Центр проблем
развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
Аналитический обзор международных
тенденций развития систем образования № 8 ( апрель –
июнь 2004 г.) |
2. ВСЕМИРНЫЙ БАНК
(см.: www.worldbank.org.ru
и www.worldbank.org )
2.1. Образование в странах с
переходной экономикой: задачи развития. Доклад Всемирного Банка, (
Характерное целостное описание ситуации в высшем образовании в странах с переходной экономикой (на примере Венгрии) в сравнении с странами ОЭСР.
«Глубинные причины
неэффективного расходования ресурсов в системе высшего образования Венгрии
носят весьма сложный характер. …Создание большого числа малых учебных заведений
привело к снижению эффективности использования ресурсов в связи с высокой
численностью административно-управленческого и обслуживающего персонала и
необходимостью дублирования курсов по базовым дисциплинам, в частности, по
математике, иностранным языкам и основным научным дисциплинам. Кроме того,
вместо гуманитарных дисциплин, права и философии основное внимание стало
уделяться преподаванию прикладных научных дисциплин, что потребовало
дополнительных лабораторий, мастерских и помещений для занятий в малочисленных
группах. Эти изменения привели к резкому повышению затрат на высшее
образование.
Высокие
затраты на высшее образование в середине 90-х годов были также обусловлены
широким применением индивидуальных методов обучения. Основной упор в
значительной степени делался на консультации и семинары, а не на лекции.
Высокая стоимость обучения в колледжах и университетах, прежде всего,
объяснялась привлечением исключительно большого числа преподавателей. В
2.2. Формирование общества,
основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. Доклад Всемирного Банка (
2.2.1. Общая характеристика содержания доклада
Предлагаемая читателю книга
является исследованием Всемирного банка, проанализировавшим многолетний опыт
Банка и многих других агентств развития по оказанию поддержки и финансированию
образования в различных странах мира. Высшее образование рассматривается в
книге как один из важных элементов единой системы образования. Дана
характеристика меняющихся глобальных условий и рынка труда, обсуждаются роль
высшего образования в социально-экономическом развитии, проблемы неравенства,
значение информационно-коммуникационных технологий, проблемы, связанные с
«утечкой умов.
«Настоящий доклад развивает
многие темы, поднятые в первой аналитической работе Всемирного банка по
вопросам высшего образования («Высшее образование: уроки опыта», 1994), но
также он уделяет особое внимание следующим новым тенденциям.
О целях доклада Всемирного Банка.
«В течение многих лет
Всемирный банк оказывает активное содействие целому ряду стран в реформировании
системы высшего образования. Тем не менее, есть мнение, что Банк не в полной
мере реагирует на возрастающую потребность своих клиентов в проектах в области
высшего образования и что объем кредитования, предоставленного на нужды высшей
школы, до сих пор не соответствовал ее растущей роли в социально-экономическом
развитии, особенно в самых бедных развивающихся странах. В этой связи возникла
необходимость пересмотреть политику и опыт деятельности Банка в области высшего
образования в свете изменения условий в мире и сохранения традиционных проблем
в системах высшего образования развивающихся стран и стран с переходной
экономикой. <…>В докладе рассматриваются следующие вопросы.
В данном докладе поставлены
две взаимодополняющие цели. Первая заключается в предоставлении информации и
изложении взглядов, отражающих текущий уровень знаний — об успешном
осуществлении реформ и эффективной реализации проектов — и применимых к
практике кредитных операций Всемирного банка в области высшего образования.
Вторая цель направлена на вовлечение стран-клиентов Банка и международного
сообщества в обсуждение роли высшей школы в контексте общей стратегии и
политики Банка, обоснования инвестиций в сектор высшего образования и способов
минимизации отрицательных политических последствий реформирования высшей школы
[9, с. 2—4].
Основные идеи доклада
«Основные идеи настоящего
доклада в кратком виде можно сформулировать следующим образом.
