Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
II.6. ИЗМЕНЕНИЕ ПРИОРИТЕТОВ В
РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИИ УКРАИНЫ ЗА ПЕРИОД (1991-2004 гг.)
(Аналитик Ященко Л.А.)
В данном аналитическом
тексте акцент делается на некоторых приоритетных аспектах образовательной
политики в высшем образовании Украины, затрагивающих четыре сферы:
стратегические цели, структурную перестройку системы высшего образования, сферу
влияния высшего образования на социально-экономическую деятельность общества и
развитие качества высшего образования.
II.6.1. Приоритеты в сфере
стратегических целей
II.6.1.1. Введение
Единого государственного экзамена на Украине (эксперимент)
В 2004 году Министерство
образования и науки Украины будет проводить эксперимент по внедрению единого
государственного экзамена. По словам министра образования, Василия Кременя,
особенностью этого экзамена является то, что он будет и выпускным для школы, и
вступительным для вузов одновременно. В. Кремень подчеркнул, что пока "это
будет в ограниченном масштабе". В эксперименте задействовано пять вузов
Украины, среди которых Львовский государственный университет, Харьковский
педагогический университет и другие. Число студентов, принятых в вузы в
соответствии с результатами единого тестирования пока не будет превышать 10%
[2,1].
II.6.1.2. Обеспечение
быстрого роста численности специалистов по новым направлениям развития науки и
техники.
Этот процесс особенно
касается специалистов по новым специальностям — в области культуры,
этико-эколого-информационной, экономической направленности, междисциплинарной
направленности, предоставлять сумму знаний, умений и навыков, позволяющих
самореализоваться в высокотехнологичном инновационно-информационном третьем
тысячелетии.
Коренная ломка
экономической системы Украины на пути к рынку уже привела к новому социальному
разделению общества на собственников и несобственников и для каждого стала
очевидной неизбежность жизненных перемен в его личной судьбе. Судьба реформ
связывается, в первую очередь, с деятельностью молодого поколения, принявшего
на свою долю весь шквал перемен. Без решения проблемы формирования творческой
личности с высокой степенью обучаемости и самореализации, способной брать
ответственность на себя за принятие квалифицированного
решения, будущего у государства не будет [1,2].
II.6.1.3. Задача
социального преобразования и гуманизации сферы просвещения и образования.
Украина
обладает разнообразием форм образовательной деятельности школ как
государственной (гимназии, коллегиумы, лицеи, специализированные по языковой,
естественно-научной, гуманитарной, экономической, политехнической, спортивной и
другим направленностям), так и коммерческой форм обучения. На Украине слишком дорогое
образование. По объему труда, которое необходимо затратить на его получение,
украинское образование является одним из самых дорогих в мире. Так, если
среднюю стоимость высшего образования в США (12-15 тыс. долларов) погашается
средней зарплатой за 6 месяцев, то в Украине (5 тыс. долларов) - зарплатой
среднего гражданина за 6 лет [1,2].
II.6.1.4. Увеличение
финансовых, материальных и интеллектуальных вложений в систему высшего
образования.
В
В
относительно благоприятном
Студенческая стипендия в
Украине составляет 11 гривен, в то время как в США стипендию в 400 долларов
получают 59% обучаемых в вузах, Англии (
В Украине учреждения
образования лишены права не платить налоги на прибыль даже при условии направления
соответствующих средств на учебные цели. Рынок труда свидетельствует об
обратной зависимости между уровнем образования и его оплатой, в результате чего
каждую неделю просторы Украины с целью материального обеспечения семьи покидает
доктор наук, а Академия наук поредела более, чем на 30
%.
Следует решительно
увеличить финансирование образования при одновременном обеспечении
подотчетности и прозрачности использования средств, как это и предусматривает
Доктрина.
Не лишним также было бы
снять ограничения с экономической деятельности не только вузов, но и школ, и
особенно внешкольных учебных заведений [1, 2].
Оценка изменений уровня образования населения за годы
независимости Украины, % опрошенных
По данным УЦЭПИ им. А. Разумкова (Рис. 1)
II.6.2. Приоритеты в сфере
структурной перестройка системы высшего образования
II.6.2.1. Значительное
повышение потенциала системы высшего образования в условиях перехода к рыночной
системе управления образованием и новым технологиям.
