Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Аналитический обзор состояния и международных тенденций развития высшего образования № 9 (июль - сентябрь 2004 г.)

 

II.5. ИЗМЕНЕНИЕ ПРИОРИТЕТОВ ОБРАЗОВАЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ (1990-2004 гг.)


(Аналитик Алтайцев А.М.)

II.5.1. Общая характеристика изменений в образовательной политике России

 

Успех и качество функционирования образовательной системы в Российской Федерации за последние 10-12 лет и на дальнейшую перспективу основываются, прежде всего., на следующей нормативно-правовой базе:

— Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу;
— Закон «Об образовании»;
— Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
— Национальная докгрина образования, изложенная в Федеральной программе развития образования на 2000-2005 гг.;
— Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. [1, 2, 3, 4, 5].

Содержательная структура приведенных выше документов (см. также соответствующую библиографию в «Аналитических обзорах №№ 7, 8») позволяет утверждать, что основным приоритетом в реформировании всей системы образования России является развитие сферы высшего образования. По существу, речь идет о вполне определенной образовательной политике, которая в основных своих моментах соответствует мировым тенденциям в функционировании систем образования передовых стран:

  • развитие систем высшего профессионального образования в макроструктуре "образование-наука-производство";
  • диверсификация функций различных вузов в соответствии с избранной моделью специалиста;
  • совершенствование многоступенчатой структуры вузовской системы;
  • концентрация подготовки кадров высшей квалификации в базовых вузах инновационно-исследовательской направленности;
  • интенсивное развитие непрерывного образования;
  • совершенствование разнообразных форм последипломного обучения;
  • организационное обеспечение научных исследований в области высшего образования;
  • интенсификация учебного процесса, перенос основного акцента на самостоятельную работу студентов (СРС), как основного вида образовательной деятельности студентов вузов;
  • разработка и внедрение новых образовательных технологий на основе современных информационно-компьютерных средств обучения [см. 6].

За прошедшие 10-12 лет в соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.) удалось (или удается в настоящее время) реализовать следующие принципы:

— автономность субъектов Российской Федерации в определении образовательной политики в части национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;
— непрерывность и преемственность процесса образования;
— интеграция вузовского и послевузовского профессионального образования в мировую систему высшего образования при сохранении наиболее ценных традиций отечественной высшей школы;
— конкурсность и гласность подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников;
— государственная поддержка подготовки специалистов приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального образования.

Государственная поддержка высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется за счет финансирования государственных вузов из средств федерального бюджета (не менее 3 % расходов федерального бюджета), предоставления налоговых льгот вузам, образовательным учреждениям дополнительного профессионального образования, а также организациям, вкладывающим средства в развитие высшего и послевузовского образования.

Сегодня в системе последипломного образования Российской Федерации функционирует более 1500 образовательных учреждений и структурных подразделений, в которых ежегодно проходят повышение квалификации и переподготовку более 1,1 миллиона слушателей различных категорий [см. 7]

В целом можно отметить, что в настоящее время экономические и правовые основы функционирования системы высшего образования в России во многом схожи с теми, которые сложились в Западной Европе. Однако в виду экономических трудностей, переживаемых российским обществом, отечественная система высшего образования находится в худших экономических условиях. Поэтому развитие интеграционных процессов в сфере образования может привести к утрате отечественного интеллектуального богатства в связи с перетеканием наиболее квалифицированных преподавателей и наиболее способных студентов в более привлекательные с экономической точки зрения страны.

Таким образом, если качество высшего (университетского) образования является основной целью реформирования образования, то уже сегодня правомерно говорить, по крайней мере, о рассматриваемых ниже сферах приоритетов в реальной образовательной политике Российского государства.

II.5.2. Основные приоритеты развития образовательной политики Российской Федерации

 

II.5.2.1. Приоритеты в сфере стратегических целей

  • Совершенствование системной взаимосвязи высшего образования (при эволюционном развитии всей образовательной системы) не только с другими уровнями российского образования, но и со всеми государственными и общественными системами.
  • Усиление связей вузов с наукой и производством, заметное расширение масштабов научных исследований в университетах (вузах), создание исследовательских университетов.
  • Увеличение финансовых, материальных и интеллектуальных вложений в систему высшего образования.
  • Перестройка системы высшего профессионального образования на основе включения в международное разделение труда с использованием новейших технологий.
  • Совершенствование системы аккредитации вузов в целях обеспечения высокого качества высшего образования.
  • Расширение международного сотрудничества в области образования, совершенствование системы международных сравнений качества образования, особенно высшего.

