Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
I.2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО И УНИВЕРСИТЕТСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
I.2.1. Формирование и развитие
«ключевых компетенций» — новая доктрина в области содержания образования
Компетентностный подход к определению содержания образования провозглашен на данный момент
в качестве доктринального положения в области политики развития образования в
Европе 2[17; 20—23]. Если в 80-х и 90-х годах ХХ века он активно
обсуждался и разрабатывался, то сегодня это уже элемент практической стратегии
реформирования европейского образования. По данным Дж. Равена в Великобритании
данный подход явился результатом долгих дебатов между работодателями,
промышленностью, обществом и работниками сферы образования. Первые группы
фиксировали тот факт, что выпускники не обладают необходимым набором
общепрофессиональных и достаточно универсальных навыков и умений — ключевыми
компетенциями. По данным того же автора многочисленные разработки и
приложения компетентностного подхода к образованию уже во многом спрофанированы
на Западе из-за поверхностного отношения к предмету и отсутствия
фундаментальных разработок в этой сфере философии образования [3, 4].
Обращаем внимание на одно
важное утверждение, сделанное Жаном-Пьером Титцем — секретарем Комитета по
образованию Совета Европы: «Следует особо подчеркнуть, что овладение этими
компетенциями — сложный и длительный процесс. Мы полагаем, что основной период
их становления — в возрасте между 15 и 20 годами. Это задачи не только школы,
но, прежде всего, ВУЗа» Еще в
На конференции,
посвященной определению основных направлений перемен в высшем образовании XXI
в. (Палермо, 24—27 сентября
— имели
хорошо сформированные навыки устной и письменной коммуникации;
— понимали основы математики и естественных наук;
— владели навыками работы с информационными технологиями;
— критически мыслили;
— ощущали потребность в непрерывном образовании;
— умели работать в группах;
— были творческими и инициативными; самодисциплинированными, способными к
постоянной работе, требующей значительных усилий;
— получали удовлетворение от работы в условиях здоровой конкуренции;
— демонстрировали свою культурную восприимчивость, в том числе и на
международном уровне;
— были ориентированы на результат и не боялись принимать самостоятельные
решения.
Для вхождения в Общество
знания нужны всесторонне развитые люди с навыками межперсональной работы, не
нуждающиеся в постоянном руководстве, способные действовать в условиях неопределенности,
вести самостоятельный поиск путей решения сложных проблем, включенных в
философию непрерывного образования. Конечно, промышленность нуждается в
специалистах-профессионалах. Но чистый профессионал, не чувствительный к
другим, не умеющий работать в группе, не способный к совместному использованию
знаний в большей мере создает помехи, чем приносит пользу на современном
предприятии» [5, с. 13].
Формирование общества,
основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. Доклад Всемирного Банка (ВБ) (
«Высшее
образование служит многим другим целям помимо овладения конкретными навыками в
ходе подготовки к жизни в мире труда. Оно также подразумевает
развитие способности человека систематически размышлять о важнейших вопросах и
проблемах, помещать факты в более широкий контекст, оценивать моральное
значение действий и выбора, эффективно передавать знания и поднимать вопросы, а
также вырабатывать привычки, способствующие непрерывному обучению вне рамок
формального академического образования» (выделено нами. —
Ю.К.) [6, с. 31].
I.2.2.
Научно-образовательно-промышленные университетские комплексы как эпицентры
программирования регионального развития
В
документе ЮНЕСКО «Обучение — сокрытое сокровище: доклад ЮНЕСКО Международной
комиссии по образованию для XXI в.» (1996, комиссия работала под рук. Ж. Делора)
признается, что «к настоящему времени уже складывается принципиально новая
концепция современного образования, включающая … более тесное участие
университетов в жизни своих регионов … В качестве центров исследовательской
работы и получения знаний университеты могут оказать помощь в решении ряда
актуальных проблем общественного развития» [7, с. 20,25].
В рабочих материалах
Всемирной конференции ЮНЕСКО «Высшее образование в XXI веке: подходы и
практические меры» (Париж, 5-9 октября
«Установление партнерских
отношений с малыми и крупными предприятиями становится все более настоятельным
требованием как на уровне первоначальной, так и непрерывной подготовки, причем
последняя со временем будет приобретать все большее значение. Необходимо
уделить особое внимание подготовке дипломированных специалистов, способных
организовывать собственные рабочие места, содействовать разработке проектов,
инициирующих процесс создания новых предприятий и бизнес-инкубаторов. … В
большей степени высшее образование должно заниматься междисциплинарными
проектами. … Таким образом, следует всячески стимулировать реализацию меж- и трансдисциплинарных программ, в первоочередном порядке
обеспечивая ресурсами исследования, проводимые с участием представителей
различных дисциплин» [9, с. 24, 26].
