Центр проблем
развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
Аналитический обзор международных
тенденций развития систем образования № 8 ( апрель –
июнь 2004 г.) |
Часть I. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ
РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕСТО УНИВЕРСИТЕТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ СТРАН
МИРА
(в документах, концепциях, политике международных организаций и ведущих стран)
(Аналитик Краснов Ю.Э.)
Известный международный
эксперт в области высшего образования Скотт П., выступая на конференции
(октябрь
Выводы. Итак, университетам предстоит
трудная работа, чтобы адаптироваться к требованиям зарождающейся эпохи
глобализации. Если они не проявят нужную гибкость, необходимость в них может
просто отпасть, а если продемонстрируют ее, в итоге могут перестать быть университетами.
Если же университеты пожертвуют своими фундаментальными ценностями, возложив их
на алтарь новизны, тогда их и защищать не стоит! Так
что в XXI столетии университеты должны будут пройти по узкой тропинке между
тем, что действительно устарело, и возможным отказом от своих ценностей» [1, с.
4, 8].
Многие эксперты признают
состояние кризиса университета. Поэтому данная аналитика
имеет цель продемонстрировать некоторые подходы, существующие в публикациях
ведущих международных организаций, в которых активно ищется новая миссия и
роль высшего и особенно университетского образования в современном мире, в
ситуации вызовов глобализации, обострения множества глобальных проблем и
необходимости перехода человечества на модель устойчивого развития. Мы
сделали акцент на трех моментах.
Во-первых, на превращении университетов
в эпицентры программирования регионального развития, причем понимаемого не
только в экономическом, но и шире — в социальном, культурном, экологическом
смысле.
Во-вторых, на тенденции складывания
новой — инновационно-предпринимательской — модели университета, в
которой последний превращается фактически в научно-образовательно-промышленный
комплекс с академическим ядром и междисциплинарной проектно-ориентированной
периферией, состоящей из множества сетевых инновационных
высокотехнологичных структур и малых предприятий, активно работающих с заказами
местных органов власти, промышленности, бизнеса и общества в целом.
В-третьих, анализ
литературы позволяет сделать вывод о приближении какого-то достаточно
революционного изменения («мутации») всей традиционной идеи высшего
образования. Назревает реформа, связанная с осознанием необходимости «образования
длиною в жизнь» и «образования, шириною в жизнь». Университеты не
только могут, но и должны, обязаны взять на себя эту новую миссию, а значит
подвергнуть себя достаточно серьезной трансформации и реконфигурации, чтобы
быть способными обслуживать образовательные заказы наиболее
высококвалифицированных специалистов (взрослых людей) своего региона, страны
(университет как институт непрерывного образования взрослых). Отметим, что
в таком случае, по аналогии с некоторыми странами ОЭСР, становится важнее
организовать возможность челночного движения молодых людей с рабочих мест в вуз
и обратно, нежели достраивать и шлифовать монолит «непрерывного четырех/пяти/шести-летнего очного образования». Мы убеждены, что КПД
такого допрофессионального образования в условиях увеличения темпов обновления
экономики, будет постоянно снижаться.
Все это заставляет нас предположить,
что впереди нас ждут серьезные и глубокие изменения в сфере образования и прежде всего в высшем образовании, которое, по
свидетельству всех, сегодня становится локомотивом «общества, основанного на
знаниях». Не случайно, один из последних Докладов Всемирного Банка, который мы
подробно разбираем в данной аналитике, так и называется: «Формирование
общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы» (
1. ЮНЕСКО О ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
(см.: www.UNESCO.org
и www.UNESCO.ru )
1.1. Конференция, посвященная
определению основных направлений перемен в высшем образовании XXI в. (Палермо,
24—27 сентября
Университеты как центры
«развития образования для взрослых и непрерывного образования» в новой
экономике.
«Каким будет ответ
европейских университетов на те многочисленные перемены, с которыми они
столкнулись на пороге нового тысячелетия? Какой окажется их роль в будущем
европейском обществе? <…>Задачи, связанные с предстоящими переменами в жизни
университетов, в своем докладе охарактеризовал Джон Дэвис — академический
директор Конференции в Палермо. В докладе, обобщившем результаты 20 кейс-стади,
были представлены взгляды на сущность предстоящих изменений учебных заведений
разных регионов и традиций, а результаты обследования проанализированы в свете
задач ЮНЕСКО, связанных с подготовкой Всемирной конференции по высшему
образованию (осень
«В существенной мере ход
дискуссии предопределило выступление Малкольма Вебба. ...Малкольм Вебб —
генеральный менеджер человеческих ресурсов компании "PetroFinaSA"
(Бельгия). Юридическое образование получил в Университете Ливерпуля (1974). В
компании "PetroFina" работает с
Европа
в эпоху перемен — роль высшего образования (излож. докл. М. Вебба) ...