II.5.2.2. Приоритеты в сфере структурной перестройки системы высшего образования

  • Повышение потенциала образовательной инфраструктуры.
  • Университизация высшего и высшего профессионального образования (высшей технической школы).
  • Быстрый рост численности специалистов по новым направлениям развития науки и техники, особенно по новым специальностям в области управления, информатики, информационно-компьютерным технологиям (ИКТ), биотехнологии, робототехники и другим новым направлениям.
  • Диверсификация высшего профессионального образования.
  • Сохранение и усиление фундаментализации образования.

II.5.2.3. Приоритеты в сфере влияния высшего образования на основные социально-экономические структуры общественной деятельности

  • Усиление воздействия на рынок труда путем создания новых технологий и открытия новых областей общественной деятельности. ?
  • Децентрализация управления и расширение автономии вузов. ?
  • Усиление влияния на социальную сферу общества, на изменение принципов организации производства и на общественные (международные) связи. ?
  • Возрастание научной функции системы высшего образования (рост). (В развитых странах вузы выполняют от 14 до 24% объема всех НИР в денежном выражении) [3].

Осуществление образовательной политики, обозначенной в сферах 1, 2, 3, является, по нашему мнению, основой приоритетов развития и управления качеством высшего образования.

II.5.2.4. Приоритеты в сфере развития качества высшего образования

  • Переход к новаторскому высшему и высшему профессиональному образованию, обеспечение его всемерной модернизации и сбалансированности (адекватность, многообразие, гибкость, мобильность, экономичность, новое содержание, проектирование новых типов вузов и образовательных структур).
  • Значительное повышение роли педагогического и психологического обеспечения в достижении эффективности и качества высшего образования.
  • Интенсификация высшего образования. Создание и освоение новых педагогических технологий, основанных на концепциях и принципах системного моделирования, инновационных методах обучения.
  • Активизация работ по обновлению классической модели высшего образования в связи со все более проявляющимся кризисом образования в мире.
  • Совершенствование системы оценки функционирования образовательной системы, международных сравнений качества образования и высшего образования в особенности.

II.5.3. Приоритетные подходы к трансформациям высшего образования России

 

Продолжая логику выше изложенных характеристик образовательной политики, можно рассмотреть некоторые приоритетные подходы к реформированию и развитию российского высшего образования.

1. Ориентация вузов на поиск, проектирование и освоение новых научно-технических решений, педагогических технологий, моделей подготовки специалистов, основанных на реальном осуществлении всего цикла инновационного процесса — от замысла до реализации разработок у потребителей., что напрямую связано с предоставлением вузу права разрабатывать инновационные идеи и программы.

2. Формирование профессионально-творческой компетентости обучения, которые в наибольшей степени обеспечивают конкурентоспособность и самоутверждение будущего специалиста.

3. Осуществление конкретных (адресных, программных) социально-экономических мер по реформированию системы высшего образования во взаимосвязи с другими уровнями всей образовательной системы России.

4. Эффективное развитие и наиболее полное использование отечественного потенциала высшей школы в условиях рыночной экономики, а также мирового рынка образовательных услуг с его ужесточающейся конкуренцией.

5. Ориентация на наивысший уровень качества образования, достигнутый в мире, и на наиболее высокие нормы и требования финансового, материально-технического, интеллектуального и информационного обеспечения функционирования образовательной системы в расчете на одного учащегося.

6. Повышение эффективности фундаментальных научных исследований, осуществляемых в высших учебных заведениях (университетах), путем их интеграции с фундаментальными исследованиями, проводимыми в институтах академий наук.

7. Создание системы управления в рамках реальной административной и финансовой автономии в условиях рынка.

8. Дальнейшая интеграция системы высшею образования России в общеевропейскую и мировую системы, что позволит высшей школе Беларуси выйти на мировой рынок образовательных услуг.

II.5.3.1. Приоритетные задачи высшего образования:

1. Повышение качества учебного и научно-исследовательского процессов и более предметный контроль над ними академического сообщества.
2. Стимулирование конкуренции между вузами.
3. Установление тесных связей вузов с рынком труда.
4. Введение учебных планов, соответствующих международным стандартам;
5. Введение модульной системы обучения и оценки результатов в соответствии с принципами переходных зачетных единиц (transferrabl e credit).