Аннотация к Главе 2 «Вклад высшего образования в социально-экономическое развитие»
«Для того чтобы успешно выполнять
свои образовательные, исследовательские и информационные функции в 21 в., вузы
должны быть способны эффективно реагировать на изменение потребностей в
образовании и профессиональной подготовке, адаптироваться в условиях быстро
меняющегося ландшафта высшего образования, а также осваивать более гибкие формы
своей организации и способы функционирования. В данной главе
рассматриваются непростые задачи, стоящие перед системой высшего образования, а
также то, как вузы реагируют на разнообразные современные требования, включая необходимость
формирования модели образования, предусматривающей возможность непрерывного
обучения на протяжении всей жизни» (выделено нами. — Ю.К.). [9,
с. 23].
О направлениях деятельности высшей школы по формированию демократического общества, основанного на знаниях.
В разделе «Меняющиеся
потребности в образовании и профессиональной подготовке» рассматриваются
три широких направления деятельности высшей школы, которые способствуют
формированию демократического общества, основанного на
знаниях.
2.2.2. Университет как научно-образовательно-промышленный комплекс.
«Знания
сами по себе не трансформируют экономику; одновременно нет и гарантий того, что
инвестирование в научные исследования и разработки или в иные продукты высшего
образования принесет положительную отдачу (выделено нами. — Ю.К.). Многие страны, включая
такие большие, как Бразилия, Индия и Россия, вложили весьма значительные
средства в формирование научно-технического потенциала, но не получили
серьезной экономической отдачи от своих инвестиций. Это объясняется тем, что
научно-технические знания приносят наибольшую выгоду в том случае, когда они
используются в рамках комплексной системы учреждений, организаций и процессов,
известной под названием «национальная инновационная система» (НИС).
НИС представляет собой
систему, состоящую из следующих элементов:
a) учреждения в системе образования и профессионального обучения, в стенах
которых создаются знания;
б) соответствующая макроэкономическая и нормативная база, включая меры торговой
политики, влияющие на продвижение технологий;
в) инновационные предприятия и сети предприятий;
г) адекватная коммуникационная инфраструктура; а также
д) иные факторы, такие как доступ к глобальным
источникам знаний и определенные рыночные условия, способствующие внедрению
инноваций (Всемирный банк, 1999c) (выделено нами. — Ю.К.).
Высшей школе в этой системе
отводится важная роль — не только в качестве основы для подготовки
высококвалифицированных специалистов, но и сетевой базы для обмена информацией
и знаниями. …
Основным центром как
фундаментальных, так и прикладных научных исследований являются
университеты…Программы послевузовского образования имеют важнейшее
значение для подготовки университетских преподавателей и, соответственно, для
повышения качества высшего образования — как сегодня, так и для будущих
поколений» [9, с. 24—26].
В параграфе
«Формирование человеческого капитала» авторы отмечают, что: «Новая
стратегия развития, которая может служить опорой экономического роста на основе
знаний, требует наличия развернутых систем образования, охватывающих все более
широкие слои населения. Нужно, чтобы эти системы обеспечивали рост доли
высококвалифицированных специалистов в составе рабочей силы…» [9, с. 26].
«В США количество рабочих
мест, требующих вузовской подготовки, растет более интенсивными темпами, чем
количество рабочих мест, для которых нужна более низкая образовательная
подготовка, и, как ожидается, эта тенденция будет усиливаться.
По
прогнозу, составленному Министерством труда США до начала экономического спада
в
2.2.3.
Университеты и модель непрерывного образования
Складывающаяся модель
непрерывного образования может означать для высшей школы практику, когда
«периоды обучения в стенах учебного заведения, закладывающие основы знаний,
чередуются с приобретением трудовых навыков, способностей и практических умений
на рабочих местах на предприятиях-партнерах». В таком случае университеты могут
стать культурно-образовательными региональными центрами непрерывного обучения,
повышения квалификации и переподготовки (на протяжении всей жизни) наиболее
квалифицированного взрослого населения региона.
