Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
II.4. ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПОЛЬСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (1990 – 2004 гг.)
Аналитик Харченко А.В.
II.4.1. Общая целевая направленность
образовательной политики в Польской республике
Образовательная реформа
Польши, осуществляемая с конца 80-х гг., отражает в целом тенденции, общие для
переходного периода всех постсоциалистических стран, но, тем не менее, имеет
ряд собственных отличительных черт. Разумеется, не вызывает сомнения факт, что
польская реформа происходит на том же, что и во всех восточноевропейских
странах, социально-экономическом фоне и имеет ту же общую целевую
направленность: практически все концепции, направления, авторские школы или
программы в Польше соответствуют ведущей тенденции реформирования образования —
реализации принципа гуманизации.
Вместе с тем, в связи с
концептуальными изменениями, происходящими в образовательной системе,
творческий поиск польских ученых направлен на выработку такой образовательной
парадигмы, которая могла бы удовлетворить новые запросы общества. Речь идет в основном о выборе между адаптационной, критической и
критически-креативной доктринами образования. Первая, как известно,
отражая социально-экономическую модель страны, способствует не только
укреплению существующей организации общественной жизни, но и сохранению
господствующей здесь политической системы. Адаптационная доктрина определяет
функции образования как служебные по отношению к государству, пренебрегая
функциями образования по отношению к обществу (Т. Левовицкий).
Критическая доктрина
характеризуется побуждением к инновациям, креативности, изменениям в окружающем
мире. Такая модель образования, по мнению Т. Левовицкого, служит в первую
очередь не поддержке государственных механизмов и укреплению существующих
социальных институтов, а непосредственно гражданам, людям, совместно созидающим
общество. В такой системе образования находит отражение субъектность всех
активных участников образовательно-просветительских процессов: учитываются их
потребности и желания, видение ими целей и содержания образования.
Субъектность, следовательно, является важным критерием этой образовательной
парадигмы.
Критически-креативная
доктрина образования основывается на демократическом общественном устройстве,
высвобождении и развитии потенциальных способностей человека. В различных
формах она отражается в концепциях воспитания, которое концентрируется на
создании условий нестесненного развития личности, учета ее индивидуальных
потребностей и стремлений, предложении достойных всеобщего распространения
различных интерпретаций системы ценностей. [1, с.52-53]
Большинство
польских педагогов склоняются к мысли, что в качестве наиболее эффективной
следует признать критически-креативную, так как именно
она способна сформировать свободного человека, ограниченно зависимого от
внешних факторов, предприимчивого, инициативного, т.е. полноценного субъекта и
своей жизни, и своей деятельности. Таким образом, признание
критически-креативной доктрины в качестве наиболее адекватной целям и
потребностям современного общества можно считать итогом многолетней
педагогической дискуссии. Сегодня в польской педагогической среде не вызывает
сомнения и необходимость реализации во всех учебных заведениях страны
гуманистически-ориентированного образования. Понимание сущности процесса
гуманизации в Польше в принципе совпадает с тем, как его понимают в системе
европейского образования в целом.
II.4.2. Приоритеты в сфере
стратегических целей
II.4.2.1. Интеграция
системы высшего образования Польши в общеевропейскую образовательную систему.
Действия, предпринятые для
удовлетворения условий Болонской Декларации следующие [см. 2, 3]:
Разработка принципов
издания Приложения к Диплому.
Рассматриваемый документ
будет содержать полную информацию относительно профилей обучения и также
перечень академических и профессионально-технических квалификаций. Приложение
является действительным только с дипломом (то есть не имеет никакого
самостоятельного юридического статуса). Документ может быть приложен к диплому
любого типа образования, законченого в учреждении высшего образования, включая
профессионально-технические степени и научные звания, а также определенные
периоды образования, которые вели к их достижению. Приложение к Диплому в
польском учреждении высшего образования начали активно внедрять уже в 2000. В
2000/2001 академическом году инициировали экспериментальный проект, который
привлек участие 69 учреждений. Цель проекта состояла в том, чтобы определить
сроки и условия для введения нового документа в Польше.
