Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Аналитический обзор международных тенденций развития систем образования № 8 ( апрель – июнь 2004 г.)



2. ВСЕМИРНЫЙ БАНК

(см.: www.worldbank.org.ru и www.worldbank.org )

2.1. Образование в странах с переходной экономикой: задачи развития. Доклад Всемирного Банка, (2000 г.)

 

Характерное целостное описание ситуации в высшем образовании в странах с переходной экономикой (на примере Венгрии) в сравнении с странами ОЭСР.

«Глубинные причины неэффективного расходования ресурсов в системе высшего образования Венгрии носят весьма сложный характер. …Создание большого числа малых учебных заведений привело к снижению эффективности использования ресурсов в связи с высокой численностью административно-управленческого и обслуживающего персонала и необходимостью дублирования курсов по базовым дисциплинам, в частности, по математике, иностранным языкам и основным научным дисциплинам. Кроме того, вместо гуманитарных дисциплин, права и философии основное внимание стало уделяться преподаванию прикладных научных дисциплин, что потребовало дополнительных лабораторий, мастерских и помещений для занятий в малочисленных группах. Эти изменения привели к резкому повышению затрат на высшее образование.

Высокие затраты на высшее образование в середине 90-х годов были также обусловлены широким применением индивидуальных методов обучения. Основной упор в значительной степени делался на консультации и семинары, а не на лекции. Высокая стоимость обучения в колледжах и университетах, прежде всего, объяснялась привлечением исключительно большого числа преподавателей. В 1994 г. соотношение числа студентов и преподавателей в среднем составляло 6,9, а в странах ОЭСР от 12,9 до 29,3. Слишком большое число преподавателей приводило к низкой преподавательской нагрузке, маленьким студенческим группам и к большому количеству времени, которое студенты были обязаны проводить непосредственно на занятиях. Средняя преподавательская нагрузка профессора составляла 6,9 часов в неделю, когда как в странах ОЭСР его коллеги имели по 8-12 часов в неделю. Венгерские студенты в аудитории проводили в среднем по 27 часов в неделю, а студенты западных стран — только по 12-16 часов. Интенсивность аудиторных занятий (прямого обучения) компенсировалась относительно малой долей самостоятельных занятий и работы в библиотеках. Типичный венгерский студент затрачивал на самостоятельную работу менее четверти того времени, которое затрачивали студенты на Западе. В результате среднегодовая стоимость обучения одного студента в высшем учебном заведении составляла 5189 долларов США — около 1,4 подушевого ВВП, а в Западной Европе аналогичный показатель был равен 0,3-0,6 подушевого ВВП» [8, с. 87].

2.2. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. Доклад Всемирного Банка (2001 г.)



2.2.1. Общая характеристика содержания доклада

Предлагаемая читателю книга является исследованием Всемирного банка, проанализировавшим многолетний опыт Банка и многих других агентств развития по оказанию поддержки и финансированию образования в различных странах мира. Высшее образование рассматривается в книге как один из важных элементов единой системы образования. Дана характеристика меняющихся глобальных условий и рынка труда, обсуждаются роль высшего образования в социально-экономическом развитии, проблемы неравенства, значение информационно-коммуникационных технологий, проблемы, связанные с «утечкой умов.

«Настоящий доклад развивает многие темы, поднятые в первой аналитической работе Всемирного банка по вопросам высшего образования («Высшее образование: уроки опыта», 1994), но также он уделяет особое внимание следующим новым тенденциям.

  • Новая роль знаний как одного из основных двигателей экономического развития.
  • Появление новых производителей услуг высшего образования в условиях «образования без границ».
  • Изменение методов предоставления услуг и схем организации обучения в системе высшего образования в результате революции в области информации и связи.
  • Рост значения рыночных механизмов в высшем образовании и появление глобального рынка высокоразвитого человеческого капитала.
  • Возросшее количество запросов клиентов Всемирного банка по поводу финансовой поддержки процессов реформы и развития высшей школы.
  • Признание необходимости комплексного подхода к образованию как к единой системе, подхода, учитывающего то, что высшее образование не только вносит вклад в развитие человеческого капитала, но и выполняет такие важнейшие функции, как формирование гуманитарного и социального капитала, а также является важным общественным благом глобального масштаба» [9, с. xix]. .

О целях доклада Всемирного Банка.

