Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Агеенко Ирина Владимировна, доцент кафедры АСОИ ГГУ им.Ф.Скорины;
Ахраменко Ирина Николаевна, старший преподаватель
кафедры АСОИ ГГУ им.Ф.Скорины.
Внедрение информационных
технологий практически во все отрасли производства и управления, общественной и
социальной сферы привело к пиковому росту спроса на компьютерную подготовку.
Более того, специалисты, не имеющие навыков работы на персональных компьютерах,
становятся неконкурентоспособными на рынке труда. Это приводит к необходимости
формирования новых моделей дополнительного образования, ориентированных на
самые широкие круги пользователей-«непрограммистов». Сюда попадают экономисты,
управленцы различных уровней, лингвисты, художники-дизайнеры, даже музыканты и
писатели.
Современный специалист,
желающий идти в ногу со временем, вынужден включаться в систему непрерывного
образования и постоянно повышать уровень своей квалификации. Задача организации
центров дополнительного образования становится одной из составляющих миссии
современного университета. Именно центр дополнительного образования позволяет
сделать обучение более гибким, подстраивая его под постоянно меняющиеся запросы
общества. Организация специализированных дополнительных курсов на базе
университета позволяет использовать накопленный в университете потенциал
базового обучения для целевых групп потребителей [1]. С другой стороны, анализ
поступающих запросов на дополнительное обучение дает информацию администрации
университета о возникновении в регионе потребности в специалистах тех или иных
направлений. Таким образом, центры дополнительного образования являются одним
из каналов обратной связи в современной модели университетского образования,
обеспечивая всей модели свойства адаптивности и устойчивости.
В Гомельском
госуниверситете им. Ф.Скорины дополнительная подготовка специалистов в области
компьютерных технологий проводится преподавателями кафедры автоматизированных
систем обработки информации (АСОИ) на базе института повышения квалификации и
переподготовки кадров. За последние годы под руководством преподавателей
кафедры прошли переподготовку группы секретарей-референтов, операторов ПЭВМ,
пользователей ПЭВМ со знанием основ компьютерной графики и дизайна.
Стремительное развитие
рекламно-информационных и полиграфических технологий выдвинуло в ряд актуальных
задачу подготовки специалистов-дизайнеров со знанием компьютерных технологий
обработки текстов и изображений. Исторически сложилось так, что изучение
программ компьютерной графики в регионе организовано на базе специальностей,
связанных с компьютерной техникой и информационными технологиями. Сложилось
мнение о сложности изучения компьютерной графики и о необходимости
предварительной профессиональной подготовки в программировании. В учебных же
заведениях, ведущих подготовку художников и дизайнеров, как правило, нет ни
материально-технической базы, ни специалистов для преподавания компьютерной графики.
Большинство учащихся художественных учебных заведений не имели ни базовых
знаний, ни практических навыков работы с компьютером, что привело к
необходимости составлять специальную программу обучения. Программа была
составлена с учетом начального уровня компьютерной грамотности учащихся, с
одной стороны, и требований рынка – с другой. Был также использован накопленный
преподавателями кафедры ценный опыт по подготовке пользователей ПК в системе
дополнительного образования и переподготовки кадров, а также практический опыт
работы одного из авторов настоящего сообщения в области рекламы и полиграфии.
Разработанная учебная программа содержала два основных блока (рис.2.).
Первый
блок предусматривал базовую подготовку пользователей ПК. Второй блок был посвящен
изучению пакетов для работы с векторной и растровой графикой, знакомству с
периферийными устройствами ввода/вывода изображений. Теоретические сведения
подавались блоками и закреплялись в ходе практической работы. Учащимся была
также предоставлена возможность дополнительной самостоятельной работы.
Рис.1. Программа обучения основам
компьютерной графики
Основы
ПЭВМ начальный курс пользователя |
|
Программы
для обработки графических данных |
|
Архитектура
ПЭВМ – 6 ч |
|
Точечная
графика AdobePhotoshop – 50 ч |
|
Инструментальные
средства ПЭВМ – 10 ч |
|
Векторная
графика CorelDraw – 60 ч |
|
ОС Windows – 20 ч |
|
Web-дизайн
– 40 ч |
|
MS Office – 10 ч |
|
|
|
Итоги обучения были весьма успешными.
Самым сложным оказался начальный этап, в ходе которого не только приобретались
начальные сведения и практические навыки, но происходила психологическая
адаптация к работе с компьютером. Можно сказать, что имело место и некоторое
изменение стиля мышления: учащиеся стали мыслить более упорядоченно и
структурно, научились разрабатывать алгоритмы. Можно сделать интересное
сравнение с результатами изучения того же материала студентами кафедры АСОИ.
Если для студентов- системотехников само освоение различных
методов и приемов обработки изображений обычно становится целью, то художники
восприняли эти приемы как средство достижения своих целей – воплощения
творческих планов, создания сложных художественных композиций. Быстро
почувствовав те преимущества, которые предоставляет компьютер, художники смело
использовали предоставленные возможности моделирования, редактирования для
самых разных творческих экспериментов.
К нам на курсы приходят
люди, у которых уже сложились определенные профессиональные навыки, причем
часто это люди среднего и старшего возраста. Необходимость обучения работе с
компьютером требует от них преодоления психологического барьера, который связан
как с освоением новых знаний и навыков, так и с определенной перестройкой в
основной деятельности. Обучение должно иметь четкую профессиональную
направленность, с одной стороны, и давать общие пользовательские навыки, с
другой. Обычно заказчики устанавливают очень сжатые сроки на освоение таких
программ, что усложняет задачу и преподавателей, и обучаемых.