Высшее и непрерывное
образование. В
отчете "Образование для европейцев — на пути к учебному обществу"
Европейский круглый стол промышленников (ERT) заявил о роли непрерывного
образования, выдвинув концепцию образовательной активности на протяжении всей
жизни человека. Такая образовательная цепочка восходит к дошкольному периоду,
включает базовое общее и профессиональное обучение, затем — высшее образование,
но большая ее часть приходится на образование взрослых. Каждое звено такой
образовательной цепи в равной мере важно, поскольку оказывает влияние на другие
ее звенья… С тревогой приходится констатировать все
более углубляющийся разрыв между уровнем образования, в котором нуждаются
работники, и тем, что фактически обеспечивают учебные заведения. В самой
системе образования слишком много недостатков и издержек. Слишком много
студентов бросают учебу, а у тех, кто ее завершает, в том числе и выпускников
университетов, часто не хватает нужных умений. Но что же это за умения, в которых
сегодня так нуждаются промышленные предприятия? Конечно, чисто академические
знания нужны и сегодня. Но как раз к этой части подготовки особых претензий
нет. Беспокоит другое — сокращение числа студентов, обучающихся в cферах естественнoнayчнoгo и технического знания. Ощущается
растущая потребность в хорошо подготовленных инженерах.
Вместе с тем, наряду с
академическими успехами, сегодня не менее важно, чтобы специалисты обладали
целым рядом других качеств, а именно:
— имели
хорошо сформированные навыки устной и письменной коммуникации;
— понимали основы математики и естественных наук;
— владели навыками работы с информационными технологиями;
— критически мыслили;
— ощущали потребность в непрерывном образовании;
— умели работать в группах;
— были творческими и инициативными; самодисциплинированными, способными к
постоянной работе, требующей значительных усилий;
— получали удовлетворение от работы в условиях здоровой конкуренции;
— демонстрировали свою культурную восприимчивость, в том числе и на международном
уровне;
— были ориентированы на результат и не боялись принимать самостоятельные
решения.
Для вхождения в Общество
знания нужны всесторонне развитые люди с навыками межперсональной работы, не
нуждающиеся в постоянном руководстве, способные действовать в условиях
неопределенности, вести самостоятельный поиск путей решения сложных проблем,
включенных в философию непрерывного образования. Конечно, промышленность
нуждается в специалистах-профессионалах. Но чистый профессионал, не
чувствительный к другим, не умеющий работать в группе, не способный к
совместному использованию знаний в большей мере создает помехи, чем приносит
пользу на современном предприятии.
Сказанное не означает, что
проблема несоответствия спроса и предложения — проблема только высшего
образования. Часто причины такого положения дел — наследие предшествующих
звеньев образовательной цепи. Во многих учебных заведениях
крайне редко используются возможности коллективной работы в группах, формы
обучения, предполагающие интегральное использование знаний студентов, да и в
самих аудиториях нередко еще нет компьютера, а если и есть, то сам факт его
присутствия часто, скорее, свидетельствует о намерениях, а не о том, что он
фактически используется в качестве средства повседневной работы преподавателя и
студента. Именно высшее образование несет главную ответственность за
овладение этими важными "дополнительными умениям". Задача
университетов — наполнить конкретным содержанием роль таких дополнительных
умений, как при отборе студентов, так и при приеме персонала, и продолжать эту
работу, развивая соответствующие умения у студентов и, что не менее важно, у
сотрудников.
Кроме расширения сферы
обучения за счет названных дополнительных умений, университетам предстоит
сыграть важную роль в содействии Европе достижению преуспевания в Обществе
знания. В современном мире непрерывное образование — не пожелание, а
потребность. Постоянные и быстрые перемены требуют непрерывной подготовки и
переподготовки, непрерывного обучения и постоянной модернизации умений, а
значит, и соответствующих перемен в характере профессиональных квалификаций.
Университеты сегодня получают дополнительный шанс сыграть более влиятельную
роль в образовании за счет расширения сферы своей деятельности, а именно,
развития образования для взрослых и непрерывного образования.
Это
направление деятельности, жизненно важное для процветания Европы, необходимо
разворачивать и в самих университетах, и на предприятиях, и в организациях, и в
целом в обществе, в том числе и по месту жительства. К сожалению, однако,
складывается впечатление, что некоторые университеты все еще не воспринимают
образование для взрослых и непрерывное образование как рынок, на котором они
должны быть представлены. И такое отношение вызывает
сожаление, потому что сегодня Европа просто нуждается в том, чтобы университеты
привнесли свои стандарты учебно-научной работы в сферу образования для взрослых
и непрерывного образования (выделено нами. — Ю.К.).
Если европейские университеты не воспользуются открывающейся перед ними
возможностью, ею воспользуются другие, менее подготовленные. Едва ли это будет
самым удачным решением. Новые центры образования для взрослых смогут обеспечить
решение задачи своего рода вертикальной интеграции "вниз"— с высшими
учебными заведениями. Точно так же очевидны возможности интеграции
университетов "вверх" — с учебными центрами образования для взрослых.
Ограничить роль университета подготовкой молодежи в возрасте 20 с небольшим лет было бы
непростительной ошибкой» [2, с. 12, 13-14].
1.2. «Обучение —
сокрытое сокровище: доклад ЮНЕСКО Международной комиссии по образованию для XXI
в.»
(комиссия работала под рук. Ж. Делора,
Некоторые идеи к
разработке концепции университета как инновационного социо-техно-полиса и
эпицентра программирования развития региональной жизни.
