Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Аналитический обзор состояния и международных тенденций развития высшего образования № 9 (июль - сентябрь 2004 г.)

 

II.2. СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (1990-2004 гг.)



(Аналитик Гербовицкая М.Ф.)

II.2.1. Социально-политические вызовы формирования приоритетов образовательной политики.

 

В период с 1990 по 2004 Республика Беларусь, подобно всем постсоветским обществам, переживает острые проблемы системной трансформации. Новые социально политические условия в значительной степени повлияли на последующее развитие системы образования в целом, обусловили необходимость разработки новой образовательной модели.

II.2.1.1. Цели и задачи реформирования национальной системы образования

Цели и задачи преобразований в системе образования РБ обусловлены, прежде всего, проведением реформ в социальной и экономической структуре общества, поворотом к рыночной экономике, изменениями в политической ориентации общества. Образование определено как определяющий фактор роста эффективности экономики и совершенствования правового демократического государства. Достижение цели реформирования национальной системы образования, по замыслу реформаторов, предполагает:

— обеспечение опережающего и адекватного реагирования системы образования на социокультурные преобразования;

— формирование системы обучения и воспитания, отвечающей задачам нового этапа развития общества.

В качестве основных принципов развития системы образования Республики Беларусь были заявлены следующие:

— доступность образования;
— равенство прав граждан на получение образования;
— единство образовательных и воспитательных задач;
— обеспечение образовательных запросов личности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей;
— диверсификация (оптимальное разнообразие) образовательных учреждений;
— преемственность между уровнями и ступенями образования;
— гуманизация и фундаментальность образования;
— опоры на отечественные традиции и международный опыт развития образования при проведении преобразований;
— поэтапность проведения преобразований и их корректировка с учетом достигнутых результатов;
— участие общества в осуществлении преобразований и контроль за их эффективностью [1].

Основными механизмами реализации задач развития национальной системы образования республики явились:

— законодательное закрепление приоритетности образования;
— совершенствование системы управления;
— создание правовых, социально-экономических и материально-технических условий его развития.

II.2.1.2. Правовое закрепление приоритетности образования

Приоритетность образования отражена в принятии закона Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь», в разработке, подготовке и принятии законов «О высшем образовании», «О профессионально-техническом образовании», «О специальном образовании в Республике Беларусь», «О внесении изменений и дополнений в законы Республики Беларусь», а также в организации планомерной работы по подготовке нормативных актов, разработке и принятии образовательных стандартов всех уровней, создании базы нормативных документов, регламентирующих деятельность системы образования.

В целях совершенствование системы управления предполагается проведение необходимых структурных изменений республиканских и местных органов управления образованием, переориентация их деятельности на режим управления развитием инновационных процессов. Были предприняты шаги к созданию независимой государственной аттестационной службы, национальной системы мониторинга развития и контроля качества образования с привлечением всех заинтересованных участников процесса образования.

В соответствии с требованиями реформы общеобразовательной школы были изменены структура и содержание подготовки педагогических кадров. В профильных вузах создаются факультеты профессионально-педагогического образования для обеспечения профессионально-технической и средней специальной школы педагогами, а также система их переподготовки. Подготовка кадров для системы высшего образования осуществляется через магистратуру и аспирантуру, которая формируется преимущественно за счет выпускников магистратуры. Расширяются возможности участия специалистов из научных организаций и сферы практической деятельности в подготовке и переподготовке педагогических кадров.

В целях материально-технического обеспечения реформирования всех звеньев системы образования, наряду с бюджетным финансированием, которое остается основным источником, привлекаются средства, полученные за счет проведения исследовательских работ, выполнения заказов различных отраслей экономики, инновационной деятельности, продажи интеллектуальной собственности и других видов деятельности.

II.2.2. Этапы реформирования системы образования Республики Беларусь

II.2.2.1. Первый этап — программно-организационный (1999-2000 гг.)

