Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
II.5. ИЗМЕНЕНИЕ ПРИОРИТЕТОВ
ОБРАЗОВАЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ (1990-2004 гг.)
(Аналитик Алтайцев А.М.)
II.5.1. Общая характеристика
изменений в образовательной политике России
Успех и
качество функционирования образовательной системы в Российской Федерации за
последние 10-12 лет и на дальнейшую перспективу основываются, прежде всего., на
следующей нормативно-правовой базе:
— Основные направления
социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на
долгосрочную перспективу;
— Закон «Об образовании»;
— Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
— Национальная докгрина образования, изложенная в Федеральной программе
развития образования на 2000-2005 гг.;
— Концепция модернизации российского образования на период до
Содержательная структура
приведенных выше документов (см. также соответствующую библиографию в
«Аналитических обзорах №№ 7, 8») позволяет утверждать, что основным
приоритетом в реформировании всей системы образования России является
развитие сферы высшего образования. По существу, речь идет о вполне
определенной образовательной политике, которая в основных своих моментах
соответствует мировым тенденциям в функционировании систем образования
передовых стран:
За прошедшие 10-12 лет в
соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном
образовании» (
— автономность субъектов
Российской Федерации в определении образовательной политики в части
национально-региональных компонентов государственных образовательных
стандартов;
— непрерывность и преемственность процесса образования;
— интеграция вузовского и послевузовского профессионального образования в
мировую систему высшего образования при сохранении наиболее ценных традиций
отечественной высшей школы;
— конкурсность и гласность подготовки специалистов, переподготовки и повышения
квалификации работников;
— государственная поддержка подготовки специалистов приоритетных направлений
фундаментальных и прикладных научных исследований в области высшего и
послевузовского профессионального образования.
Государственная поддержка
высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется за счет
финансирования государственных вузов из средств федерального бюджета (не менее
3 % расходов федерального бюджета), предоставления налоговых льгот вузам,
образовательным учреждениям дополнительного профессионального образования, а
также организациям, вкладывающим средства в развитие высшего и послевузовского
образования.
Сегодня в системе
последипломного образования Российской Федерации функционирует более 1500
образовательных учреждений и структурных подразделений, в которых ежегодно
проходят повышение квалификации и переподготовку более 1,1 миллиона слушателей
различных категорий [см. 7]
В целом можно отметить, что
в настоящее время экономические и правовые основы функционирования системы
высшего образования в России во многом схожи с теми, которые сложились в
Западной Европе. Однако в виду экономических трудностей, переживаемых
российским обществом, отечественная система высшего образования находится в
худших экономических условиях. Поэтому развитие интеграционных процессов в
сфере образования может привести к утрате отечественного интеллектуального
богатства в связи с перетеканием наиболее квалифицированных преподавателей и
наиболее способных студентов в более привлекательные с экономической точки
зрения страны.
Таким
образом, если качество высшего (университетского) образования является основной
целью реформирования образования, то уже сегодня правомерно говорить, по
крайней мере, о рассматриваемых ниже сферах приоритетов в реальной
образовательной политике Российского государства.
II.5.2. Основные приоритеты развития
образовательной политики Российской Федерации
II.5.2.1. Приоритеты в
сфере стратегических целей
II.5.2.2. Приоритеты в
сфере структурной перестройки системы высшего образования
II.5.2.3. Приоритеты в
сфере влияния высшего образования на основные социально-экономические структуры
общественной деятельности
Осуществление
образовательной политики, обозначенной в сферах 1, 2, 3, является, по нашему
мнению, основой приоритетов развития и управления качеством высшего образования.
II.5.2.4. Приоритеты в
сфере развития качества высшего образования
II.5.3. Приоритетные подходы к
трансформациям высшего образования России
Продолжая логику выше
изложенных характеристик образовательной политики, можно рассмотреть некоторые приоритетные
подходы к реформированию и развитию российского высшего образования.
1. Ориентация вузов на
поиск, проектирование и освоение новых научно-технических решений,
педагогических технологий, моделей подготовки специалистов, основанных на
реальном осуществлении всего цикла инновационного процесса — от замысла до
реализации разработок у потребителей., что напрямую
связано с предоставлением вузу права разрабатывать инновационные идеи и
программы.
2. Формирование
профессионально-творческой компетентости обучения, которые в наибольшей степени
обеспечивают конкурентоспособность и самоутверждение будущего специалиста.
3. Осуществление конкретных
(адресных, программных) социально-экономических мер по реформированию системы
высшего образования во взаимосвязи с другими уровнями всей образовательной
системы России.
4. Эффективное развитие и
наиболее полное использование отечественного потенциала высшей школы в условиях
рыночной экономики, а также мирового рынка образовательных услуг с его
ужесточающейся конкуренцией.
5. Ориентация на наивысший
уровень качества образования, достигнутый в мире, и на наиболее высокие нормы и
требования финансового, материально-технического, интеллектуального и
информационного обеспечения функционирования образовательной системы в расчете
на одного учащегося.
