Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Аналитический обзор состояния и международных тенденций развития высшего образования № 9 (июль - сентябрь 2004 г.)

 

II.6. ИЗМЕНЕНИЕ ПРИОРИТЕТОВ В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИИ УКРАИНЫ ЗА ПЕРИОД (1991-2004 гг.)

(Аналитик Ященко Л.А.)

В данном аналитическом тексте акцент делается на некоторых приоритетных аспектах образовательной политики в высшем образовании Украины, затрагивающих четыре сферы: стратегические цели, структурную перестройку системы высшего образования, сферу влияния высшего образования на социально-экономическую деятельность общества и развитие качества высшего образования.

II.6.1. Приоритеты в сфере стратегических целей

 

II.6.1.1. Введение Единого государственного экзамена на Украине (эксперимент)

В 2004 году Министерство образования и науки Украины будет проводить эксперимент по внедрению единого государственного экзамена. По словам министра образования, Василия Кременя, особенностью этого экзамена является то, что он будет и выпускным для школы, и вступительным для вузов одновременно. В. Кремень подчеркнул, что пока "это будет в ограниченном масштабе". В эксперименте задействовано пять вузов Украины, среди которых Львовский государственный университет, Харьковский педагогический университет и другие. Число студентов, принятых в вузы в соответствии с результатами единого тестирования пока не будет превышать 10% [2,1].

II.6.1.2. Обеспечение быстрого роста численности специалистов по новым направлениям развития науки и техники.

Этот процесс особенно касается специалистов по новым специальностям — в области культуры, этико-эколого-информационной, экономической направленности, междисциплинарной направленности, предоставлять сумму знаний, умений и навыков, позволяющих самореализоваться в высокотехнологичном инновационно-информационном третьем тысячелетии.

Коренная ломка экономической системы Украины на пути к рынку уже привела к новому социальному разделению общества на собственников и несобственников и для каждого стала очевидной неизбежность жизненных перемен в его личной судьбе. Судьба реформ связывается, в первую очередь, с деятельностью молодого поколения, принявшего на свою долю весь шквал перемен. Без решения проблемы формирования творческой личности с высокой степенью обучаемости и самореализации, способной брать ответственность на себя за принятие квалифицированного решения, будущего у государства не будет [1,2].

II.6.1.3. Задача социального преобразования и гуманизации сферы просвещения и образования.

Украина обладает разнообразием форм образовательной деятельности школ как государственной (гимназии, коллегиумы, лицеи, специализированные по языковой, естественно-научной, гуманитарной, экономической, политехнической, спортивной и другим направленностям), так и коммерческой форм обучения. На Украине слишком дорогое образование. По объему труда, которое необходимо затратить на его получение, украинское образование является одним из самых дорогих в мире. Так, если среднюю стоимость высшего образования в США (12-15 тыс. долларов) погашается средней зарплатой за 6 месяцев, то в Украине (5 тыс. долларов) - зарплатой среднего гражданина за 6 лет [1,2].

II.6.1.4. Увеличение финансовых, материальных и интеллектуальных вложений в систему высшего образования.

В 1997 г. на выживание системы образования Украины требовалось 10 млрд. гривен. В бюджет же закладывалась цифра 4,1 млрд. За 1980-92 гг. число учащихся в системе образования Украины уменьшилось на 5,1 млн. (27,7%), общие затраты на образование (с уменьшением количества классов и увеличением их численности) уменьшились на 10%, но на систему управления образованием затраты увеличились более, чем в 2 раза. Стало выгодно не работать на ниве науки и просвещения, а служить этому ведомству.

В относительно благоприятном 1990 г. в Крыму медалями были отмечены 910 школьников, из них 211 — золотыми. В 1997-98 гг., при функционировании образования в условиях "кризиса в квадрате" количество "планируемых" медалистов составило 1559, причем 938 — "золотых". Количество золотых медалистов уменьшилось на треть, когда была проведена тщательная проверка результатов экзаменов. Что касается повседневной жизни, то только по официальным данным 30тыс. несовершеннолетних ежегодно вовлекаются в криминалитет.

Студенческая стипендия в Украине составляет 11 гривен, в то время как в США стипендию в 400 долларов получают 59% обучаемых в вузах, Англии (260 фунтов стерлингов) — 68%, в Германии (890 марок) — 30% студентов.

В Украине учреждения образования лишены права не платить налоги на прибыль даже при условии направления соответствующих средств на учебные цели. Рынок труда свидетельствует об обратной зависимости между уровнем образования и его оплатой, в результате чего каждую неделю просторы Украины с целью материального обеспечения семьи покидает доктор наук, а Академия наук поредела более, чем на 30 %.