Форма Приложения была
представлена на польском и английском языках (структурно идентичной с
образцовой версией, разработанной европейской Комиссией, Советом Европы и
ЮНЕСКО). Участники экспериментального проекта провели ряд встреч в Варшаве
(ноябрь 2000, март 2001, июнь 2001, ноябрь 2001).
Министерство национального
Образования и Спорта высоко оценило результаты проекта. Министерство приняло
решение ввести Приложение Диплома во всех учреждениях высшего образования
Польши. Соответствующий законодательный документ проходит через заключительную
стадию разработки и принятия. Предполагается, что акт вступит
в силу в 2003/2004 академическом году. Обязательный выпуск Диплома вместе с
Приложением прогнозируется в 2004/2005 академическом году. До тех пор,
учреждение высшего образования будет выдавать Приложение только при запросе
дипломированного специалиста.
Опрос общественного мнения
показал, что фактически все польские учреждения высшего образования планируют
принимать Приложение Диплома. 40 % всех учреждений объявляют себя готовыми
принять это нововведение; приблизительно треть государственных учреждений и
около половины — негосударственных.
Разработка и применение
системы кредитов. Польская
система перевода кредитов разрабатывается на основе ECTS, принятого и широко
применяемого в Европе. Его задача заключается в упрощении процедуры сравнения
образования.
Система перевода кредитов,
основанная на европейской модели, известна в польских учреждениях высшего
образования. Она уже применена в 68 % государственных учреждениях и 35 %
негосударственных. 27 % всех государственных вузов применяют ее по всем
профилям. ECTS используется большинством государственных учреждений,
специализирующихся в искусствах, бизнесе и профилях здоровья. Следует отметить,
что ECTS принят почти всеми классическими и
техническими университетами. Что касается негосударственных высших учебных
заведений, то система, главным образом, выбрана теми, кто специализируются в
области бизнеса, банковского дела и лингвистики.
Повышение качества
образования. С
1-ого января 2002 были осуществлены действия по созданию объединенной
национальной системы, задачей которой является аккредитация учреждений высшего
образования. Национальная Комиссия по Аккредитации уже начала управлять уровнем
образования в нескольких учреждениях.
Стремительный рост числа
студентов польских вузов вызвал необходимость введения
внутренней системы наблюдения качества образования. Согласно Закону о
Высшем образовании
Процесс оценки качества
является тройным. Он
включает стадию самооценки, стадию локального посещения группой экспертов и
стадию заключительного сообщения.
В соответствии с новым
законом (июль 2001г.) начала работу национальная Комиссия по Аккредитации.
Комиссия управляет всей образовательной системой (государственной и частной).
Она представлена 70 членами, назначенными Министром национального Образования и
Спорта и выбранными из числа кандидатов, представленных Высшим Советом Высшего
образования и сенатов учреждений высшего образования. Национальная Комиссия по
Аккредитации выносит предложения, которые в более поздней стадии служат
основанием для заключительных решений Министра предоставить, приостановить или
забрать разрешение управлять учреждениями высшего образования.
Приведение стандартов образования
в соответствие с требованиями профессиональной квалификации, регулируемых в
государствах — членах ЕС.
Это, как предполагается,
гарантирует, что учащиеся в Польше получат квалификации, полностью сопоставимые
с получаемыми в государствах – членах ЕС, и, таким образом, будут
иметь все шансы трудоустроится в любой стране ЕС.
Дальнейшее развитие
двухступенчатой системы обучения, очень популярной в государствах — членах ЕС.
Существуют 102 области
обучения (профилей), включая 6, которые являются исключительно Магистерскими
профилями. 94 % областей обучения в Польше организованы в двухступенчатой
системе обучения.