«Традиционные и новые
задачи, стоящие перед высшим образованием …
Наряду с традиционными
в последнее время все большее значение приобретает сравнительно новая,
связанная с международным сотрудничеством, функция высшего образования. В
качестве центров исследовательской работы и получения знаний университеты могут
оказать помощь в решении ряда актуальных проблем общественного развития. …
Потенциал и автономия университетов могут использоваться для решения крупных
этических и научных проблем, с которыми в недалеком будущем столкнется
общество, а также послужить интегрирующим элементом системы образования,
предоставляя взрослым возможность продолжить учебу, играя роль учебных центров,
обогащающих и сохраняющих культуру. ...
Как в области социальных,
так и в области точных и естественных наук научные исследования, оставаясь
независимыми, вместе с тем должны, содействовать долгосрочному развитию
общества. При этом нужно стремиться к тому, чтобы преподавание наук не уступило
место стерильному академизму и не замыкалось само на себе…. Существующая
система дисциплин не всегда отвечает требованиям рынка. В связи с этим
наилучших результатов достигают те учебные заведения, которые предлагают своим
слушателям междисциплинарные курсы. Сегодня многие университеты оказались в
ситуации выбора: ориентировать ли своих лучших студентов на научную
деятельность или на работу в промышленности? В интересах гибкости следует в
максимально возможной мере сохранять широкопрофильный характер высшего
образования, чтобы дипломированные специалисты обладали соответствующей
подготовкой для последующей трудовой деятельности. ...
Рассматривая
университет в качестве центра культуры и обучения, открытого для всех, Комиссия
на ограничивается конкретизацией
его основного предназначения — обеспечивать условия для образования в течение
всей жизни. Она подчеркивает необходимость признания особой миссии университета
и лежащей на нем ответственности за построение концептуального образа будущего
общества» [3, с. 20, 25, 26-27 ].
1.3. Всемирная конференция ЮНЕСКО
«Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры» (Париж, 5-9 октября
Общая информация о
Всемирной конференции ЮНЕСКО «Высшее образование в XXI веке: подходы и
практические меры» (Париж, 5-9 октября
«Всемирная конференция…. Ее
главная цель — прежде всего продекларировать все возрастающее значение высшего
образования для судеб мира, определить основные трудности, с которым
сталкиваются университеты…. Сам масштаб прошедшей в октябре встречи уже имеет
огромное значение для университетов. Но не менее важна и содержательная сторона
состоявшегося обсуждения, основные направлении
которого были определены в рабочем документе Всемирной конференции... В центр
его внимания эксперты поставили четыре основные темы: соответствие высшего
образования требованиям современности, качество высшего образования, финансирование
высшего образования и управление им, вопросы международного сотрудничества.» [4, с 3].
«Новая миссия высшего
образования
90-е гг. войдут в историю
как десятилетие реформ в образовании…. Но необходимую полноту картине придала
Всемирная конференция по высшему образованию, проходившая с 5 по 9 октября
…Высшее образование должно
служить обществу, отмечали участники Конференции. Университеты должны стать
активными участниками решения актуальных, жгучих проблем современности:
ликвидации нищеты, нетерпимости, жестокости, неграмотности, голода, сохранения
окружающей среды.
В числе основных вопросов,
которые обсуждали участники Конференции, — академические свободы, обеспечение
демократического доступа к образованию (по заслугам. а не социальному положению). В высшей школе женщины должны
быть представлены наравне с мужчинами, причем на всех уровнях и во всех сферах,
включая и уровни принятия решений. Большое внимание было уделено проблемам
кооперации и сотрудничества. В частности, в некоторых выступлениях прозвучала
известная тревога по поводу распространения новых форм учебной работы,
основанных на современных технологиях. Эти формы,
разрабатываемые в промышленно развитых и распространяемые в развивающихся
странах, в недостаточной мере учитывают потребности последних. Более
того, предлагаемое обучение чаще всего ведется только на иностранных языках, а
значит, доступно только национальной элите.
И еще одна особенность
прошедшей Конференции: в ее работе впервые участвовали студенты. Тем самым было
признано: студенты — партнеры, а не клиенты. И будущее высшего образования
нельзя определять без их участия. Другая важная категория — взрослые, желающие
продолжить свое образование. Признавая важность
непрерывного образования, Конференция призвала университеты сделать все от них
зависящее, чтобы расширить возможности для обучения взрослых, сделать его более
гибким, открытым, развивающим творческие возможности человека» (выделено
нами. — Ю.К.) [5, с. 22].
В самом начале Рабочего
документа Конференции рассматриваются «Парадоксы и проблемы общества,
переживающего радикальные изменения» и затем составители документа задаются
вопросом: «Хватит ли у нашего общества воли, чтобы эти проблемы разрешить?
Сумеет ли высшее образование сыграть здесь свою весьма
немаловажную роль? Именно в этом заключается главная проблема, которая
была вынесена на обсуждение участников Всемирной конференции» [4, с. 6]. А
в тексте Всемирной декларации, принятой по результатам работы конференции мы
читаем: «Масштабность и темпы преобразований таковы, что общество все больше
зиждется на знаниях, так что высшее образование и научные исследования в
настоящее время выступают в качестве важнейших компонентов культурного,
социально-экономического и экологически устойчивого развития человека,
сообществ и наций» [6, с. 29].