«Обучение на протяжении
всей жизни. Второй аспект изменившихся потребностей в образовании и
профессиональной подготовке — это короткий «жизненный цикл» знаний, навыков и
профессий. Как следствие этого, все более важными становятся непрерывность
образования и регулярное обновление индивидуальных способностей
и повышение квалификации (Wagner, 1999). В странах ОЭСР
традиционный подход, предполагающий обучение в течение отдельного и
ограниченного периода времени для получения первой степени после окончания
средней школы или для прохождения курса аспирантуры до начала профессиональной
деятельности, постепенно заменяется моделью непрерывного образования (выделено
нами. — Ю.К.).
… Вузам придется подстроить
организацию своей работы под потребности в образовании и профессиональном
обучении все более разнообразных категорий населения: работающих студентов,
студентов зрелого возраста, студентов, обучающихся на дому, студентов,
совершающих частые поездки, студентов, обучающихся неполный день, студентов
очного обучения, студентов вечернего обучения, студентов, обучающихся в
выходные дни, и т.д. …
Еще одно важное последствие
ускорения научно-технического прогресса — это ослабление акцента на запоминание
бесконечных фактов и базовых данных наряду с ростом значимости методологических
знаний и аналитических навыков — навыков, необходимых для того, чтобы учиться
мыслить и самостоятельно анализировать информацию. Учиться тому, как учиться,
как трансформировать информацию в новые знания, как превращать новые знания в
конкретные приложения — все это становится более важным, чем запоминание
конкретной информации. В этой новой парадигме самое главное место отводится
аналитическим навыкам, т.е. способности искать и находить информацию, облекать
вопросы в четкую форму, формулировать проверяемые гипотезы, выстраивать данные
в определенном порядке и оценивать их, решать задачи. Новые
способности, которые ценятся работодателями в условиях экономики, основанной на
знаниях, касаются устного и письменного общения, командной работы, взаимного
обучения в коллективе, творческого подхода, умения предвидеть, находчивости,
умения адаптироваться к переменам (выделено нами. — Ю.К.).
Многие из этих способностей
предполагают наличие социальных, личностных и межкультурных навыков, которые
обычно не прививаются в ходе обучения по
научно-техническим дисциплинам. Отсюда вытекает необходимость более тесной
интеграции точных и гуманитарных наук. …Интегрированное
образование, в котором периоды обучения в стенах учебного заведения,
закладывающие основы знаний, чередуются с приобретением трудовых навыков,
способностей и практических умений на рабочих местах на предприятиях-партнерах,
стало важным элементом образования третьей ступени во многих странах ОЭСР
(выделено нами. — Ю.К.)» [9, с. 27—30].
Роль высшего образования в развитии общей гуманитарной, демократической культуры.
«Адаптация к меняющимся
условиям предполагает не только реорганизацию деятельности высших учебных
заведений и прикладное использование новых технологий. Не менее важно прививать
студентам основные ценности, необходимые им для того, чтобы жить в условиях
сложного демократического общества, являясь его
ответственными гражданами. Содержательное образование 21 в. должно стимулировать
развитие всех аспектов человеческого интеллектуального потенциала. Оно должно
не просто делать акцент на доступ к мировой базе знаний в сфере науки и
управления, но и способствовать сохранению богатства национальных культур и
ценностей, зиждущихся на освященных веками и неизменно ценных дисциплинах
гуманитарных и общественных наук, включая философию, литературу и искусство…
Увеличение объема научных
исследований свидетельствует в пользу мнения о том, что общее качество
социальной инфраструктуры является важнейшим фактором в обеспечении
эффективности государственной власти, институтов и предприятий за счет
содействия развитию и передаче знаний, которые не только помогают в
производстве товаров и услуг, но и служат формированию справедливого общества (Ritzen,
2000; Solow, 2000).
