Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Аналитический обзор состояния и международных тенденций развития высшего образования № 9 (июль - сентябрь 2004 г.)

 

III.4. ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ МОДЕЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ

 

Общая картина курсов обучения, программ и степеней в западноевропейских странах чрезвычайно сложна и разнообразна. В одной стране может существовать до 100 различных академических квалификаций и столько же программ обучения, связанных множеством “мостов” [3]. Важно отметить, что потенциальная европейская структура квалификаций не может быть проще, чем самая сложная из входящих в нее национальных систем.

В реализации двухступенчатой модели в странах Западной Европы можно выделить две тенденции. Первая состоит во внесении косметических изменений в существующие программы с приданием им статуса первой ступени. Вторая заключалась в разработке новых учебных программ или качественным улучшением существующих. Первый путь — путь медленного реформирования — избрало большинство стран, второй — лишь некоторые стран континента.

III.4.1. Радикальные и «медленные» реформаторы

 

Путь более быстрых реформ избрали Дания, Финляндия и Италия.

В Италии реформа направлена на то, чтобы привести всю архитектуру итальянского высшего образования в соответствие с возникающим в Европе пространством высшего образования. Реформа предполагает решительный отказ от традиционной единственной степени и предусматривает следующие меры:

Путь более «радикального» реформирования дал достаточно смешанные результаты, обнажив ряд потенциальных проблем реализации двухуровневой системы. Среди них — риск непризнания бакалаврской степени на рынке труда и весьма ограниченный круг специальностей, по которым возможно получение степени бакалавра.

В 1988 году Дания а c 1994 года — Финляндия ввели степени бакалавра по большинству предметных областей. Обе страны заявили, что эта реформа не была до конца успешной, поскольку подавляющее большинство студентов продолжили обучения на степень магистра, а работодатели не проявили должного интереса к обладателям степени бакалавра [3].

К числу «медленных реформаторов» относится большинство стран континентальной Европы. Так, в четырех государствах не предпринимается попыток и даже экспериментов по внедрению двухуровневой системы. Это Греция, Нидерланды и частично Испания.

Интересным примером служит Швеция. Здесь первой присуждаемой степенью в высшем образовании является степень магистра «magisterexamen». В отчете Национального Агентства Высшего Образования (НАВО) «А New Master's Degree» говорится, что хотя часто шведская степень «magisterexamen» переводится на английский язык как Master's Degree (MA (магистр искусств), MSc (магистр наук), такой перевод является некорректным. Эти термины могут использоваться по отношению к шведской системе образования только как перевод, что и должно быть указано в документах, которые студенты получают при выпуске. Вместе с тем отмечается, что многие университеты не всегда придерживаются этого принципа. Только некоторые университеты указывают, что студентам будет присуждена шведская степень «magisterexamen», которая может быть переведена на английский язык как Master's Degree [21].

В Германии Поправка 1998 года к Закону о высшем образовании предоставила университетам и Fachhochschulen право вводить новые степени бакалавра и магистра. Срок обучения на соискание степени бакалавра составляет от 6 до 8 семестров, магистра — от 2 до 4 семестров. В том случае, когда эти курсы являются последовательными этапами длительной программы обучения, их совокупная продолжительность не может превышать 10 семестров. Новые курсы могут заменять традиционные или функционировать параллельно с ними, однако дополнительные государственные средства на это не выделяются. Высшие учебные заведения должны принимать меры, чтобы студенты завершали обучение в отведенные сроки. Законом также предусматривается введение системы накопления и передачи кредитов.[3]

В Австрии приняты аналогичные германским поправки к закону о высшем образовании: введение на добровольной основе бакалавриата взамен существующих программ, кредитная система, присвоение степени бакалавра после 3-4 лет обучения и магистра еще через год.

Тем не менее, практика показывает, что подобные шаги чаще всего затрагивают лишь относительно небольшую часть национальных систем высшего образования.

Проведенное с начала 1998 года исследование около 80 бакалаврских и магистерских курсов показало, что:

III.4.2. Кредитная система ЕСТS

 

В отличие от кредитной системы США, основная функция европейской системы переноса кредитов ECTS (European Credit Transfer System) заключается не в накоплении, а в переносе кредитов с целью обеспечения мобильности студентов. Поэтому число кредитов ECTS отражает не абсолютное количество учебных часов, затраченных на изучение курса (как в США), а их долю в общем объеме учебного времени, принимаемого за постоянную величину. В некоторых странах действуют накопительные кредитные системы национального или университетского уровня. [23]. Медленный переход на двухступенчатую модель в Европе и ограниченное внедрение кредитной системы не позволяют в полной мере судить о достижениях этих процессов. Между тем в Европе широко обсуждаются их реальные и предполагаемые слабые стороны. Многие из таких перекликаются с критикой недостатков системы высшего образования в США. Например, на риск возрастания образовательного разрыва при внедрении двухуровневой системы указал Ж. Атали [24].

Многие исследователи европейского образования иронично сравнивают кредитную систему с кафетерием, где студенту предлагают выбрать и составить обед на из определенного количества блюд на определенную сумму денег. В данном случае объектом критики является возможный ущерб для систематичности и фундаментальности образования, которые столь высоко ценятся в европейских, особенно немецких, ВУЗах. Международный союз студентов высказывает опасение, что заимствование американских подходов к организации высшего образования может вылиться не в диверсификацию не только академических степеней и программ но и источников финансирования, что на практике будет означать расширение «платности» в высшем образовании [25]. В большинстве стран Западной Европы высшее образование пока остается бесплатным для граждан этих стран и в некоторых случаях также для граждан ЕЭС. В целом, эти опасения свидетельствуют о том, что на уровне отдельных европейских стран существуют не только различия, связанные с организацией высшего образования и его содержанием, но и различное понимание иерархии ценностей (например, мобильность, экономическая эффективность и международная привлекательность в некоторых странах могут оказаться менее важными чем сохранение целостности или бесплатности высшего образования).

 

Назад



Hosted by uCoz