1.3.1. Отношения высшего образования и государства. Проблема нового
прочтения академической свободы и университетской автономии в обществе ХХI века.
«Четвертый парадокс:
государства слишком много и государства слишком мало. "Слишком
много", когда государство пытается понять, на какие цели его средства
пошли, навязывая при этом свои собственные правила и неправомерным образом
вмешиваясь в решение чисто академических вопросов, в распределение средств или
же не соблюдая принятые на себя разного рода обязательства, включая финансовые.
"Слишком мало", когда государство пренебрегает своими обязанностями:
не имеет четкой политики и долгосрочной перспективы развития страны; не
обеспечивает нужный уровень взаимодействия политических властей и академических
кругов при решении вопросов, связанных с определением роли высших учебных
заведений в развитии страны; ограничивает свою деятельность главным образом
реакцией на текущие обстоятельства; решает главным образом вопросы
краткосрочные, когда перспективы проведения ближайших выборов берут верх над долгосрочными
интересами общества; исключает проблемы образования из числа первоочередных
задач общественного развития. …Кстати, порой развитию вышеописанных процессов
содействуют сами высшие учебные заведения, особенно тогда, когда начинают
путать академическую свободу с отказом от необходимой подотчетности, а
последнюю — с академической свободой и индивидуализмом. Проблема состоит в
поиске нужного сочетания автономии и подотчетности как внутри самих учебных
заведений, так и в отношениях вузов с государством» [4, с. 7].
Складывание
инновационной (предпринимательской) модели университетов.
«Седьмой парадокс:
большинство преподавателей одновременно являются и научными работниками.
Эффективность их исследований невелика. Еще меньше они проводят исследований,
«привязанных к конкретным условиям». В конце XX в. университеты перестали быть
монополистами на проведение научных исследований, причем они утратили эту
монополию даже в фундаментальных областях. Во все большей мере такие
исследования проводят многонациональные корпорации, располагающие собственными
научно-исследовательскими центрами; растет и число малых и средних предприятий,
специализирующихся на НИОКР. Как реакцию на происходящее можно рассматривать
тот факт, что все большее число университетов создают свои так называемые
«научные парки». Вокруг таких парков все чаще возникают небольшие смешанные
компании, специализирующиеся в области НИОКР, акционерами которых выступают как
университеты, так и представители частного сектора. В рамках таких компаний создаются
условия для взаимодействия местных органов, национальных и региональных
инстанций» [4, с. 7-8].
1.3.2. Некоторые задачи и миссии высшего образования в современном обществе.
В Разделе «Основания для
универсального и конкретного подходов к высшему образованию в XXI в.» Рабочего
документа конференции данные основания «группируются вокруг десяти
аксиологических принципов». С учетом темы данной аналитики мы приводим
следующие основания, сформулированные в языке «универсальности высшего
образования».
«В. Универсальность
высшего образования подразумевает, что оно призвано не только давать знания, но и в первую очередь воспитывать. Нельзя
ограничиваться подготовкой. Нужно идти дальше, укрепляя образовательную миссию,
содействуя расцвету возможностей человека во всех их проявлениях, повышению
благосостояния людей. Главная миссия высшего образования - подготовка и
воспитание людей в долгосрочной перспективе, а не решение краткосрочной задачи,
связанной с адаптацией рабочей силы к потребностям рынка; развитие человека и
повышение его вклада в рост социально-экономического благосостояния путем
воспитания в духе гражданственности и создания условий для подготовки в течение
всей жизни. …
Г. Универсальность
высшего образования подразумевает, что оно должно выполнять функции стража и светоча …Наконец, университеты должны изучать тенденции
будущего общественного развития, определять его сценарии, что позволит
обеспечить выбор оптимального пути исходя из принципа, согласно которому
будущее в меньшей степени зависит от технически возможного, а в большей — от
возможного и желательного в социальном плане.
Д. Универсальность
высшего образования означает и то, что в период кризиса ценностей оно
призвано сыграть направляющую роль в плане этики. Университеты неустанно должны
делать все от них зависящее, чтобы служить Истине, т.е. действовать в
соответствии с повсеместно признаваемыми основными правами, в частности, …
правами, связанными с охраной природы и сохранением окружающей среды. В
условиях роста эгоистических интересов и убаюкивающего релятивизма высшее
образование во весь голос должно провозгласить повсеместно признанные ценности,
в рамках которых всеобщее «Мы» превалирует над «Я», а
наука и техника служат интересам всего человечества, а не эгоистическим
потребностям кучки сильных мира сего.
Е. Универсальность
высшего образования означает, что любая осуществляемая под его эгидой
деятельность должна способствовать становлению культуры мира, которая
начинается с уважения и учета интересов и желаний другого. Культура мира
подразумевает участие, вовлеченность, чувство ответственности, соблюдение
принятых на себя обязательств. Содействовать становлению культуры мира — значит
вести исследования в этой области (изучать, например, факторы, приводящие к
возникновению военных конфликтов, проявлению насилия, беспорядков, ненависти и
т.д.), уделяя этой проблематике в учебных планах больше внимания. …
3. Универсальность
высшего образования означает, что в основе его управления лежит принцип
ответственной автономии и подотчетности» [4, с. 8-9].
