Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
II.2. СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (1990-2004 гг.)
(Аналитик Гербовицкая М.Ф.)
II.2.1. Социально-политические
вызовы формирования приоритетов образовательной политики.
В период с 1990 по 2004
Республика Беларусь, подобно всем постсоветским обществам, переживает
острые проблемы системной трансформации. Новые социально политические
условия в значительной степени повлияли на последующее развитие системы
образования в целом, обусловили необходимость разработки новой образовательной
модели.
II.2.1.1. Цели и задачи
реформирования национальной системы образования
Цели и задачи
преобразований в системе образования РБ обусловлены, прежде всего, проведением
реформ в социальной и экономической структуре общества, поворотом к рыночной
экономике, изменениями в политической ориентации общества. Образование
определено как определяющий фактор роста эффективности экономики и
совершенствования правового демократического государства. Достижение цели реформирования
национальной системы образования, по замыслу реформаторов, предполагает:
— обеспечение опережающего
и адекватного реагирования системы образования на социокультурные
преобразования;
— формирование системы
обучения и воспитания, отвечающей задачам нового этапа развития общества.
В качестве основных принципов развития системы образования Республики
Беларусь были заявлены следующие:
— доступность образования;
— равенство прав граждан на получение образования;
— единство образовательных и воспитательных задач;
— обеспечение образовательных запросов личности с учетом индивидуальных
особенностей и возможностей;
— диверсификация (оптимальное разнообразие) образовательных учреждений;
— преемственность между уровнями и ступенями образования;
— гуманизация и фундаментальность образования;
— опоры на отечественные традиции и международный опыт развития образования при
проведении преобразований;
— поэтапность проведения преобразований и их корректировка с учетом достигнутых
результатов;
— участие общества в осуществлении преобразований и контроль
за их эффективностью [1].
Основными механизмами реализации задач развития
национальной системы образования республики явились:
— законодательное
закрепление приоритетности образования;
— совершенствование системы управления;
— создание правовых, социально-экономических и материально-технических условий
его развития.
II.2.1.2. Правовое
закрепление приоритетности образования
Приоритетность
образования отражена в принятии закона Республики Беларусь «Об образовании в
Республике Беларусь», в разработке, подготовке и принятии законов «О высшем
образовании», «О профессионально-техническом образовании», «О специальном
образовании в Республике Беларусь», «О внесении изменений и дополнений в законы
Республики Беларусь», а также в организации планомерной работы по подготовке
нормативных актов, разработке и принятии образовательных стандартов всех
уровней, создании базы нормативных документов, регламентирующих деятельность системы
образования.
В целях совершенствование
системы управления предполагается проведение необходимых структурных
изменений республиканских и местных органов управления образованием,
переориентация их деятельности на режим управления развитием инновационных
процессов. Были предприняты шаги к созданию независимой государственной
аттестационной службы, национальной системы мониторинга развития и контроля
качества образования с привлечением всех заинтересованных участников процесса
образования.
В соответствии с
требованиями реформы общеобразовательной школы были изменены структура и
содержание подготовки педагогических кадров. В профильных вузах
создаются факультеты профессионально-педагогического образования для
обеспечения профессионально-технической и средней специальной школы педагогами,
а также система их переподготовки. Подготовка кадров для системы высшего
образования осуществляется через магистратуру и аспирантуру, которая
формируется преимущественно за счет выпускников магистратуры. Расширяются
возможности участия специалистов из научных организаций и сферы практической
деятельности в подготовке и переподготовке педагогических кадров.
В
целях материально-технического обеспечения реформирования всех звеньев
системы образования, наряду с бюджетным финансированием, которое остается
основным источником, привлекаются средства, полученные за счет проведения
исследовательских работ, выполнения заказов различных отраслей экономики,
инновационной деятельности, продажи интеллектуальной собственности и других
видов деятельности.
II.2.2. Этапы реформирования системы
образования Республики Беларусь
II.2.2.1. Первый этап —
программно-организационный (1999-2000 гг.)
Данный этап характеризуется
принятием ряда законов, обеспечивающих законодательное закрепление
приоритетности образования и создающих правовое пространство для осуществления
дальнейших преобразований: ?