«В течение многих лет Всемирный банк оказывает активное содействие целому ряду стран в реформировании системы высшего образования. Тем не менее, есть мнение, что Банк не в полной мере реагирует на возрастающую потребность своих клиентов в проектах в области высшего образования и что объем кредитования, предоставленного на нужды высшей школы, до сих пор не соответствовал ее растущей роли в социально-экономическом развитии, особенно в самых бедных развивающихся странах. В этой связи возникла необходимость пересмотреть политику и опыт деятельности Банка в области высшего образования в свете изменения условий в мире и сохранения традиционных проблем в системах высшего образования развивающихся стран и стран с переходной экономикой. <…>В докладе рассматриваются следующие вопросы.

  • Какова роль высшей школы в социально-экономическом развитии?
  • Какие меры должны предпринять развивающиеся страны и страны с переходной экономикой для того, чтобы в полной мере использовать потенциальные возможности, предоставляемые высшей школе?
  • Каким образом Всемирный банк и другие организации развития могут оказать содействие в этом процессе? .

В данном докладе поставлены две взаимодополняющие цели. Первая заключается в предоставлении информации и изложении взглядов, отражающих текущий уровень знаний — об успешном осуществлении реформ и эффективной реализации проектов — и применимых к практике кредитных операций Всемирного банка в области высшего образования. Вторая цель направлена на вовлечение стран-клиентов Банка и международного сообщества в обсуждение роли высшей школы в контексте общей стратегии и политики Банка, обоснования инвестиций в сектор высшего образования и способов минимизации отрицательных политических последствий реформирования высшей школы [9, с. 2—4].

Основные идеи доклада

«Основные идеи настоящего доклада в кратком виде можно сформулировать следующим образом.

  • Развитие и применение знаний являются главными факторами социально-экономического прогресса.
  • Высшее образование необходимо для формирования, распространения и применения знаний, а также для создания технического и профессионального потенциала.
  • В условиях острой конкуренции в мировой экономике развивающимся странам и странам с переходной экономикой грозит опасность дальнейшей маргинализации, поскольку системы высшего образования этих стран не готовы к использованию выгод, которые дают формирование и применение знаний.
  • Государство должно создать благоприятные условия для того, чтобы высшие учебные заведения стали применять более инновационные подходы и более чутко реагировать на нужды глобальной конкурентной экономики, основанной на знаниях, и на изменения требований рынков труда, которым необходим высокоразвитый человеческий капитал.
  • Группа Всемирного банка может оказать содействие странам-клиентам в использовании международного опыта и привлечении ресурсов, необходимых для того, чтобы повысить результативность работы систем высшего образования этих стран и сделать их более чувствительными к существующим требованиям» [9, с. 5—6]. .

Аннотация к Главе 2 «Вклад высшего образования в социально-экономическое развитие»

«Для того чтобы успешно выполнять свои образовательные, исследовательские и информационные функции в 21 в., вузы должны быть способны эффективно реагировать на изменение потребностей в образовании и профессиональной подготовке, адаптироваться в условиях быстро меняющегося ландшафта высшего образования, а также осваивать более гибкие формы своей организации и способы функционирования. В данной главе рассматриваются непростые задачи, стоящие перед системой высшего образования, а также то, как вузы реагируют на разнообразные современные требования, включая необходимость формирования модели образования, предусматривающей возможность непрерывного обучения на протяжении всей жизни» (выделено нами. — Ю.К.). [9, с. 23].

О направлениях деятельности высшей школы по формированию демократического общества, основанного на знаниях.

В разделе «Меняющиеся потребности в образовании и профессиональной подготовке» рассматриваются три широких направления деятельности высшей школы, которые способствуют формированию демократического общества, основанного на знаниях.

  • Поддержка инноваций за счет создания новых знаний, обеспечения доступа к глобальным источникам знаний и адаптации знаний для местных условий.
  • Вклад в формирование человеческого капитала посредством подготовки квалифицированной и гибкой рабочей силы, в том числе высококвалифицированных ученых, специалистов, технических работников, учителей системы базового и среднего образования, а также будущих руководителей государственных органов, государственной гражданской службы и предприятий.
  • Создание фундамента для развития демократии, государственного строительства и социальной взаимосвязанности» [9, с. 24]. .



2.2.2. Университет как научно-образовательно-промышленный комплекс.

«Знания сами по себе не трансформируют экономику; одновременно нет и гарантий того, что инвестирование в научные исследования и разработки или в иные продукты высшего образования принесет положительную отдачу (выделено нами. — Ю.К.). Многие страны, включая такие большие, как Бразилия, Индия и Россия, вложили весьма значительные средства в формирование научно-технического потенциала, но не получили серьезной экономической отдачи от своих инвестиций. Это объясняется тем, что научно-технические знания приносят наибольшую выгоду в том случае, когда они используются в рамках комплексной системы учреждений, организаций и процессов, известной под названием «национальная инновационная система» (НИС).

