Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Аналитический обзор международных тенденций развития систем образования № 8 ( апрель – июнь 2004 г.)

 

 

4. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО (УНИВЕРСИТЕТСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛЬШЕ (1990-2003 гг.)

 

(Аналитик Харченко А.В.)

4.1. Общая характеристика трансформаций высшего образования в Польше

Высшее образование является одной из тех социально-экономических сфер в Польше, которая развивалась наиболее динамично и претерпела наиболее радикальные преобразования с начала 90-х годов ХХ века. Этому развитию способствовал ряд факторов. Закон о высшем образовании 1990 года и проистекающие из него подзаконные акты дали высшим учебным заведениям значительную автономию. Положения закона устранили количественные пределы приема студентов в каждое из учебных заведений, а также централизованно спускавшиеся сверху критерии приема, и ввели новое фондовое регулирование для государственных высших учебных заведений. К примеру, размеры субсидий, предоставляемых каждому из учебных заведений, увязываются с количеством учащихся. Эти изменения в значительной степени повлекли за собой рост числа студентов государственных университетов.

Рост институтской автономии, предоставленной университетам, позволил им инициировать и провести в жизнь кардинальные инновации. С другой стороны, новый закон создал возможности для открытия новых учебных заведений и способствовал развитию предпринимательства. Все вышеуказанные факторы и рост спроса на образование при увеличении числа мест в университетах привели к возникновению в Польше рынка образования, который заменяет бывшую бюрократическую систему и развивается весьма динамично. Однако динамика роста и интенсивность конкуренции в разных сферах рынка различны [1].

4.1.1. Изменения юридического статуса вузов Польши в новых условиях

Ориентированная на рынок экономическая реформа в Польше, проведенная в 1990 году, стимулировала огромный спрос на высшее образование. За последние десять лет число студентов выросло примерно вчетверо: с 0,4 млн до 1,5 млн человек. Столь необычный рост общего числа студентов произошел за счет увеличения числа поступивших в государственные учебные заведения и, что гораздо важнее, благодаря быстрому развитию сети частных колледжей и узкоспециализированных высших школ. Количество частных учебных заведений выросло с нуля в 1989 году до 181 в 2000 году и существенно превысило число государственных вузов (табл. 1).

Таблица 1 (Источник: информация МНО “Высшее образование” за 1989, 1995 и 2000 гг. [см. 5])

Высшие учебные заведения в Польше с точки зрения юридического статуса

 

Высшие учебные заведения

Количество по годам

1989

1995

2000

Государственные – всего

88

89

103

– в ведении министерства национального образования (МНО)

52

54

54

– в ведении иных ведомств

36

35

35

узкоспециализированные (в ведении МНО)

14

Частные – всего

50

181

– узкоспециализированные

 

 

34

– религиозные

 

 

12

Прочие

4

1

2

ИТОГО

92

140

286



4.1.2. Трансформации типов вузов в Республике Польша

Спрос на сферы образования после 1989 года резко отличался от спроса на программы курсов, которые ранее предлагались централизованно экономической системой планирования. Дополнительный спрос на высшее образование касался таких областей, как бизнес, менеджмент и сопутствующие отрасли, такие, как финансы, банковское дело, право, страхование и т.д. Снизилась популярность сельскохозяйственных наук. В табл. 2 приводятся изменения в структуре государственного высшего образования в Польше.

Таблица 2  (Источник: информация МНО “Высшее образование” (1995, 2000 гг.) [см. 5])

Типы высшего образования в Польше

 

Типы учебных заведений

Количество по годам

1989

1995

1998

2000

Университеты

10

11

12

15

Технические университеты

18

18

18

18

Учительские колледжи

10

9

9

8

Сельскохозяйственные академии

9

9

9

8

Медицинские академии

11

10

10

10

Экономические академии

5

5

5

5

Теологические академии

 

2

2

1

Академии изобразительных искусств

17

17

17

17

Мореходные академии

2

2

2

2

Академии физического воспитания

6

6

6

6

Военно-учебные заведения*

Х

15

13

11

*Военные академии и высшие школы для офицеров Вооруженных Сил

 

Такая структура высших учебных заведений была создана в Польше после Второй мировой войны. Большинство сельскохозяйственных колледжей, учительских колледжей, медицинских академий и академий изобразительных искусств имело в своей основе прежние университеты.