Наконец, научные
достижения, особенно в медицине и биотехнологиях, поднимают множество сложных
вопросов, которые выходят за рамки науки и касаются морали, государственного
регулирования, деловой практики, жизни сообществ, глобализации и управления в
мировом масштабе». [9, с. 31—32].
2.2.4. «Меняющийся ландшафт высшего образования»
В последние два десятилетия
во многих странах произошла примечательная диверсификация систем высшего
образования. Появление наряду с традиционными университетами множества
учреждений нового типа — технических институтов, предлагающих короткие
программы, и местных колледжей, политехникумов, центров дистанционного
обучения, открытых университетов — создало новые возможности для удовлетворения растущего общественного спроса. … К ним
относятся: а) виртуальные университеты; б) лицензионные (франчайзинговые)
университеты; в) корпоративные университеты; г) компании, библиотеки, музеи и
иные заведения, учрежденные средствами массовой информации; д) брокеры в сфере
образования (Salmi, 2001). К этим новым действующим лицам вплотную приближаются
производители программного обеспечения, издательства, предприятия индустрии
развлечений и т.п., стремящиеся извлечь выгоду из потенциала нового
международного рынка услуг в сфере высшего образования (Bennell and Pearce,
1998).
Виртуальные университеты
Благодаря
информационно-коммуникационной революции, которая ликвидировала барьеры,
обусловленные физическим расстоянием, сторонние вузы и поставщики образовательных
услуг получили возможность конкурировать с местными университетами, имея доступ
к студентам в любой точке и любой стране через систему Интернет или каналы
спутниковой связи. По оценкам, проведенным в начале
Лицензионные университеты
Во многих регионах мира, но
преимущественно в Южной и Юго-Восточной Азии и восточноевропейских странах
быстро растет количество иностранных «официально разрешенных курсов»,
предлагаемых учебными заведениями, которые работают от имени британских,
американских и австралийских университетов по их лицензии. Одна пятая от 80
тыс. иностранных студентов, обучающихся в австралийских университетах, проходят
обучение в «офшорных» университетских городках, находящихся по большей части в
Малайзии и Сингапуре (Bennell and Pearce, 1998). Стоимость обучения в таких
лицензионных вузах обычно составляет от одной четверти до одной трети стоимости
обучения в головном вузе.
Корпоративные университеты
Корпоративные университеты
— это еще одна форма конкуренции, с которой придется все больше считаться
традиционным университетам, занимающимся исключительно программами подготовки
для получения высшего образования, а также научными исследованиями, особенно в
области непрерывного образования. Во всем мире сейчас
насчитывается примерно 1600 корпоративных университетов, а 10 лет назад их было
всего лишь 400… Корпоративные университеты могут функционировать: а) через свои
собственные сети физических кампусов (в их числе Disney, Toyota, Motorola), б)
в качестве виртуальных университетов (например, IBM и Dow Chemical) или в)
объединяясь в союзы с существующими вузами (так поступили компании Bell
Atlantic, United Healthcare и United Technologies). Несколько
корпоративных университетов получили официальную аккредитацию и имеют право
выдавать официальные дипломы. По оценкам экспертов, к
Другие институты высшей школы
В мире высшей школы нашли
свою нишу учреждения самого разнообразного профиля, в полной мере
воспользовавшись преимуществами новых информационно-коммуникационных
технологий. В их числе средства массовой информации и издательства, музеи и
библиотеки, средние школы. Хотя эту новую форму конкуренции трудно отследить,
она получает значительное развитие, по крайней мере в
США и Великобритании. В качестве примера можно привести издательства,
оказывающие услуги, связанные с разработкой учебных программ и подготовкой
учебных материалов для обучения в режиме «он-лайн», а также музеи и библиотеки,
предлагающие курсы непрерывного обучения.
Академические брокеры
Академические брокеры — это
виртуальные предприниматели, зачастую функционирующие на базе системы Интернет.