В концепции экономической
стабилизации и роста в Украине наиглавнейшим фактором отмечается роль
инвестиций и инновационной деятельности, умений создавать и широко использовать
конкурентоспособные технологии, способные внести существенные изменения в
состояние экономики. Однако "экономическое чудо" не наступит само
собой, а требует длительного созидательного процесса. Экономика Украины
находится пока в самом начале пути перехода к экономике рыночной [1, 2].
Одним из главных просчетов
в развитии образования была нацеленность всей системы на обучение человека
"среднестатистического" под общие нужды народного хозяйства, в
планировании которого преобладали узковедомственные интересы почти без всякого
учета региональных особенностей и долгосрочного перспективного прогнозирования
регионального развития. Последствия подобных просчетов — хотя бы в том, что
50-80% выпускников вузов имеют большие затруднения при устройстве на работу. В
условиях рынка экономика не будет функционировать нормально, если не пройдет
фазу насыщения малыми предприятиями. По оценкам специалистов, в ближайшие годы
в малый бизнес Украины должны влиться 6-7 млн., а число владельцев — достичь
2-3 млн. человек. Именно поэтому необходимы совершенно определенные и в то же
время — универсально компетентные специалисты, подготовленные в системе высшего
образования, способные «адресно» и эффективно обслуживать выше описанные
сегменты рынка.
II.6.2.2.
Университизация и диверсификация высшего профессионального образования
1) Быстрый рост численности
специалистов по новым направлениям развития науки и техники, особенно по новым
специальностям в области управления, информатики, информационно-компьютерным
технологиям (ИКТ), биотехнологии, робототехники и другим новым направлениям.
2) Диверсификация высшего
профессионального образования.
3) Усиление
фундаментализации образования.
Типы образовательных
учреждений, как и формы обучения в них, должны точно соответствовать специфике своего функционального назначения: кого учить и с какой целью — в отношении обучаемых, чему и как — в
отношении обучающих, как и на какие средства функционировать — в отношении
управляющих или руководящих кадров конкретного учебного учреждения.
Деятельность учебных заведений альтернативного (негосударственного) обучения
является пробным камнем проведения экономических реформ в сфере образования.
Кроме того, это и возможность создания дополнительных рабочих мест, источник
пополнения бюджетных поступлений, расширения спектра возможностей и форм
предоставления образовательных услуг, а также реализация естественного права демократического общества на альтернативу. [1,2]
II.6.2.3. Предоставление
образовательным учреждениям дополнительных юридических прав.
В ходе реформы образования,
которая в настоящее время уже планируется к осуществлению на Украине,
государственная школа будет наделена полномочия юридического лица с
предоставлением права заниматься определенными видами хозяйственно —
предпринимательской деятельности, что проходит сейчас стадию правовой
доработки, а госбюджетное финансирование будет выделяться адресно по количеству
учеников. В данном контексте весьма важен учет региональных особенностей, а
также опыт функционирования и возможности, предоставляемые существующим
законодательством, для негосударственных (частных) школ на территории Украины и
в Крыму. Крым всегда отличался высокой долей городского населения и позитивными
характеристиками в отношении структуры населения по уровню образования.
Когда мы говорим о
финансировании высшей школы, то чаще всего речь идет о диверсификации
источников денежных поступлений. Принципиальным является вывод экспертов центра
о том, что основная проблема состоит не в платном образовании, а в мере
соответствия средней стоимости образовательных услуг средней заработной плате
граждан. Следует приблизить плату за обучение в вузах к реальным возможностям
рядовых украинцев. Ныне действующая система кредитования требует не только
реальных средств (предусмотрено увеличение с 5 млн. до 15 млн. в нынешнем
году), но и изменения самого принципа: кредиты нужно выделять самым талантливым
абитуриентам из малообеспеченных семей.
II.6.2.4. Перестройка
системы высшего профессионального образования на основе включения в международное
разделение труда с использованием новейших технологий.
Роль образования постоянно
растет, в то время как доля физического труда за 100 лет снизилась с 90% до
менее, чем 6%. Рыночная экономика требует усиленного
развития непрерывного образования, о чем в Японии с
По
оценкам различных специалистов в области высоких технологий, в том числе
информационных и инновационных, преимущество Украины перед развитыми странами
состоит в том, что она может творчески воспользоваться технологическим
наследием, на разработку и накопление которого Запад потратил десятилетия, и в
сочетании со своими ресурсами и потенциальными возможностями в области
образования, осуществить рывок вперед.