Согласно Главным статистическим ежегодникам Польши (1998, 1999), общее количество студентов университетов за 90-е годы ХХ века возросло почти вчетверо: с 404 тысяч в 1990 году до 1426 тысяч в 1999 году. В государственных университетах с 1993 по 1999 год количество студентов возросло с 555 тысяч до 1007 тысяч; в частных учебных заведениях с 29 тысяч до 418 тысяч. Видно, что количество студентов в частном секторе росло существенно быстрее. Резко увеличилась численность частных учебных заведений: с 80 в 1995 году до 182 в сентябре 2000 года. Через девять лет после того, как впервые было разрешено открывать частные учебные заведения, процент студентов в данной сфере высшего образования составил 29,4 по сравнению с 70,6%, приходящимися на государственные учебные заведения [1, 5].

Закон 1990 года ввел два уровня высшего образования: лиценциат (первый уровень) и магистратуру (второй уровень), отражающие критерии, которым должно соответствовать высшее учебное заведение с тем, чтобы ему было разрешено выдавать соответствующие дипломы. Большинство учебных заведений частного сектора может выдавать лишь дипломы лиценциата. В начале 2000/2001 учебного года 40 из 182 частных высших учебных заведений было разрешено выдавать магистерские дипломы хотя бы по одному профилю обучения [1].

Что касается типа обучения, то процент студенты стационара государственных университетов в 1999 году составляли 53,9%; а в частных высших учебных заведениях этот показатель составлял всего лишь 22% [там же].

Наиболее быстро развивающейся областью обучения (то есть, предметно) на рынке высшего образования стали социально-экономические науки, с 1990 по 1999 год число студентов данного направления увеличилось с 17 тысяч до 193 тысяч. Далее следуют такие отрасли, как бизнес, управление, менеджмент (рост от 60 тысяч до 395 тысяч), в то время как по сельскохозяйственным наукам отмечается наиболее низкая динамика роста (от 28 до 39 тысяч). В 1999 году более половины общего количества студентов, занимавшихся изучением бизнеса, и 42% изучавших социально-экономические дисциплины, приходилось на частные высшие учебные заведения. На бизнесе и экономике специализировались 48% частных высших учебных заведений в 2000 году (то есть 88 учебных заведений) [там же].

Бизнес явно представляет собой тот сектор частного высшего образования, где конкуренция в деле привлечения студентов наиболее яростна. Рыночные отношения означают, что ситуация в данных учебных заведениях должна быть по определению диверсифицирована в результате конкуренции и соответствующей учебной стратегии. Некоторым учебным заведениям удалось добиться относительно стабильных конкурентных преимуществ.

Примеры удачной деятельности обычны для наук о менеджменте. В данном случае это относится к учебным заведениям, преуспевшим в силу правильности избранной стратегии. Примером такого рода организации является Высшая школа бизнеса — Национальный университет “Луис” в поселке Новы Сонч (ВШБ–НУЛ), высшее учебное заведение, работающее в области наиболее острой конкуренции на польском рынке высшего образования.

4.2. Частное высшее образование в Польше

 

Одной из наиболее значимых инноваций прошедшего десятилетия в Польше явилось развитие сектора частного высшего образования. Это может рассматриваться как доказательство предпринимательских способностей преподавательского персонала, которым удалось организовать чуть менее, чем 200 учебных заведений не только в существующих академических центрах, но и в городках, где никогда не было высших учебных заведений. Появление такого рода учебных заведений было не только ответом на неудовлетворенный спрос на образование и обучение в Польше, но и проявлением неудовлетворенности программами и modus operandi государственных университетов и колледже. [На официальном языке Польши государственные учреждения принято именовать “публичными”, а частные, соответственно, “внепубличными” [2].]

