Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Аналитический обзор состояния и международных тенденций развития высшего образования № 9 (июль - сентябрь 2004 г.)

 

I.3. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫСШЕГО И УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

I.3.1. Новые технологии, методы, формы организации образования студентов

 

В докладе Всемирного Банка (ВБ) «Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы» (2001 г.) в разделе «Педагогические методы» утверждается:

«Внедрение новых педагогических подходов, подкрепленных альтернативными механизмами передачи знаний, уже производит революцию в процессе преподавания и усвоения знаний в вузах. Одновременное использование мультимедийных средств, компьютеров и Интернета позволяет сделать процесс обучения более активным и интерактивным. … В одном из первых исследований на эту тему (Kozma and Johnson, 1991), … предлагается новая педагогическая модель, предусматривающая: а) активное участие студентов в процессе обучения, а не пассивное восприятие ими информации; б) возможности прикладного использования знаний в реальных условиях; в) представление концепций и знаний в самых разнообразных формах, а не только в текстовой; г) подход к обучению как к коллективной, а не индивидуальной деятельности; д) акцент на процесс обучения, а не на запоминание информации (выделения в абзаце — Ю.К.) [6, с. 38—39].

I.3.1.1. Перестройка учебных планов и программ на основе междисциплинарного и проектного подходов

В докладе Всемирного Банка (ВБ) «Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы» (2001 г.) в разделе «Новые формы организации и функционирования вузов» в параграфе «Инфраструктура» внедрение новых информационных технологий следующим образом увязывается с междисциплинарными формами обучения: «Для развивающихся стран принятие педагогических подходов и способов передачи знаний, которые в значительной мере основаны на информационных технологиях, имеет далеко идущие последствия, как положительные, так и отрицательные. Речь идет о создании физической инфраструктуры высших учебных заведений и затратах, которые она за собой повлечет. Новые технологии требуют значительных капиталовложений в оборудование и проводные или беспроводные сети, за которыми последуют высокие затраты на содержание инфраструктуры, обучение и подготовку персонала, а также техническое обслуживание. … Перестройка программ и учебных планов на основе междисциплинарного и мультидисциплинарного подходов к обучению и научным исследованиям (выделено нами. — Ю.К.) аналогичным образом потребует существенной реорганизации лабораторий и мастерских, служащих для обеспечения научно-технических программ. В то же время при разумном подходе новые технологии могут быть источником значительных сбережений. В Великобритании объем затрат на подготовку одного выпускника Открытого университета составляет примерно одну треть от соответствующих затрат в традиционном университете» [6, с. 39].

I.3.1.2. Изменение характера профессии преподавателя вуза

«Преподавательский состав. В результате трансформации академических и педагогических подходов развивается и профессия преподавателя. При правильной интеграции новых технологий в учебные программы преподаватель может отходить от своей привычной роли учителя в одностороннем процессе и становиться лицом, облегчающим процесс обучения. … Вузы должны быть способны быстро реагировать на меняющиеся сигналы с рынка труда и оперативно приспосабливаться к технологическим изменениям, а это может повлечь за собой необходимость более гибкой системы приема на работу и расстановки преподавательских кадров и оценки качества их работы. В том числе, возможно, придется отойти от распространения норм гражданской государственной службы на сферу образования и отказаться от практики зачисления преподавателей в постоянный штат после пребывания в должности в течение определенного срока. В условиях более радикального сценария при быстром увеличении количества программ и курсов подготовки в виртуальной среде вузы могут быть вынуждены для разработки специальных курсов привлекать на контрактной основе независимых преподавателей, не состоящих в штате конкретного колледжа или университета (выделено нами — Ю.К.)» [6, с. 40—41].