1.3.3. Два основных подхода к высшему (университетскому) образованию XXI
века.
«На пороге XXI в.
сформировались два основных подхода к высшему образованию. Первый можно
охарактеризовать понятием «университет-фирма», второй — «университет-общество».
Чем они отличаются? Чтобы уяснить различия между этими двумя подходами,
представим характерные особенности этих двух типов университетов в виде таблицы
(табл. 1). Конечно, предложенная интерпретация двух концепций может показаться
излишне жесткой: ведь во многих учебных заведениях присутствуют элементы обеих
систем. Но (и это следует подчеркнуть) сегодня ряд университетов с весьма
высокой репутацией все более склоняются в пользу первого подхода. По сути, в
предложенных моделях — налицо конфликт между краткосрочными и долгосрочными
целями высшего образования.
Первый подход
(«университет-фирма») в основном сориентирован на краткосрочную перспективу.
Фундаментальные исследования, необходимые, чтобы не дать заглохнуть прикладным
исследованиям и созданию новых технологий, но отдача
которых в краткосрочной перспективе невелика, в этом случае сосредоточиваются в
нескольких продвинутых центрах, расположенных в странах, имеющих возможности их
финансировать. Такие центры совсем не обязательно должны входить в состав
высших учебных заведений; некоторые из них уже функционируют
и в перспективе все чаше будут создаваться на базе крупных
многонациональных корпораций. Результат такого процесса
очевиден: богатые страны и транснациональные корпорации все больше будут
контролировать ход получения и развития знаний (естественно, в интересах
увеличения собственного богатства и власти и совсем не обязательно - в
интересах устойчивого развития общества) (выделено нами. —
Ю.К.) . Можно предположить, что исследования в области гуманитарных наук и
филологии, поскольку они не представляют особого экономического и финансового
интереса, будут заброшены, что в свою очередь приведет к усилению деформаций в
разных областях жизни. Именно в силу сказанного участники региональных конференций
подвергли критике такую модель управления, в которой предпочтение отдается
краткосрочной перспективе. Что же касается долгосрочных интересов, то они
оказываются в полной зависимости от финансовых структур.
Сегодня высшие учебные
заведения все больше испытывают потребность в такой модели управления, основу
которой составляют прогноз и предвосхищение. Речь вдет о
необходимости предвосхищения требований мира труда, об обеспечении нужной
динамики в программах обучения, о том, чтобы выйти на такие организационные
структуры и стратегии, которые позволят своевременно, творчески и эффективно
подходить к решению проблем, порождаемых неопределенным будущим.
Контроль и свобода
Стремление обеспечить
нужное качество образования должно находиться в центре внимания системы
управления учебными заведениями. При этом концепция контроля над качеством,
приемлемая для замкнутых производственных систем, в которых вмешательство
человека незначительно, для систем открытых, в которых человеку принадлежит
решающая роль, не подходит. Центральным элементом соответствующей системы
управления должна стать более открытая концепция оценки качества. Сегодня в
высшем образовании представлены две основные, противоположные, модели
управления: сильно централизованная и сильно децентрализованная. Между ними — некая средняя, с которой можно встретиться в университетах,
стремящихся учитывать перемены, происходящие в мире.
В рамках централизованной
модели промежуточные структуры (чаще всего, факультеты и отделения)
представляют собой административные единицы, на которые удобно разбить
громоздкий университетский комплекс, выделив из него подразделения (чаще, по
дисциплинарному признаку). Полномочия таких подразделений зависят от
центрального руководства, причем такая зависимость касается как принципиальных,
так и второстепенных вопросов. Такая модель управления особенно распространена
в развивающихся странах. В случае децентрализованной модели управления
промежуточные структуры пользуются весьма широкой автономией. Центральное же
руководство выполняет прежде всего представительские
функции, представляя учебное заведение в его контактах с внешними учреждениями.
Надо отметить, что и первая
и вторая, особенно в своих крайних вариантах, не отвечают требованию
универсальности высшего образования. Централизованная модель превращает
участников этого процесса в простых исполнителей, не стимулируя реализацию
каждым из них своих творческих функций, причем сказанное касается всех: и
студентов, и преподавателей, и научных работников, и администраторов и
обслуживающего персонала. В случае децентрализованной модели действующие лица
как бы противопоставляются друг другу, что препятствует созданию сплоченного
коллектива, способного решать те задачи, которые стоят перед учебным
заведением.
Для
того чтобы оказаться на уровне требований, вызванных происходящими в мире
переменами, необходимо создание автономных, ответственных и подотчетных
структур, которые бы действовали наряду с сильными профессионально
подготовленным центральным руководством (выделено нами. — Ю.К.). О такого рода модели управления, в
частности, и шла речь на региональной конференции в Палермо: руководство
университета должно принять на себя ответственность за решение задач, имеющих
принципиальное значение для будущего всего университета. В число задач центра
входят: разработка стратегической политики; перераспределение ресурсов с учетом
избранных стратегических направлений развития; оценка деятельности и управление
университетом; поиск крупных внешних контрактов; оказание факультетам необходимой
помощи» [7, с. 32-33].