Они специализируются на организации посредничества между поставщиками и
потребителями образовательных услуг во множестве различных сфер. Такие
компании, как «Коннект Эдьюкейшн» (Connect Education, Inc.) и «Электроник
Юниверсити Нетворк» (Electronic University Network), занимаются строительством,
сдачей в аренду и управлением кампусами, производством мультимедийных программных
средств для образовательных целей, а также
предоставляют советы и помощь по удовлетворению нужд в подготовке кадров
корпоративным клиентам в любой стране мира (Abeles, 1998). Десятки
компаний через свои Интернет-сайты выступают в качестве посредников между
учебными заведениями и потенциальными студентами, предлагая информацию об
академических и финансовых ресурсах.
Необходимость в новых механизмах обеспечения качества в условиях глобального рынка
С появлением «высшего
образования без границ» грядут серьезные изменения в потребностях и методах
обеспечения качества образования. Во-первых, маловероятно, что философия,
принципы и стандарты, которые обычно используются при оценке и аккредитации
образовательных программ традиционных вузов, будут без какой-либо существенной
корректировки применимы для оценки качества и эффективности курсов обучения в
режиме «он-лайн» и иных форм дистанционного обучения…
Во-вторых, немногие
развивающиеся страны имеют свои системы аккредитации и оценки. В этих странах
также практически не обеспечен доступ к необходимой информации о качестве
иностранных программ и отсутствуют возможности институционального контроля,
которые позволяли бы выявлять случаи мошенничества и защищать студентов от
низкокачественных предложений…
Странам, которые не
располагают необходимыми финансовыми средствами или потенциалом для разработки
собственных информационных систем, должна быть предоставлена возможность
участвовать в международных системах аккредитации и оценки. Можно
выбрать другой путь, следуя инициативам, с которыми недавно выступили Сингапур,
Гонконг (Китай) и Индия, а именно: настоять на том, чтобы создаваемые за
границей вузы удовлетворяли тем же требованиям контроля качества и
гарантировали такое же признание соответствующих дипломов, которые действуют в
головном вузе в стране происхождения (см. Приложение В)» [9, с. 32—35].
2.2.5.«Новые формы организации и функционирования вузов»
«Во многих странах вузы
приступили к радикальным преобразованиям, стремясь лучше подстроиться к новым
требованиям, которые выдвигаются к образованию и задачам, возникающим в
условиях конкуренции. Главная цель — повышение институциональной гибкости и
усиление адаптивного потенциала вузов и программ высшей школы. Эти реформы
носят всеобъемлющий характер и затрагивают предлагаемые программы,
академическую и организационную структуру, педагогические процессы и методы
преподавания, физическую инфраструктуру и весь преподавательский состав. …
Новые образовательные программы и новые потребители
В контексте непрерывного
образования изменения предлагаемых высшей школой программ имеют два аспекта.
Во-первых, содержание и образовательные цели традиционных программ должны быть
скорректированы таким образом, чтобы они обеспечивали овладение базовыми
знаниями и навыками, необходимыми для развития у всех студентов способности
постоянно учиться и обновлять знания на протяжении всей жизни (Wagner, 1999).
Во-вторых, учебные заведения высшей школы должны предлагать более широкий выбор
программ, чтобы охватить образовательные потребности нетрадиционных категорий
учащихся с самой разнообразной мотивацией и целями — например, лиц,
намеревающихся сменить профессию, выпускников, возвращающихся в вузы для
обновления своих навыков и умений, людей, ушедших на пенсию и заинтересованных
в личностном развитии. Таким образом, можно ожидать существенного изменения
демографического профиля вузов: будет больше студентов, обучающихся для
получения второго или третьего высшего образования или диплома более высокого
профессионального уровня, а также возрастет доля учащихся — как молодежи, так и
в зрелом возрасте, — участвующих в кратковременных программах в рамках
непрерывного образования.