I.3.1.3. Сочетание дистанционного обучения и обновленных форм традиционного преподавания

В докладе Всемирного Банка (ВБ) «Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы» (2001 г.) в разделе «Новые формы организации и функционирования вузов» в параграфе «Инфраструктура» утверждается, что: «Современные технологии — это не панацея. Для создания более активной и интерактивной учебной среды у профессорско-преподавательского состава должно быть четкое видение целей новых технологий и наиболее эффективных путей интегрирования их в структуру программ и средства их реализации, т.е. то, что специалисты называют «педагогической интеграцией». … Комбинирование обучения в режиме «онлайн» с занятиями традиционной формы дает студентам больше возможностей для человеческого общения и развития социальных аспектов обучения посредством прямого общения, споров, дискуссий и нахождения согласия. Эти педагогические моменты также относятся к структуре и средствам реализации программ дистанционного обучения, в которых надлежащие технические средства должны соответствовать образовательным целям» [6, с. 40].

В разделе доклада ВБ «Приложение А. Новые проблемы, стоящие перед системами и учреждениями высшей школы» в параграфах «Характер обучения и подготовки кадров» и «Использование технологий» в частности упоминаются и такие проблемы:

·         « Каким образом можно содействовать развитию достаточного уровня непосредственной связи и общения между людьми с помощью сетевой связи между университетскими городками и в рамках Интернет-курсов с целью развития критического мышления и социального просвещения? Каково оптимальное сочетание очного и дистанционного обучения?

·         Не слишком ли большой акцент делается на программах в области науки и технологий? Каковы перспективы для гуманитарных и социальных наук? Каким образом учащиеся могут накопить ценности, необходимые для того, чтобы стать ответственными гражданами?

·         «Каков оптимальный баланс между «высокими технологиями» и «высоким общением» (степень взаимодействия между людьми в качестве уравновешивающей реакции людей на использование технологий)?

·         Как можно избежать излишнего акцента на технологические «трюки» и потери возможностей практического обучения?» [6, с. 129, 130].

 

I.3.2. Заключение и выводы

«Новые формы организации и функционирования вузов. Во многих странах вузы приступили к радикальным преобразованиям, стремясь лучше подстроиться к новым требованиям, которые выдвигаются к образованию и задачам, возникающим в условиях конкуренции. Главная цель — повышение институциональной гибкости и усиление адаптивного потенциала вузов и программ высшей школы. Эти реформы носят всеобъемлющий характер и затрагивают предлагаемые программы, академическую и организационную структуру, педагогические процессы и методы преподавания, физическую инфраструктуру и весь преподавательский состав» 6[9, с. 36].

В параграфе «Заключение. Отмирание или возрождение традиционных вузов?» (Заключение Главы 2) авторы Доклада пишут: «Гегемонии классических вузов брошен решительный вызов, и институциональная дифференциация будет непременно ускоряться, приводя к появлению множества разнообразных организационных конфигураций и моделей, включая бессчетное число альянсов, объединений и партнерств внутри высших учебных заведений, между ними и даже за пределами сферы высшего образования. При любом развитии событий традиционные университеты сохранят свою ведущую роль как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах, особенно в сфере профессиональной подготовки и научных исследований на более высоком уровне, но им, безусловно, придется подвергнуться существенным преобразованиям. Этого потребует внедрение новых образовательных технологий и давление рыночных сил» [6, с. 41].

 

Библиография используемой литературы по Части I: «Смена приоритетов в развитии высшего и университетского образования в системе образования стран мира»

1. Скотт П. Глобализация и университет (сокращенное излож. доклада на конф. Ассоциации европейских университетов (КРЕ) в Валенсии в 1999 г.) / мат. подг. О.Долженко // Alma mater. — 2000. — № 4. — С. 3—8.

2. Реформы образовательных политик: деятельность Совета Европы (Интервью зам. гл. ред. журн. М. Рыжакова с Жаном-Пьером Титцем — Секретарем Комитета по образованию Совета Европы) // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2000. — № 6.— С. 9—13.

3. Равен Джон Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. — М.: «Когито-Центр», 1999. — 144 с.

4. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. — М.: «Когито-Центр», 2002. — 396 с.

