Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Аналитический обзор состояния и международных тенденций развития высшего образования № 9 (июль - сентябрь 2004 г.)

 

Часть II. СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ (1990-2004 гг.)

II.1. СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ АЗЕРБАЙДЖАН (1990-2004 гг.)

(Аналитик Корбут А.М.)

II.1.1. Приоритеты в сфере стратегических целей реформирования высшего образования Азербайджана

 

Азербайджанская Республика одной из первых среди стран бывшего Советского Союза начала перестраивать свою образовательную систему. В сфере высшего образования основным направлением реформирования был переход к западной многоступенчатой модели обучения. Причин тому было несколько, но одной из главных выступала необходимость подготовки специалистов, способных сотрудничать с зарубежными партнерами в первую очередь в сфере нефтяной и газовой промышленности. Несмотря на то, что уровень подготовки специалистов по «энергетическим» профессиям в Азербайджане оставался традиционно высоким, возникла потребность в подготовке в первую очередь экономистов, способных управлять и обеспечивать работу нефтяных компаний. Как показывают статистические данные, в 1996—1997 гг., т.е. через 4—5 лет после начала действия принятого в 1992 году нового закона об образовании, обозначающего переход на двухуровневую систему высшего образования в республике, наблюдается резкое увеличение количества выпускников, обучавшихся по экономическим специальностям (в 1993 — 0,8 тыс., в 1997 — 3,1 тыс.).

Таким образом, одним из главных приоритетов политики в сфере высшего образования в Азербайджане была и остается подготовка специалистов для нефтяной и газовой промышленности. Частично такая ориентация связана с более широким контекстом: стремлением привести образование в соответствие с нуждами рыночной экономики, в условиях которой возникает потребность в профессиональных работниках, способных быстро принимать решения и ориентироваться в экономической ситуации. Это, в свою очередь, накладывается на специфику азербайджанской ситуации, в которой еще со времен СССР наибольшим спросом пользовались специальности гуманитарного профиля. Данная тенденция продолжает сохраняться, однако при этом многие отмечают большую нехватку специалистов в сельских школах и провинциальных вузах. Возможно, такое положение вещей связано, помимо некой образовательной «инерции», с тем, что гуманитарное образование (впрочем, возможно и все образование в целом) воспринимается как способ участия в экономической жизни (возможность выучить язык, поехать за границу и т.д.), поэтому многие выпускники не работают по своей специальности, зная о низких заплатах и отсутствии перспектив.

Важной целью является интеграция в мировое сообщество, которая сегодня немыслима без кооперации и сотрудничества в сфере образования. Принятие западной модели позволяет решать вопрос с конвертацией дипломов, благодаря чему у студентов появляется, во-первых, возможность продолжения своего образования за рубежом, а во-вторых, возможность более тесного сотрудничества в рамках реальных проектов с другими государствами. Иными словами, модель, по которой строится обучение в университетах и вузах, является одним из элементов международного партнерства и сотрудничества.

Однако наравне с тенденцией к «озападниванию» в сфере образования, присутствуют иной вектор. После распада СССР перед каждым из образовавшихся государств остро встал вопрос о национальной идентичности [1]. Азербайджан, находящийся в сфере влияния трех регионов: России, мусульманского мира и Запада, пытался определить, какая модель может принести набольшие экономические и политические выгоды. В итоге в сфере высшего образования (поскольку это именно та сфера, от которой зависит подготовка региональных руководителей и высококвалифицированных промышленных работников) была полностью заимствована европейская и американская модель. Такой выбор привел к неоднозначным последствиям, однако несмотря на все трудности он продолжает быть основным приоритетом в области образовательной политики.

Еще одним направлением образовательной политики, которое занимает все более заметное место в дискуссиях вокруг образования, является диверсификация [2]. Согласно закону об образования за всеми азербайджанскими высшими учебными заведениями признается право на автономию вплоть до выбора учебных программ (которые, при этом должны быть утверждены Министерством образования). Сразу после обретения Азербайджаном независимости начали появляться и частные вузы. Несмотря на то, что образовательная система в Азербайджане продолжает оставаться крайне центрированной, негосударственные вузы постепенно находят в ней свое место и децентрируют ситуацию.