В
качестве отрицательного фактора стоит отметить, что общим тормозом реформ (и
образования — в том числе) является отсутствие реальных сдвигов в
реформировании государственного управления. За очередными сокращениями
численного состава государственных органов следовали этапы его восстановления,
а то и расширения, замаскированные операциями ликвидации, переподчинения,
перенаименования и т.п. В сфере административной реформы в результате
«выполнено» около 1,5 тыс. ведомственных программ и огромных финансовых затрат
на содержание госаппарата. По данным Счетной палаты, результаты достигнуты
практически обратные предполагаемым. По сравнению с
II.6.3. Влияние высшего образования
на основные социально-экономические структуры общественной деятельности
За счет трансформационных
процессов — общественного и научно-технического прогресса в комбинации с
созидательными и регулирующими функциями государства, а также инвестиций и
инновационной деятельности — мировое сообщество надеется в новом тысячелетии
добиться некоторого уравнивания или хотя бы сближения показателей
уровней жизни подавляющего большинства стран. Однако пока эти различия
столь значительны, что не позволяют использование каких-то шаблонов в подобного
рода процессах и прежде всего требуют создания
подходящих условий для их осуществления (продвижение рыночных реформ и
переобучение общества для активной деятельности в новых условиях).
Пока в Украине из созданных
совместных предприятий 80% занимаются посреднической деятельностью, 15%
функционируют в сфере услуг, и лишь 5% - производят продукцию. Выход из кризиса
возможен путем повышения рационального использования интеллектуального и
образовательного потенциала нации. Как показывают исследования многих стран,
расходы на образование окупаются более, чем вчетверо,
по своему последующему экономическому эффекту, особенно в вопросах управления.
Но
из 5-7 миллионов трудовых мигрантов, ищущих средства к существованию за
пределами Украины, большая часть — с высоким уровнем образования и
квалификации. Из-за скудности бюджетных средств государственное образование не
может пока заработать в полную силу [3].
II.6.4. Приоритеты в области
качества высшего образования
II.6.4.1. Переход к 2010
году всех вузов Украины на европейские стандарты.
В частности, к этому
времени, по мнению министра образования и науки Василия Кременя, будет внедрена
кредитно-модульная система оценок, которая уже применяется в 23-х украинских
вузах.
За годы независимости
система образования подверглась многочисленным изменениям, а в последние два
года — и планомерным реформам, призванным повысить качество образования,
сделать его более мобильным в условиях информационного общества. Решающим шагом
на пути к реальному реформированию стало подписание Президентом «Национальной
доктрины развития образования». Речь идет не о сохранении или консервации
наличествующей системы образования, а об ее изменении и последующем развитии в
соответствии с современными требованиями.
В доктрине определяются
основные составляющие национального образования, источники его финансирования.
Ведущая роль в намеченных преобразованиях отведена государству, которое
выступает гарантом качества и доступности образовательных услуг.
По словам министра,
украинские студенты будут учиться по двухуровневой системе
и получать два диплома - бакалавра и магистра. В 2005 году на конференции
министров образования украинская делегация поднимет вопрос о присоединении
Украины к Болонскому пространству, которое министр назвал "Европейским
Союзом в высшем образовании".
Министр полагает, что
присоединение Украины к Болонскому пространству позволит повысить качество
образования, даст возможность обмена на этапе обучения между университетами
различных стран, а также будет способствовать росту профессиональной подготовки
и решит вопрос признания украинских дипломов за границей. На сегодняшний день
документы о высшем образовании, выданные на Украине, признаются почти 20
странами - преимущественно постсоветского пространства, а также Китаем,
Румынией, Болгарией [3].
Библиография используемой литературы
по теме I.6.: «Изменение приоритетов в развитии образования Украины за период
(1990-2004 гг.)»
1. Введение единого
государственного экзамена на Украине
2. Дихтярь А.И. Образование
как экономический ресурс будущности Украины и Крыма // Ученые записки ТНУ. —
Выпуск №6 (45)
4.
Разумков А. Админреформа: что заказывали, то и получили / /Украинский центр
экономических и политических исследований