Закон 1990 года ввел два
уровня высшего образования: лиценциат (первый уровень) и магистратуру (второй
уровень), отражающие критерии, которым должно соответствовать высшее учебное
заведение с тем, чтобы ему было разрешено выдавать соответствующие дипломы.
Большинство учебных заведений частного сектора может выдавать лишь дипломы
лиценциата. В начале 2000/2001 учебного года 40 из 182 частных высших учебных
заведений было разрешено выдавать магистерские дипломы хотя бы по одному
профилю обучения [см. 4]
Рост студенческой
мобильности
Польские учреждения высшего
образования приняли активное участие в схемах обмена студентах и преподавателей
из ряда европейских стран. В 1998/1999 академическом году
только 46 учреждений участвовали в программе ЭРАСМАСА Программы SOCRATES
(приблизительно с 700 академическими преподавателями и приблизительно 1 500
студентами), в то время как в 2000/2001 академическом году количество
участвующих учреждений увеличилось до 100 (с более чем 1 500 академическими
преподавателями и приблизительно 4 700 студентами).
Развитие программ по введению лекций на иностранных языках, и ее внедрение во многих учреждениях
высшего образования Польши.
II.4.3. Приоритеты в сфере
структурной перестройки системы высшего образования
II.4.3.1. Стремительный
рост численности специалистов новых направлений науки
Открытие новых,
востребованных среди учащихся, специальностей и факультетов. Дополнительный
спрос на высшее образование касается таких областей, как бизнес, менеджмент и
сопутствующие отрасли, такие, как финансы, банковское дело, право, страхование
и т.д. Снизилась популярность сельскохозяйственных наук. Рыночной экономике в
процессе становления уже необходимы специалисты по таким дисциплинам, как
экономика, менеджмент и маркетинг. Спрос на рынке труда на выпускников данных
специальностей остается довольно высоким [См. 5].
II.4.3.2. Профилирование
и диверсификация среднего образования
Создание различных по сроку
обучения и соответствующих им программам форм средней школы: шестилетняя
начальная школа, трехлетняя гимназия, трехлетний профильный лицей, двухлетнее
профессиональное училище и двухлетний лицей повышения квалификации.
II.4.3.3. Диверсификация
высшего образования, типы высших учебных заведений [ К высшему
образованию не относятся открытые после 1989г. колледжи (технические и
языковые), которые под контролем университетов в течение 2-3 лет обучают
студентов иностранным языкам и готовят учителей для школ. ],
переход к многоступенчатой
подготовке,
– классические
университеты;
– специализированные вузы —
тип вуза, на который приходится основной объем подготовки специалистов для
народного хозяйства. С самого начала процесса реформ в системе высшего
образования длилась дискуссия о том, следует ли создавать новый тип
профессиональных вузов или же оставить инициативу в руках существующих
академических школ, которые будут обогащать свое образовательное предложение
путем введения кратких циклов образования. Это связано со спором вокруг функций
высшей школы и, в частности, с тем, обязан ли университет давать общие знания о
мире, учить творческому мышлению, формировать познавательные способности и
другие желательные свойства личности, в том числе и воспитанность, или же давать прежде всего специальные знания для немедленного
использования в будущей работе. Несомненно, эти функции нельзя понимать
альтернативно, однако почти бесспорно, что перенесение упора на
«профессионализацию» вуза несет с собой большую опасность и, пожалуй, не самым
лучшим образом служит подготовке выпускника к будущей работе[6]. Польское
Министерство национального образования и спорта разработало проект создания
самостоятельного сектора специальных вузов. Новый вид вузов создан на основе
Закона о специальных вузах. Его проект всесторонне обсуждался и проверялся в
вузах, университетах, Главном совете по высшему образованию и в парламентских комиссиях.