Таким образом, именно приоритетно сбалансированное развитие системы высшего образования обеспечивает воспроизводство интеллектуального потенциала нации, реализацию возможностей Российской науки и культуры, перспективную направленность всей системы образования.

II.5.4. Параметры реальных изменений в системе образования России за последние 10-12 лет

 

II.5.4.1. Общее среднее образование

— осуществление социально-экономических мер, направленных на изменение социального статуса учителя;
— создание при общеобразовательных школах попечительских советов;
— разработка стандартов содержания общего образования;
— разработка федерально-региональных нормативов финансирования общеобразовательных учреждений;
— широкое внедрение в общее образование современных информационных технологий обучения, в том числе дистанционного.

II.5.4.2. Начальное и среднее профессиональное образование

— укрупнение номенклатуры специальностей и профессий начального и среднего профессионального образования;
— определение субъектами Федерации структуры и объемов подготовки рабочих и специалистов среднего звена;
— разработка нового поколения стандартов начального и среднего профессионального образования;
— разработка нормативов финансирования учреждений начального и среднего профессионального образования;
— принятие нормативно-правовых актов по софинансированию предприятиями различных форм собственности подготовки рабочих и специалистов среднего звена на базе учебных заведений начального и среднего профессионального образования.

II.5.4.3. Взаимодействие среднего и высшего образования

1. В организационном плане очевидна необходимость оптимальной согласованности пропорциональной подготовки кадров со школой и средним или неполным средним профессиональным образованием. Кроме того, требуется продолжение работы по трем приоритетным направлениям развития среднего образования:

— совершенствование содержания;
— изменение экономических основ финансирования школ и условий оплаты труда учителей;
— разработка механизма государственно-общественного управления школой.

2. В содержательном плане взаимодействие отражено в разработанных (и разрабатываемых) новых стандартах школьного образования, призванных обеспечить:

— качество полного среднего образования путем введения профильного обучения на старшей ступени школы;
— деятельностный характер содержания, получение учащимися опыта коммуникативной, практической, творческой деятельности;
— вариативность и свободу выбора в образовании для субъектов образовательного процесса (учащихся и их родителей, педагогов и образовательных учреждений);
— усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся — экономики, истории, права, литературы, русского, родного и иностранных языков;

— обеспечение всеобщей компьютерной грамотности. [ Новые стандарты школьного образования должны вводиться с 1 сентября 2005 года для предпрофильного обучения в 9-х классах, а с 1 сентября 2006 года – в 1-х, 5-х и 10-х классах, что позволяет надеяться, по меньшей мере, на сокращение качественного разрыва между уровнем подготовки среднего образования и требованиями вузов к поступающим абитуриентам. ]

3. Система единых государственных экзаменов (ЕГЭ), эксперимент по которым, охватывающий 2/3 выпускников средних школ, завершается в 2004 г., позволяет уже сейчас говорить о следующих его характеристиках:

— ЕГЭ — более объективная форма оценки работы ученика, учителя и школы по сравнению с прежней системой;
— ЕГЭ расширяет доступность высшего образования для выпускников школ из отдаленных территорий России, создает равные возможности для выпускников школ из сельской местности;
— для полномасштабного введения ЕГЭ необходима постоянная отработка и совершенствование как объективных технологий, так и совершенствование контрольно-измерительных материалов его проведения;
ЕГЭ как единственная форма доступа к высшему образованию и комплектования высших учебных заведений недостаточен, т.к. может привести к потере талантливой молодежи, что требует серьезной, прежде всего, законодательно-правовой работы по поводу статуса как ЕГЭ, так и организации и качества системы олимпиадного движения, которое позволяет принимать в вузы наиболее талантливых молодых людей без вступительных экзаменов.

II.5.4.4. Система высшего профессионального образования

1. Высокие темпы подготовки специалистов при продолжающемся (пока еще) росте абитуриентов в вузах.

2. Рост числа государственных вузов за 10 лет на 14% (при росте контрольных цифр приема на первый курс за 5 лет на 50%), а также значительный рост негосударственных вузов.

3. Преодоление диспропорции в размещении вузов на территории РФ (из более чем 3200 вузов и филиалов около половины расположены в Сибири и Дальнем Востоке).