НИС представляет собой систему, состоящую из следующих элементов:
a) учреждения в системе образования и профессионального обучения, в стенах которых создаются знания;
б) соответствующая макроэкономическая и нормативная база, включая меры торговой политики, влияющие на продвижение технологий;
в) инновационные предприятия и сети предприятий;
г) адекватная коммуникационная инфраструктура; а также
д) иные факторы, такие как доступ к глобальным источникам знаний и определенные рыночные условия, способствующие внедрению инноваций (Всемирный банк, 1999c) (выделено нами. — Ю.К.).

Высшей школе в этой системе отводится важная роль — не только в качестве основы для подготовки высококвалифицированных специалистов, но и сетевой базы для обмена информацией и знаниями. …

Основным центром как фундаментальных, так и прикладных научных исследований являются университеты…Программы послевузовского образования имеют важнейшее значение для подготовки университетских преподавателей и, соответственно, для повышения качества высшего образования — как сегодня, так и для будущих поколений» [9, с. 24—26].

В параграфе «Формирование человеческого капитала» авторы отмечают, что: «Новая стратегия развития, которая может служить опорой экономического роста на основе знаний, требует наличия развернутых систем образования, охватывающих все более широкие слои населения. Нужно, чтобы эти системы обеспечивали рост доли высококвалифицированных специалистов в составе рабочей силы…» [9, с. 26].

«В США количество рабочих мест, требующих вузовской подготовки, растет более интенсивными темпами, чем количество рабочих мест, для которых нужна более низкая образовательная подготовка, и, как ожидается, эта тенденция будет усиливаться.

По прогнозу, составленному Министерством труда США до начала экономического спада в 2001 г., ожидалось, что в период с 1998 по 2008 г. количество рабочих мест, требующих вузовской квалификации в той или иной форме, будет систематически расти более быстрыми темпами в сравнении со средними показателями роста количества рабочих мест в экономике страны в целом» [9, с. 26—27].

2.2.3.
Университеты и модель непрерывного образования

Складывающаяся модель непрерывного образования может означать для высшей школы практику, когда «периоды обучения в стенах учебного заведения, закладывающие основы знаний, чередуются с приобретением трудовых навыков, способностей и практических умений на рабочих местах на предприятиях-партнерах». В таком случае университеты могут стать культурно-образовательными региональными центрами непрерывного обучения, повышения квалификации и переподготовки (на протяжении всей жизни) наиболее квалифицированного взрослого населения региона.

«Обучение на протяжении всей жизни. Второй аспект изменившихся потребностей в образовании и профессиональной подготовке — это короткий «жизненный цикл» знаний, навыков и профессий. Как следствие этого, все более важными становятся непрерывность образования и регулярное обновление индивидуальных способностей и повышение квалификации (Wagner, 1999). В странах ОЭСР традиционный подход, предполагающий обучение в течение отдельного и ограниченного периода времени для получения первой степени после окончания средней школы или для прохождения курса аспирантуры до начала профессиональной деятельности, постепенно заменяется моделью непрерывного образования (выделено нами. — Ю.К.).

… Вузам придется подстроить организацию своей работы под потребности в образовании и профессиональном обучении все более разнообразных категорий населения: работающих студентов, студентов зрелого возраста, студентов, обучающихся на дому, студентов, совершающих частые поездки, студентов, обучающихся неполный день, студентов очного обучения, студентов вечернего обучения, студентов, обучающихся в выходные дни, и т.д. …

Еще одно важное последствие ускорения научно-технического прогресса — это ослабление акцента на запоминание бесконечных фактов и базовых данных наряду с ростом значимости методологических знаний и аналитических навыков — навыков, необходимых для того, чтобы учиться мыслить и самостоятельно анализировать информацию. Учиться тому, как учиться, как трансформировать информацию в новые знания, как превращать новые знания в конкретные приложения — все это становится более важным, чем запоминание конкретной информации. В этой новой парадигме самое главное место отводится аналитическим навыкам, т.е. способности искать и находить информацию, облекать вопросы в четкую форму, формулировать проверяемые гипотезы, выстраивать данные в определенном порядке и оценивать их, решать задачи. Новые способности, которые ценятся работодателями в условиях экономики, основанной на знаниях, касаются устного и письменного общения, командной работы, взаимного обучения в коллективе, творческого подхода, умения предвидеть, находчивости, умения адаптироваться к переменам (выделено нами. — Ю.К.).