Ключевым
моментом дополнительного образования является составление учебной программы. В
качестве иллюстрации можно привести программу, составленную для сотрудников
Министерства по налогам и сборам (МНС). Цель обучения – самостоятельная
обработка информации из баз данных и формирование
отчетов с помощью электронных таблиц MSExcel. Как и в
предыдущем примере, программа состоит из двух блоков: базового и
специализированного (Рис.3.). Но, в отличие от предыдущего примера, элементы MS
Office, такие как MS Word,
MS Excel, MS Query,
включены в блок специальной подготовки, т.к. именно они являются активными
рабочими инструментами для этой группы пользователей. Изучение этих программ
проводилось углубленно на примерах из практики самих обучаемых.
Рис.2. Программа курса для
сотрудников МНС
Основы
ПЭВМ: начальный курс пользователя |
Программа
по запросу базы данных и табличные процессоры |
Архитектура
ПЭВМ – 2 ч |
MS Word – 15 ч |
Инструментальные
средства ПЭВМ – 6 ч |
MS Excel – 25 ч. |
ОС Windows – 12 ч |
Базы
данных в Excel (MS Query
– 10 ч.) |
Сравнивая две приведенные
выше программы, отметим, что общим для них является отсутствие начальных
навыков работы с компьютером у учащихся как первой, так второй групп. Программа
для обучения основам компьютерного дизайна ориентирована в основном на людей,
далеких от компьютерной техники, для которых компьютер – только дополнительный,
не основной, инструмент в профессиональной деятельности художников. Владение
компьютером и средствами компьютерной графики расширяет сферу их возможного
трудоустройства. Поэтому программа обучения является достаточно объемной,
базовая часть составляет примерно четверть от общего объема курса и направлена
на освоение основ, с тем чтобы дать возможность
продуктивно работать с графическим приложениями.
Программа для сотрудников
МНС имеет другую цель – освоение компьютера как средства автоматизации своего
рабочего места. Как следствие, программа достаточно компактна и рассчитана на
быстрое обучение. Поэтому основы ПЭВМ составляют примерно треть от общего
объема программы и ориентированы на 2 задачи: адаптация разновозрастных групп
пользователей к компьютеру и усвоение принципов работы ПЭВМ, чтобы иметь
возможность в дальнейшем более успешно развивать полученные знания.
У дополнительного обучения
есть еще один важный аспект. Известно, что с началом автоматизации процессов на
предприятиях и в организациях начался процесс реинжиниринга.
На первом этапе автоматизации учета и управления предприятия пытаются полностью
перенести в информационную систему сложившуюся управленческую структуру.
Следующим закономерным этапом становится усовершенствование структуры, а затем
и ее реорганизация. Те же закономерности наблюдаются в процессе внедрения
компьютерных технологий на каждом рабочем месте [2]. Характерно, что учащиеся
обеих групп смогли не просто использовать компьютер как инструмент, но и внести
усовершенствования в организацию работы по своей специальности. Художники
освоили новые методы и приемы, что значительно расширило их профессиональные
возможности. Сотрудники МНС смогли не только более оперативно выполнять
основную работу, но и автоматизировать множество дополнительных рутинных
операций.
Анализируя проделанную
работу, можно сформулировать следующие выводы.
1. Университеты могут и
должны становиться центрами обучения различных групп специалистов, которые
используют компьютеры как рабочий инструмент.
2. Появились новые группы
«потребителей» образовательных услуг в области компьютерных технологий в лице
представителей гуманитарных специальностей, искусства, культуры.
3. Требуется разработка
специальных подходов и учебных программ для специалистов различных направлений.
4. Требуется
предварительная психологическая подготовка взрослых пользователей ПЭВМ к
обучению.
5. Необходима
дополнительная психологическая подготовка преподавателей к работе с различными
категориями учащихся в рамках системы дополнительного образования.
Конечно, в вопросах
разработки специальных подходов и программ обучения, а также психологической
подготовки преподавателей и обучаемых желательна помощь профессиональных
психологов. С нашей точки зрения, это может выразиться в следующих формах:
1. разработка тестов,
позволяющих определить психологическую готовность к обучению, выявить
психологические особенности групп;
2. разработка тестов,
позволяющих оценить результаты обучения;
3. разработка принципов
работы с различными группами пользователей с учетом специфики рода
деятельности, возраста, образования.
На кафедре АСОИ ГГУ имеются
определенные наработки по подготовке различных групп пользователей ПК.
Подготовлены и успешно реализуются учебные курсы по индивидуальному и
групповому обучению по заявкам Центра занятости,
инспекций МНС, Гомельэнерго, художественного училища
и других предприятий и организаций. Общим для всех этих групп является то, что
основной целью дополнительного обучения является повышение качества основной
работы и расширение возможностей в работе по специальности. При этом
преподавателям приходится вникать в специфику и учитывать ее при подготовке и
проведении занятий. Кроме того, общим является отсутствие начальной
пользовательской подготовки и, как следствие, наличие сильно выраженного
психологического барьера перед работой на ПК.
Работы
в этом направлении ведутся в различных учебных заведениях и центрах. По нашему
мнению, назрела необходимость координации усилий и обобщения накопленного опыта
с привлечением специалистов-психологов.
Литература
1. Титаренко Л.Г.
Университетское образование в условиях глобализации общества // Вышэйшая школа. 2001. № 3. С. 7-13.
2. Грабауров
В.А. Информационные технологии для менеджеров. – М.: «Финансы и статистика»,
2001. 368 с.