Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Аналитический обзор состояния и международных тенденций развития высшего образования № 9 (июль - сентябрь 2004 г.)

 

III.3. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ДВУХСТУПЕНЧАТОЙ МОДЕЛИ И КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ В ВУЗАХ США



III.3.1. Общая характеристика положительных сторон

 

Двухступенчатая модель и кредитная система продемонстрировали целый ряд сильных и привлекательных сторон. К их числу относятся высокий уровень конкуренции среди университетов и колледжей, предоставляющих высшее образование. Он обеспечен большим числом образовательных учреждений, их значительным разнообразием и широкими возможностями выбора студентами программ, наилучшим образом отвечающих их потребностям. Так, по данным Центра образовательной статистики при Департаменте образования США в стране насчитывается около 4000 учреждений высшего образования, имеющих аккредитованные программы, которые обеспечивают получение академической степени [13]. Различается большое количество типов таких учреждений, что затрудняет их классификацию. Центр фонда Карнеги, имевший целью проведение сопоставительного анализа, выделил не менее 8 типов образовательных учреждений в зависимости от уровня предлагаемых ими образовательных программ [20]. В свою очередь Центр образовательной статистики предложил классификацию, основанный на длительности образовательных программ, которые в известной мере перекликается с классификацией Центра Карнеги. Так, учреждения типа 7, присваивающие степень Associate, относятся к категории двухлетних колледжей по классификации Центра образовательной статистики.

Соответствие предлагаемых ВУЗами программ потребностям студентов можно оценить по доле студентов, обучающихся неполный день, и по уровню охвата высшим образованием возрастных старше 30 лет. Необходимость совмещения работы и учебы встает перед большим количеством студентов. Одновременно отмечается рост заинтересованность людей старших возрастных групп в получении высшего образования. Американские ВУЗы ответили на эти запросы увеличением приема для этих категорий студентов и соответствующей адаптацией своих учебных программ. В результате в период с 1990 по 2002 гг. доля студентов, обучающихся неполный день, возросла почти в два раза. [13]. Соответственно увеличилась и доля выпуска бакалавров в возрастной группе старше 30 лет.

К достоинствам американской вузовской системы следует также причислить высокую адаптивность к потребностям рынка труда. Многоступенчатость системы высшего образования позволяет студенту менять профиль своего обучения при переходе с одной ступени на другую. Наличие же накопительной кредитной системы позволяет ему прерывать свое обучения и возобновлять его по своему усмотрении. Как правило, подобные перерывы в обучении связаны с пробными выходами на рынок труда, позволяющие в дальнейшем уточнить профиль обучения.

Сложившаяся в США двухступенчатая модель высшего образования, дополненная накопительной кредитной системой, обеспечивает высокую эффективность и прозрачность финансовых затрат. В частности, высокая эффективность затрат является следствием реального сокращения сроков подготовки специалистов, востребованных на рынке труда. Данные Центра образовательной статистики подтверждают высокую степень востребованности выпускников как бакалаврских, так и магистерских программ. Так, в 1997 г. При среднем уровне безработицы 4%, доля безработных среди бакалавров составляла 2%, а среди магистров — 1,5%. [20] Важным обстоятельством является увязка платы за обучением с количеством кредитов, что обеспечивает прозрачность и контролируемость расходов.

В целом отмеченные особенности системы высшего образования в США обеспечивают высокую международную привлекательность американских ВУЗов. Так, более половины студентов, находящихся за пределами стран постоянного проживания, обучаются в США. Более того, по данным Национального фонда науки по большинству ведущих естественно-научных специальностей доля иностранных студентов-магистрантов составляет не менее 15%. [13]

Во многом привлекательность американской системы высшего образования обусловлена как положительной практикой ее многолетнего функционирования в США, так и ясностью и понятностью двухступенчатой системы для подавляющего большинства студентов, особенно для студентов из развивающихся стран, в которых изначально существует двухступенчатая система, заимствованная из бывшей метрополии – Великобритании. Характерным примером этого может служить Индия, занимающая первое место среди развивающихся стран по количеству студентов, обучающихся в США. [13].

III.3.2. О недостатках двухступенчатой модели и кредитной системы

 

Можно отметить ряд недостатков двухступенчатой модели и кредитной системы. Справедливости ради следует признать, что некоторые из них являются продолжением отмеченных достоинств. Чрезмерное фокусирование образовательных программ на потребностях рынка труда, часто краткосрочных, приводит к известному выпячиванию прикладных дисциплин в ущерб фундаментальным и некоторым гуманитарным дисциплинам, что в долговременном плане может приводить к общему снижению уровня образования по менее престижным или менее оплачиваемым специальностям.[17]. Например, многие штаты США испытывают серьезную нехватку школьных учителей, вследствие того, что расходы студента на приобретение квалификации учителя значительно превышают уровень будущих доходов. [19] В результате многие штаты идут на снижение квалификационных требований к школьным учителям, например, допуская к преподаванию бакалавров, а не магистров (Алабама) или нанимая на работу школьных учителей из других стран, например из Индии (Миссисипи). [20] Эти процессы на уровне университетов проявляются в хроническом недофинансировании отделений литературы, иностранных языков и некоторых других гуманитарных дисциплин. [10, 16, 19, 23]

Следует также отметить, что наличие нескольких ступеней образования, приводит как к увеличению охвата населения высшим образованием, так и к возрастанию образовательного разрыва. Низкая доля студентов, продолживших обучение на более высоких ступенях (например бакалавров, поступивших в магистратуру) существенно усугубляет этот разрыв. Общефедеральная статистика распределения выпускников по отдельным ступеням не ведется в силу трудностей методического порядка, однако приблизительные оценки могут быть получены из соотношения числа студентов, поступивших в магистратуру к числу студентов, окончивших бакалавриат. Это соотношение на протяжении последнего десятилетия не превышало 23% [13].

Помимо очевидных социальных проблем, связанных с образовательным неравенством, ряд исследователей указывают на его экономические последствия. Например Карелис [10] связывает упадок промышленного сектора в США c падением его привлекательности для наиболее образованных работников, не желающих трудиться в окружении менее образованных коллег.

В заключение следует отметить, что повсеместное внедрение кредитной системы может привести к сегментации и фрагментации приобретаемых знаний в ущерб их системности. Так, разделение учебного материала на модули, измеряемые в академических кредитах моет приводить к расстыковке предметов и утрате межпредметных взаимосвязей {13, 17, 19]. Свободный выбор «модульных» предметов из разных дисциплинарных областей может приводить не к столько к расширению кругозора, сколько к мозаичности знаний [15, 17, 18, 22]. В долгосрочной перспективе подобные проблемы могут привести к снижению качества образования. Особенно пагубными они могут стать в образовательных системах, придающих особое значение фундаментальности образования.

Таким образом, опыт США показывает, что между недостатками и достоинствами двухступенчатой системы существует тесная взаимосвязь. Ориентация на потребности рынка может обернуться относительным упадком профессий и специальностей, обладающих меньшей степенью рыночной привлекательности, эффективное расширение массовости высшего образования — ростом образовательного разрыва [10], прозрачность и понятность степени, обеспеченной системой накопления кредитов — ущербом для системности и фундаментальности знания. Это означает, что при переходе к двухступенчатой модели и внедрении накопительной кредитной системы вполне вероятен конфликт приоритетов, который необходимо будет разрешать.

 

Назад



Hosted by uCoz