Частные высшие учебные заведения предоставляют студентам образование за плату. Однако в основе своей они неприбыльные и обычно вкладывают свои финансовые излишки в саморазвитие и дальнейшее обустройство. Хотя государственные университеты и колледжи предоставляют обучение студентам стационара бесплатно, они берут плату со студентов-заочников и “вечерников”. Получается, что государственные высшие учебные заведения имеют как государственную материальную поддержку, так и доход от своей коммерческой деятельности. Если оставить в стороне вопрос, достаточна ли предоставляемая государственная поддержка для функционирования финансово-жизнеспособного сектора государственного образования, двойственность финансирования порождает вопрос правовой безупречности всего механизма, поскольку польская Конституция гарантирует бесплатное образование на всех уровнях системы обучения. [2]

Особенностью частного сектора высшего образования в Польше является его большая доступность для молодежи из малых городов и деревень, а также из среды рабочего класса и крестьянства. Так, например, в Высшей школе финансов и менеджмента в Белостоке количество студентов из сельской местности превышает 20%, а из рабочих семей – 60%. Местоположение является одним из важнейших критериев выбора университета. Стоимость проезда, жилья и питания зачастую превышает стоимость обучения в частном университете, расположенном поблизости от места жительства студента. Распределение польских частных университетов и колледжей по различным воеводствам показано в таблице 1 Приложения. Этот парадокс объясняется рядом факторов.

В государственных учебных заведениях прием на стационар проводится на основе конкурсных экзаменов, где резко повышаются шансы абитуриентов из крупных городских центров, зарекомендовавших себя средних школ и из среды среднего класса. Численность студентов из рабочих или крестьянских семей, особенно на пользующихся популярностью курсах, не достигает 20%, а для людей из сельских районов она остается на уровне ниже 10%. Таким образом, государственное высшее образование, особенно университетское, функционирует как инструмент социального отбора и воспроизводства более высоких социальных слоев.

Расположенные в крупных городах, государственные высшие учебные заведения являются труднодоступными для молодежи из сельской местности, в первую очередь, из-за высокой стоимости жизни в таких городах. Такая ситуация особенно болезненна для студентов из менее состоятельных семей. Частные учебные заведения распределены более равномерно, многие из них расположены в малых городах – такая ситуация облегчает доступ к ним. Более того, совокупные расходы на обучение и проживание в таких малых городах часто существенно ниже, чем стоимость пребывания в крупных.

В результате подобного парадокса обучение в государственных высших учебных заведениях практически бесплатно для тех студентов из более состоятельных семей, в то время как молодежь из бедных семей вынуждена платить за обучение в частных учебных заведениях. Таким образом, менее состоятельные платят дважды. Во-первых, они платят налоги, за счет которых содержатся государственные высшие учебные заведения, а их дети ими не пользуются, а затем они платят за обучение, для того чтобы их дети получили образование в частных высших учебных заведениях. И потому вполне можно заявить, что система высшего образования в Польше по характеру четко неэгалитарна. Вследствие этого сектор частного высшего образования в Польше до определенной степени служит инструментом уравнивания образовательных возможностей. Частные учебные заведения играют еще одну важную роль: они занимаются модернизацией учебного процесса и его адаптацией к нуждам рынка труда [2].

4.2.1. Масштабы распространения частного высшего образования

Государственные высшие учебные заведения функционируют согласно практике, установившейся в Польше после Первой мировой войны, базировавшейся на Гумбольдтовской модели университета, сочетавшей исследования и преподавание. Эта модель характеризовалась строгой иерархичностью полномочий, а также значительной степенью автономии и выборности руководящих органов. После падения коммунистической системы, при которой польские университеты были подчинены государственной и партийной власти, были вновь введены принципы автономии и практика демократического управления.

В настоящее время руководящие органы на всех уровнях (от кафедры, института, факультета и вплоть до ректорских функций) избираются на трехлетний срок с возможностью однократного переизбрания. Выборные сенаты и ученые советы факультетов, мнение которых является решающим даже в пустяковых административных вопросах, также играют важную роль. При подобной ситуации процесс принятия решения долог и потенциально обременен конфликтными интересами. По этой причине трудно провести радикальную реформу устаревшей организационной структуры, базирующейся на факультетах и традиционной манере обучения отдельным дисциплинам. Все попытки реформ, которые угрожали сиюминутным интересам академического сообщества, наталкивались на сопротивление.