Многие из этих способностей предполагают наличие социальных, личностных и межкультурных навыков, которые обычно не прививаются в ходе обучения по научно-техническим дисциплинам. Отсюда вытекает необходимость более тесной интеграции точных и гуманитарных наук. Интегрированное образование, в котором периоды обучения в стенах учебного заведения, закладывающие основы знаний, чередуются с приобретением трудовых навыков, способностей и практических умений на рабочих местах на предприятиях-партнерах, стало важным элементом образования третьей ступени во многих странах ОЭСР (выделено нами. — Ю.К.)» [9, с. 27—30].

Роль высшего образования в развитии общей гуманитарной, демократической культуры.

«Адаптация к меняющимся условиям предполагает не только реорганизацию деятельности высших учебных заведений и прикладное использование новых технологий. Не менее важно прививать студентам основные ценности, необходимые им для того, чтобы жить в условиях сложного демократического общества, являясь его ответственными гражданами. Содержательное образование 21 в. должно стимулировать развитие всех аспектов человеческого интеллектуального потенциала. Оно должно не просто делать акцент на доступ к мировой базе знаний в сфере науки и управления, но и способствовать сохранению богатства национальных культур и ценностей, зиждущихся на освященных веками и неизменно ценных дисциплинах гуманитарных и общественных наук, включая философию, литературу и искусство…

Увеличение объема научных исследований свидетельствует в пользу мнения о том, что общее качество социальной инфраструктуры является важнейшим фактором в обеспечении эффективности государственной власти, институтов и предприятий за счет содействия развитию и передаче знаний, которые не только помогают в производстве товаров и услуг, но и служат формированию справедливого общества (Ritzen, 2000; Solow, 2000).

Наконец, научные достижения, особенно в медицине и биотехнологиях, поднимают множество сложных вопросов, которые выходят за рамки науки и касаются морали, государственного регулирования, деловой практики, жизни сообществ, глобализации и управления в мировом масштабе». [9, с. 31—32].

2.2.4. «Меняющийся ландшафт высшего образования»

В последние два десятилетия во многих странах произошла примечательная диверсификация систем высшего образования. Появление наряду с традиционными университетами множества учреждений нового типа — технических институтов, предлагающих короткие программы, и местных колледжей, политехникумов, центров дистанционного обучения, открытых университетов — создало новые возможности для удовлетворения растущего общественного спроса. … К ним относятся: а) виртуальные университеты; б) лицензионные (франчайзинговые) университеты; в) корпоративные университеты; г) компании, библиотеки, музеи и иные заведения, учрежденные средствами массовой информации; д) брокеры в сфере образования (Salmi, 2001). К этим новым действующим лицам вплотную приближаются производители программного обеспечения, издательства, предприятия индустрии развлечений и т.п., стремящиеся извлечь выгоду из потенциала нового международного рынка услуг в сфере высшего образования (Bennell and Pearce, 1998).

Виртуальные университеты

Благодаря информационно-коммуникационной революции, которая ликвидировала барьеры, обусловленные физическим расстоянием, сторонние вузы и поставщики образовательных услуг получили возможность конкурировать с местными университетами, имея доступ к студентам в любой точке и любой стране через систему Интернет или каналы спутниковой связи. По оценкам, проведенным в начале 2000 г., только в США на тот момент функционировало свыше 3 тыс. учебных заведений, специализирующихся на профессиональном обучении в диалоговом режиме. В 33 штатах США созданы виртуальные университеты, работающие в масштабе штата. Предполагается, что к 2002 г. 85% всех местных колледжей будут предлагать курсы дистанционного обучения в режиме «он-лайн» (Olsen, 2000).

Лицензионные университеты

Во многих регионах мира, но преимущественно в Южной и Юго-Восточной Азии и восточноевропейских странах быстро растет количество иностранных «официально разрешенных курсов», предлагаемых учебными заведениями, которые работают от имени британских, американских и австралийских университетов по их лицензии. Одна пятая от 80 тыс. иностранных студентов, обучающихся в австралийских университетах, проходят обучение в «офшорных» университетских городках, находящихся по большей части в Малайзии и Сингапуре (Bennell and Pearce, 1998). Стоимость обучения в таких лицензионных вузах обычно составляет от одной четверти до одной трети стоимости обучения в головном вузе.

