Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
I.3. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И
ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫСШЕГО И УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
I.3.1. Новые технологии, методы,
формы организации образования студентов
В докладе Всемирного Банка
(ВБ) «Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей
школы» (
«Внедрение новых
педагогических подходов, подкрепленных альтернативными механизмами передачи
знаний, уже производит революцию в процессе преподавания и усвоения знаний в
вузах. Одновременное использование мультимедийных средств, компьютеров и
Интернета позволяет сделать процесс обучения более активным и интерактивным. … В одном из первых исследований на эту тему (Kozma and Johnson,
1991), … предлагается новая педагогическая модель, предусматривающая: а)
активное участие студентов в процессе обучения, а не пассивное восприятие ими
информации; б) возможности прикладного использования знаний в реальных
условиях; в) представление концепций и знаний в самых разнообразных формах, а
не только в текстовой; г) подход к обучению как к коллективной, а
не индивидуальной деятельности; д) акцент на процесс обучения, а не на
запоминание информации (выделения в абзаце — Ю.К.) [6, с. 38—39].
I.3.1.1. Перестройка
учебных планов и программ на основе междисциплинарного и проектного подходов
В докладе Всемирного Банка
(ВБ) «Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей
школы» (
I.3.1.2. Изменение
характера профессии преподавателя вуза
«Преподавательский
состав. В
результате трансформации академических и педагогических подходов развивается и
профессия преподавателя. При правильной интеграции новых технологий в учебные
программы преподаватель может отходить от своей привычной роли учителя в
одностороннем процессе и становиться лицом, облегчающим процесс обучения. …
Вузы должны быть способны быстро реагировать на меняющиеся сигналы с рынка
труда и оперативно приспосабливаться к технологическим изменениям, а это может
повлечь за собой необходимость более гибкой системы приема на работу и
расстановки преподавательских кадров и оценки качества их работы. В том числе,
возможно, придется отойти от распространения норм гражданской государственной
службы на сферу образования и отказаться от практики зачисления преподавателей
в постоянный штат после пребывания в должности в течение определенного срока. В
условиях более радикального сценария при быстром увеличении количества программ
и курсов подготовки в виртуальной среде вузы могут быть вынуждены для
разработки специальных курсов привлекать на контрактной основе независимых
преподавателей, не состоящих в штате конкретного колледжа или университета
(выделено нами — Ю.К.)» [6, с. 40—41].
I.3.1.3. Сочетание
дистанционного обучения и обновленных форм традиционного преподавания
В докладе Всемирного Банка
(ВБ) «Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей
школы» (
В разделе доклада ВБ «Приложение
А. Новые проблемы, стоящие перед системами и учреждениями высшей школы» в
параграфах «Характер обучения и подготовки кадров» и «Использование
технологий» в частности упоминаются и такие проблемы:
·
«
Каким образом можно содействовать развитию достаточного уровня непосредственной
связи и общения между людьми с помощью сетевой связи между университетскими
городками и в рамках Интернет-курсов с целью развития критического мышления и
социального просвещения? Каково оптимальное сочетание очного и дистанционного
обучения?
·
Не
слишком ли большой акцент делается на программах в области науки и технологий?
Каковы перспективы для гуманитарных и социальных наук? Каким образом учащиеся
могут накопить ценности, необходимые для того, чтобы стать ответственными гражданами?
·
«Каков
оптимальный баланс между «высокими технологиями» и «высоким общением» (степень
взаимодействия между людьми в качестве уравновешивающей реакции людей на
использование технологий)?
·
Как
можно избежать излишнего акцента на технологические «трюки» и потери
возможностей практического обучения?» [6, с. 129, 130].
I.3.2. Заключение и выводы
«Новые формы организации
и функционирования вузов. Во многих странах вузы приступили к радикальным преобразованиям,
стремясь лучше подстроиться к новым требованиям, которые выдвигаются к
образованию и задачам, возникающим в условиях конкуренции. Главная цель —
повышение институциональной гибкости и усиление адаптивного потенциала вузов и
программ высшей школы. Эти реформы носят всеобъемлющий характер и затрагивают
предлагаемые программы, академическую и организационную структуру,
педагогические процессы и методы преподавания, физическую инфраструктуру и весь
преподавательский состав» 6[9, с. 36].
В параграфе «Заключение.
Отмирание или возрождение традиционных вузов?» (Заключение Главы 2) авторы
Доклада пишут: «Гегемонии классических вузов брошен решительный вызов, и
институциональная дифференциация будет непременно ускоряться, приводя к
появлению множества разнообразных организационных конфигураций и моделей,
включая бессчетное число альянсов, объединений и партнерств внутри высших
учебных заведений, между ними и даже за пределами сферы высшего образования.
При любом развитии событий традиционные университеты сохранят свою ведущую роль
как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах, особенно в сфере
профессиональной подготовки и научных исследований на более высоком уровне, но
им, безусловно, придется подвергнуться существенным преобразованиям. Этого
потребует внедрение новых образовательных технологий и давление рыночных сил»
[6, с. 41].