Данный этап характеризуется принятием ряда законов, обеспечивающих законодательное закрепление приоритетности образования и создающих правовое пространство для осуществления дальнейших преобразований: ?

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь», который определил общую структуру национальной системы образования РБ, принципы государственной политики в сфере образования, стандарты в сфере образования и требования к организации образовательного процесса; ?

разработка и принятие концепций и программ развития профессионально-технического и среднего специального образования, программ развития высшего образования и вузовской науки (Концепция развития высшего образования в Республике Беларусь (1998), Концепция развития педагогического образования в Республике Беларусь (2000), направленные на развитие и укрепление национальной системы образования Республики Беларусь); ?

разработка нормативно-правовой базы по вопросам бюджетного финансирования, а также материально-технического обеспечения учреждений образования; переориентация деятельности республиканских и местных органов управления образованием на режим управления развитием образования; перевод начальной школы на новую структуру и содержание образования [1].

II.2.2.2. Второй этап — организационно-внедренческий (2001-2005 гг.)

Данный этап характеризуется (будет характеризоваться):

— принятием законов Республики Беларусь: «О высшем образовании», «О профессионально-техническом образовании», «О специальном образовании в Республике Беларусь», «Об учебном книгоиздании»;

— созданием нормативной и учебно-методической базы и, начиная с 2002/2003, осуществлением перевода обязательной десятилетней школы на новую структуру и содержание образования;

— последовательным переводом системы профессионального и высшего образования на новые формы организации работы, содержание образования;

— осуществлением подготовки кадров для системы образования в соответствии с требованиями реформируемой системы образования;

— созданием материально-технической и учебной базы, отвечающей современным требованиям и обеспечивающей возможность осуществления учебного процесса на основе новых технологий обучения.

II.2.2.3. Третий этап — коррекционно-завершающий (2005-2010)

Данный предусматривает следующую систему мер:

— мониторинг и обобщение результатов, проводимых в национальной системе образования, внесение необходимых изменений и дополнений в программу реформирования;

— создание механизма управления, обеспечивающего оперативное и адекватное реагирование системы образования на изменяющиеся запросы общества;

— завершение формирования целостной системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, обеспечивающей учреждения образования всех уровней и профилей высококвалифицированными специалистами [1].

II.2.3. Приоритеты в реформе школьного образования

Основным типом учебного заведения в Республике Беларусь является общеобразовательная школа (включая гимназии и лицеи различного профиля) с вариативным учебным планом и разноуровневыми программами.

Следует отметить, что предпринятая в середине 80-х годов реформа общеобразовательной школы не достигла поставленных целей вследствие недостаточной продуманности, непоследовательности проводимых преобразований. Более того, по замечанию экспертов, усилились негативные тенденции в развитии системы школьного образования. Это, прежде всего, отразилось в снижении уровня обязательного образования. Среднее образование пошло по пути увеличения учебной нагрузки, развития элитной школы в ущерб массовой.

Преобразования, проводимые в системе школьного образования с 1991 по 2002 гг., были вызваны необходимостью совершенствования структуры и содержания общего образования, повышения его качества, а также необходимостью обеспечения преемственности между общесредним, средним специальным и высшим уровнями обучения. Для решения этих задач было установлено обязательное десятилетнее образования на базе 4-летней начальной школы (подготовительный, I-III классы, с 6 до 10 лет) и 6-летней основной школы (IY-IX классы, с 10 до 16 лет), а также общесреднее образование на базе лицейских классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (X-XI классы, 17-18 лет), профессионально-технических и средних специальных заведений.

С 2003 года осуществляется постепенный переход общеобразовательной средней школы на 12-летнюю модель обучения. Одной из основных идей обучения школьников на протяжении 12 лет является уменьшение учебной нагрузки с сохранением приемлемого качества обучения. В мае 2004 года Министерством образования РБ была представлена к рассмотрению Концепция профильного обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (11-12 классы). Сама модель двенадцатилетнего школьного образования (4+6+2) предполагает профилизацию старшей ступени, что, по мнению разработчиков, позволит осуществить преемственность между средней и высшей школой [2].