6. Повышение эффективности
фундаментальных научных исследований, осуществляемых в высших учебных
заведениях (университетах), путем их интеграции с фундаментальными
исследованиями, проводимыми в институтах академий наук.
7. Создание системы
управления в рамках реальной административной и финансовой автономии в условиях
рынка.
8. Дальнейшая интеграция
системы высшею образования России в общеевропейскую и мировую системы, что
позволит высшей школе Беларуси выйти на мировой рынок образовательных услуг.
II.5.3.1. Приоритетные
задачи высшего образования:
1. Повышение качества
учебного и научно-исследовательского процессов и более предметный контроль над
ними академического сообщества.
2. Стимулирование конкуренции между вузами.
3. Установление тесных связей вузов с рынком труда.
4. Введение учебных планов, соответствующих международным стандартам;
5. Введение модульной системы обучения и оценки результатов в соответствии с
принципами переходных зачетных единиц (transferrabl e credit).
Таким
образом, именно приоритетно сбалансированное развитие системы высшего
образования обеспечивает воспроизводство интеллектуального потенциала нации,
реализацию возможностей Российской науки и культуры, перспективную
направленность всей системы образования.
II.5.4. Параметры
реальных изменений в системе образования России за последние 10-12 лет
II.5.4.1. Общее среднее
образование
— осуществление
социально-экономических мер, направленных на изменение социального статуса
учителя;
— создание при общеобразовательных школах попечительских советов;
— разработка стандартов содержания общего образования;
— разработка федерально-региональных нормативов финансирования
общеобразовательных учреждений;
— широкое внедрение в общее образование современных информационных технологий
обучения, в том числе дистанционного.
II.5.4.2. Начальное и
среднее профессиональное образование
— укрупнение номенклатуры
специальностей и профессий начального и среднего профессионального образования;
— определение субъектами Федерации структуры и объемов подготовки рабочих и
специалистов среднего звена;
— разработка нового поколения стандартов начального и среднего
профессионального образования;
— разработка нормативов финансирования учреждений начального и среднего
профессионального образования;
— принятие нормативно-правовых актов по софинансированию предприятиями
различных форм собственности подготовки рабочих и специалистов среднего звена
на базе учебных заведений начального и среднего профессионального образования.
II.5.4.3. Взаимодействие
среднего и высшего образования
1. В организационном
плане очевидна
необходимость оптимальной согласованности пропорциональной подготовки кадров со
школой и средним или неполным средним профессиональным образованием. Кроме
того, требуется продолжение работы по трем приоритетным направлениям развития
среднего образования:
— совершенствование
содержания;
— изменение экономических основ финансирования школ и условий оплаты труда
учителей;
— разработка механизма государственно-общественного управления школой.
2. В содержательном
плане взаимодействие
отражено в разработанных (и разрабатываемых) новых стандартах школьного
образования, призванных обеспечить:
—
качество полного среднего образования путем введения профильного обучения на
старшей ступени школы;
— деятельностный характер содержания, получение учащимися опыта
коммуникативной, практической, творческой деятельности;
— вариативность и свободу выбора в образовании для субъектов образовательного
процесса (учащихся и их родителей, педагогов и образовательных учреждений);
— усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся —
экономики, истории, права, литературы, русского, родного и иностранных языков;
— обеспечение всеобщей компьютерной грамотности. [
Новые стандарты школьного образования должны вводиться с 1 сентября 2005 года
для предпрофильного обучения в 9-х классах, а с 1 сентября 2006 года – в 1-х,
5-х и 10-х классах, что позволяет надеяться, по меньшей мере, на сокращение
качественного разрыва между уровнем подготовки среднего образования и
требованиями вузов к поступающим абитуриентам. ]
3. Система единых
государственных экзаменов (ЕГЭ), эксперимент по которым, охватывающий 2/3 выпускников средних
школ, завершается в
— ЕГЭ — более объективная
форма оценки работы ученика, учителя и школы по сравнению с прежней системой;
— ЕГЭ расширяет доступность высшего образования для выпускников школ из
отдаленных территорий России, создает равные возможности для выпускников школ
из сельской местности;
— для полномасштабного введения ЕГЭ необходима постоянная отработка и совершенствование как объективных технологий, так и
совершенствование контрольно-измерительных материалов его проведения;
— ЕГЭ как единственная форма доступа к высшему образованию и
комплектования высших учебных заведений недостаточен, т.к. может привести к
потере талантливой молодежи, что требует серьезной, прежде всего,
законодательно-правовой работы по поводу статуса как ЕГЭ, так и организации и
качества системы олимпиадного движения, которое позволяет принимать в вузы
наиболее талантливых молодых людей без вступительных экзаменов.
II.5.4.4. Система
высшего профессионального образования
1. Высокие темпы
подготовки специалистов при продолжающемся (пока еще) росте абитуриентов в вузах.