Частные высшие учебные заведения свободны от бремени коллективного управления. Решения обычно принимаются единолично ректором или президентом, в то время как сенат и факультетский ученый совет являются исключительно совещательными органами, даже если в будущем они станут присуждать ученые степени. В результате этого государственные учебные заведения в общем и целом работают неповоротливо и негибко, в то время как частные заведения способны быстро реагировать на переменчивые потребности спроса на образование и нужды рынка труда.

Частные высшие учебные заведения превратились также в существенный фактор конкуренции в области образовательных услуг. Хотя применительно к государственным университетам и колледжам она формально ограничивается платными вечерними и заочными курсами обучения, эта конкуренция вынудила государственный сектор увеличить количественные рамки приема на все виды обучения.

Так, например, в 1990/1991 учебном году 112 государственных учебных заведений предлагали образовательные курсы примерно 404 тысячам студентов, а в 1999/2000 учебном году примерно в том же количестве государственных учебных заведений училось свыше 1 миллиона студентов, что означало увеличение контингента в два с половиной раза. Более того, в том же учебном году в 174 частных учебных заведениях занимались почти 420 тысяч студентов, то есть 29% от численности студенческой массы.

В то время как численность студентов во всех типах учебных заведений возросла более чем в 3,5 раза, количество университетских преподавателей выросло всего лишь на 20% [см. 3]. На деле, однако, количество преподавателей, читающих лекции и ведущих семинарские занятия, упало, ибо эти статистические данные относятся к постоянным штатным должностям, а не к лицам, их занимающим. Считается, что от 30 до 50% преподавателей работают по меньшей мере в двух учебных заведениях, обычно в государственном и частном. В результате количество студентов из расчета на одного преподавателя значительно увеличилось, что не может не отразиться на уровне обучения. В сфере высшего образования Польша зафиксировала вполне пристойный процент из расчета на 10000 человек населения 352 студента. Для сравнения, соответствующий показатель по Франции – 353, по Великобритании – 314, по Греции – 347 и по Португалии – 322. Эти показатели ниже по Германии – 260, по Чешской Республике – 200, а по Венгрии – 193 [см. 3].

Поскольку совершенно очевидно, что рыночной экономике в процессе становления понадобятся специалисты по таким дисциплинам, как экономика, менеджмент и маркетинг, большинство частных высших учебных заведений (94) предлагают соответствующие учебные курсы. (Распределение и академическую специализацию частных университетов и колледжей Польши см. в таблице 2 Приложения) Примерно 56% их студентов изучают менеджмент и маркетинг; 25% – экономику, всего 25% – финансы и банковское дело, несмотря на то, что спрос на рынке труда на выпускников данных специальностей остается довольно высоким.

Большинство частных высших учебных заведений предлагают трехлетний курс обучения с присвоением степени бакалавра (лиценциата). Только в 12 учебных заведениях есть пятилетний курс, завершающийся степенью магистра. Недавно одно из учебных заведений было наделено правом присвоения докторской степени. Ряд других учебных заведений ожидают подобного решения со стороны компетентных властей. Уровень обучения в частных высших учебных заведениях исключительно разнообразен и зависит от квалификации преподавательского персонала, материально-технического оснащения и оборудования, а также от наличия международных контактов, которые в итоге обеспечивают возможности практики и стажировки.

Примерно 12 частных учебных заведений занимают верхние позиции в различных ранжирующих перечнях применительно к уровню образования третьей ступени, которые ежегодно публикуются разными учреждениями, а также польскими еженедельниками, формирующими общественное мнение.

