Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Аналитический обзор состояния и международных тенденций развития высшего образования № 9 (июль - сентябрь 2004 г.)

 

III.2. СТУПЕНИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В США

 

В Соединенных Штатах под термином "высшее образование" понимается все формальное образование, получаемое после окончания средней школы. В системе ступеней высшего образования выделяется додипломный и последипломный циклы [15, 16, 17].

III.2.1. Додипломная ступень — Assossciate и Bachelor

 

Основными степенями, присваеваемыми на додипломной ступени являются степени Associate и бакалавра (Bachelor). Степень бакалавра как правило присваивается после успешного окончания общенаучной, профессиональной или профессионально-технической программы обучения, рассчитанной на два года. Однако реальные сроки могут быть намного больше, поскольку многие студенты совмещают учебу и работу и делают перерывы в учебе [18]. По содержанию программы обучения достаточно разнообразны и могут носить общеакадемический или специализированный характер. Наиболее типичными примерами специализированных программ являются программы обучения сестринскому делу, основам предпринимательства или производственно-техническим специальностям. Программы общеакадемического профиля как правило включают как общеобразовательные предметы, так и предметы, соответствующие выбранной студентом концентрации. [19].

По целому ряду признаков Associate нельзя в полной мере считать отдельной ступенью образования. Во-первых, получение степени Associate не дает права перехода на последипломные ступени высшего образования. Во-вторых, оно не является обязательным условием перехода продолжения обучения на степень бакалавра [17]. Многие университеты допускают возможность продолжения обучения до выполнения требований, связанных с получением степени Associate. Это особенно характерно для студентов программ общенаучного профиля. В-третьих, практически все обучающиеся по общенаучным программам ориентированы на продолжение обучения на степень бакалавра.

Тем не менее, Associate-программы выполняют целый ряд важных функций в системе высшего образования США. Наиболее важной среди них является обеспечение преемственности между средней школой и вузом [10]. Высокий уровень разнообразия школьных программ, значительные различия в качестве образования, отсутствие национальных общеобразовательных стандартов и ряд других факторов ведут к значительным пробелам в знаниях и умениях студентов, препятствующим их успешному обучению в вузе. Недостаточный уровень общеобразовательной подготовки студентов ведет к высоким уровням отсева и является одним из основных главных препятствий для повышения эффективности высшего образования. Поэтому программы Associate — и особенно их общеобразовательный компонент — призваны компенсировать недостаток подготовки и уравнять возможности студентов. Не менее значимой функцией ступени Associate является быстрая подготовка специалистов с профессионально-техническими навыками. В этом плане она напоминает функции среднего специального и профессионально-технического обучения в странах Западной Европы и СНГ.

Степень бакалавра - наиболее часто присуждаемая степень высшего образования в США. Получение этой степени является обязательным условием перехода на более высокую ступень обучения. Большинство бакалаврских программ рассчитаны на четыре года, но существуют трехлетние и пятилетние программы. Кроме того, из-за значительной доля студентов, совмещающих учебу и работу и делающих перерывы в учебе реальные сроки обучения составляют в среднем 5.5 лет [18].

Несмотря на разнообразие содержания бакалаврских программ, можно выделить два общих принципа их построения. Во-первых, в большинстве бакалаврских программ значительное место занимают общеобразовательные предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов . Такие предметы составляют так называемую "расширенную" компоненту обучения (the breadth component) [19]. Их перечень устанавливается на уровне университета и колледжа, и преподаются они как правило в течение первых двух лет обучения. Их удельный вес достаточно велик - от 40 до 60 процентов общей учебной нагрузки в зависимости от концентрации [17, 18, 19]. Типичной в этом плане является программа обучения на степень бакалавра в Школе бизнеса Kelly, где предметы экономического цикла составляют лишь половину учебной нагрузки, тогда как другая половина представлена предметами общеобразовательного профиля [19]. Во-вторых, это достаточно большая свобода выбора студента в определении круга изучаемых предметов. Студент чаще всего может выбирать между несколькими обязательными предметами общеобразовательного цикла а также между предметами, составляющих часть его концентрации. Многие вузы также позволяют выбирать более одной области концентрации, одна из которых является основной (major), а все остальные - дополнительными (minors) [10, 15, 18].

Наиболее распространенные виды бакалаврских степеней - это степени Бакалавра искусств, присуждаемый выпускникам со специализацией в гуманирарных дисциплинах, социальных науках, философии, религиоведении, культурологии и ряде других областей. Выпускникам, окончившим бакалаврские программы по математике, физике, инженерному делу и другим прикладным специальностям присваивается степень бакалавра наук или бакалавра искусств. Названия некоторых бакалаврских степеней могут соответствовать области концентрации: например, бакалавр управления бизнесом, бакалавр архитектуры, бакалавр образования или бакалавр сестринского дела [13].