2. Рост числа
государственных вузов
за 10 лет на 14% (при росте контрольных цифр приема на первый курс за 5 лет на
50%), а также значительный рост негосударственных вузов.
3. Преодоление
диспропорции в размещении вузов на территории РФ (из более чем 3200 вузов и филиалов около половины расположены в
Сибири и Дальнем Востоке).
4. Сложился самый
высокий образовательный показатель в истории российской высшей школе: на 10 тыс. населения приходится
свыше 300 студентов, из которых около 200 — бюджетники при доминировании
студентов университетов.
5. Распределение по
специальностям (по
количеству студентов):
а) технические
специальности;
б) педагогические специальности;
в) специальности естественных и гуманитарных наук.
6. Реформирование внутренней
структуры вузов:
— появление новых дипломов
(по различным квалификациям);
— преподавание новых
дисциплин и создание новых факультетов;
— информатизация как
важнейшее средств достижения в современных социально-экономических условиях главной
цели стратегического планировании вуза (университета): обеспечение статуса
национального и регионального центра науки, культуры и образования;
— международное
сотрудничество;
— возможности привлечения
внебюджетных средств за предоставление образовательных услуг.
7. Наличие общественно-государственная системы разработки и оценки содержания
образовательных программ и учебной литературы.
8. Фундаментальность
образования как
возрастающая содержательная потребность в элитном образовании, гарантия
качества высшего образования и компетентности во многих областях
профессиональной и общекультурной жизни.
9. Сформировались четыре
основные модели (типа)
высшего учебного заведения:
— научно-исследовательские
университеты (столичные университеты, вузы, интегрированные с крупными
научно-исследовательскими структурами, ведущие университеты крупных регионов);
— учебно-исследовательские
вузы (большинство региональных классических университетов и академий) —
самый распространенный на сегодняшний день тип вуза, на который приходится
основной объем подготовки специалистов;
— вузы,
ориентирующиеся на приоритеты интересов потребителя, в основном образовательных
услуг (отраслевые вузы, негосударственные учебные заведения, обслуживающие
текущие потребности платежеспособного населения, а также «реализующих в больших
объемах программы второго высшего образования без создания соответствующих
кафедр и научных лабораторий
— учебный комплекс
высшего профессионального образования, ориентированный на междисциплинарное
обучение (колледжи, реализующие модель непрерывного образования, берущиеся
за освоение вузовских программ профессионального образования и привлекающие в
значительной мере ресурсы других вузов) [см. 8].
10. Переход системы высшего образования к многоступенчатой подготовке как достаточно оптимального способа
ликвидации своеобразных “ножниц” между качеством массового и элитного
профессионального образования (при возрастающем спросе в
последнем).
II.5.5. Выводы
1. Качество высшего
(университетского) образования является основной целью реформирования
образования и представляет собой интегральный итог приоритетов образовательной
политики в сферах выбора стратегических целей, структурной перестройки и
влияния высшего образования на основные социально-экономические структуры общественной
деятельности в Российском государстве.
2. В целом параметры
реальных изменений в системе образования России позволяют говорить о
положительных тенденциях и взаимосвязях реформационных процессов
основных уровней системы образования России.
3. Именно приоритетно
сбалансированное развитие системы высшего образования обеспечивает
воспроизводство интеллектуального потенциала нации, реализацию возможностей
Российской науки и культуры, перспективную направленность всей системы
образования.
Библиография используемой литературы
по теме I.5.: «Изменение приоритетов образовательной политики России (1990-2004
гг.)»
1. Закон Российской
Федерации «Об образовании» / Собрание Законодательства Российской Федерации,
2. Основные направления
социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на
долгосрочную перспективу
3. О высшем и
послевузовском профессиональном образовании. Федеральный закон от 22.08.96. №
125-ф 3 (принят ГДФСРФ 19.07.96.) «Собрание законодательства РФ», 26.08.96., №3
5, ст. 4135 //Российская газета. 1996. 29 августа., С.
1-2
4. Федеральная
программа развития образования Приложение к Федеральному закону "Об утверждении
Федеральной программы развития образования" от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ
6. Рябов Л.П. Анализ
позитивных изменений и инновационных процессов в системах высшего
профессионального образования развитых стран: США, Японии, Германии, Франции,
Великобритании. – М., 2001. – 56 с. – (Проблемы зарубежной высшей школы;
Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования /
НИИВО; Вып. 6)
7. КОМПАРАТЕВИСТИКА-III: Альманах сравнительных социогуманитарных исследований / Под ред. Л.А. Вербицкой, В.В. Васильковой, В.В.
Козловского, Н.Г. Скворцова. — СПб: Социологическое общество им. М.М.
Ковалевского, 2003. — 408 с. - С. 391—392.
8.
Куцев Г.Ф. Обеспечение качества высшего образования в условиях рыночной
экономики // Педагогика. — М. — 2004. — № 3. — 108 с., С. 19