Согласно оценкам польских экспертов, за период с 1992 по 1999 год одни лишь частные высшие учебные заведения инвестировали 1,3–1,6 миллиарда злотых, в то время как инвестиционные расходы всех государственных высших учебных заведений за тот же период составили примерно 3 миллиарда злотых [см. 2]. В 1998 году расходная часть государственного бюджета на цели высшего образования составила порядка 4,3 миллиарда злотых, то есть 0,78% ВВП. За тот же период совокупная сумма студенческих взносов за обучение в частных учебных заведениях составила по осторожным подсчетам 1,4–1,5 миллиарда злотых [там же]

4.2.2. Преимущества и недостатки частного высшего образования

Частные высшие учебные заведения, в особенности те, которые были учреждены в малозначимых академических центрах или в городах, где ранее не было учебных заведений третьей ступени, играют огромную роль в развитии на местах. Еще одним важным фактором являются новые рабочие места, как непосредственно созданные данными учебными заведениями, так и косвенно инициированные ими. Согласно Е. Дитлю, “на каждые прямо создаваемые учебным заведением в процессе своей деятельности 100 рабочих мест дополнительно приходятся открывающиеся на местах не менее 70 рабочих мест” [там же]. К этому следует добавить аренду жилого помещения для студентов, учебные капиталовложения, покупки, совершаемые студентами, и пользование услугами, что в результате повышает доходы местного населения.

Нельзя пренебрегать и культурным аспектом деятельности высших учебных заведений в провинциальных сообществах. Положительные аспекты включают, к примеру, культурную деятельность студентов, которые организуют различные мероприятия, улучшают облик города, обновляют массу зданий, зачастую имеющих историческую ценность, и приспосабливают их к образовательным целям.

Есть и негативные аспекты. Число частных учебных заведений с довольно низким уровнем преподавания велико. Их основатели, в противоположность академическим уставам, сосредоточивают внимание на извлечение максимальной прибыли. Во многих учебных заведениях отмечается серьезная нехватка преподавательских кадров, и они еле-еле вписываются в требования надзорного органа – Главного совета по высшему образованию. Более того, по состоянию на нынешний день преподавательский состав может получить докторскую степень и право преподавания в высших учебных заведениях только в отдельных государственных университетах. В 1998 году четыре крупнейших образовательных центра третьей ступени присвоили 64% докторских степеней с правом преподавания в высшей школе и 54% всех докторских степеней, присужденных в тот год в Польше.

Зато одновременно по меньшей мере добрая дюжина учебных заведений выказывает весьма высокий уровень обучения. Это в основном учебные заведения, которые существуют еще с начала 90-х годов ХХ века и где занимаются не менее нескольких тысяч, а в отдельных – свыше десяти тысяч студентов. Там имеется современная инфраструктура и обучающее оборудование (например, компьютеры и аудиовизуальные пособия). Например, одно из таких учебных заведений предлагает ряд курсов дистанционного обучения через Интернет. Многие из этих учебных заведений приглашают на работу известных ученых из основных польских академических центров, таких, как Варшава, Краков, Познань, Вроцлав, Гданьск и Лодзь [там же] “Маяки” частного обучения не только обеспечивают образование, по меньшей мере столь же качественное, как и в зарекомендовавших себя государственных учебных заведениях, но и часто осуществляют это более современным и эффективным способом, иными словами, гораздо лучше. По этой причине они обладают конкурентным преимуществом перед неэффективными государственными учебными заведениями.

4.2.3. Перспективы частного образования

Крупные, хорошо оборудованные частные высшие учебные заведения со все более стабильным преподавательским составом, как ожидается, будут процветать в недалеком будущем и продолжать развиваться, имея конечной целью официальное признание их университетского статуса. В высшей степени возможно, что как постоянное место работы эти учебные заведения привлекут более молодых и более динамичных преподавателей, для которых будет все более затруднительно отождествлять себя с зачастую окаменелыми структурами государственного образования третьей ступени. Кроме того, введение образовательных ваучеров, действительных для любого высшего учебного заведения, могло бы стать возможностью способствовать развитию высшего образования.

Однако предстоящие годы будут испытанием для всего сектора образования третьей ступени в Польше. Возрастные группы, которые будут оканчивать средние школы в недалеком будущем, станут меньше, чем прежде, и эта ситуация приведет к сужению состава потенциальных абитуриентов. Кроме того, уже будет насыщен рынок экономистов и специалистов по менеджменту и маркетингу (если он уже не насыщен). По этой причине большинство учебных заведений, готовящих подобных специалистов, будет вынуждено разнообразить свои предложения, что поведет к росту расходов. В свою очередь, эта ситуация породит такую конкуренцию, которую самые слабые частные учебные заведения не смогут выдержать.

