Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
Аналитический обзор
международных тенденций развития систем образования № 8 ( апрель
– июнь 2004 г.) |
6. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
6.1. Меморандум непрерывного образования
Европейского союза (проект)
«В
«Цель Меморандума»
Успешный переход к
экономике и обществу, основанным на знании, должен сопровождаться процессом
непрерывного образования — учения длиною в жизнь (lifelong learning). Учение
длиною в жизнь в рамках Европейской стратегии занятости определяется как «всесторонняя
учебная деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью улучшения
знаний, навыков и профессиональной компетенции (Европейская стратегия
занятости была принята на Люксембургском саммите глаз государств ЕС а ноябре
Европа
стала «обществом, основанном на знании» (knowledge-based society) Это означает,
что информация, знания, а также мотивация к их постоянному обновлению и навыки,
необходимые для этого, становятся решающим фактором европейского развития,
конкурентоспособности и эффективного рынка труда.
Особо
выделяя, что "человек является главным европейским достоянием и,
следовательно, центральным элементом любой политической деятельности ЕС",
документы европейских саммитов заключают, что образовательные системы должны
приспособиться к новым реалиям XXI века и "непрерывное образование
должно стать главной политической программой гражданского общества, социального
единства и занятости" (European Council
Presidency Conclusions, Лиссабон 23-24 марта 2000, параграфы 5, 24 и 25, стр. 2
и 8; European Council Presidency Conclusions,
Санта Мария да Фейра, 19-20 июня 2000, параграф 33, стр. 6.)
Существуют три вида
образовательной деятельности.
формальное образование, завершающееся выдачей
общепризнанного диплома или аттестата,
неформальное
образование, обычно
не сопровождающееся выдачей документа, происходящее в образовательных
учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время
индивидуальных занятий с репетитором или тренером,
инфернальное
образование, индивидуальная
познавательная деятельность, сопровождающая нашу повседневную жизнь и не
обязательно носящая целенаправленный характер.
Недавно появился термин "образование
шириною в жизнь" (lifewide learning), который акцентирует не только
постоянство процесса обучения, но и разнообразие его форм — формальное,
неформальное и информальное. Он напоминает нам, что обучение может быть
одновременно приятным и полезным и происходить как в образовательном
учреждении, так и в семье, в компании друзей, на рабочем месте или в клубе по
интересам.
Помимо
этого, должна усиливаться связь между учреждениями формального и
неформального образования. В процессе создания непрерывной системы
образовательных услуг, ориентированной на потребности личности, все организации
культурно-просветительского характера постепенно сольются в единую
образовательную сеть. Этот процесс уже идет в создании системы открытых
университетов, дистанционных курсов и т.п., и сами вузы должны активнее
открывать свои образовательные возможности для широких кругов общества» [19, с.
4, 5, 6].