Закон Республики Беларусь
«О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь «Об образовании
в Республике Беларусь», который определил общую структуру национальной системы
образования РБ, принципы государственной политики в сфере образования,
стандарты в сфере образования и требования к организации образовательного
процесса; ?
разработка и принятие
концепций и программ развития профессионально-технического и среднего
специального образования, программ развития высшего образования и вузовской
науки (Концепция развития высшего образования в Республике Беларусь
(1998), Концепция развития педагогического образования в Республике
Беларусь (2000), направленные на развитие и укрепление национальной системы
образования Республики Беларусь); ?
разработка
нормативно-правовой базы по вопросам бюджетного финансирования, а также
материально-технического обеспечения учреждений образования; переориентация
деятельности республиканских и местных органов управления образованием на режим
управления развитием образования; перевод начальной школы на новую структуру и
содержание образования [1].
II.2.2.2. Второй этап —
организационно-внедренческий (2001-2005 гг.)
Данный этап характеризуется
(будет характеризоваться):
— принятием законов
Республики Беларусь: «О высшем образовании», «О профессионально-техническом
образовании», «О специальном образовании в Республике Беларусь», «Об учебном
книгоиздании»;
— созданием нормативной и
учебно-методической базы и, начиная с 2002/2003, осуществлением перевода
обязательной десятилетней школы на новую структуру и содержание образования;
— последовательным
переводом системы профессионального и высшего образования на новые формы
организации работы, содержание образования;
— осуществлением подготовки
кадров для системы образования в соответствии с требованиями реформируемой
системы образования;
— созданием
материально-технической и учебной базы, отвечающей современным требованиям и
обеспечивающей возможность осуществления учебного процесса на основе новых
технологий обучения.
II.2.2.3. Третий этап —
коррекционно-завершающий (2005-2010)
Данный предусматривает следующую систему
мер:
— мониторинг и обобщение
результатов, проводимых в национальной системе образования, внесение
необходимых изменений и дополнений в программу реформирования;
— создание механизма
управления, обеспечивающего оперативное и адекватное реагирование системы
образования на изменяющиеся запросы общества;
—
завершение формирования целостной системы подготовки и переподготовки
педагогических кадров, обеспечивающей учреждения образования всех уровней и
профилей высококвалифицированными специалистами [1].
II.2.3. Приоритеты в реформе
школьного образования
Основным типом учебного
заведения в Республике Беларусь является общеобразовательная школа (включая
гимназии и лицеи различного профиля) с вариативным учебным планом и
разноуровневыми программами.
Следует отметить, что
предпринятая в середине 80-х годов реформа общеобразовательной школы не
достигла поставленных целей вследствие недостаточной продуманности,
непоследовательности проводимых преобразований. Более того, по замечанию
экспертов, усилились негативные тенденции в развитии системы школьного образования.
Это, прежде всего, отразилось в снижении уровня обязательного образования.
Среднее образование пошло по пути увеличения учебной нагрузки, развития элитной
школы в ущерб массовой.
Преобразования, проводимые
в системе школьного образования с 1991 по 2002 гг., были вызваны необходимостью
совершенствования структуры и содержания общего образования, повышения его
качества, а также необходимостью обеспечения преемственности между общесредним,
средним специальным и высшим уровнями обучения. Для решения
этих задач было установлено обязательное десятилетнее образования на базе
4-летней начальной школы (подготовительный, I-III классы, с 6 до 10 лет) и
6-летней основной школы (IY-IX классы, с 10 до 16 лет), а также общесреднее
образование на базе лицейских классов общеобразовательных школ, гимназий,
лицеев (X-XI классы, 17-18 лет), профессионально-технических и средних
специальных заведений.
С 2003 года осуществляется
постепенный переход общеобразовательной средней школы на 12-летнюю модель
обучения. Одной из основных идей обучения школьников на протяжении 12 лет
является уменьшение учебной нагрузки с сохранением приемлемого качества
обучения. В мае 2004 года Министерством образования РБ была представлена к
рассмотрению Концепция профильного обучения в учреждениях, обеспечивающих
получение общего среднего образования (11-12 классы). Сама модель
двенадцатилетнего школьного образования (4+6+2) предполагает профилизацию
старшей ступени, что, по мнению разработчиков, позволит осуществить
преемственность между средней и высшей школой [2].