Библиография используемой литературы по Части I: «Смена
приоритетов в развитии высшего и университетского образования в системе
образования стран мира»
1. Скотт
П. Глобализация и университет (сокращенное излож. доклада на конф. Ассоциации европейских университетов (КРЕ) в Валенсии в
2. Реформы
образовательных политик: деятельность Совета Европы (Интервью зам. гл. ред.
журн. М. Рыжакова с Жаном-Пьером Титцем — Секретарем
Комитета по образованию Совета Европы) // Стандарты и мониторинг в образовании.
— 2000. — № 6.— С. 9—13.
3. Равен Джон
Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. — М.: «Когито-Центр», 1999. — 144 с.
4. Равен Дж. Компетентность
в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер.
с англ. — М.: «Когито-Центр», 2002. — 396 с.
5. Майор Ф. Европейские
университеты в контексте перемен ХХI в. // Альма Матер
(Вестник высшей школы). — 1998. — № 4. — С. 12—15. (продолжение следует)
6. Формирование общества,
основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы / Пер. с англ.; первонач.
опубликов. в
7. Из доклада Комиссии
ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище» [публикация реферата одной из глав
доклада, посвященной целям образования, а также разделов, затрагивающих проблемы
высшего образования] / Пуб. подг. О.Попов // Альма Матер (Вестник высшей
школы). — 1997. — № 9. — С. 22—27.
8. Высшее образование в XXI
в.: подходы и практические меры / От анализа к
мобилизующим принципам [начало публикации реферата Рабочего документа Всемирной
конференции ЮНЕСКО «Высшее образование в XXI в.: подходы и практические меры»
(Париж, 5-9 октября
9. Высшее образование в XXI
в.: подходы и практические меры / Соответствие высшего образования требованиям
современности [продолжение публикации реферата Рабочего документа Всемирной
конференции ЮНЕСКО «Высшее образование в XXI в.: подходы и практические меры»
(Париж, 5-9 октября
10. На пути в будущее
[Аналитический реферат монографии Б.Р.Кларка ''Создание предпринимательских
университетов: организационные пути преобразования"(Вигtоп
R. Clark. Creating Entrepreneurial
Universities: Organizational Pathways of Transformation.
/ Ed. Guy Neave. — Published for the IAU Press Pergamon, 1998. - P. 164)] / реф.
подг.
О.Долженко // Alma
mater. — 1998. — № 11. — С. 37—41. (продолж. следует)
11. Путь Варвика: рождение
исследовательского университета в Англии [Изложение фрагментов монографии
Б.Р.Кларка ''Создание предпринимательских университетов: организационные пути
преобразования"(Вигtоп R. Clark. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational
Pathways of Transformation. / Ed. Guy Neave. — Published
for the IAU Press Pergamon, 1998. - P. 164)] / мат. подг. О.Долженко // Alma mater. — 1998. — № 12. — С. 37—41.
(продолж. следует)
12. Ответ Твента: структура
предпринимательского университета в Голландии [Изложение фрагментов монографии
Б.Р.Кларка ''Создание предпринимательских университетов: организационные пути
преобразования"(Вигtоп R. Clark. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational
Pathways of Transformation. / Ed. Guy Neave. — Published
for the IAU Press Pergamon, 1998. - P. 164)] / мат. подг. О.Долженко // Alma mater. — 1999. — № 2. — С. 36—41.
13. Чалмер-Траст: автономия
предпринимательской деятельности в системе университетов Швеции [Реферат главы
монографии Б.Р.Кларка ''Создание предпринимательских университетов:
организационные пути преобразования"(Вигtоп R.
Clark. Creating Entrepreneurial
Universities: Organizational Pathways of Transformation.
/ Ed. Guy Neave. — Published for the IAU Press Pergamon, 1998. - P. 164)] / мат.
подг.
А.Смоленцева // Alma
mater. — 2000. — № 1. — С. 33—36. (окончание следует)
14. Чалмер-Траст: автономия
предпринимательской деятельности в системе университетов Швеции [Реферат главы
монографии Б.Р.Кларка ''Создание предпринимательских университетов:
организационные пути преобразования"(Вигtоп R.
Clark. Creating Entrepreneurial Universities:
Organizational Pathways of Transformation. / Ed. Guy
Neave. — Published for the IAU Press Pergamon, 1998. - P.
164)] / мат. подг. А.Смоленцева // Alma mater. — 2000.
— № 2. — С. 23—27. (окончание)
15. Всемирная декларация о
высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры (Принята на
Всемирной конференции ЮНЕСКО «Высшее образование в XXI веке: подходы и
практические меры» (Париж, 5-9 октября
16.
Высшее образование в XXI в.: подходы и практические меры / Качество высшего
образования [окончание публикации реферата Рабочего документа Всемирной
конференции ЮНЕСКО «Высшее образование в XXI в.: подходы и практические меры»
(Париж, 5-9 октября