Корпоративные университеты

Корпоративные университеты — это еще одна форма конкуренции, с которой придется все больше считаться традиционным университетам, занимающимся исключительно программами подготовки для получения высшего образования, а также научными исследованиями, особенно в области непрерывного образования. Во всем мире сейчас насчитывается примерно 1600 корпоративных университетов, а 10 лет назад их было всего лишь 400… Корпоративные университеты могут функционировать: а) через свои собственные сети физических кампусов (в их числе Disney, Toyota, Motorola), б) в качестве виртуальных университетов (например, IBM и Dow Chemical) или в) объединяясь в союзы с существующими вузами (так поступили компании Bell Atlantic, United Healthcare и United Technologies). Несколько корпоративных университетов получили официальную аккредитацию и имеют право выдавать официальные дипломы. По оценкам экспертов, к 2010 г. в мире будет больше корпоративных университетов, чем традиционных на базе университетских городков, и будет расти доля университетов, обслуживающих небольшие компании, а не гигантские корпорации.

Другие институты высшей школы

В мире высшей школы нашли свою нишу учреждения самого разнообразного профиля, в полной мере воспользовавшись преимуществами новых информационно-коммуникационных технологий. В их числе средства массовой информации и издательства, музеи и библиотеки, средние школы. Хотя эту новую форму конкуренции трудно отследить, она получает значительное развитие, по крайней мере в США и Великобритании. В качестве примера можно привести издательства, оказывающие услуги, связанные с разработкой учебных программ и подготовкой учебных материалов для обучения в режиме «он-лайн», а также музеи и библиотеки, предлагающие курсы непрерывного обучения.

Академические брокеры

Академические брокеры — это виртуальные предприниматели, зачастую функционирующие на базе системы Интернет. Они специализируются на организации посредничества между поставщиками и потребителями образовательных услуг во множестве различных сфер. Такие компании, как «Коннект Эдьюкейшн» (Connect Education, Inc.) и «Электроник Юниверсити Нетворк» (Electronic University Network), занимаются строительством, сдачей в аренду и управлением кампусами, производством мультимедийных программных средств для образовательных целей, а также предоставляют советы и помощь по удовлетворению нужд в подготовке кадров корпоративным клиентам в любой стране мира (Abeles, 1998). Десятки компаний через свои Интернет-сайты выступают в качестве посредников между учебными заведениями и потенциальными студентами, предлагая информацию об академических и финансовых ресурсах.

Необходимость в новых механизмах обеспечения качества в условиях глобального рынка

С появлением «высшего образования без границ» грядут серьезные изменения в потребностях и методах обеспечения качества образования. Во-первых, маловероятно, что философия, принципы и стандарты, которые обычно используются при оценке и аккредитации образовательных программ традиционных вузов, будут без какой-либо существенной корректировки применимы для оценки качества и эффективности курсов обучения в режиме «он-лайн» и иных форм дистанционного обучения…

Во-вторых, немногие развивающиеся страны имеют свои системы аккредитации и оценки. В этих странах также практически не обеспечен доступ к необходимой информации о качестве иностранных программ и отсутствуют возможности институционального контроля, которые позволяли бы выявлять случаи мошенничества и защищать студентов от низкокачественных предложений…

Странам, которые не располагают необходимыми финансовыми средствами или потенциалом для разработки собственных информационных систем, должна быть предоставлена возможность участвовать в международных системах аккредитации и оценки. Можно выбрать другой путь, следуя инициативам, с которыми недавно выступили Сингапур, Гонконг (Китай) и Индия, а именно: настоять на том, чтобы создаваемые за границей вузы удовлетворяли тем же требованиям контроля качества и гарантировали такое же признание соответствующих дипломов, которые действуют в головном вузе в стране происхождения (см. Приложение В)» [9, с. 32—35].

2.2.5.«Новые формы организации и функционирования вузов»

«Во многих странах вузы приступили к радикальным преобразованиям, стремясь лучше подстроиться к новым требованиям, которые выдвигаются к образованию и задачам, возникающим в условиях конкуренции. Главная цель — повышение институциональной гибкости и усиление адаптивного потенциала вузов и программ высшей школы. Эти реформы носят всеобъемлющий характер и затрагивают предлагаемые программы, академическую и организационную структуру, педагогические процессы и методы преподавания, физическую инфраструктуру и весь преподавательский состав. …

Новые образовательные программы и новые потребители

В контексте непрерывного образования изменения предлагаемых высшей школой программ имеют два аспекта. Во-первых, содержание и образовательные цели традиционных программ должны быть скорректированы таким образом, чтобы они обеспечивали овладение базовыми знаниями и навыками, необходимыми для развития у всех студентов способности постоянно учиться и обновлять знания на протяжении всей жизни (Wagner, 1999). Во-вторых, учебные заведения высшей школы должны предлагать более широкий выбор программ, чтобы охватить образовательные потребности нетрадиционных категорий учащихся с самой разнообразной мотивацией и целями — например, лиц, намеревающихся сменить профессию, выпускников, возвращающихся в вузы для обновления своих навыков и умений, людей, ушедших на пенсию и заинтересованных в личностном развитии. Таким образом, можно ожидать существенного изменения демографического профиля вузов: будет больше студентов, обучающихся для получения второго или третьего высшего образования или диплома более высокого профессионального уровня, а также возрастет доля учащихся — как молодежи, так и в зрелом возрасте, — участвующих в кратковременных программах в рамках непрерывного образования.