Наконец, еще одним из приоритетов образовательной политики Азербайджана является формирование у нового поколения не только специальных навыков или передача профессиональных знаний, но и формирование более широкой способности жить и ориентироваться в открытой, демократической культурной ситуации [3]. В этом смысле на первый план выходит умение пользоваться современными информационными технологиями и владение иностранными языками. Азербайджан участвует в нескольких программах по развитию коммуникационной инфраструктуры, созданию Интернет-центров для студентов и молодежи, использования компьютерных технологий для обеспечения учебного процесса. Главная цель всех этих проектов — сделать выпускника более гибким и более приспособленным к решению возникающих проблем в профессиональной сфере.

II.1.2. Образовательная политика в сфере структурной перестройки высшего образования

 

Преобразования в сфере высшего образования Азербайджана затрагивают несколько ключевых «узлов». Первый — переход на двухступенчатую модель. Второй — введение единого государственного экзамена при поступлении в вузы. Третье — перестройка учебных планов.

Что касается первого момента — перехода на двухступенчатую систему обучения, — то здесь главные усилия Министерства образования и других руководящих структур направлены не столько на реформу учебного процесса, сколько на обеспечение дипломов бакалавра и магистра необходимым «весом». Многие работодатели отказываются признавать в бакалавре полноценного специалиста. Но это не только вопрос юридический, проблема не только в изменении законодательной базы. Необходимо перестраивать сам механизм взаимодействия вузов и рынка, экономических структур, что пока еще является очень слабым местом образовательной системы.

В отношении второго момента — введения единого государственного экзамена — следует отметить, что Азербайджан первым из стран бывшего СССР ввел такую практику. Такой шаг был необходим по нескольким причинам, главной из которых является обеспечение независимой, равноправной, внешкольной оценки уровня поступающих (в ситуации крайней коррумпированности, с которой пришлось иметь дело в начале 90-х годов). Для этого была создана Государственная комиссия по приему студентов, которая должна была решать несколько задач: централизованное проведение приема студентов, разработка правил приема студентов в высшие и средние специальные учебные заведения, проведение экзаменов, подготовка и проведение организационных, научно-методических и проектных работ и компьютерных технологий для этих целей; подготовка предложений на основе системного анализа и прогнозирования развития высшего и среднего специального образования по результатам вступительных экзаменов; исследование потребности в специалистах и подготовка предложений об изменении и усовершенствовании структуры образования. Таким образом, единый государственный экзамен выступает не только как способ упрощения и придания большей прозрачности процедуре поступления, но и как важный структурный компонент диагностики, управления и организации образовательной системы.

Третий момент — перестройка учебных планов — связан с несколькими приоритетами. Одно из наиболее распространенных изменений в учебных планов вузов и других образовательных учреждений (в особенности школ) заключается в увеличении количества времени, отводимого для изучения иностранных языков, прежде всего английского. Еще один аспект — расширение преподавания так называемых «гражданско-политических» дисциплин. Кроме того, заявляется необходимость создания новых интегрированных учебных программ (включающих элементы гуманитарных и естественных наук). Наконец, один из самых острых вопросов — преподавание на азербайджанском языке. Работы по созданию учебников на родном языке еще только начаты. В целом по отношению к учебным планам проводится политика децентрализации и диверсификации. Разработка учебного плана становится делом отдельного вуза или преподавателя, а не институтов централизованного управления. Последние лишь утверждают учебные программы. В меньшей мере это касается процедур оценивания студентов, хотя и здесь наблюдается стремление к более свободному регулированию.

Помимо трех указанных аспектов следует отметить еще одним немаловажный приоритет — обеспечение компьютерной грамотности. Конечно, в большинстве случаев проблема не решается в силу отсутствия возможности приобретение компьютерной техники, однако в данной сфере отмечается последовательная политика государства по участию в международных проектах, связанных с предоставлением доступа в современных информационным технологиям, а также обучению в этой области.

