Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
III.5. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕНДЕНЦИЙ
РЕАЛИЗАЦИИ ДВУХСТУПЕНЧАТОЙ МОДЕЛИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ
ПРОСТРАНСТВЕ
В национальных концепциях и
планах развития высшего образования многих постсоветских стран предусмотрено
постепенное внедрение двухступенчатой модели и системы академических кредитов.
В большинстве стран СНГ степени бакалавра и магистра были введены в практику
вузовского образования еще в начале 1990-х годов. Сегодня, например,
бакалаврские и магистерские степени присуждаются половиной университетских
программ. В России также идет процесс разработки нового образца приложения к
диплому, в котором будет указываться учебная нагрузка в академических часах и в
кредитных единицах, рассчитанных по методикам, совместимым с ECTS. Все эти меры
реализуются в свете европейской интеграции постсоветских систем высшего
образования в соответствии с принципами Болонского процесса.
Надежды, которые связывают с этими изменениями на постсоветском пространстве целом
отличаются от мотивов стран Западной Европы. Пожалуй, единственным
сходным мотивом является стремление повысить эффективность и уровень
финансирования систем высшего образования, в том числе за счет привлечения
иностранных студентов, обучающихся на платной основе. Так, подобный мотив
присутствует в высказываниях целого ряда высокопоставленных должностных лиц
Российской Федерации. Например, В. Логунов, подчеркивает, что целью Болонского
процесса служит создание открытого, приспособленного к требованиям рынка и
ориентированного на студента высшего образования. В свою
очередь, советник Министерства образования России В. Смирнов считает, что
системы образования в Европе и в России находятся «на полшага позади»
американской системы по уровню материальной оснащенности и широте научной
эффективности, а создание структуры образования, совместимой со структурами
образования европейских стран, позволит выстроить в России систему образования,
более понятную для иностранных граждан [26].
Что касается остальных
ожиданий, связанных с участием в Болонском процессе, то на первый план
выдвигаются в первую очередь:
(1) расширение доступа
граждан к возможностям обучения и трудоустройства за рубежом;
(2) снижение риска международной изоляции и провинциализации национальной
системы высшего образования из-за невхождения в Болонский процесс.
Характерными в этом плане
являются следующие высказывания должностных лиц Российской Федерации.
Председатель Комитета
Государственной Думы России А. Шишлов:
«Если мы живем не только сегодняшним днем, а еще и думаем о будущем, то мы
просто обязаны создать россиянам условия, при которых они смогут определенное
время учиться и работать за рубежом». [26]
Бывший министр образования
РФ В. Филиппов:
«Самоизоляция России от европейской интеграции в сфере образования лишит
российских студентов возможности стать конкурентоспособности и мобильности на
международном рынке труда» [25].
«Если мы будем продолжать сильно отличаться от всех стран…
то нечего рассчитывать вписаться в общеевропейские тенденции. А делать это
придется, если, конечно, мы не намерены сидеть за железным занавесом» [26].
Вероятность реализации
многих из этих надежд во многом ограничивается факторами, выходящими за пределы
системы образования. Например, по замечанию Депутата Государственной Думы РФ В.
Митрофанова, «отсутствие реальных и адекватных капиталовложений в систему
образования не в состоянии компенсировать никакая реформа» [29(27)]. Кроме
того, на престижность российского образования влияет не только и не столько его
качество, сколько такие факторы, как международное влияние и авторитет страны и
условия проживания в ней.
Аналогично, основным
препятствием для международной мобильности студентов и выпускников вузов России
и других постсоветских государств является не скорее не структура системы
образования, а наличие визовых, финансовых, юридических и прочих барьеров.
Косвенно это признается и в документах болонского процесса, где идет речь не о
трудоустройстве как таковом, а о пригодности к работе (employability) [1].
В же время можно отметить что трудности постсоветских государств и стран
Западной Европы, с которыми они столкнулись при реализации многоступенчатой
системы и системы академических кредитов во многом похожи. Так же, как в Дании
и Голландии, выпускники бакалаврских программ вузов ряда стран СНГ столкнулись
с непризнанием их степени на рынке труда. На постсоветском пространстве эта
проблема проявилась ярче, поскольку введение бакалаврской ступени здесь не было
согласовано с внесением изменений в трудовое законодательство, обеспечивающих
признание бакалаврской степени в качестве законченного высшего образования
[26].
Российскими авторами широко
высказываются опасения по поводу возможной утраты таких сильных сторон высшего
образования России, как фундаментальность и системность
а также возможной утраты национальных академических и научных традиций. Эти
опасения также во многом созвучны с критикой, звучащей в странах Западной Европы
[26].
Как
в России, так и в западноевропейских странах, данные замечания породили
оживленную дискуссию о темпах преобразований и их пределах. В Западной Европе
одним из актуальных вопросов стала проблема нахождения баланса между
интернационализацией образования и сохранением ее национального характера. В
России эта проблема приобретает собственное звучание: здесь все больше
обсуждают такую альтернативу Болонскому процессу, как создание евроазиатского
образовательного пространства.