4. Сложился самый высокий образовательный показатель в истории российской высшей школе: на 10 тыс. населения приходится свыше 300 студентов, из которых около 200 — бюджетники при доминировании студентов университетов.

5. Распределение по специальностям (по количеству студентов):

а) технические специальности;
б) педагогические специальности;
в) специальности естественных и гуманитарных наук.

6. Реформирование внутренней структуры вузов:

— появление новых дипломов (по различным квалификациям);

— преподавание новых дисциплин и создание новых факультетов;

— информатизация как важнейшее средств достижения в современных социально-экономических условиях главной цели стратегического планировании вуза (университета): обеспечение статуса национального и регионального центра науки, культуры и образования;

— международное сотрудничество;

— возможности привлечения внебюджетных средств за предоставление образовательных услуг.

7. Наличие общественно-государственная системы разработки и оценки содержания образовательных программ и учебной литературы.

8. Фундаментальность образования как возрастающая содержательная потребность в элитном образовании, гарантия качества высшего образования и компетентности во многих областях профессиональной и общекультурной жизни.

9. Сформировались четыре основные модели (типа) высшего учебного заведения:

научно-исследовательские университеты (столичные университеты, вузы, интегрированные с крупными научно-исследовательскими структурами, ведущие университеты крупных регионов);

учебно-исследовательские вузы (большинство региональных классических университетов и академий) — самый распространенный на сегодняшний день тип вуза, на который приходится основной объем подготовки специалистов;

вузы, ориентирующиеся на приоритеты интересов потребителя, в основном образовательных услуг (отраслевые вузы, негосударственные учебные заведения, обслуживающие текущие потребности платежеспособного населения, а также «реализующих в больших объемах программы второго высшего образования без создания соответствующих кафедр и научных лабораторий

учебный комплекс высшего профессионального образования, ориентированный на междисциплинарное обучение (колледжи, реализующие модель непрерывного образования, берущиеся за освоение вузовских программ профессионального образования и привлекающие в значительной мере ресурсы других вузов) [см. 8].

10. Переход системы высшего образования к многоступенчатой подготовке как достаточно оптимального способа ликвидации своеобразных “ножниц” между качеством массового и элитного профессионального образования (при возрастающем спросе в последнем).

II.5.5. Выводы

 

1. Качество высшего (университетского) образования является основной целью реформирования образования и представляет собой интегральный итог приоритетов образовательной политики в сферах выбора стратегических целей, структурной перестройки и влияния высшего образования на основные социально-экономические структуры общественной деятельности в Российском государстве.

2. В целом параметры реальных изменений в системе образования России позволяют говорить о положительных тенденциях и взаимосвязях реформационных процессов основных уровней системы образования России.

3. Именно приоритетно сбалансированное развитие системы высшего образования обеспечивает воспроизводство интеллектуального потенциала нации, реализацию возможностей Российской науки и культуры, перспективную направленность всей системы образования.

 

Библиография используемой литературы по теме I.5.: «Изменение приоритетов образовательной политики России (1990-2004 гг.)»

 

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» / Собрание Законодательства Российской Федерации, 1996 г. от 13. 01. 1996 г. № 12 — ФЗ.

2. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу

3. О высшем и послевузовском профессиональном образовании. Федеральный закон от 22.08.96. № 125-ф 3 (принят ГДФСРФ 19.07.96.) «Собрание законодательства РФ», 26.08.96., №3 5, ст. 4135 //Российская газета. 1996. 29 августа., С. 1-2

4. Федеральная программа развития образования Приложение к Федеральному закону "Об утверждении Федеральной программы развития образования" от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393

6. Рябов Л.П. Анализ позитивных изменений и инновационных процессов в системах высшего профессионального образования развитых стран: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании. – М., 2001. – 56 с. – (Проблемы зарубежной высшей школы; Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып. 6)

7. КОМПАРАТЕВИСТИКА-III: Альманах сравнительных социогуманитарных исследований / Под ред. Л.А. Вербицкой, В.В. Васильковой, В.В. Козловского, Н.Г. Скворцова. — СПб: Социологическое общество им. М.М. Ковалевского, 2003. — 408 с. - С. 391—392.

8. Куцев Г.Ф. Обеспечение качества высшего образования в условиях рыночной экономики // Педагогика. — М. — 2004. — № 3. — 108 с., С. 19

 

Назад



Hosted by uCoz