Большинством аналитиков признается, что структурные изменения в системе высшего образования Азербайджана будут малоэффективными без реконструкции материально-технической инфраструктуры учебных заведений. Эта проблема в той или иной мере стоит перед всеми вуза республики. Несмотря на предоставленную образовательным институт автономию, в том числе финансовую, многие с большим трудом интегрируются в социально-экономические структуры. Поиск источников существования часто связан не столько с привлечением инвестиций от местных предприятий и организаций, сколько с получение зарубежной поддержки (в виде грантов, совместных проектов и пр.). Иными словами, формы регионального сотрудничества заменяются формами международной кооперации. При всех своих преимуществах такая ситуация может также усугублять положение дел. Вузы начинают работать исключительно в режиме «поиска и использования зарубежных инвестиций». Вузы все больше отделяются от происходящего вокруг, их выпускники начинают ориентироваться на работу за рубежом, и образовательная структура становится однонаправленным «каналом выкачивания» ресурсов (в том числе человеческих) их региона, что сказывается на самом вузе. В подобной ситуации одним из главных приоритетов оказывается решение проблемы материально-технического обеспечения учебного процесса за счет интеграции в региональные и республиканские экономические структуры.

Тесно с проблемой материально-технического обеспечения учебного процесса связан вопрос библиотечной реформы и создания новых учебников, учебных пособий и других методических материалов. Изменение способов работы библиотек, их информатизация, подключение к электронным ресурсам и базам данных — таковы наиболее актуальные вопросы, решение которых может оказать существенное влияние на повышение качества образования. Что касается учебных пособий, то в данном случае магистральным направлением является создание учебников на азербайджанском языке.

Наконец, среди направлений структурной перестройки системы образования в Азербайджане следует указать на стремление более полно интегрировать вузы и системы школьного и последипломного образования. Университеты и институты начинают рассматриваться как один из элементов цепочки непрерывного образования, начинающего со средней школы и длящегося на протяжении всей жизни. В учетом такого понимания места высшего образования вузы приобретают новые функции, без выполнения которых будущее высшей школы оказывается проблематичным. Главной из них становится предоставление образовательных услуг «без отрыва от производства», т. е. обеспечение возможности повышения квалификации или получения новых специальной для любых заинтересованных в этом людей. Сегодня многие отмечают, что огромным спросом пользуются различные образовательные инициативы зарубежных фондов (как правило это курсы иностранных языков и компьютерной грамотности). В этом отношении вузы проигрывают иностранным организациям. Изменение данной ситуации является одним из стратегических приоритетов реформирования образовательной системы.

II.1.3. Приоритеты в сфере влияния высшего образования на социоэкономические структуры Азербайджана

 

Азербайджанская система образования отличается высоким уровнем грамотности взрослого населения, большим количеством поступающих в вузы и обширной сетью образовательных учреждений. Однако нестабильная экономическая ситуация заметно ослабляет образовательную систему. Политическим приоритетом, в свете этих особенностей, становится развитие такой сети связей вузов и необразовательных учреждений, которая была бы взаимовыгодна для обеих сторон. Образовательные структуры должны постоянно взаимодействовать с потенциальными работодателями. Кроме того, вузам необходимо организовывать постоянный мониторинг ситуации на рынке труда и в экономике, который бы позволил более точно определить дальнейшие направления организации и реформирования учебного процесса. Однако ориентация на экономическую ситуацию обязательно должна учитывать социальный контекст происходящих процессов. Например, сегодня наибольшим спросом среди студентов пользуются следующие промышленные специализации:

— нефтяная промышленность;
— химия и химические технологии;
— инженерное дело и металлургия;
— пищевая промышленность;
— легкая промышленность;
— производство оборудования и электроники [4].

Распределение студентов по данным специальностям в вузах республики показывает существенную дифференциацию студентов мужского и женского пола. Отчетлива видна закономерность приоритетного выбора производственных специальностей мужской половиной населения, в то время как женская половина студентов предпочитает обучение по таким специальностям, как здравоохранение, образование, искусство и кинематография. Очень немногие студенты высказывают желание обучаться по сельскохозяйственным специальностям [5]. Учет этих обстоятельств позволил бы более рационально организовывать образовательную политику, в особенности если принять во внимание, что в Азербайджане (как стране по большей части монорелигиозной) традиционно сильным фактором оказываются социальные представления о ролях и возможностях мужчин и женщин.