5. Майор Ф. Европейские университеты в контексте перемен ХХI в. // Альма Матер (Вестник высшей школы). — 1998. — № 4. — С. 12—15. (продолжение следует)

6. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы / Пер. с англ.; первонач. опубликов. в 2001 г. в США на англ. языке как Constructing Knowledge Societies: New Challenges for Tertiary Education. The World Bank. Washington, DC. — М: Издательство «Весь Мир», 2003. — 232 с. { На рус. языке текст содержится на одном из сайтов Всемирного Банка

7. Из доклада Комиссии ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище» [публикация реферата одной из глав доклада, посвященной целям образования, а также разделов, затрагивающих проблемы высшего образования] / Пуб. подг. О.Попов // Альма Матер (Вестник высшей школы). — 1997. — № 9. — С. 22—27.

8. Высшее образование в XXI в.: подходы и практические меры / От анализа к мобилизующим принципам [начало публикации реферата Рабочего документа Всемирной конференции ЮНЕСКО «Высшее образование в XXI в.: подходы и практические меры» (Париж, 5-9 октября 1998 г.)] // Альма Матер (Вестник высшей школы). — 1998. — № 11. — С. 3—9.

9. Высшее образование в XXI в.: подходы и практические меры / Соответствие высшего образования требованиям современности [продолжение публикации реферата Рабочего документа Всемирной конференции ЮНЕСКО «Высшее образование в XXI в.: подходы и практические меры» (Париж, 5-9 октября 1998 г.)] // Альма Матер (Вестник высшей школы). — 1998. — № 12. — С. 23—26.

10. На пути в будущее [Аналитический реферат монографии Б.Р.Кларка ''Создание предпринимательских университетов: организационные пути преобразования"(Вигtоп R. Clark. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. / Ed. Guy Neave. — Published for the IAU Press Pergamon, 1998. - P. 164)] / реф. подг. О.Долженко // Alma mater. — 1998. — № 11. — С. 37—41. (продолж. следует)

11. Путь Варвика: рождение исследовательского университета в Англии [Изложение фрагментов монографии Б.Р.Кларка ''Создание предпринимательских университетов: организационные пути преобразования"(Вигtоп R. Clark. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. / Ed. Guy Neave. — Published for the IAU Press Pergamon, 1998. - P. 164)] / мат. подг. О.Долженко // Alma mater. — 1998. — № 12. — С. 37—41. (продолж. следует)

12. Ответ Твента: структура предпринимательского университета в Голландии [Изложение фрагментов монографии Б.Р.Кларка ''Создание предпринимательских университетов: организационные пути преобразования"(Вигtоп R. Clark. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. / Ed. Guy Neave. — Published for the IAU Press Pergamon, 1998. - P. 164)] / мат. подг. О.Долженко // Alma mater. — 1999. — № 2. — С. 36—41.

13. Чалмер-Траст: автономия предпринимательской деятельности в системе университетов Швеции [Реферат главы монографии Б.Р.Кларка ''Создание предпринимательских университетов: организационные пути преобразования"(Вигtоп R. Clark. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. / Ed. Guy Neave. — Published for the IAU Press Pergamon, 1998. - P. 164)] / мат. подг. А.Смоленцева // Alma mater. — 2000. — № 1. — С. 33—36. (окончание следует)

14. Чалмер-Траст: автономия предпринимательской деятельности в системе университетов Швеции [Реферат главы монографии Б.Р.Кларка ''Создание предпринимательских университетов: организационные пути преобразования"(Вигtоп R. Clark. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. / Ed. Guy Neave. — Published for the IAU Press Pergamon, 1998. - P. 164)] / мат. подг. А.Смоленцева // Alma mater. — 2000. — № 2. — С. 23—27. (окончание)

15. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры (Принята на Всемирной конференции ЮНЕСКО «Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры» (Париж, 5-9 октября 1998 г. ) / Реферат // Альма Матер (Вестник высшей школы). — 1999. — № 3. — С. 29—35.

16. Высшее образование в XXI в.: подходы и практические меры / Качество высшего образования [окончание публикации реферата Рабочего документа Всемирной конференции ЮНЕСКО «Высшее образование в XXI в.: подходы и практические меры» (Париж, 5-9 октября 1998 г.)] // Альма Матер (Вестник высшей школы). — 1999. — № 1. — С. 30—37.

 

Назад



Hosted by uCoz