I.2.2.1. Разработка
подхода к университету как научно-образовательно-промышленному комплексу с
использованием понятия о «национальной инновационной системе» (НИС).
В докладе Всемирного Банка
(ВБ) «Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей
школы» (
«Знания
сами по себе не трансформируют экономику; одновременно нет и гарантий того, что
инвестирование в научные исследования и разработки или в иные продукты высшего
образования принесет положительную отдачу (выделено нами. — Ю.К.). Многие страны, включая такие
большие, как Бразилия, Индия и Россия, вложили весьма значительные средства в
формирование научно-технического потенциала, но не получили серьезной
экономической отдачи от своих инвестиций. Это объясняется тем, что
научно-технические знания приносят наибольшую выгоду в том случае, когда они
используются в рамках комплексной системы учреждений, организаций и процессов,
известной под названием «национальная инновационная система» (НИС).
НИС представляет собой
систему, состоящую из следующих элементов: a) учреждения в системе образования
и профессионального обучения, в стенах которых создаются знания; б)
соответствующая макроэкономическая и нормативная база, включая меры торговой
политики, влияющие на продвижение технологий; в) инновационные предприятия и
сети предприятий; г) адекватная коммуникационная инфраструктура; а также д)
иные факторы, такие как доступ к глобальным источникам
знаний и определенные рыночные условия, способствующие внедрению инноваций
(Всемирный банк, 1999c) (выделено нами. — Ю.К.). Высшей школе в этой системе
отводится важная роль — не только в качестве основы для подготовки
высококвалифицированных специалистов, но и сетевой базы для обмена информацией
и знаниями» [6, с. 24].
В разделе доклада ВБ Приложение
А. Новые проблемы, стоящие перед системами и учреждениями высшей школы …
«выделены вопросы, которые могут представлять интерес для лиц, формирующих
политику в области образования, при планировании будущего развития систем
высшей школы в их странах.
Управление
академическими учреждениями.
·
Какие
типы механизмов и схем являются целесообразными и эффективными для внедрения
гибкости и укрепления способности системы быстро изменяться, адаптироваться к
новым условиям и обновляться? Как можно поддерживать стабильность в постоянно
изменяющихся окружающих условиях?
·
Каким
образом можно способствовать развитию междисциплинарного и
мультидисциплинарного подхода в рамках традиционных факультетов и программ?.
·
Как
могут вузы с децентрализованной структурой (т.е. автономными факультетами и
отделениями) осуществлять всесторонние изменения, необходимые для решения новых
проблем?
·
Как
лучше всего сохранить академическую свободу по мере роста корпоративного
финансирования исследовательских программ?» [6, с. 129—130].
В книге Б.Р.
Кларка «Создание предпринимательских университетов (организационные пути
преобразований)» (серия «Проблемы высшего образования», выпускаемая
Международной ассоциацией университетов) обсуждается складывание модели
инновационного-предпринимательского университета в Европе и США как
научно-образовательно-промышленного комплекса, способного к непрерывному
саморазвитию и действованию в окружающей среде на собственной финансовой и
целевой основе, но не теряющего академические ценности и традиционную
университетскую культуру.
Более
подробное изложение важных с точки зрения обсуждаемой тенденции положений
монографии Б.Р. Кларка (реферат которой переведен на русский язык и опубликован в журнале Альма Матер [10; 11, 12; 13; 14])
можно прочитать в нашей предыдущей аналитике («Аналитический обзор №8»).
На конференции, посвященной
определению основных направлений перемен в высшем образовании XXI в. (Палермо,
24-27 сентября
«Кроме расширения сферы
обучения за счет названных дополнительных умений, университетам предстоит
сыграть важную роль в содействии Европе достижению преуспевания в Обществе
знания. В современном мире непрерывное образование — не пожелание, а
потребность. Постоянные и быстрые перемены требуют непрерывной подготовки и
переподготовки, непрерывного обучения и постоянной модернизации умений, а
значит, и соответствующих перемен в характере профессиональных квалификаций.
Университеты сегодня получают дополнительный шанс сыграть более влиятельную
роль в образовании за счет расширения сферы своей деятельности, а именно,
развития образования для взрослых и непрерывного образования.»
[5, с. 13-14].
Всемирная
декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры (принята на Всемирной конференции
ЮНЕСКО «Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры» (Париж, 5-9
октября
(a) Диверсификация моделей
высшего образования, форм и критериев набора необходима … также для расширения
доступа для все более широких
слоев населения в перспективе образования на протяжении всей жизни, что
подразумевает наличие постоянных открытых возможностей начала и завершения
высшего образования.