Организация и управление

По мере эволюции систем высшего образования от элитарной высшей школы к более демократичной массовой высшей школе и смещения акцента с преподавания на усвоение знаний студенты становятся более важными действующими лицами: в качестве основных клиентов, потребителей, обучающихся. Это изменение формирует необходимость создания надлежащих организационных и управленческих механизмов для реализации этих новых ролей и решения новых сложных задач, которые они с собой несут. В частности, вузы должны научиться проводить оценку потребностей и проблем бенефициаров, предоставлять студентам информацию и направлять их в выборе профессии, помогать студентам-инвалидам и малообеспеченным студентам, а также поддерживать связи со своими выпускниками, выступая в качестве ресурсного источника для трудоустройства студентов и привлечения финансирования.

Эффективные механизмы обратной связи с рынком труда, например обследования на основе запросов по месту трудоустройства выпускников и регулярные консультации с работодателями и выпускниками, абсолютно необходимы для корректировки учебных программ в целях удовлетворения меняющихся потребностей секторов экономики. Самую лучшую связь можно обеспечить, когда вновь создаваемый вуз полностью интегрируется в региональную стратегию развития (выделено нами. — Ю.К.). Именно так было в Финляндии, где молодой университет города Оулу стал одним из лучших университетов в Скандинавии, несмотря на то, что он расположен в отдаленном регионе вблизи Северного полярного круга…

Что касается организационной структуры, то здесь необходимо изменение формулировок традиционных дисциплин в ответ на появление новых сфер науки и технологии, отход от классических подходов на основе конкретных дисциплин и переход к проблемно ориентированным методам формирования знания, а также стирание разграничения между фундаментальными и прикладными исследованиями (выделено нами. — Ю.К). В результате мы получим множество междисциплинарных и мультидисциплинарных программ, пересекающих традиционные границы между дисциплинами. Новые формы создания знаний подразумевают не только реконфигурацию вузовских факультетов в новую институциональную структуру, но и, что более важно, реорганизацию научных исследований и подготовки специалистов исходя из принципа поиска решений сложных проблем, а не из аналитических методов традиционных академических дисциплин…

Для повышения гибкости дизайна и организации академических программ многие вузы в разных странах приняли стандарт кредитных часов, используемый в США (выделено нами. — Ю.К.). Это нововведение в одних странах, как в Таиланде, затронуло целые национальные системы университетского образования, а в других — сетевые вузы (например, сеть индийских технологических институтов) или отдельные учебные заведения, например университет Республики Нигер (Regel, 1992). На своем историческом заседании в Болонье в июне 1999 г. министры высшего образования 29 европейских стран взяли на себя обязательство внедрить систему кредитных часов в университетах своих стран и создать Европейскую систему накопления и перевода зачетов (EUROCATS) (выделено нами. — Ю.К.). В некоторых развитых странах, например в Дании, уже идет процесс преобразования всей системы высшей школы и научно-технической сферы.

Во многих странах вузы совершенствуют организацию учебного процесса и систему приема, обеспечивая различным категориям студентов возможность выбора удобного времени для поступления в вуз, а также прекращения и возобновления обучения. В 1999 г. в ряде колледжей впервые в США было принято решение о введении ступенчатого графика набора новых студентов в течение учебного года вместо ограничения сроков приема осенним семестром. В Китае в январе 2000 г. были впервые проведены весенние вступительные экзамены в колледжах. Во многих корейских университетах набор студентов также ведется в течение учебного года, так что студентам, не выдержавшим традиционный июльский экзамен, не приходится целый год ждать второго шанса.

Педагогические методы

Внедрение новых педагогических подходов, подкрепленных альтернативными механизмами передачи знаний, уже производит революцию в процессе преподавания и усвоения знаний в вузах. Одновременное использование мультимедийных средств, компьютеров и Интернета позволяет сделать процесс обучения более активным и интерактивным…В одном из первых исследований на эту тему (Kozma and Johnson, 1991) … предлагается новая педагогическая модель, предусматривающая: а) активное участие студентов в процессе обучения, а не пассивное восприятие ими информации; б) возможности прикладного использования знаний в реальных условиях; в) представление концепций и знаний в самых разнообразных формах, а не только в текстовой; г) подход к обучению как к коллективной, а не индивидуальной деятельности; д) акцент на процесс обучения, а не на запоминание информации (выделено нами. — Ю.К.).

