Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Аналитический обзор международных тенденций развития систем образования № 8 ( апрель – июнь 2004 г.)

 

 

РЕЗЮМЕ

 

«Аналитический обзор № 8» является вторым в предполагаемой серии из 4-х сравнительных исследований, начатую «Аналитическим обзором № 7».

В данном аналитическом обозрении сделана попытка рассмотрения концептуальных подходов мировых организаций и учреждений по поводу места и роли современных университетов (вузов), а также конкретных изменений в высшем (университетском) образовании в некоторых постсоветских и ближнего зарубежья странах за последние 10-12 лет в связи с мировыми (глобальными) и региональными (национальными) тенденциями в экономической, политической и культурной жизни.

В первой части обзора представлены аналитические материалы международных организаций о миссии университетского образования в современном глобализующемся мире, когда кризис традиционных ценностей требует повышения культурно-ценностного статуса современного университета, выступающего в роли программирующего научно-образовательно-промышленного комплекса как доминантной структуры развития и, что особенно важно, как центра непрерывного образования взрослого населения того или иного региона.

Во второй части предлагаемой аналитики рассматриваются трансформации вузовского (университетского) образования в образовательных системах Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Польши, России, Украины. Особое место занимают образовательные проблемы в контексте Болонского процесса и формирования общеевропейского образовательного пространства с учетом региональных, национальных, общемировых интересов и развития рыночных отношений не только в сфере традиционной экономики, но и в становлении рынка образовательных услуг. Рассматриваемые трансформации в национальных системах высшего образования представляют или могут представлять ценностно-содержательный опыт как для отдельной страны (Беларуси), так и для взаимовыгодного объединения усилий в развитии университетского образования в XXI веке — одной из основ развития национальных и мирового сообществ.

Аналитическая группа, как всегда, будет благодарна возможным отзывам, предложениям, участию в дальнейшей аналитической работе со стороны читателей, профессионально интересующихся проблемами места, роли и качества современного университетского (высшего) образования.

Напоминаем, что особый интерес для аналитиков Центра представляют локальные, личные опыты экспертиз (впечатления, анализ, рефлексия, оценка) образовательных практик той или иной страны, региона, вуза, которые мы с удовольствием разместим на страницах последующих аналитических обозрений.

Руководитель аналитической группы А.М. Алтайцев


 

Назад



Hosted by uCoz