(b) Учебные заведения
должны располагать потенциалом обеспечения широкого многообразия возможностей в
сфере образования и подготовки кадров, таких, как традиционные степени,
краткосрочные курсы, обучение в течение неполного дня, гибкое расписание,
модульные курсы, дистанционное обучение с соответствующей поддержкой и т.д.»
[15, с. 29—30, 32].
«Новая
политика и новая парадигма высшего образования должны обрести свою
концептуальную основу в образовании на протяжении всей жизни человека (выделено нами. — Ю.К.). Для этого предстоит научиться
обновлять свою работу, обеспечивать дополнительную подготовку, обучать новым
профессиям, а также предлагать, наряду с фундаментальной подготовкой по
основным дисциплинам, широкий и многообразный круг программ, предусмотрев и
выдачу промежуточных дипломов и создание
«образовательных цепочек» между разными учебными курсами и дисциплинами. Вузы
должны определить связи и отношения звеньев такой «образовательной цепи», чтобы
любой человек независимо от ступени обучения мог самостоятельно управлять ходом
своей подготовки. Это требование предполагает развитие нового подхода к
разработке учебных программ, с учетом многодисциплинарных направлений и
междисциплинарных связей, в целях достижения большей гибкости выбора, но,
по-прежнему, в рамках единой системы. Программы должны стимулировать учащихся к
занятию предпринимательством» [9, с. 25].
О важных аспектах политики
непрерывного образования идет речь и в докладе Всемирного Банка (ВБ)
«Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы» (
«Новые образовательные
программы и новые потребители. В контексте непрерывного образования изменения предлагаемых
высшей школой программ имеют два аспекта. Во-первых, содержание и
образовательные цели традиционных программ должны быть скорректированы таким
образом, чтобы они обеспечивали овладение базовыми знаниями и навыками,
необходимыми для развития у всех студентов способности постоянно учиться и
обновлять знания на протяжении всей жизни (Wagner, 1999). Во-вторых, учебные
заведения высшей школы должны предлагать более широкий выбор программ, чтобы
охватить образовательные потребности нетрадиционных категорий учащихся с самой
разнообразной мотивацией и целями — например, лиц, намеревающихся сменить
профессию, выпускников, возвращающихся в вузы для обновления своих навыков и
умений, людей, ушедших на пенсию и заинтересованных в личностном развитии. Таким образом, можно ожидать существенного изменения
демографического профиля вузов (выделено нами. — Ю.К.):
будет больше студентов, обучающихся для получения второго или третьего высшего
образования или диплома более высокого профессионального уровня, а также
возрастет доля учащихся — как молодежи, так и в зрелом возрасте, — участвующих
в кратковременных программах в рамках непрерывного образования» [6, с. 36].
«Во
многих странах вузы совершенствуют организацию учебного процесса и систему
приема, обеспечивая различным категориям студентов возможность выбора
удобного времени для поступления в вуз, а также прекращения и возобновления
обучения (выделено нами. — Ю.К.). В
«Итак,
складывающаяся модель университета как центра непрерывного образования может
сравнительных исследований означать для высшей школы практику, когда «периоды
обучения в стенах учебного заведения, закладывающие основы знаний, чередуются с
приобретением трудовых навыков, способностей и практических умений на рабочих
местах на предприятиях-партнерах» [9, с. 27—30]. В таком случае университеты
могут стать культурно-образовательными региональными центрами непрерывного
обучения, повышения квалификации и переподготовки (на протяжении всей жизни)
наиболее квалифицированного взрослого населения региона.
I.2.4. Влияние высшего и
университетского образования на основные социальные, культурные, экономические
структуры современного общества
В
документе ЮНЕСКО «Обучение — сокрытое сокровище: доклад ЮНЕСКО Международной
комиссии по образованию для XXI в.» (1996г) признается, что «Потенциал и
автономия университетов могут использоваться для решения крупных этических и
научных проблем, с которыми в недалеком будущем столкнется общество, а также
послужить интегрирующим элементом системы образования, предоставляя взрослым
возможность продолжить учебу, играя роль учебных центров, обогащающих и
сохраняющих культуру. Предъявляя к системе высшего образования требования более полного учета
проблем социального характера, общества уделяют внимание и другим ценным
качествам университетов, в числе которых — академическая свобода и автономия.
Существующая система
дисциплин не всегда отвечает требованиям рынка. В связи с этим наилучших
результатов достигают те учебные заведения, которые предлагают своим слушателям
междисциплинарные курсы. Сегодня многие университеты оказались в ситуации
выбора: ориентировать ли своих лучших студентов на научную деятельность или на
работу в промышленности? В интересах гибкости следует в максимально возможной
мере сохранять широкопрофильный характер высшего образования, чтобы
дипломированные специалисты обладали соответствующей подготовкой для
последующей трудовой деятельности» [7, с. 20, 25, 26-27 ].