С другой стороны, Польша, где в возрастной группе от 25 лет и выше высшее образование имеют 7,9%, отстает от многих европейских стран. Например, этот показатель в Дании равен 19,6%, в Литве – 12,6%, а в Венгрии – 10,1%. Одновременно остается возможность заочного обучения. Кроме того, необходимость приспосабливаться к переменам на рынке труда, создать повышенный спрос на аспирантуру, дополнительное обучение и переподготовку.

По аналогии с переходом от “фордовской” к “постфордовской” модели в экономике образование третьей ступени, если оно хочет удовлетворять современным требованиям, обязано отказаться от устаревшей “картезианской” парадигмы и перейти на новую, “посткартезианскую” модель. По первой, согласно Майклу Гиббонсу, задачи ставились и разрешались в соответствии с интересами академического сообщества. По новой модели упор делается на приложение знания. Прежняя структура была иерархической и по существу дисциплинарной, в то время как сейчас она становится горизонтальной (сетевой) и междисциплинарной, причем компетентность эволюционирует от гомогенной к гетерогенной. В отличие от первоначальной модели в настоящее время берутся в расчет социальные факторы, упор делается на глубинные теоретические исследования. В нынешней парадигме контроль качества играет существенную роль, который проводится расширенными экспертными группами, сотрудничающими для решения конкретных проблем в конкретном, локализованном контексте.

В итоге “посткартезианская” парадигма характеризуется знанием, производимым в контексте его применения: междисциплинарностью, организационным многообразием, ростом подотчетности перед обществом и расширенной системой контроля качества. К пяти чертам, отмеченным Гиббонсом, можно добавить возрастание роли высшего образования в стимулировании регионального развития, создании региональных инновационных сетей и культурной атмосферы, причем все это значимо влияет на принятие решения о размещении предприятия связанного с передовыми технологиями, именно в данном регионе.

Эти преобразования, безусловно, повлияют на многие государственные высшие учебные заведения, пусть даже их будет намного легче осуществлять более предприимчивым, более гибким частным учебным заведениям.

Библиография используемой литературы по теме 4. «Тенденции развития высшего (универсиетского) образования в Польше»

 

1. Юлита Яблецкая Предпринимательство, инновация и качество: успех вновь организованного учебного заведения: пример высш. школы бизнеса – нац. ун-та «Луис» в Новы Сонче

2. Богдан Яловецкий Перспективы развития частного высшего образования в Польше

3. GUS Statistical Yearbook 2000. Warsaw: Central Statistical Office (GUS), 2000.

4. Рышард Я. Гурецкий Университет «Вармя и Мазуры» в Ольштыне как катализатор регионального развития и проводник высшего образования в Польше

5. MNE. Information Package “Higher Education”. Warsaw: Ministry of National Education, 1989, 1995, 2000.



ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1 (Источник: Статистический ежегодник воеводств на 2000 год, ГСУ.)

Частные университеты и колледжи (распределение по воеводствам)

Наименование

Учебные годы

 

1991-1992

1992-1993

1993-1994

1994-1995

1995-1996

1996-1997

1997-1998

1998-1999

1999-2000

2000-2001

Польша

2

14

32

51

80

113

141

155

174

187

Дольношляское

1

3

5

10

11

12

13

Куявско-Поморское

1

1

2

3

5

5

Любельское

1

3

7

7

7

8

Любуское

1

1

1

1

Лодзинское

2

5

8

10

11

12

13

14

Малопольское

2

2

5

7

8

8

8

9

11

Мазовецкое

2

7

15

21

28

35

42

50

54

57

Опольское

1

1

1

1

1

Подкарпатское

1

4

5

5

6

7

Полесское

2

2

7

7

9

9

9

9

Поморское

1

2

4

4

5

8

8

Шленское

1

2

4

8

13

15

16

19

19

Свентокржижское

1

2

2

4

5

5

7

7

Варминьско-Мазурское

1

1

1

1

3

4

4

5

5

Великопольское

2

5

6

6

9

10

11

11

13

Западно-Поморское

1

2

3

5

6

7

7

7

9

 

Таблица 2 (Источник: расчеты приведены на основании данных МНО. )

 

Распределение частных университетов и колледжей по городам и типам факультетов.