Что касается распределения бакалаврских степеней по сфере концентрации, то безусловным лидером здесь является предпринимательство и бизнес. Выпускники с естественнонаучной концентрацией составляют примерно четверть их общего количества. [21]

Помимо степени бакалавра, на додипломной ступени могут присваиваться дополнительные квалификации в виде сертификатов и дипломов, свидетельствующих об освоении студентом каких-нибудь дополнительных навыков и знаний (например, навыков работы с определенными компьютерными программами или иностранного языка). В некоторых случаях получение подобных документов является обязательным условием допуска к некоторым видам профессиональной деятельности. Например, в большинстве штатов для работы в средней школе требуется получить сертификат учителя. Подобные сертификаты называются постбакалаврскими.

III.2.2. Последипломная ступень — Master (Магистр)

 

Университетское образование после получения степени бакалавра считается последипломным. Его продолжительность составляет от одного до трех лет, хотя наиболее распространенными являются двухлетние программы. По успешному завершению этой ступени выпускнику присваивается степень магистра (master)

В отличие от додипломной ступени для программ последипломного уровня характерен значительно более высокий уровень диверсификации. Уже в конце 1980-х годов степень магистра присваивалась по более чем 30 дисциплинам и более чем 630 специальностям. С 1983 по 1988 год количество магистерских специальностей почти удвоилось. Рост числа магистерских специальностей продолжается и сегодня, хотя и не такими высокими темпами.

Еще одной особенностью магистерских программ является гораздо меньший разрыв между номинальными и реальными сроками обучения. Это связано прежде всего с высоким уровнем отсева студентов при приеме на магистерские программы, о чем свидетельствует соотношение числа студентов магистратуры и бакалавриата, которое не поднималось выше 18% с 1990 года.

Разнообразие программ значительно затрудняет выделение общих принципов построения их содержания. В целом можно сказать, эти принципы весьма прагматичны. Считается, что магистратура обеспечивает углубленную профессиональную подготовку с опорой на знания, полученные в бакалавриате. Так, около 85% все присуждаемых магистерских степеней являются профессиональными и лишь около пятнадцати процентов присуждаются в области свободных искусств (liberal arts). Соответственно, значительная доля магистерских программ ориентирована лиц, обладающих определенным опытом работы и нацеленных на дальнейший профессиональный рост.

III.2.2.1. О структуре магистерских программ

Модели магистерских программ как правило состоят из пяти основных компонентов:
1) вводные или основные курсы;
2) курсы, относящиеся к избранной студентом области концентрации;
3) элективы, суммирующие курсы (capstones);
4) написание итоговой работы или сдача квалификационного экзамена.

Относительная важность этих элементов во многом зависит от вида магистратуры. Можно выделить три основных вида в зависимости от предназначения программы: академические, профессиональные и практические. Например, академические магистерские программы как правило предполагают выполнение самостоятельного исследования, тогда как профессиональные и практические могут завершаться квалификационным экзаменом без написания диссертации. Кроме того, в профессиональных и практических программах как правилу выше требования к прохождению производственной практики.

Наиболее характерным примером профессиональных магистерских программ служат программы подготовки специалистов в области медицины, педагогики и юриспруденции других сфер деятельности. Получаемая в результате такого профессионального обучения степень называется не магистерской, а "первой профессиональной". На магистерской ступени могут присваиваться и промежуточные квалификации, не приравниваемые к степени. Единственным исключением из этого правила является квалификация специалиста в области образования (education specialist),статус которой равен степени магистра.

Номенклатура названий магистерских степеней значительно шире, чем бакалаврских, чему способствует высокий уровень их диверсификации, отсутствие национальных стандартов и правил в данной области и гораздо более слабый контроль со стороны сертифицирующих организаций. К числу наиболее распространенных названий относятся: Магистр архитектуры, Магистр искусств, Магистр искусств в области преподавания, Магистр бизнес-администрирования, Магистр образования, Магистр музыки, Магистр общественного здоровья и др.

III.2.3. Роль кредитной системы

 

В основе кредитной системы лежит оценка времени, затраченного студентом на изучение курса. Эта оценка базируется на так называемой модульной концепции учебного курса, предполагающей разделение содержания обучения на структурные элементы (или модули) и значительное разнообразие форм и методов работы. Курсом считается не только набор лекций и семинаров, но также и лабораторные занятия, самостоятельные исследования, и прохождение стажировок. В структуру учебной нагрузки входят работа над выполнением домашних заданий, реализация индивидуальных и групповых проектов, и другие виды деятельности. Таким образом, основной акцент в понятии "курс" делается не на времени контакта студента и преподавателя в аудитории, а на различных видах "академического опыта", получаемого студентом.

Академический (кредитный) час равен определенному количеству учебных часов. Большинство вузов исходит из соотношения 40 часов учебной нагрузки = 1 кредитный час. Курс, рассчитанный на один семестр, предусматривающий два аудиторных занятия по 50 минут в неделю будет эквивалентен примерно 3-4 кредитным часам. При этом время самостоятельной работы определяется из расчета 2 часа на один час аудиторных занятий.

Набор установленного количества учебных часов является одним из основных требований для получения степени. Типичная бакалаврская программа оценивается в 140 кредитов, а магистерская — в 48 [21].

 

Назад



Hosted by uCoz