Следует решительно увеличить финансирование образования при одновременном обеспечении подотчетности и прозрачности использования средств, как это и предусматривает Доктрина.

Не лишним также было бы снять ограничения с экономической деятельности не только вузов, но и школ, и особенно внешкольных учебных заведений [1, 2].

 

Оценка изменений уровня образования населения за годы независимости Украины, % опрошенных

 

По данным УЦЭПИ им. А. Разумкова (Рис. 1)

 

II.6.2. Приоритеты в сфере структурной перестройка системы высшего образования

 

II.6.2.1. Значительное повышение потенциала системы высшего образования в условиях перехода к рыночной системе управления образованием и новым технологиям.

В концепции экономической стабилизации и роста в Украине наиглавнейшим фактором отмечается роль инвестиций и инновационной деятельности, умений создавать и широко использовать конкурентоспособные технологии, способные внести существенные изменения в состояние экономики. Однако "экономическое чудо" не наступит само собой, а требует длительного созидательного процесса. Экономика Украины находится пока в самом начале пути перехода к экономике рыночной [1, 2].

Одним из главных просчетов в развитии образования была нацеленность всей системы на обучение человека "среднестатистического" под общие нужды народного хозяйства, в планировании которого преобладали узковедомственные интересы почти без всякого учета региональных особенностей и долгосрочного перспективного прогнозирования регионального развития. Последствия подобных просчетов — хотя бы в том, что 50-80% выпускников вузов имеют большие затруднения при устройстве на работу. В условиях рынка экономика не будет функционировать нормально, если не пройдет фазу насыщения малыми предприятиями. По оценкам специалистов, в ближайшие годы в малый бизнес Украины должны влиться 6-7 млн., а число владельцев — достичь 2-3 млн. человек. Именно поэтому необходимы совершенно определенные и в то же время — универсально компетентные специалисты, подготовленные в системе высшего образования, способные «адресно» и эффективно обслуживать выше описанные сегменты рынка.

II.6.2.2. Университизация и диверсификация высшего профессионального образования

1) Быстрый рост численности специалистов по новым направлениям развития науки и техники, особенно по новым специальностям в области управления, информатики, информационно-компьютерным технологиям (ИКТ), биотехнологии, робототехники и другим новым направлениям.

2) Диверсификация высшего профессионального образования.

3) Усиление фундаментализации образования.

Типы образовательных учреждений, как и формы обучения в них, должны точно соответствовать специфике своего функционального назначения: кого учить и с какой целью — в отношении обучаемых, чему и как — в отношении обучающих, как и на какие средства функционировать — в отношении управляющих или руководящих кадров конкретного учебного учреждения. Деятельность учебных заведений альтернативного (негосударственного) обучения является пробным камнем проведения экономических реформ в сфере образования. Кроме того, это и возможность создания дополнительных рабочих мест, источник пополнения бюджетных поступлений, расширения спектра возможностей и форм предоставления образовательных услуг, а также реализация естественного права демократического общества на альтернативу. [1,2]

II.6.2.3. Предоставление образовательным учреждениям дополнительных юридических прав.

В ходе реформы образования, которая в настоящее время уже планируется к осуществлению на Украине, государственная школа будет наделена полномочия юридического лица с предоставлением права заниматься определенными видами хозяйственно — предпринимательской деятельности, что проходит сейчас стадию правовой доработки, а госбюджетное финансирование будет выделяться адресно по количеству учеников. В данном контексте весьма важен учет региональных особенностей, а также опыт функционирования и возможности, предоставляемые существующим законодательством, для негосударственных (частных) школ на территории Украины и в Крыму. Крым всегда отличался высокой долей городского населения и позитивными характеристиками в отношении структуры населения по уровню образования.

Когда мы говорим о финансировании высшей школы, то чаще всего речь идет о диверсификации источников денежных поступлений. Принципиальным является вывод экспертов центра о том, что основная проблема состоит не в платном образовании, а в мере соответствия средней стоимости образовательных услуг средней заработной плате граждан. Следует приблизить плату за обучение в вузах к реальным возможностям рядовых украинцев. Ныне действующая система кредитования требует не только реальных средств (предусмотрено увеличение с 5 млн. до 15 млн. в нынешнем году), но и изменения самого принципа: кредиты нужно выделять самым талантливым абитуриентам из малообеспеченных семей.

II.6.2.4. Перестройка системы высшего профессионального образования на основе включения в международное разделение труда с использованием новейших технологий.

Роль образования постоянно растет, в то время как доля физического труда за 100 лет снизилась с 90% до менее, чем 6%. Рыночная экономика требует усиленного развития непрерывного образования, о чем в Японии с 1990 г. принят специальный закон. Уже сейчас более 400 рабочих профессий требуют подготовки на уровне вуза. В Америке задача в области поставлена на уровне привития знаний и навыков, позволяющих конкурировать на мировом рынке, причем долю получивших среднее образование во всем сегменте образовательных учреждений, такие услуги осуществляющих, довести до ,более, чем 90% от общего количества граждан соответствующего возраста.