Таблица 1
Сравнительный анализ двух концепций управления
высшим образованием* |
||
Показатели |
"Университет - фирма" |
"Университет - общество" |
Оценка качества |
Качество
определяется способностью выпускника внедриться на рынок занятости. Рыночная
идеология проникает в высшее учебное заведение |
Качество имеет
более широкое значение и оценивается на основе понятия "пользы для
общества" |
Автономия |
Университет
лишается основы своей автономии, поскольку его деятельность определяется
спросом, диктуемым рынком. Таким образом, университет утрачивает способность
определять виды обучения и научных исследований |
В основе этого
подхода -независимость мышления, т.е. поиск истины и
научная достоверность. Университет не дает себя подчинить ни государству, ни
каким-либо идеологиям или партиям |
Доступ к высшему
образованию |
Обусловливается
равновесием между спросом со стороны работодателей и количеством принимаемых
и выпускаемых студентов. Можно предположить наличие ограничений при приеме в
университет, а право на образование становится привилегией |
Образование
рассматривается как основное право любого гражданина. Функция университета
заключается в том, чтобы готовить людские ресурсы для удовлетворения
экономических, политических, социальных и культурных потребностей общества.
Речь идет о том, чтобы примирить критерии количества и качества, основываясь
на принципе признания способностей |
Научные
исследования |
Играют
второстепенную роль. Их проведение оправдано лишь в тех случаях, когда они
могут быстро удовлетворить спрос и потребности в области технологий. Расходы
на проведение научных исследований и разработок должны по возможности, нести
развитые страны |
Фундаментальные и
прикладные исследования и, в более широком смысле, технологические знания
имеют решающее значение по двум основным причинам: являются основой
образования и подготовки обеспечивают устойчивое и независимое развитие |
Образование как
приоритет |
В случае кризиса
высшее образование оказывается менее приоритетным, чем другие его уровни |
Образование
представляет собой социальный процесс кумулятивного характера, "цепочку
образования". Стоимость не является внутренним для него фактором, а
зависит от других областей развития общества |
Образование с
точки зрения расходов и инвестиций |
Расходы на
образование должны снижаться и зависеть от сбалансированности государственных
финансовых средств |
Образование - это
капиталовложение, позволяющее обеспечить более высокую производительность в
сфере экономики, культурное и социальное благосостояние |
Эффективность |
Эффективность
заключается в том, чтобы рационализировать и свести к минимуму расходы исходя
из анализа по принципу "расходы – прибыль" и экономических расчетов
|
Понятие
эффективности не может быть сведено к экономическим и финансовым критериям.
Следует использовать совокупность критериев качества- равенства- соответствия
образования современным требованиям, учитывая при этом более долгосрочные
перспективы |
Подготовка кадров
как основа для исчисления налогов |
Студент получает
в ходе подготовки "личный образовательный доход", который позднее
принесет ему прибыль. В связи с этим такой доход подлежит налогообложению |
"Образовательный
доход" не носит индивидуального характера. Речь идет о доходе,
возникающем вне системы образования, т. е. на рынке труда, который пользуется
услугами высшего образования. Таким образом, образование не подлежит
налогообложению. В противном случае будет поощряться невежество |
Характер
государственного финансирования |
Система
государственного финансирования находится в стадии упадка, ее даже называю
реакционной, т.к. неимущий (который в процентном отношении платит больше
налогов) оплачивает богатого. Следовательно, плата за поступление в вуз, якобы,
станет менее несправедливой |
Система
финансирования с ограниченным участием государства и установлением платы за
поступление в вуз носит гораздо более реакционный и регрессивный характер.
Уменьшение неравенства зависит прежде всего от
политики государства в области налогообложения и более справедливого
распределения государственных расходов |
Социальная
справедливость |
Система является
более справедливой в случае, если студент сам оплачивает свою подготовку.
Таким образом, финансирование становится внутренним делом высшего учебного заведения которое может оставлять себе часть платы за
поступление наиболее обеспеченных абитуриентов, с тем чтобы финансировать
подготовку наиболее бедных учащихся |
Чтобы сделать
систему более справедливой, необходимо проводить решительную политику более
глобального характера, которая подразумевает ответственность правительств |
* По докладу Х.К. Идальго на конференции в Гаване [7, с. 33—34].
Университет как
«мозговой центр», ориентированный на «обеспечение устойчивого развития
человечества».
«Установление партнерских
отношений с малыми и крупными предприятиями становится все более настоятельным
требованием как на уровне первоначальной, так и непрерывной подготовки, причем
последняя со временем будет приобретать все большее значение. Необходимо
уделить особое внимание подготовке дипломированных специалистов, способных
организовывать собственные рабочие места, содействовать разработке проектов, инициирующих
процесс создания новых предприятий и бизнес-инкубаторов. …
Новая политика и новая
парадигма высшего образования должны обрести свою концептуальную основу в
образовании на протяжении всей жизни человека. Для этого предстоит научиться
обновлять свою работу, обеспечивать дополнительную подготовку, обучать новым
профессиям, а также предлагать, наряду с фундаментальной подготовкой по
основным дисциплинам, широкий и многообразный круг программ, предусмотрев и
выдачу промежуточных дипломов и создание
«образовательных цепочек» между разными учебными курсами и дисциплинами. Вузы
должны определить связи и отношения звеньев такой «образовательной цепи», чтобы
любой человек независимо от ступени обучения мог самостоятельно управлять ходом
своей подготовки …
Соответствовать
современным требованиям — значит расширять научные фундаментальные и прикладные
исследования. Слишком
большой акцент на проведении прикладных исследований может повлечь за собой
отвлечение сил от решения главной задачи, заключающейся в развитии знаний и их
передаче, в том числе и для использования в данной сфере. Если же сделать
слишком большой акцент на фундаментальных исследованиях, следствием может стать
самоизоляция от потребностей мира труда и общества. Если решение этой задачи
оставить исключительно на усмотрении вузов, занятых главным образом
обеспечением условий краткосрочной рентабельности, это также не будет
содействовать устойчивому развитию.