Следующим направлением изменений в сфере приоритетов на уровне связи учреждений образования с социальными и экономическими процессами является организация привлечения в сферу образования дополнительных инвестиций. Для этого предполагается разработать правовые механизмы снижения налогового бремени для тех негосударственных организаций и предприятий, которые вкладывают свои деньги в образование. Кроме того, будет создана система кредитования образовательных институтов.

Предполагается также более тесная интеграция образовательных учреждений в регионы. Помимо отдельной поддержки провинциальных вузов планируется изменение их места и функции в той области, где они располагаются. Вузы должны стать не только открыты для общественности, которая могла бы контролировать их деятельность и влиять на образовательную политику, но и сами участвовать в региональных процессах в качестве важного звена. Иными словами, вузы могут не только поставлять специалистов, но и работать в качестве посредников между обществом, промышленностью, культурой.

В целом политика в сфере азербайджанского высшего образования состоит в создании таких учебных планов и программ, которые прямо ориентируются на потребности и состояние рынка труда. С другой стороны, возникает необходимость в более полном представлении вузов на рынке — распространении информации о вузах, предоставляемых курсах и услугах и пр. Конечно же, такая переориентация и представительство невозможны без изменений в диапазоне и уровне предоставляемых услуг. Наиболее перспективной предоставляется ориентация на сокращение, «сжатие» учебных курсов и придание им большей целостности (в том числе — общности), снижение «специализированности» [6].

II.1.4. Политические шаги в сфере качества и эффективности высшего образования Азербайджана

 

Повышение качества высшего образования, являясь само по себе некоторым общим приоритетом азербайджанской образовательной политики, требует осуществления ряда шагов по реализации этой общей цели. Среди наиболее важных шагов выделяют следующие [2]:

— Создание юридических и регулирующих документов, обеспечивающих достаточную степень свободы вузов в выборе содержания обучения, его форм, источников финансирования, учебных программ и пр. и в то же время создающих рамочные условия, соответствующие утверждаемым государством стандартам.

— Более эффективное (менее затратное) использование финансовых ресурсов. В частности, предполагается более специализированное распределение стипендий среди малообеспеченных и обеспеченных студентов. Кроме того, одним из направлений является ориентация на снижение административных затрат. Общая политика состоит в переходе от расчета объемов финансирования исходя из студенческой группы, к расчетам на основе вычисления затрат на каждого отдельного студента.

— Осуществление специального мониторинга и точной оценки состояния того или иного вуза в целях обеспечения соответствия качества обучения государственным стандартам.

— Введение наравне с механизмами государственного контроля механизмов контроля общественного.

— Создание системы лицензирования, сертификации, аттестации и аккредитации.

— Увеличение возможностей получения качественного образования не только в Азербайджане, но и за рубежом.

— Коммерциализация и развитие сети дополнительного, в том числе, профессионального образования, а также расширение внутрифирменной подготовки и переподготовки специалистов.

— Дифференциация и диверсификация как размещения учебных заведений всех уровней и ступеней на территории республики, так и предлагающихся образовательных программ, специальностей, а также форм образования.

Как отмечают некоторые аналитики, сегодня специалисты с высшим образованием (инженеры, финансовые аналитики, менеджеры, преподаватели) в Азербайджане достаточно востребованы. Но в сегодняшних условиях к ним предъявляют и дополнительные требования: знание компьютера и иностранных языков. У специалистов, обучавшихся в советский период, таких знаний чаще всего нет. У выпускников же последних лет, которые обладают такими навыками, недостаточно высоки профессиональные качества. Выход видится в первую очередь в осуществлении названных мер по перестройке учебного процесса и функций учреждений высшего образования [7].

 

Библиография используемой литературы по теме II.1 «Смена приоритетов в образовательной политике Республики Азербайджан (1990-2004 гг.)»

 

1. Гаджи-Заде Х. Новая идентичность для нового Азербайджана.

2. Teacher training and curriculum reform in the South Caucasus region: from vision to practice.

3. Дюк Н. Молодежь в России: истоки современной ситуации.

4. Technical and vocational education in Azerbaijan.

5. Гендер и повышение образовательного уровня населения Азербайджана.

6. Azerbaijan: enhanced structural adjustment facility and extended fund facility policy framework paper, 1997—2000.

7. Агаева И. Безработных много, а работать некому.

 

Назад



Hosted by uCoz