Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Аналитический обзор международных тенденций развития систем образования № 8 ( апрель – июнь 2004 г.)

 

 

6. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ



6.1. Меморандум непрерывного образования Европейского союза (проект)

 

«В 2000 г. Европейская комиссия, следуя решениям Европейских саммитов в Санта-Мария да Фейра и Лиссабоне, выступила с инициативой создания общеевропейской системы непрерывного образования. В настоящее время в странах ЕС и его исполнительных структурах широко обсуждается проект "МЕМОРАНДУМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"» [18, с. 4]

«Цель Меморандума»

Успешный переход к экономике и обществу, основанным на знании, должен сопровождаться процессом непрерывного образования — учения длиною в жизнь (lifelong learning). Учение длиною в жизнь в рамках Европейской стратегии занятости определяется как «всесторонняя учебная деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью улучшения знаний, навыков и профессиональной компетенции (Европейская стратегия занятости была принята на Люксембургском саммите глаз государств ЕС а ноябре 1997 г. …). Это рабочее определение использовано и в Меморандуме в качестве отправной точки для последующих обсуждений и действий.

Европа стала «обществом, основанном на знании» (knowledge-based society) Это означает, что информация, знания, а также мотивация к их постоянному обновлению и навыки, необходимые для этого, становятся решающим фактором европейского развития, конкурентоспособности и эффективного рынка труда.

Особо выделяя, что "человек является главным европейским достоянием и, следовательно, центральным элементом любой политической деятельности ЕС", документы европейских саммитов заключают, что образовательные системы должны приспособиться к новым реалиям XXI века и "непрерывное образование должно стать главной политической программой гражданского общества, социального единства и занятости" (European Council Presidency Conclusions, Лиссабон 23-24 марта 2000, параграфы 5, 24 и 25, стр. 2 и 8; European Council Presidency Conclusions, Санта Мария да Фейра, 19-20 июня 2000, параграф 33, стр. 6.)

Существуют три вида образовательной деятельности.

формальное образование, завершающееся выдачей общепризнанного диплома или аттестата,

неформальное образование, обычно не сопровождающееся выдачей документа, происходящее в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером,

инфернальное образование, индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая нашу повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер.

Недавно появился термин "образование шириною в жизнь" (lifewide learning), который акцентирует не только постоянство процесса обучения, но и разнообразие его форм — формальное, неформальное и информальное. Он напоминает нам, что обучение может быть одновременно приятным и полезным и происходить как в образовательном учреждении, так и в семье, в компании друзей, на рабочем месте или в клубе по интересам.

Помимо этого, должна усиливаться связь между учреждениями формального и неформального образования. В процессе создания непрерывной системы образовательных услуг, ориентированной на потребности личности, все организации культурно-просветительского характера постепенно сольются в единую образовательную сеть. Этот процесс уже идет в создании системы открытых университетов, дистанционных курсов и т.п., и сами вузы должны активнее открывать свои образовательные возможности для широких кругов общества» [19, с. 4, 5, 6].

 

Назад



Hosted by uCoz