Организация и управление
По мере эволюции систем
высшего образования от элитарной высшей школы к более демократичной массовой
высшей школе и смещения акцента с преподавания на усвоение знаний студенты
становятся более важными действующими лицами: в качестве основных клиентов,
потребителей, обучающихся. Это изменение формирует необходимость создания
надлежащих организационных и управленческих механизмов для реализации этих
новых ролей и решения новых сложных задач, которые они с собой несут. В
частности, вузы должны научиться проводить оценку потребностей и проблем
бенефициаров, предоставлять студентам информацию и направлять их в выборе
профессии, помогать студентам-инвалидам и малообеспеченным студентам, а также
поддерживать связи со своими выпускниками, выступая в качестве ресурсного
источника для трудоустройства студентов и привлечения финансирования.
Эффективные механизмы
обратной связи с рынком труда, например обследования на основе запросов по
месту трудоустройства выпускников и регулярные консультации с работодателями и
выпускниками, абсолютно необходимы для корректировки учебных программ в целях
удовлетворения меняющихся потребностей секторов экономики. Самую
лучшую связь можно обеспечить, когда вновь создаваемый вуз полностью
интегрируется в региональную стратегию развития (выделено нами. — Ю.К.).
Именно так было в
Финляндии, где молодой университет города Оулу стал одним из лучших
университетов в Скандинавии, несмотря на то, что он расположен в отдаленном
регионе вблизи Северного полярного круга…
Что
касается организационной структуры, то здесь необходимо изменение формулировок
традиционных дисциплин в ответ на появление новых сфер науки и технологии,
отход от классических подходов на основе конкретных дисциплин и переход к
проблемно ориентированным методам формирования знания, а также стирание
разграничения между фундаментальными и прикладными исследованиями (выделено
нами. —
Ю.К). В результате
мы получим множество междисциплинарных и мультидисциплинарных программ,
пересекающих традиционные границы между дисциплинами. Новые формы создания
знаний подразумевают не только реконфигурацию вузовских факультетов в новую
институциональную структуру, но и, что более важно, реорганизацию научных
исследований и подготовки специалистов исходя из принципа поиска решений
сложных проблем, а не из аналитических методов традиционных академических
дисциплин…
Для
повышения гибкости дизайна и организации академических программ многие вузы в
разных странах приняли стандарт кредитных часов, используемый в США (выделено
нами. —
Ю.К.). Это
нововведение в одних странах, как в Таиланде, затронуло целые национальные системы
университетского образования, а в других — сетевые вузы (например, сеть
индийских технологических институтов) или отдельные учебные заведения, например
университет Республики Нигер (Regel, 1992). На своем
историческом заседании в Болонье в июне
Во многих странах вузы
совершенствуют организацию учебного процесса и систему приема, обеспечивая
различным категориям студентов возможность выбора удобного времени для
поступления в вуз, а также прекращения и возобновления обучения. В
Педагогические методы
Внедрение новых
педагогических подходов, подкрепленных альтернативными механизмами передачи
знаний, уже производит революцию в процессе преподавания и усвоения знаний в
вузах. Одновременное использование мультимедийных средств, компьютеров и
Интернета позволяет сделать процесс обучения более активным и интерактивным…В одном из первых исследований на эту тему (Kozma and
Johnson, 1991) … предлагается новая педагогическая модель,
предусматривающая: а) активное участие студентов в процессе обучения, а не
пассивное восприятие ими информации; б) возможности прикладного использования
знаний в реальных условиях; в) представление концепций и знаний в самых
разнообразных формах, а не только в текстовой; г) подход к обучению как к
коллективной, а не индивидуальной деятельности; д) акцент на процесс обучения,
а не на запоминание информации (выделено нами. — Ю.К.).