Перевод на профильное
обучение учащихся 12-летней общеобразовательной школы следует считать новым
этапом в осуществлении дифференциации обучения, что обусловлено рядом
социально-педагогических факторов основным среди которых, по определению
разработчиков, является «необходимость обеспечения преемственности в
содержании, формах, методах и средствах обучения в общеобразовательной школе и
учреждениях профессионального образования» [2].
Таким образом, идеи
дифференциации и индивидуализации обучения являются ключевыми в обновлении
содержания и структуры реформируемой общеобразовательной школы.
Следует отметить одно из
нововведений, практикуемых с 2003 в выпускных классах общеобразовательной
средней школы, а именно — единый государственный экзамен (ЕГЭ). Принцип
ЕГЭ заключается в том, что экзамены по определенным предметам сдают все
выпускники полной общеобразовательной средней школы. Смысл экзамена в
следующем:
1) их результаты
одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в вузы;
2)
при проведении этих экзаменов на всей территории страны применяются однотипные
задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню
подготовки.
II.2.4. Приоритеты образовательной
политики Республики Беларусь в области высшего образования
Период с 1994
характеризуется процессами модернизации системы высшего образования. Основными
принципами модернизации высшей школы Республики Беларусь являются:
—
уточнение целей высшего образования в соответствии с новыми реалиями и
тенденциями;
— опережающее нормативное и методическое обеспечение реформы;
— поэтапность перехода в соответствии со спецификой подготовки специалистов
определенного профиля;
— создание современной системы обеспечения качества высшего образования;
— оптимизация перечня специальностей высшей школы с учетом реальных
потребностей экономики и населения;
— углубление интеграции белорусской высшей школы в мировое образовательное
пространство [2].
II.2.4.1. Типы высших
учебных заведений в Беларуси
В настоящее время учебные
заведения системы высшего образования РБ делятся на четыре типа. Основными
типами высших учебных заведений являются:
— классический университет;
— профильный университет или академия;
— институт;
— высший колледж.
Классические и профильные
университеты, а также институты относятся к высшим учебным заведениям
университетского типа.
Вплоть до 1995 года
существовали жесткие ограничения на объемы подготовки специалистов на платной
основе в государственных учебных заведениях, что явно стимулировало развитие
как государственных, так и негосударственных высших учебных заведений.
С 1991 по 1994 гг. следует
отметить интенсивное развитие негосударственного сектора высшего образования.
Этот процесс, по мнению экспертов, был вызван сокращением потенциальных
возможностей трудоустройства молодежи, а также недостаточным приемом в вузы
государственного сектора вообще, особенно по престижным специальностям. По
состоянию на 2002/2003 годы в РБ функционируют 14 негосударственных вузов и 9
их филиалов, которые имеют лицензию Министерства образования. Количество
обучающихся в них студентов составляет 47,8 тыс. человек. Кроме того, на
территории РБ осуществляют свою деятельность ряд структурных подразделений
высших учебных заведений других государств (преимущественно России).
В последние годы
наблюдается тенденция неуклонного роста платных услуг в высшем образовании. В
настоящее время 83,3% студентов всех вузов обучаются за счет государственного
бюджета, остальные — за собственные средства и за счет спонсоров. Платная форма
обучения является ответом на изменившиеся запросы рынка труда, способствует
привлечению в сферу образования дополнительных финансовых ресурсов и разрушению
монополии в сфере предоставления образовательных услуг[3].
II.2.4.2. Многоступенчатая
подготовка и ее этапы в реформировании системы высшего образования РБ
Реформирование высшей школы
Республики Беларусь теснейшим образом связано с постепенным переходом на
многоступенчатую систему подготовки специалистов, за основу которой была принята
так называемая двухступенчатая модель, которая включает два уровня. На первом
уровне (4-5 лет) готовятся специалисты с высшим образованием, а также
предусматривается возможность получения выпускниками академической степени
бакалавра. На втором уровне в течение 1-2 лет осуществляется
специализированная углубленная подготовка специалистов, а также
предусматривается возможность получения академической степени магистра.