Инфраструктура

Для развивающихся стран принятие педагогических подходов и способов передачи знаний, которые в значительной мере основаны на информационных технологиях, имеет далеко идущие последствия, как положительные, так и отрицательные. Речь идет о создании физической инфраструктуры высших учебных заведений и затратах, которые она за собой повлечет. Новые технологии требуют значительных капиталовложений в оборудование и проводные или беспроводные сети, за которыми последуют высокие затраты на содержание инфраструктуры, обучение и подготовку персонала, а также техническое обслуживание. … Перестройка программ и учебных планов на основе междисциплинарного и мультидисциплинарного подходов к обучению и научным исследованиям (выделено нами. — Ю.К.) аналогичным образом потребует существенной реорганизации лабораторий и мастерских, служащих для обеспечения научно-технических программ.

В то же время при разумном подходе новые технологии могут быть источником значительных сбережений. В Великобритании объем затрат на подготовку одного выпускника Открытого университета составляет примерно одну треть от соответствующих затрат в традиционном университете. …

Современные технологии — это не панацея. Для создания более активной и интерактивной учебной среды у профессорско-преподавательского состава должно быть четкое видение целей новых технологий и наиболее эффективных путей интегрирования их в структуру программ и средства их реализации, т.е. то, что специалисты называют «педагогической интеграцией». …

Комбинирование обучения в режиме «онлайн» с занятиями традиционной формы дает студентам больше возможностей для человеческого общения и развития социальных аспектов обучения посредством прямого общения, споров, дискуссий и нахождения согласия. Эти педагогические моменты также относятся к структуре и средствам реализации программ дистанционного обучения, в которых надлежащие технические средства должны соответствовать образовательным целям.

Преподавательский состав

В результате трансформации академических и педагогических подходов развивается и профессия преподавателя. Вузы должны быть способны быстро реагировать на меняющиеся сигналы с рынка труда и оперативно приспосабливаться к технологическим изменениям, а это может повлечь за собой необходимость более гибкой системы приема на работу и расстановки преподавательских кадров и оценки качества их работы. В том числе, возможно, придется отойти от распространения норм гражданской государственной службы на сферу образования и отказаться от практики зачисления преподавателей в постоянный штат после пребывания в должности в течение определенного срока. В условиях более радикального сценария при быстром увеличении количества программ и курсов подготовки в виртуальной среде вузы могут быть вынуждены для разработки специальных курсов привлекать на контрактной основе независимых преподавателей, не состоящих в штате конкретного колледжа или университета» [9, с. 36—41].

Перспективы традиционных вузов

В заключении Главы 2 авторы Доклада пишут: «Разительные перемены в мире раздвигают традиционные временные и пространственные границы высшей школы — и в странах ОЭСР, и в развивающихся странах, и в странах с переходной экономикой. Необходимость продолжения образования на протяжении всей жизни меняет его временные рамки, а новые информационно-коммуникационные технологии стирают пространственные барьеры… Гегемонии классических вузов брошен решительный вызов, и институциональная дифференциация будет непременно ускоряться, приводя к появлению множества разнообразных организационных конфигураций и моделей, включая бессчетное число альянсов, объединений и партнерств внутри высших учебных заведений, между ними и даже за пределами сферы высшего образования.

При любом развитии событий традиционные университеты сохранят свою ведущую роль как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах, особенно в сфере профессиональной подготовки и научных исследований на более высоком уровне, но им, безусловно, придется подвергнуться существенным преобразованиям. Этого потребует внедрение новых образовательных технологий и давление рыночных сил» [9, с. 41].

2.2.6. Приложение А. Новые проблемы, стоящие перед системами и учреждениями высшей школы

« В данном приложении, последовательно излагающем аспекты системы высшего образования, выделены вопросы, которые могут представлять интерес для лиц, формирующих политику в области образования, при планировании будущего развития систем высшей школы в их странах.

Характер обучения и подготовки кадров

  • Каким образом можно содействовать развитию достаточного уровня непосредственной связи и общения между людьми с помощью сетевой связи между университетскими городками и в рамках Интернет-курсов с целью развития критического мышления и социального просвещения? Каково оптимальное сочетание очного и дистанционного обучения?
  • Как учащиеся могут самостоятельно выбрать оптимальный курс академического образования при наличии такого большого выбора вариантов программ и курсов?
  • Не слишком ли большой акцент делается на программах в области науки и технологий? Каковы перспективы для гуманитарных и социальных наук? Каким образом учащиеся могут накопить ценности, необходимые для того, чтобы стать ответственными гражданами?
  • Как могут студенты, обучающиеся с помощью коммуникационных методов, воспользоваться возможностями международного аспекта зарубежного обучения (погружение в другую культуру)?
  • Как можно поддерживать сильное чувство самоопределения и общности в учреждениях, представляющих собой разнородную среду учащихся? .