Закон был принят Польским Сеймом в мае 1997 года и утвержден Сенатом [7];
—профессиональные высшие
школы — в них ведется профессиональное обучение студентов, квалификация которых
достаточно высока благодаря включению в программу образования обязательной
15-ти недельной практики.
К высшему образованию не
относятся открытые после 1989г. колледжи (технические и языковые), которые под
контролем университетов в течение 2-3 лет обучают студентов иностранным языкам
и готовят учителей для школ.
Переход системы высшего
образования к многоступенчатой подготовке (Лиценциат — Инженер — Магистр). Право присуждения
степени Магистра имеют все государственные вузы и некоторые негосударственные.
Таким
образом, увеличился полный цикл обучения. До реформы 90 гг. он составлял 16
лет, с введением новых форм среднего образования и ступеней стал превышать 18
лет.
II.4.4. Приоритеты в сфере влияния
высшего образования на основные социально-экономические структуры общественной
деятельности
II.4.4.1.
Децентрализация управления и расширение автономии вузов
Закон о высшем образовании
1990 года и проистекающие из него подзаконные акты дали высшим учебным
заведениям значительную автономию. Положения закона устранили количественные
пределы приема студентов в каждое из учебных заведений, а также централизованно
спускавшиеся сверху критерии приема, и ввели новое фондовое регулирование для
государственных высших учебных заведений. К примеру, размеры субсидий,
предоставляемых каждому из учебных заведений, увязываются с количеством
учащихся. Эти изменения в значительной степени повлекли за собой рост числа
студентов государственных университетов.
II.4.4.2. Предоставление
возможности привлечения внебюджетных средств за предоставление различных услуг.
Система высшего образования
на 90% финансируется из госбюджета. Остальные 10% направляются из других
источников, так как Закон о высшей школе (1990г.) открывает отдельным вузам
возможность дополнительного самостоятельного добывания финансовых средств. В этой
связи может быть повышена плата за обучение студентов-заочников, студентов,
превысивших обычную продолжительность обучения в вузе, определена плата для
студентов из других стран и т.д. Кроме того, вузы могут сами зарабатывать
средства через исследования, диагностические работы, рецензии, услуги в
экономике, взимание платы за вечернее и заочное обучение,
работы по подрядам или сдачу в аренду помещений и т.д., что существенно
стимулирует исследования при снижающихся за последние годы государственных
расходах на образование. К вузам, которые не рассматриваются как рыночно
ориентированные, относят главным образом университеты, поскольку в них
доминируют отделения социальных и гуманитарных наук [7].
II.4.4.3. Распределение
вузов по территории Польской республики
Во-первых, наблюдается рост
числа государственных (с 88 до 103 [
Данные за период 1989-2000гг. ])
и открытие и дальнейший рост негосударственных (до 181) вузов.
Во-вторых, открытие вузов
различных форм собственности в регионах страны. С одной стороны, это
удовлетворяет спрос на высшее образование у населения и уравнивает шансы на
получение высшего образования городской и сельской молодежи, а с другой, —
спрос на специалистов с учетом особенностей региона и решает проблемы
трудоустройства молодых специалистов.
Библиография используемой литературы
по теме II.4.: «Основные приоритеты развития образовательной политики Польской
Республики (1990-2004 гг.)»
1. Люцина Х Некоторые итоги сопоставительного анализа реформ
образования в России и Польше // Alma Mater (Вестник высшей школы) –
2. DWM in cooperation with DSW and the SOCRATES/ Erasmus Agency December
2002 www.buwiwm.edu.pl
3. HIGHER EDUCATION IN
4. Богдан
Яловецкий Перспективы развития частного высшего образования в Польше
Крушевский З.П. Высшие
учебные заведения в Польше / Ярославский педагогический вестник. 2003.№3(36).
Андреев
В.И., Степанов В.А. Реформы высшего образования в постсоциалистических странах
Европы на рубеже веков. – Мн.: НИО, 2000. – 96 с.