В большей степени высшее
образование должно заниматься междисциплинарными проектами. Настоящее
междисциплинарное исследование сокращает путь к новым дисциплинам завтрашнего
дня и является очень важным средством удовлетворения потребностей
промышленности, решения как экономических, так и социальных проблем …Таким
образом, следует всячески стимулировать реализацию меж-
и трансдисциплинарных программ, в первоочередном порядке обеспечивая ресурсами
исследования, проводимые с участием представителей различных дисциплин.
Соответствовать
современным требованиям — значит обеспечивать устойчивое развитие человечества
и становление культуры мира. Устойчивое человеческое развитие не может быть обеспечено
без культуры мира. …такую
культуру нельзя реализовать в условиях …, когда особые или краткосрочные
интересы начинают довлеть над сферой исследований. Высшие учебные заведения
должны проводить упреждающую политику в этом отношении, предлагая ответы на
некоторые проблемы развития стран региона, используя все имеющиеся в их
распоряжении возможности для борьбы с нищетой, деградацией окружающей среды,
различного рода отторжениями, бедствиями, вызываемыми конфликтами. Они должны
играть решающую роль в деле обеспечения устойчивого и прочного развития и
становления культуры мира…» [7, с. 24, 25, 26].
1.3.4. Идеи Всемирной декларации об университете как центре непрерывного
образования и регионального развития.
Статья 6. Долгосрочная
ориентация на адекватность
(a) Адекватность высшего
образования следует оценивать с точки зрения того, насколько деятельность
высших учебных заведений отвечает ожиданиям общества. Для этого необходимы
этические нормы, политическая беспристрастность, критический подход и, наряду с
этим, более высокая степень актуальности по отношению к проблемам общества и
миру труда, причем долгосрочная ориентация должна основываться на социетальных
целях и потребностях, включая уважение культур и охрану окружающей среды.
(b) Высшее образование
должно укреплять свои функции, связанные со служением обществу, в особенности,
свою деятельность по борьбе с нищетой, нетерпимостью, насилием, неграмотностью,
голодом, ухудшением окружающей среды и болезнями, главным образом, путем
применения междисциплинарного и трансдисциплинарного подхода к анализу проблем
и вопросов. …
Статья 7. Укрепление
сотрудничества с миром труда, анализ и прогноз общественных потребностей
(a) В странах, экономика
которых претерпевает преобразования и характеризуется появлением новых
производственных парадигм, основывающихся на знаниях и их прикладном
использовании, а также на обработке информации, необходимо укреплять и
обновлять связи между высшим образованием, миром труда и другими секторами
общества.
(b) Связи
с миром труда можно укреплять путем участия его представителей в руководстве
высшими учебными заведениями, путем более активного использования студентами и
преподавателями у себя в стране и за рубежом возможностей ученичества,
совмещения работы с учебой, путем осуществления обменов между миром труда и
высшими учебными заведениями, а также путем пересмотра учебных программ с тем,
чтобы более тесно увязать их с рабочей деятельностью.
(c) В
качестве источника профессиональной подготовки, обновления знаний и
переподготовки на протяжении всей жизни высшие учебные заведения должны
систематически учитывать тенденции, возникающие в мире труда, а также в сферах
науки, техники и экономики… Что касается функции прогнозирования, то высшие
учебные заведения могут содействовать созданию новых рабочих мест, что, однако,
не должно являться единственной самоцелью.
(d) Формирование
предпринимательских навыков и поощрение инициативы должно стать главной заботой
высших учебных заведений в целях содействия обеспечению занятости выпускников,
которые все больше будут выступать не только в роли тех, кто ищет работу, но и,
прежде всего, в качестве создателей рабочих мест. Высшие учебные заведения
должны предоставлять студентам возможность для всестороннего развития своих
способностей наряду с чувством социальной ответственности…
Статья 8. Диверсификация
в целях обеспечения равенства возможностей
(a)
Диверсификация моделей высшего образования, форм и критериев набора необходима
как в свете международной тенденции к массовому спросу, так и для обеспечения
доступа к различным формам получения образования, а также для расширения
доступа для все более широких слоев населения в перспективе образования на
протяжении всей жизни, что подразумевает наличие постоянных открытых
возможностей начала и завершения высшего образования.