Инфраструктура
Для развивающихся стран
принятие педагогических подходов и способов передачи знаний, которые в
значительной мере основаны на информационных технологиях, имеет далеко идущие
последствия, как положительные, так и отрицательные. Речь идет о создании
физической инфраструктуры высших учебных заведений и затратах, которые она за
собой повлечет. Новые технологии требуют значительных капиталовложений в
оборудование и проводные или беспроводные сети, за которыми последуют высокие
затраты на содержание инфраструктуры, обучение и подготовку персонала, а также
техническое обслуживание. … Перестройка программ и учебных
планов на основе междисциплинарного и мультидисциплинарного подходов к обучению
и научным исследованиям (выделено нами. — Ю.К.) аналогичным
образом потребует существенной реорганизации лабораторий и мастерских, служащих
для обеспечения научно-технических программ.
В то же время при разумном
подходе новые технологии могут быть источником значительных сбережений. В
Великобритании объем затрат на подготовку одного выпускника Открытого
университета составляет примерно одну треть от соответствующих затрат в
традиционном университете. …
Современные технологии —
это не панацея. Для создания более активной и интерактивной учебной среды у
профессорско-преподавательского состава должно быть четкое видение целей новых
технологий и наиболее эффективных путей интегрирования их в структуру программ
и средства их реализации, т.е. то, что специалисты называют «педагогической
интеграцией». …
Комбинирование обучения в
режиме «онлайн» с занятиями традиционной формы дает студентам больше
возможностей для человеческого общения и развития социальных аспектов обучения
посредством прямого общения, споров, дискуссий и нахождения согласия. Эти
педагогические моменты также относятся к структуре и средствам реализации
программ дистанционного обучения, в которых надлежащие технические средства
должны соответствовать образовательным целям.
Преподавательский состав
В результате трансформации
академических и педагогических подходов развивается и профессия преподавателя. Вузы
должны быть способны быстро реагировать на меняющиеся сигналы с рынка труда и
оперативно приспосабливаться к технологическим изменениям, а это может повлечь
за собой необходимость более гибкой системы приема на работу и расстановки
преподавательских кадров и оценки качества их работы. В том числе, возможно,
придется отойти от распространения норм гражданской государственной службы на
сферу образования и отказаться от практики зачисления преподавателей в
постоянный штат после пребывания в должности в течение определенного срока. В
условиях более радикального сценария при быстром увеличении количества программ
и курсов подготовки в виртуальной среде вузы могут быть вынуждены для
разработки специальных курсов привлекать на контрактной основе независимых преподавателей,
не состоящих в штате конкретного колледжа или университета» [9, с. 36—41].
Перспективы традиционных вузов
В заключении Главы 2 авторы Доклада пишут: «Разительные перемены в мире
раздвигают традиционные временные и пространственные границы высшей школы — и в
странах ОЭСР, и в развивающихся странах, и в странах с переходной экономикой. Необходимость продолжения образования на протяжении всей жизни
меняет его временные рамки, а новые информационно-коммуникационные технологии
стирают пространственные барьеры… Гегемонии классических вузов брошен
решительный вызов, и институциональная дифференциация будет непременно
ускоряться, приводя к появлению множества разнообразных организационных
конфигураций и моделей, включая бессчетное число альянсов, объединений и
партнерств внутри высших учебных заведений, между ними и даже за пределами
сферы высшего образования.
При любом развитии событий
традиционные университеты сохранят свою ведущую роль как в промышленно
развитых, так и в развивающихся странах, особенно в сфере профессиональной
подготовки и научных исследований на более высоком уровне, но им, безусловно,
придется подвергнуться существенным преобразованиям. Этого потребует внедрение
новых образовательных технологий и давление рыночных сил» [9, с. 41].
2.2.6. Приложение А. Новые проблемы, стоящие перед системами и учреждениями
высшей школы
« В данном приложении,
последовательно излагающем аспекты системы высшего образования, выделены
вопросы, которые могут представлять интерес для лиц, формирующих политику в
области образования, при планировании будущего развития систем высшей школы в
их странах.
Характер обучения и подготовки кадров
Управление академическими учреждениями
Использование технологий
Финансирование
Руководство
Обеспечение качества
Интеллектуальная собственность