

6. Нуртазина Р.А. Глобальные тенденции и модернизация послевузовского профессионального образования Казахстана".

7. Выступление министра образования и науки Кулекеева Ж.А. на заседании Правительства РК по проекту Государственной программы развития образования в Республике Казахстан до 2010 года (г. Астана, 25 августа 2004 г.)

8. Грибанова С. Век живи, век учись. // Новое поколение, - 27 февраля 2004, № 08 (300)

9. По материалам Национального доклада по развитию системы высшего образования Республики Казахстан

10. По материалам Национального доклада по развитию системы высшего образования Республики Казахстан

11. По материалам Национального доклада по развитию системы высшего образования Республики Казахстан

12. Нуртазина Р.А. Глобальные тенденции и модернизация послевузовского профессионального образования Казахстана".

13. По материалам Национального доклада по развитию системы высшего образования Республики Казахстан

14. По материалам Национального доклада по развитию системы высшего образования Республики Казахстан

15. Нуртазина Р.А. Глобальные тенденции и модернизация послевузовского профессионального образования Казахстана".

16. По материалам Национального доклада по развитию системы высшего образования Республики Казахстан

17. Выступление министра образования и науки Кулекеева Ж.А. на заседании Правительства РК по проекту Государственной программы развития образования в Республике Казахстан до 2010 года (гстана, 25 августа 2004 г.)

18. По материалам Национального доклада по развитию системы высшего образования Республики Казахстан

 

Назад



Hosted by uCoz