Перевод на профильное обучение учащихся 12-летней общеобразовательной школы следует считать новым этапом в осуществлении дифференциации обучения, что обусловлено рядом социально-педагогических факторов основным среди которых, по определению разработчиков, является «необходимость обеспечения преемственности в содержании, формах, методах и средствах обучения в общеобразовательной школе и учреждениях профессионального образования» [2].

Таким образом, идеи дифференциации и индивидуализации обучения являются ключевыми в обновлении содержания и структуры реформируемой общеобразовательной школы.

Следует отметить одно из нововведений, практикуемых с 2003 в выпускных классах общеобразовательной средней школы, а именно — единый государственный экзамен (ЕГЭ). Принцип ЕГЭ заключается в том, что экзамены по определенным предметам сдают все выпускники полной общеобразовательной средней школы. Смысл экзамена в следующем:

1) их результаты одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в вузы;

2) при проведении этих экзаменов на всей территории страны применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки.

II.2.4. Приоритеты образовательной политики Республики Беларусь в области высшего образования

Период с 1994 характеризуется процессами модернизации системы высшего образования. Основными принципами модернизации высшей школы Республики Беларусь являются:

— уточнение целей высшего образования в соответствии с новыми реалиями и тенденциями;
— опережающее нормативное и методическое обеспечение реформы;
— поэтапность перехода в соответствии со спецификой подготовки специалистов определенного профиля;
— создание современной системы обеспечения качества высшего образования;
— оптимизация перечня специальностей высшей школы с учетом реальных потребностей экономики и населения;
— углубление интеграции белорусской высшей школы в мировое образовательное пространство [2].

II.2.4.1. Типы высших учебных заведений в Беларуси

В настоящее время учебные заведения системы высшего образования РБ делятся на четыре типа. Основными типами высших учебных заведений являются:

— классический университет;
— профильный университет или академия;
— институт;
— высший колледж.

Классические и профильные университеты, а также институты относятся к высшим учебным заведениям университетского типа.

Вплоть до 1995 года существовали жесткие ограничения на объемы подготовки специалистов на платной основе в государственных учебных заведениях, что явно стимулировало развитие как государственных, так и негосударственных высших учебных заведений.

С 1991 по 1994 гг. следует отметить интенсивное развитие негосударственного сектора высшего образования. Этот процесс, по мнению экспертов, был вызван сокращением потенциальных возможностей трудоустройства молодежи, а также недостаточным приемом в вузы государственного сектора вообще, особенно по престижным специальностям. По состоянию на 2002/2003 годы в РБ функционируют 14 негосударственных вузов и 9 их филиалов, которые имеют лицензию Министерства образования. Количество обучающихся в них студентов составляет 47,8 тыс. человек. Кроме того, на территории РБ осуществляют свою деятельность ряд структурных подразделений высших учебных заведений других государств (преимущественно России).

В последние годы наблюдается тенденция неуклонного роста платных услуг в высшем образовании. В настоящее время 83,3% студентов всех вузов обучаются за счет государственного бюджета, остальные — за собственные средства и за счет спонсоров. Платная форма обучения является ответом на изменившиеся запросы рынка труда, способствует привлечению в сферу образования дополнительных финансовых ресурсов и разрушению монополии в сфере предоставления образовательных услуг[3].

II.2.4.2. Многоступенчатая подготовка и ее этапы в реформировании системы высшего образования РБ

Реформирование высшей школы Республики Беларусь теснейшим образом связано с постепенным переходом на многоступенчатую систему подготовки специалистов, за основу которой была принята так называемая двухступенчатая модель, которая включает два уровня. На первом уровне (4-5 лет) готовятся специалисты с высшим образованием, а также предусматривается возможность получения выпускниками академической степени бакалавра. На втором уровне в течение 1-2 лет осуществляется специализированная углубленная подготовка специалистов, а также предусматривается возможность получения академической степени магистра.