Внедрение такой системы, по
замыслу разработчиков, должно способствовать:
— реализации дифференциации
и индивидуализации обучения; расширению возможности высшей школы в
удовлетворении самых широких образовательных потребностей общества и личности;
— повышению качества
общеобразовательной, научной и профессиональной подготовки специалистов с
учетом современных требований рынка труда; обеспечению необходимые условия для
интеграции высшей школы в мировое образовательное пространство.
Переход высшего образования
республики на двухступенчатую систему подготовки специалистов предполагает несколько
этапов:
Первый этап —
подготовительный (2004-2007 гг.) — предполагает разработку необходимого нормативного
правового и учебно-методического обеспечения.
Второй этап —
экспериментальный (2005-2009 гг.) — служит целям экспериментальной апробации новых подходов.
Третий этап — массовый переход на
двухступенчатую систему высшего образования, по замыслу разработчиков, должен
начаться с 2010 года, по завершении перехода общеобразовательной школы на
12-летний срок обучения. Одновременно будет концептуально и практически решена
проблема среднего специального образования, а также проблема развития системы
повышения квалификации и переподготовки [1].
В
Беларуси 19 сентября 2003, на совещании ректоров вузов, было предложено
заменить вступительные экзамены в вузы централизованным тестированием. Для
этого предполагалось разработать единые правила приема во все вузы Беларуси,
учитывая профильные особенности учебного заведения. Согласно замыслу, в 2004г.
для всех поступающих в вуз будет введена новая форма вступительного экзамена, а
в мае-июне проведен единый госэкзамен в тестовой форме по русскому и
белорусскому языкам и математике. По остальным предметам участие в такой
проверке знаний может остаться добровольным. Однако список предметов для
централизованного тестирования со временем будет расширяться.
II.2.5. Приоритеты взаимодействия
высшего образования Республики Беларусь с мировым образовательным пространством
Ключевым направлением
международного сотрудничества Республики Беларусь в области высшего образования
является создание единого образовательного пространства Союза Беларуси и
России, СНГ. Единое образовательное пространство характеризуется общностью
принципов государственной политики в сфере образования, согласованностью
государственных образовательных стандартов, программ и требований по подготовке
и аттестации научных и научно-педагогических кадров и программ, равными
возможностями и свободной реализацией прав граждан на получение образования в
образовательном учреждении на территории СНГ.
Следует также отметить
стремление национальной системы образования Беларуси к интеграции в
общеевропейское (общемировое) образовательное пространство. Европейский
процесс, нацеленный на создание и развитие Европейской области высшего
образования, в последние годы стал одним из важнейших приоритетов
образовательной политики Республики Беларусь. Республика Беларусь, с целью
обеспечения конкурентоспособности белорусской системы образования на рынке
европейских образовательных услуг стремится координировать свою политику в
области высшего образования по некоторым направлениям, обозначенным в Болонской
Декларации (1988). В частности, взята ориентация на принятие системы четко
определенных и сопоставимых уровней, квалификаций и степеней высшего
образования, а также принятие системы, основанной на двух главных циклах
обучения — додипломному и выпускному (с присвоением
соответствующих академических ступеней после каждого цикла обучения — бакалавра
и магистра). В перспективе планируется создание системы кредитов, подобной
системе ECTS, как эффективного средства обеспечения высокой мобильности
студентов.
Библиография используемой литературы
по теме II.2.: «Смена приоритетов в образовательной политике Республики
Беларусь (1990-2004 гг.)».
1. Основные направления
развития национальной системы образования Республики Беларусь (19 апреля
2. Белорусская
Образовательная Интернет-сеть –
3. Развитие образования.
Национальный доклад Республики Беларусь. - Мн.: РИВШ БГУ, 2001. - 70 с.
4.
Реформирование высшего образования в Республике Беларусь / Составитель: Ветохин
С.С. – Мн.: РИВШ БГУ, 2001.- 70 с.