В рабочих материалах
Всемирной конференции ЮНЕСКО «Высшее образование в XXI веке: подходы и
практические меры» (Париж, 5-9 октября
«Понятие
дохода от образования, приносящего выгоду тому или иному человеку, следует
заменить концепцией внешней экономии; особенно концепцией социальной пользы,
которая бы отражала косвенные выгоды, полученные обществом от образования
(выделено нами. — Ю.К.).
Количественно эти выгоды учесть трудно, однако от этого они не становятся менее
реальными: повышение уровня знаний, компетентности влияет на темпы
экономического роста и конкурентоспособность страны; инвестиции, сделанные
предыдущими поколениями, принесут пользу поколениям будущим. Кроме того, нужно
максимально использовать способности тех, кто их имеет (концепция заслуг), в
интересах развития; повышение уровня образования содействует развитию культуры,
ее дальнейшей демократизации, что позволяет противостоять произволу. Участники
всех региональных конференций согласились именно с такой интерпретацией
концепции дохода от образования» [16, с. 35—36].
В рабочих материалах
Всемирной конференции ЮНЕСКО «Высшее образование в XXI веке: подходы и
практические меры» также говорится следующее: «Соответствовать современным
требованиям — значит обеспечивать устойчивое развитие человечества и
становление культуры мира. …такую
культуру нельзя реализовать в условиях …, когда особые или краткосрочные интересы
начинают довлеть над сферой исследований. Высшие учебные заведения должны
проводить упреждающую политику в этом отношении, предлагая ответы на некоторые
проблемы развития стран региона, используя все имеющиеся в их распоряжении
возможности для борьбы с нищетой, деградацией окружающей среды, различного рода
отторжениями, бедствиями, вызываемыми конфликтами» [9, с. 26].
Всемирная декларация о
высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры (Принята на Всемирной конференции
ЮНЕСКО «Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры» (Париж, 5-9
октября
«(a) Адекватность высшего
образования следует оценивать с точки зрения того, насколько деятельность
высших учебных заведений отвечает ожиданиям общества. Для этого необходимы …
более высокая степень актуальности по отношению к проблемам общества и миру труда,
причем долгосрочная ориентация должна основываться на социетальных целях и
потребностях, включая уважение культур и охрану окружающей среды.
(b)
Высшее образование должно укреплять свои функции, связанные со служением
обществу, в особенности, свою деятельность по борьбе с нищетой, нетерпимостью,
насилием, неграмотностью, голодом, ухудшением окружающей среды и болезнями,
главным образом, путем применения междисциплинарного и трансдисциплинарного
подхода к анализу проблем и вопросов (выделено нами. — Ю.К.). … Высшие учебные заведения должны
предоставлять студентам возможность для всестороннего развития своих
способностей наряду с чувством социальной ответственности. … Высшие учебные заведения должны перейти к практике перспективного
управления, отвечающей потребностям той среды, в которой они действуют
(выделено нами. — Ю.К.).
(b) Высшим учебным
заведениям должна быть предоставлена автономия в их внутренних делах, однако,
такая автономия должна сопровождаться четкой и транспарентной подотчетностью
правительству, парламентам, учащимся и обществу в целом» [15 с. 30—34].
В докладе (ВБ) «Формирование
общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы» (
В параграфе «Формирование
наций, демократия, социальная взаимосвязанность» авторы доклада ВБ говорят
о повышении сегодня роли высшего образования в деле развития общей
гуманитарной, демократической культуры, формирования социального капитала
общества, складывания справедливого порядка и пр.
«Доверие, обмен информацией
и умелое управление сегодня воспринимаются в качестве важнейших экономических
факторов, служащие — посредством их эффективного взаимодействия — опорой
развития. Тесно сплоченные структуры и подотчетные перед сообществом
объединения, которые создаются и развиваются в стенах вузов, — вот место, где
открываются возможности и пути к получению доходов. Высшая школа
способствует развитию сотрудничества как в процессе
обучения, так и после окончания вуза, объединяя людей, работающих в разных
сферах экономики и связывая их вне формальных структур (выделено нами. — Ю.К.).
Наконец,
научные достижения, особенно в медицине и биотехнологиях, поднимают множество
сложных вопросов, которые выходят за рамки науки и касаются морали,
государственного регулирования, деловой практики, жизни сообществ, глобализации
и управления в мировом масштабе. Решение вопросов, связанных с производством
генетически модифицированных продуктов питания, исследованиями стволовых клеток
или клонированием, невозможно без руководящей роли и гражданской причастности
официальных лиц, сформировавшихся в рамках сильной системы высшего образования,
основанной на философии, высокой морали и лучших традициях» [6с. 31—32].