Управление академическими учреждениями

  • Какие типы механизмов и схем являются целесообразными и эффективными для внедрения гибкости и укрепления способности системы быстро изменяться, адаптироваться к новым условиям и обновляться? Как можно поддерживать стабильность в постоянно изменяющихся окружающих условиях?
  • Каким образом можно способствовать развитию междисциплинарного и мультидисциплинарного подхода в рамках традиционных факультетов и программ?
  • Как следует организовывать программы и курсы для студентов, обучающихся по неполной схеме, и выпускников, возвращающихся для получения дополнительных знаний? Следует ли объединять их с регулярными программами или организовывать их как отдельные программы? Следует ли адаптировать педагогические подходы для работы с такими учащимися?
  • Зависит ли престижность программы от престижа учреждения, в котором она преподается, или репутации отдельных членов профессорско-преподавательского состава? Каково будущее права собственности? .

Использование технологий

  • Как определить технологии, наилучшим образом соответствующие учебным и педагогическим целям программ?
  • Каков оптимальный баланс между «высокими технологиями» и «высоким общением» (степень взаимодействия между людьми в качестве уравновешивающей реакции людей на использование технологий)?
  • Как можно избежать излишнего акцента на технологические «трюки» и потери возможностей практического обучения?
  • Как можно сохранить лингвистическую и культурную самобытность в условиях, когда необходимость общения на одном из основных языков мира становится все более настоятельной? .

Финансирование

  • Как можно обеспечить устойчивое финансирование новых образовательных технологий и связанной с ними инфраструктуры?
  • Как можно предотвратить рост разделения учреждений и стран по разрядам?
  • Как можно сохранить жизнеспособность вузов по мере того, как финансовая поддержка смещается в сторону потребителей, члены профессорско-преподавательского состава становятся все более независимыми, а научные степени теряют свое значение? .

Руководство

  • Как могут вузы с децентрализованной структурой (т.е. автономными факультетами и отделениями) осуществлять всесторонние изменения, необходимые для решения новых проблем?
  • Как можно поддерживать чувство осознания академической миссии в условиях развивающегося корпоративного поведения и опасности того, что корпоративные принципы начнут играть преобладающую роль?
  • Как лучше всего сохранить академическую свободу по мере роста корпоративного финансирования исследовательских программ? .

Обеспечение качества

  • Какие механизмы и методы оценки и аккредитации являются оптимальными для программ электронного и дистанционного обучения?
  • Какую методику оценки следует использовать для оценки программ, предполагающих широкое применение информационных технологий?
  • Должны ли стандарты для студентов, обучающихся по неполной схеме, отличаться от стандартов для обычных учащихся?
  • Как могут национальные органы власти обеспечить контроль качества в отношении иностранных учреждений, созданных в их странах? Как могут правила Международной организации труда (МОТ) и решения Общего соглашения о торговле и услугах (ГАТС) повлиять на возможность регулирования этих учреждений национальными правительствами?
  • Должны ли правительства применять разную политику в отношении коммерческих и некоммерческих частных учреждений?
  • Как могут учащиеся получить доступ к текущей информации о качестве учреждений и программ, основанных на электронных технологиях?
  • Как должны организовываться и регулироваться схемы кредитных трансфертов между реальными и виртуальными университетами и между виртуальными учреждениями высшей школы?
  • Как должны оцениваться достижения и квалификационные характеристики учащихся, обучающихся на основе междисциплинарных академических программ?
  • Как необходимость оперативной разработки программ и курсов должна сочетаться с необходимостью тщательного анализа качества? .

Интеллектуальная собственность

  • Как должны обеспечиваться защита и охрана прав интеллектуальной собственности, если подготовка учебных материалов осуществляется непосредственно для обучения на основе электронных средств? Кто является собственником электронных курсов — университет или профессор? Как необходимо регулировать их использование?
  • Как права интеллектуальной собственности и академическая свобода профессоров должны сочетаться с правами и интересами учреждений, в которых они работают? Ограничивают ли профессора свою академическую свободу в поиске защиты прав интеллектуальной собственности на курсы?» [9, с. 129—131] .

 

Назад



Hosted by uCoz