Внедрение такой системы, по замыслу разработчиков, должно способствовать:

— реализации дифференциации и индивидуализации обучения; расширению возможности высшей школы в удовлетворении самых широких образовательных потребностей общества и личности;

— повышению качества общеобразовательной, научной и профессиональной подготовки специалистов с учетом современных требований рынка труда; обеспечению необходимые условия для интеграции высшей школы в мировое образовательное пространство.

Переход высшего образования республики на двухступенчатую систему подготовки специалистов предполагает несколько этапов:

Первый этап — подготовительный (2004-2007 гг.) — предполагает разработку необходимого нормативного правового и учебно-методического обеспечения.

Второй этап — экспериментальный (2005-2009 гг.) — служит целям экспериментальной апробации новых подходов.

Третий этап — массовый переход на двухступенчатую систему высшего образования, по замыслу разработчиков, должен начаться с 2010 года, по завершении перехода общеобразовательной школы на 12-летний срок обучения. Одновременно будет концептуально и практически решена проблема среднего специального образования, а также проблема развития системы повышения квалификации и переподготовки [1].

В Беларуси 19 сентября 2003, на совещании ректоров вузов, было предложено заменить вступительные экзамены в вузы централизованным тестированием. Для этого предполагалось разработать единые правила приема во все вузы Беларуси, учитывая профильные особенности учебного заведения. Согласно замыслу, в 2004г. для всех поступающих в вуз будет введена новая форма вступительного экзамена, а в мае-июне проведен единый госэкзамен в тестовой форме по русскому и белорусскому языкам и математике. По остальным предметам участие в такой проверке знаний может остаться добровольным. Однако список предметов для централизованного тестирования со временем будет расширяться.

II.2.5. Приоритеты взаимодействия высшего образования Республики Беларусь с мировым образовательным пространством

Ключевым направлением международного сотрудничества Республики Беларусь в области высшего образования является создание единого образовательного пространства Союза Беларуси и России, СНГ. Единое образовательное пространство характеризуется общностью принципов государственной политики в сфере образования, согласованностью государственных образовательных стандартов, программ и требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров и программ, равными возможностями и свободной реализацией прав граждан на получение образования в образовательном учреждении на территории СНГ.

Следует также отметить стремление национальной системы образования Беларуси к интеграции в общеевропейское (общемировое) образовательное пространство. Европейский процесс, нацеленный на создание и развитие Европейской области высшего образования, в последние годы стал одним из важнейших приоритетов образовательной политики Республики Беларусь. Республика Беларусь, с целью обеспечения конкурентоспособности белорусской системы образования на рынке европейских образовательных услуг стремится координировать свою политику в области высшего образования по некоторым направлениям, обозначенным в Болонской Декларации (1988). В частности, взята ориентация на принятие системы четко определенных и сопоставимых уровней, квалификаций и степеней высшего образования, а также принятие системы, основанной на двух главных циклах обучения — додипломному и выпускному (с присвоением соответствующих академических ступеней после каждого цикла обучения — бакалавра и магистра). В перспективе планируется создание системы кредитов, подобной системе ECTS, как эффективного средства обеспечения высокой мобильности студентов.

Библиография используемой литературы по теме II.2.: «Смена приоритетов в образовательной политике Республики Беларусь (1990-2004 гг.)».

1. Основные направления развития национальной системы образования Республики Беларусь (19 апреля 1999 г.).

2. Белорусская Образовательная Интернет-сеть

3. Развитие образования. Национальный доклад Республики Беларусь. - Мн.: РИВШ БГУ, 2001. - 70 с.

4. Реформирование высшего образования в Республике Беларусь / Составитель: Ветохин С.С. – Мн.: РИВШ БГУ, 2001.- 70 с.

 

Назад



Hosted by uCoz