III.5.1. Некоторые выводы для
постсоветских стран
Вышеизложенное позволяет, на наш взгляд, сделать
следующие выводы:
(1) Необходим творческий
подход к усвоению международного опыта.
Системы высшего образования
влияют друг на друга, и происходит постоянный обмен, заимствование и
копирование отдельных их черт. В этом плане Болонских процесс — это один из
множества примеров. Формирование национальной системы образования США
представляет собой прецедент весьма успешного копирования отдельных
особенностей Британской системы с последующей творческой трансформацией.— это первый важный урок
для постсоветских стран.
Cравнения между степенями и
структурами степеней являются содержательными только в определенных пределах и
бесполезны в том случае, если игнорируются различные факторы, определившие
существование этих степеней в данной национальной системе [3]. К этому следует
добавить, что большинство инноваций взаимодействует с указанными факторами, и
это взаимодействие часто дает непредсказуемый результат. Именно поэтому
творческий подход к копированию международного опыта, базирующийся на глубоком
понимании специфики собственной и чужой страны позволит снизить риск возможных
непредвиденных последствий.
(2) Необходимо скорейшее
определение на уровне страны четких, ясных и согласованных приоритетов
образовательной политики.
Любая система имеет свои
сильные и слабые стороны, и очень часто ее недостатки являются продолжением ее
достоинств. Во многих случаях это обуславливает необходимость нахождения
баланса между различными конфликтующими ценностями и приоритетами. Это бывает
особенно сложно в обўествах, где консенсус по этим проблемам отсутствует.
Именно в такой ситуации находится большинство постсоветских стран.
(3) Взаимосвязь между
переходом на двухуровневую модель и внедрением академических кредитов является
лишь небольшой видимой частью сложного и запутанного клубка проблем, которые
необходимо будет решать в процессе реформирования.
Так, в странах, на рынках
труда которых не сформировался спрос на бакалавров и
магистров вынуждены будут решать эту проблема параллельно с внедрением
новых ступеней обучения. Кроме того, несмотря на формальный характер критерия
количества кредитов, его соблюдение потребует перестройки многих содержательных
и методических аспектов обучения. Формальный характер критериев образовательных
ступеней вовсе не означает формального характера их соблюдения.
Библиография используемой литературы
Части II: «Двухступенчатая модель и кредитная система в высшем образовании США
и Западной Европы: опыт для постсоветских стран»
1. The
2. Capano, Giliberto (2002). Implementing the
4. Teichler, Ulrich. The changing debate on
internationalization of higher education. Higher education 48: 5 – 26,
2004
5. Stephen Adam. A pan-European credit accumulation
network. A dream or a disaster? Higher
Education Quarterly, Volume 55, No. 3, July 2001, pp. 292 – 305
6. Atbach,P. G. Comparative higher education:
knowledge, the university and development.
7. Teichler, U. And Jahr, V. Mobility during the
course of study and after graduation. European journal of higher
education 36 (4), 443 – 528
8. Teichler, U. Internationalisation as achallenge for higher education
in
9. Teichler, U and Jahr, V. Mobility during the course of study and
after graduation. European journal of higher education 36 (4), 443 – 528
10.
11. Edmundo Tova1 and Jesus Cardenosa convergence in higher education:
effects and risks. International Conference on the Convergence of Knowledge,
Culture, Language and Information Technologies Convergences ?03,
December 2 - 6, 2003,
12. Glazer, Judith S.. The Master's Degree. ERIC Digest.
14. Science and Engineering Indicators, National Science Foundation,
2000.
15. Bok,
16. Lucas, Christopher J. Crisis in the Academy: Rethinking Higher
Education in
17. Altbach, P et. al. (eds).
Higher education in American society.
18. Brookings Papers on Education Policy. Edited by
Diane Ravitch.
19. Assefa, M., Sedgwick, R. Evaluating the
20. Debra E. Gerald & William J.
Hussar. Projections of Education Statistics to 2012. NCES 2002
21. Ковалев М. Реформа экономического
образования в Беларуси в контексте болонского Процесса. Эковест
(2003) 3, 1, 85–94
22. The
23. Ганчсренок И.И.,
Грибовская Е.Л. Модели магистерской подготовки: Швеция, Великобритания, Испания
Учеб.-метод, пособие /И. И. Ганчеренок, Е.Л.
Грибовская. - Мн.: РИВШ БГУ, 2002. - 96 с
24. Jacques Attali. Tomorrow’s world
elite. UNESCO courier
25. В.И. Байденко (ред.)
Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных
форумов и мнения европейских экспертов). Москва, 2002, 397 стр.
26.
Федотова Н. И. Глобализация и образование. Философские науки, № 4, 2003