По оценкам различных специалистов в области высоких технологий, в том числе информационных и инновационных, преимущество Украины перед развитыми странами состоит в том, что она может творчески воспользоваться технологическим наследием, на разработку и накопление которого Запад потратил десятилетия, и в сочетании со своими ресурсами и потенциальными возможностями в области образования, осуществить рывок вперед.

В качестве отрицательного фактора стоит отметить, что общим тормозом реформ (и образования — в том числе) является отсутствие реальных сдвигов в реформировании государственного управления. За очередными сокращениями численного состава государственных органов следовали этапы его восстановления, а то и расширения, замаскированные операциями ликвидации, переподчинения, перенаименования и т.п. В сфере административной реформы в результате «выполнено» около 1,5 тыс. ведомственных программ и огромных финансовых затрат на содержание госаппарата. По данным Счетной палаты, результаты достигнуты практически обратные предполагаемым. По сравнению с 1992 г. численность чиновников выросла чуть ли не в три раза [4].

II.6.3. Влияние высшего образования на основные социально-экономические структуры общественной деятельности

 

За счет трансформационных процессов — общественного и научно-технического прогресса в комбинации с созидательными и регулирующими функциями государства, а также инвестиций и инновационной деятельности — мировое сообщество надеется в новом тысячелетии добиться некоторого уравнивания или хотя бы сближения показателей уровней жизни подавляющего большинства стран. Однако пока эти различия столь значительны, что не позволяют использование каких-то шаблонов в подобного рода процессах и прежде всего требуют создания подходящих условий для их осуществления (продвижение рыночных реформ и переобучение общества для активной деятельности в новых условиях).

Пока в Украине из созданных совместных предприятий 80% занимаются посреднической деятельностью, 15% функционируют в сфере услуг, и лишь 5% - производят продукцию. Выход из кризиса возможен путем повышения рационального использования интеллектуального и образовательного потенциала нации. Как показывают исследования многих стран, расходы на образование окупаются более, чем вчетверо, по своему последующему экономическому эффекту, особенно в вопросах управления.

Но из 5-7 миллионов трудовых мигрантов, ищущих средства к существованию за пределами Украины, большая часть — с высоким уровнем образования и квалификации. Из-за скудности бюджетных средств государственное образование не может пока заработать в полную силу [3].

II.6.4. Приоритеты в области качества высшего образования

 

II.6.4.1. Переход к 2010 году всех вузов Украины на европейские стандарты.

В частности, к этому времени, по мнению министра образования и науки Василия Кременя, будет внедрена кредитно-модульная система оценок, которая уже применяется в 23-х украинских вузах.

За годы независимости система образования подверглась многочисленным изменениям, а в последние два года — и планомерным реформам, призванным повысить качество образования, сделать его более мобильным в условиях информационного общества. Решающим шагом на пути к реальному реформированию стало подписание Президентом «Национальной доктрины развития образования». Речь идет не о сохранении или консервации наличествующей системы образования, а об ее изменении и последующем развитии в соответствии с современными требованиями.

В доктрине определяются основные составляющие национального образования, источники его финансирования. Ведущая роль в намеченных преобразованиях отведена государству, которое выступает гарантом качества и доступности образовательных услуг.

По словам министра, украинские студенты будут учиться по двухуровневой системе и получать два диплома - бакалавра и магистра. В 2005 году на конференции министров образования украинская делегация поднимет вопрос о присоединении Украины к Болонскому пространству, которое министр назвал "Европейским Союзом в высшем образовании".

Министр полагает, что присоединение Украины к Болонскому пространству позволит повысить качество образования, даст возможность обмена на этапе обучения между университетами различных стран, а также будет способствовать росту профессиональной подготовки и решит вопрос признания украинских дипломов за границей. На сегодняшний день документы о высшем образовании, выданные на Украине, признаются почти 20 странами - преимущественно постсоветского пространства, а также Китаем, Румынией, Болгарией [3].

 

Библиография используемой литературы по теме I.6.: «Изменение приоритетов в развитии образования Украины за период (1990-2004 гг.)»

 

1. Введение единого государственного экзамена на Украине

2. Дихтярь А.И. Образование как экономический ресурс будущности Украины и Крыма // Ученые записки ТНУ. — Выпуск №6 (45)

3. www.5ballov.nu

4. Разумков А. Админреформа: что заказывали, то и получили / /Украинский центр экономических и политических исследований

 

Назад



Hosted by uCoz