 

 

Воеводство

 

Город

Число учебных заведений

Факультеты

Полесское

Белосток,

Ломжа,

Олецко,

Сувалки

5

2

1

2

Менеджмент и маркетинг, финансы и банковское дело, экономика землепользования, информатика и эконометрика, экономика, управление, математика, педагогика, сельское хозяйство, защита среды обитания, филология

Поморское

Гданьск,

Гдыня,

Квидзин,

Слупск

4

3

1

1

Туризм и досуг, международные отношения, политология, маркетинг, менеджмент и маркетинг, финансы и банковское дело

Западно-Поморское

Кошалин,

Щецин

1

8

Экономика, педагогика, информатика и эконометрия, экономика, социология, управление, графика, дизайн интерьеров

Варминьско-Мазурское

Эльблонг,

Гижицко,

Ольштын

1

1

3

Менеджмент и маркетинг, педагогика, экономика, информатика и эконометрия

Любуское

Великий Гожув

1

Менеджмент и маркетинг

Куявско-Поморское

Быдгощ,

Торунь,

Влоцлавек

3

1

1

Управление, экономика, польская филология, история, защита среды обитания, педагогика, менеджмент и маркетинг

Мазовецкое

Цеханув,

Остроленка,

Плоцк,

Прушкув,

Пултуск,

Радом,

Седльце,

Сохачев,

Варшава,

Жирардув

1

1

1

1

1

4

1

1

39

1

Экономика, финансы и банковское дело, менеджмент и маркетинг, польская филология, история, педагогика, защита среды обитания, политология, управление, информатика и эконометрия, физическое воспитание, искусствоведение, туризм и досуг

Великопольское

Лешно,

Пила,

Познань

1

1

11

Управление, менеджмент и маркетинг, политология, туризм и досуг, живопись, промышленный дизайн, финансы и банковское дело, международные отношения, журналистика и социальная коммуникация

Лодзинское

Кутно,

Лович,

Лодзь,

Скерневице,

Згерж

1

1

10

1

1

Менеджмент и маркетинг, педагогика, управление, защита среды обитания, садоводство, информатика, польская филология, графика, журналистика и социальная коммуникация, финансы и банковское дело, международные отношения, средства массовой информации и фотография, дизайн интерьеров, дизайн, история

Любельское

Люблин,

Пулавы,

Рыки,

Замощ

3

1

1

2

Экономика, управление, информатика и эконометрия, педагогика, менеджмент и маркетинг, политология

Опольское

Ополе

1

Менеджмент и маркетинг, педагогика, политология

Дольношленское

Валбжих,

Вроцлав

1

8

Менеджмент и маркетинг, социология, педагогика, международные отношения, управление, политология, информатика и эконометрия, финансы и банковское дело

Шленское

Бельско-Бяла,

Бытом,

Хожув,

Ченстохов,

ДомброваГурнича

Катовице,

Мысловице,

Сосновец,

Тыхи,

Заверце

 

5

1

2

4

 

1

4

1

2

2

1

Статистика и эконометрия, информатика, менеджмент и маркетинг, социология, польская филология, политология, финансы и банковское дело, управление, педагогика, туризм и досуг, экономика

Свентокржижское

Кельце,

Сандомир,

Островец Свенто-кржижский

5

1

 

 

1

Экономика, педагогика, физическое воспитание, социология, политология, менеджмент и маркетинг, управление, история, финансы и банковское дело, филология, биология, садоводство

Подкарпатское

Мелец,

Ниско,

Перемышль,

Ржешув

1

1

1

2

Экономика, информатика и эконометрия, управление, туризм и администрация, менеджмент и маркетинг

Малопольское

Краков,

Новы Сонч,

Тарнув

7

1

2

Менеджмент и маркетинг, информатика, финансы и банковское дело

 

 

Назад



Hosted by uCoz