Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
III.3. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ
ДВУХСТУПЕНЧАТОЙ МОДЕЛИ И КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ В ВУЗАХ США
III.3.1. Общая характеристика
положительных сторон
Двухступенчатая модель и
кредитная система продемонстрировали целый ряд сильных и привлекательных
сторон. К их числу относятся высокий уровень конкуренции среди университетов и
колледжей, предоставляющих высшее образование. Он обеспечен большим числом
образовательных учреждений, их значительным разнообразием и широкими
возможностями выбора студентами программ, наилучшим образом отвечающих их
потребностям. Так, по данным Центра образовательной статистики при Департаменте
образования США в стране насчитывается около 4000 учреждений высшего
образования, имеющих аккредитованные программы, которые обеспечивают получение
академической степени [13]. Различается большое количество типов таких
учреждений, что затрудняет их классификацию. Центр фонда Карнеги, имевший целью
проведение сопоставительного анализа, выделил не менее 8 типов образовательных
учреждений в зависимости от уровня предлагаемых ими образовательных программ
[20]. В свою очередь Центр образовательной статистики предложил классификацию,
основанный на длительности образовательных программ, которые в известной мере
перекликается с классификацией Центра Карнеги. Так, учреждения типа 7,
присваивающие степень Associate, относятся к категории двухлетних колледжей по
классификации Центра образовательной статистики.
Соответствие предлагаемых
ВУЗами программ потребностям студентов можно оценить по доле студентов,
обучающихся неполный день, и по уровню охвата высшим образованием возрастных
старше 30 лет. Необходимость совмещения работы и учебы встает перед большим
количеством студентов. Одновременно отмечается рост заинтересованность людей
старших возрастных групп в получении высшего образования. Американские ВУЗы
ответили на эти запросы увеличением приема для этих категорий студентов и
соответствующей адаптацией своих учебных программ. В результате в период с 1990
по 2002 гг. доля студентов, обучающихся неполный день, возросла почти в два
раза. [13]. Соответственно увеличилась и доля выпуска бакалавров в возрастной
группе старше 30 лет.
К достоинствам американской
вузовской системы следует также причислить высокую адаптивность к потребностям
рынка труда. Многоступенчатость системы высшего образования позволяет студенту
менять профиль своего обучения при переходе с одной ступени на другую. Наличие
же накопительной кредитной системы позволяет ему прерывать свое обучения и
возобновлять его по своему усмотрении. Как правило,
подобные перерывы в обучении связаны с пробными выходами на рынок труда,
позволяющие в дальнейшем уточнить профиль обучения.
Сложившаяся в США
двухступенчатая модель высшего образования, дополненная накопительной кредитной
системой, обеспечивает высокую эффективность и прозрачность финансовых затрат.
В частности, высокая эффективность затрат является следствием реального
сокращения сроков подготовки специалистов, востребованных на рынке труда.
Данные Центра образовательной статистики подтверждают высокую степень
востребованности выпускников как бакалаврских, так и магистерских программ.
Так, в
В целом отмеченные
особенности системы высшего образования в США обеспечивают высокую
международную привлекательность американских ВУЗов. Так, более половины
студентов, находящихся за пределами стран постоянного проживания, обучаются в
США. Более того, по данным Национального фонда науки по большинству ведущих естественно-научных специальностей доля иностранных
студентов-магистрантов составляет не менее 15%. [13]
Во
многом привлекательность американской системы высшего образования обусловлена
как положительной практикой ее многолетнего функционирования в США, так и
ясностью и понятностью двухступенчатой системы для подавляющего большинства студентов,
особенно для студентов из развивающихся стран, в которых изначально существует
двухступенчатая система, заимствованная из бывшей метрополии – Великобритании.
Характерным примером этого может служить Индия, занимающая первое место среди
развивающихся стран по количеству студентов, обучающихся в США. [13].
III.3.2. О недостатках
двухступенчатой модели и кредитной системы
Можно отметить ряд
недостатков двухступенчатой модели и кредитной системы. Справедливости ради
следует признать, что некоторые из них являются продолжением отмеченных
достоинств. Чрезмерное фокусирование образовательных программ на потребностях
рынка труда, часто краткосрочных, приводит к известному выпячиванию прикладных
дисциплин в ущерб фундаментальным и некоторым гуманитарным дисциплинам, что в
долговременном плане может приводить к общему снижению уровня образования по
менее престижным или менее оплачиваемым специальностям.[17]. Например,
многие штаты США испытывают серьезную нехватку школьных учителей, вследствие
того, что расходы студента на приобретение квалификации учителя значительно
превышают уровень будущих доходов. [19] В результате многие штаты идут на
снижение квалификационных требований к школьным учителям, например, допуская к
преподаванию бакалавров, а не магистров (Алабама) или нанимая на работу
школьных учителей из других стран, например из Индии (Миссисипи). [20] Эти
процессы на уровне университетов проявляются в хроническом
недофинансировании отделений литературы, иностранных языков и некоторых других
гуманитарных дисциплин. [10, 16, 19, 23]
Следует также отметить, что
наличие нескольких ступеней образования, приводит как к увеличению охвата
населения высшим образованием, так и к возрастанию образовательного разрыва.
Низкая доля студентов, продолживших обучение на более высоких ступенях (например бакалавров, поступивших в магистратуру) существенно
усугубляет этот разрыв. Общефедеральная статистика распределения выпускников по
отдельным ступеням не ведется в силу трудностей методического порядка, однако
приблизительные оценки могут быть получены из соотношения числа студентов,
поступивших в магистратуру к числу студентов, окончивших бакалавриат. Это
соотношение на протяжении последнего десятилетия не превышало 23% [13].
Помимо очевидных социальных
проблем, связанных с образовательным неравенством, ряд исследователей указывают
на его экономические последствия. Например Карелис
[10] связывает упадок промышленного сектора в США c падением его
привлекательности для наиболее образованных работников, не желающих трудиться в
окружении менее образованных коллег.
В заключение следует
отметить, что повсеместное внедрение кредитной системы может привести к
сегментации и фрагментации приобретаемых знаний в ущерб их системности. Так, разделение учебного материала на модули, измеряемые в
академических кредитах моет приводить к расстыковке предметов и утрате
межпредметных взаимосвязей {13, 17, 19]. Свободный
выбор «модульных» предметов из разных дисциплинарных областей может приводить
не к столько к расширению кругозора, сколько к мозаичности знаний [15, 17, 18,
22]. В долгосрочной перспективе подобные проблемы могут привести к
снижению качества образования. Особенно пагубными они могут стать в
образовательных системах, придающих особое значение фундаментальности
образования.
Таким
образом, опыт США показывает, что между недостатками и достоинствами
двухступенчатой системы существует тесная взаимосвязь. Ориентация на
потребности рынка может обернуться относительным упадком профессий и
специальностей, обладающих меньшей степенью рыночной привлекательности,
эффективное расширение массовости высшего образования — ростом образовательного
разрыва [10], прозрачность и понятность степени, обеспеченной системой
накопления кредитов — ущербом для системности и фундаментальности знания. Это
означает, что при переходе к двухступенчатой модели и внедрении накопительной
кредитной системы вполне вероятен конфликт приоритетов, который необходимо
будет разрешать.