(b) …Учебные заведения
должны располагать потенциалом обеспечения широкого многообразия возможностей в
сфере образования и подготовки кадров, таких, как традиционные степени,
краткосрочные курсы, обучение в течение неполного дня, гибкое расписание,
модульные курсы, дистанционное обучение с соответствующей поддержкой и т.д. …
Статья 13. Совершенствование
управления и финансирования в сфере высшего образования
…Высшие учебные заведения
должны перейти к практике перспективного управления, отвечающей потребностям
той среды, в которой они действуют. …
(b) Высшим учебным
заведениям должна быть предоставлена автономия в их внутренних делах, однако,
такая автономия должна сопровождаться четкой и транспарентной подотчетностью
правительству, парламентам, учащимся и обществу в целом» [6, с. 30—34].
1.3.5. О двух концепциях участия государства в высшем образовании:
неолиберальной концепции «дохода от образования» и концепции «социальной
пользы».
«В настоящее время все
активнее заявляет о себе тенденция неолиберального толка, ориентированная на
уменьшение финансовых обязательств государства перед высшим образованием. В ее
основе лежит определенная интерпретация понятия «дохода от образования», т.е.
прямых или косвенных выгод, которые человек приобретает в результате его
получения. Аргументы сторонников этого подхода таковы: человеческий капитал,
создаваемый в высшей школе, велик и им пользуется
прежде всего тот, кто получил диплом о высшем образовании. За время обучения он
приобрел культурные и профессиональные навыки, которые отличают его от людей
малоквалифицированных или вообще не имеющих квалификации и обеспечивают ему
более высокую производительность и, соответственно, более высокий доход. Так
что, утверждают сторонники этой теории, несправедливо возлагать на общество
основные расходы по финансированию образования, оплачивая его в значительной
мере за счет тех, кто его плодами не пользуется. По их мнению, речь идет о
вопиющей несправедливости: наиболее бедные платят пропорционально больше
налогов, чем богатые, а пользуются благами, создаваемыми за счет этих налогов в
наименьшей степени. Таковы аргументы сторонников сокращения
доли участия государства в финансировании высшего образования и
расширения использования альтернативных источников, прежде всего, более
широкого привлечения средств от тех, кто получает высшее образование.
Подобного рода взгляды
встречают критику со стороны многих экономистов, в частности, тех, кто
утверждает, что сами по себе знания не могут служить основанием для взимания
налога; доход от образования создается вне системы образования... Он не находит своего выражения в процессе подготовки студента, а
проявляется как: а) личный доход человека с дипломом о высшем образовании,
полученный им на рынке труда, б) увеличение производительности предприятия или
учреждения, принявшего на работу человека с высшим образованием; в) увеличение
производительности труда тех, кто прямо или косвенно пользуется плодами
научно-технического прогресса; г) увеличение производительности системы
в целом в результате технического прогресса и на основе квалификации, полученной
в высшем учебном заведении.
Понятие
дохода от образования, приносящего выгоду тому или иному человеку, следует
заменить концепцией внешней экономии; особенно концепцией социальной пользы,
которая бы отражала косвенные выгоды, полученные обществом от образования (выделено нами. — Ю.К.). Количественно эти выгоды учесть
трудно, однако от этого они не становятся менее реальными: повышение уровня
знаний, компетентности влияет на темпы экономического роста и
конкурентоспособность страны; инвестиции, сделанные предыдущими поколениями,
принесут пользу поколениям будущим. Кроме того, нужно максимально использовать
способности тех, кто их имеет (концепция заслуг), в интересах развития;
повышение уровня образования содействует развитию культуры, ее дальнейшей демократизации,
что позволяет противостоять произволу.
Участники всех региональных
конференций согласились именно с такой интерпретацией концепции дохода от
образования. В то же время с учетом тех трудностей, которые испытывают
государства при обеспечении полного финансирования образования, нужно вести
поиск дополнительных источников» [7, с. 35—36].
Рекомендации
Международных комиссий и конференций по высшему образованию на Всемирной
конференции.
«В ходе подготовки к этой
конференции ЮНЕCKO в 1995 г. издала «Программный
документ: реформа и развитие высшего образования». Впоследствии
были проведены пять региональных консультаций (Гавана, ноябрь 1996 г.; Дакар,
апрель 1997 г.; Токио, июль 1997 г.; Палермо, сентябрь 1997 г.; Бейрут, март
1998 г.). Принятые на них декларации и планы действий, несмотря на
присущую им специфику, должным образом учтены в настоящей Декларации - как и
весь процесс анализа, осуществленного в ходе подготовки Всемирной конференции.
...
Мы, участники Всемирной
конференции по высшему образованию, собравшиеся в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже
с 5 но 9 октября 1998 г. …
напоминая о Всеобщей
декларации прав человека, пункт I статьи 26 которой гласит, что «каждый человек
имеет право на образование» и что «высшее образование должно быть одинаково доступным
для всех на основе способностей каждого»… …
принимая
во внимание … рекомендации … (следует перечисление важнейших Международных
форумов и документов), содействовать преобразованию учреждений
послесреднего образования в учебные заведения, обеспечивающие обучение на
протяжении всей жизни, а также определить соответствующую роль
университетов" (выделено нами. — Ю.К.). …В соответствии с Рекомендацией о
статусе преподавательских кадров высших учебных заведений, принятой Генеральной
конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1997 г….» [6, с. 29—31].