Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
Часть I. СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ В
РАЗВИТИИ ВЫСШЕГО И УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМАХ ОБРАЗОВАНИЯ СТРАН
МИРА
(в документах, концепциях, политике международных организаций и ведущих стран)
(Аналитик Краснов Ю.Э.)
I.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРИОРИТЕТНЫХ ПОДХОДОВ К СОВРЕМЕННОЙ РОЛИ ВЫСШЕГО (УНИВЕРСИТЕТСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ
В МИРЕ
Наша
прошлая аналитика («Аналитический обзор № 8», июнь
Во-первых, на превращении университетов
в эпицентры программирования регионального развития, причем понимаемого не
только в экономическом, но и шире — в социальном, культурном, экологическом
смысле.
Во-вторых, на тенденции
складывания новой — инновационно-предпринимательской — модели университета, в
которой последний превращается фактически в научно-образовательно-промышленный
комплекс с академическим ядром и междисциплинарной проектно-ориентированной
периферией, состоящей из множества сетевых инновационных
высокотехнологичных структур и малых предприятий, активно работающих с заказами
местных органов власти, промышленности, бизнеса и общества в целом.
В-третьих, анализ
литературы позволяет сделать вывод о приближении какого-то достаточно
революционного изменения («мутации») всей традиционной идеи высшего
образования. Назревает реформа, связанная с осознанием всеобщей необходимости
организации «образования длиною в жизнь» (lifelong learning) и «образования,
шириною в жизнь» (lifewide learning). Университеты не только могут, но и
должны, обязаны взять на себя эту новую миссию, а значит подвергнуть себя
достаточно серьезной трансформации и реконфигурации, чтобы быть способными
обслуживать образовательные заказы наиболее высококвалифицированных
специалистов (взрослых людей) своего региона, страны (университет как
институт непрерывного образования взрослых). Отметим, что в таком случае,
по аналогии с некоторыми странами ОЭСР, становится важнее организовать
возможность челночного движения молодых людей с рабочих мест в вуз и обратно,
нежели достраивать и шлифовать монолит «непрерывного четырех/пяти/шести-летнего очного образования». Мы убеждены, что КПД
такого допрофессионального образования в условиях увеличения темпов обновления
экономики и назревающей смены социально-жизненного уклада цивилизации, будет
постоянно снижаться.
Все это заставляет нас
предположить, что впереди нас ждут серьезные и глубокие изменения в сфере
образования и прежде всего в высшем образовании,
которое по свидетельству всех сегодня становится локомотивом «общества,
основанного на знаниях». Не случайно, один из последних Докладов Всемирного
Банка, который мы подробно разбираем в данной аналитике, так и называется:
«Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы» (
Такого
рода трансформационные изменения университетского образования не могут
произойти без смены его психолого-педагогического ядра, матрицы, парадигмы.
Данная тема требует самостоятельного анализа и рассмотрения, в данном тексте,
мы коснулись (в последнем разделе) только нескольких аспектов этой темы.
Отдельным параграфом мы рассмотрели переход на компетентностную модель
целеполагания при подготовке современных профессионалов в разных сферах
деятельности и соответствующие принципы проектирования содержания высшего и
университетского образования.