Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Аналитический обзор состояния и международных тенденций развития высшего образования № 9 (июль - сентябрь 2004 г.)

 

 

Часть I. СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ В РАЗВИТИИ ВЫСШЕГО И УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМАХ ОБРАЗОВАНИЯ СТРАН МИРА
(в документах, концепциях, политике международных организаций и ведущих стран)

 

(Аналитик Краснов Ю.Э.)

I.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИОРИТЕТНЫХ ПОДХОДОВ К СОВРЕМЕННОЙ РОЛИ ВЫСШЕГО (УНИВЕРСИТЕТСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ В МИРЕ

Наша прошлая аналитика («Аналитический обзор № 8», июнь 2004 г.) имела целью продемонстрировать некоторые подходы, анализ и мнения экспертов, существующие в публикациях ведущих международных организаций [см. 1 с. 4,8], в которых активно ищется новая миссия и роль высшего и особенно университетского образования в современном мире, в ситуации вызовов глобализации, обострения множества глобальных проблем и необходимости перехода человечества на устойчивого развития. Как в прошлой, так и данной аналитике мы сделали акцент на трех моментах, которые можно охарактеризовать как приоритетные подходы в мировой образовательной политике, прежде всего, — по отношению к университетскому (высшему) образованию.

Во-первых, на превращении университетов в эпицентры программирования регионального развития, причем понимаемого не только в экономическом, но и шире — в социальном, культурном, экологическом смысле.

Во-вторых, на тенденции складывания новой — инновационно-предпринимательской — модели университета, в которой последний превращается фактически в научно-образовательно-промышленный комплекс с академическим ядром и междисциплинарной проектно-ориентированной периферией, состоящей из множества сетевых инновационных высокотехнологичных структур и малых предприятий, активно работающих с заказами местных органов власти, промышленности, бизнеса и общества в целом.

В-третьих, анализ литературы позволяет сделать вывод о приближении какого-то достаточно революционного изменения («мутации») всей традиционной идеи высшего образования. Назревает реформа, связанная с осознанием всеобщей необходимости организации «образования длиною в жизнь» (lifelong learning) и «образования, шириною в жизнь» (lifewide learning). Университеты не только могут, но и должны, обязаны взять на себя эту новую миссию, а значит подвергнуть себя достаточно серьезной трансформации и реконфигурации, чтобы быть способными обслуживать образовательные заказы наиболее высококвалифицированных специалистов (взрослых людей) своего региона, страны (университет как институт непрерывного образования взрослых). Отметим, что в таком случае, по аналогии с некоторыми странами ОЭСР, становится важнее организовать возможность челночного движения молодых людей с рабочих мест в вуз и обратно, нежели достраивать и шлифовать монолит «непрерывного четырех/пяти/шести-летнего очного образования». Мы убеждены, что КПД такого допрофессионального образования в условиях увеличения темпов обновления экономики и назревающей смены социально-жизненного уклада цивилизации, будет постоянно снижаться.

Все это заставляет нас предположить, что впереди нас ждут серьезные и глубокие изменения в сфере образования и прежде всего в высшем образовании, которое по свидетельству всех сегодня становится локомотивом «общества, основанного на знаниях». Не случайно, один из последних Докладов Всемирного Банка, который мы подробно разбираем в данной аналитике, так и называется: «Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы» (2001 г., перевод на рус. 2003 г.).

Такого рода трансформационные изменения университетского образования не могут произойти без смены его психолого-педагогического ядра, матрицы, парадигмы. Данная тема требует самостоятельного анализа и рассмотрения, в данном тексте, мы коснулись (в последнем разделе) только нескольких аспектов этой темы. Отдельным параграфом мы рассмотрели переход на компетентностную модель целеполагания при подготовке современных профессионалов в разных сферах деятельности и соответствующие принципы проектирования содержания высшего и университетского образования.

 

Назад



Hosted by uCoz