Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА УНИВЕРСИТЕТОВ
США
Алтайцев Александр Моисеевич, начальник отдела планирования
образования и реформ ЦПРО БГУ
В развитии университетской
жизни и образования, самой идеи университета особый интерес представляет опыт
университетов США. В концепции американских университетов произошел синтез
демократической традиции ранних средневековых университетов и прагматизма
немецкой университетской школы (по В. фон Гумбольдту, главная цель
университетского образования – совершенствование личности путем участия в
научном познании, включенном в процесс обучения). Американский подход к
университетскому образованию изначально отличался демократичностью и отстаивал
ориентацию на служение обществу.
Вследствие этого ведущие
американские университеты к середине XX века превратились в мощные образовательные,
исследовательские и научно-производственные корпорации, тесно связанные с
бизнесом, индустрией и системами управления. Корпоративной культуре
университетов США изначально способствовал особый правовой статус, обладание
собственными уставами и конституциями, которые давали им высокую степень
автономии, но не противопоставляли их обществу и власти. В силу того, что
университеты имели в своем распоряжении землю, цена которой вследствие близости
к коллективному интеллекту университета все более повышалась, многие из них
становились самодостаточными в экономическом
отношении субъектами хозяйственной деятельности.
Американские университеты
притягивали к себе не только бизнес со своей экономической мощью, но и
институты власти. Это отражалось в их структуре, поскольку весьма популярными
специальностями, приобретаемыми в университетах, стали программы по управлению
бизнесом и государственному управлению. Параллельно в университетской системе
США происходило выделение особой группы учреждений – так называемых
"исследовательских университетов", ставших ведущими
научно-образовательными корпоративными комплексами и центрами проведения
независимых экспертиз. Экономическая роль и социальный статус таких
университетов с течением времени все более повышались [5].
Как
известно, об университетах в собственном смысле слова можно говорить лишь с 12
века, начиная с Болонского и Парижского университетов. Уже в их возникновении проявляется
ряд важнейших характеристик университета, сохраняющихся до наших дней.
Сам термин
“университет” (лат. universitas – целость,
совокупность, общность) первоначально обозначал межнациональную корпорацию
преподавателей (магистров, профессоров) и студентов, studentes
– тех, кто “штудирует” (школяров) и обозначал определенную гильдию по аналогии
с другими мастеровыми гильдиями средневекового города.
В Европе первым
университетом стала Болонская школа права, получившая в 1158 г. соответствующую
грамоту ("Authentica Habita")
от Фридриха I Барбароссы.
До этой даты Болонская
школа не была университетом, т. к. даже в лице своего основателя – Ирнерии (р. ок. 1055-60 – ум. до 1130) – и его ближайших
преемников она оставалась частным делом предпринимателя-профессора. И только благодаря Ирнерии (он первым
выделил римское право из общего курса риторики и первым стал его преподавать не
по произволу, в отрывках, а в полном объеме, составил сборник юридических задач
для студентов, изучающих право, а также систематическое руководство по римскому
праву, что позволило впоследствии легимитизировать
высшую школу юристов-глоссаторов) образовательный процесс стал преподаванием
систематизированных позитивных знаний с опорой на фиксированные,
стандартизированные учебные пособия-тексты. Именно таким образом школа и
приобрела качество первого университета в Болонье.
Уже с этого времени
университет представлял собой корпорацию: корпорацию магистров, как Парижский,
или корпорацию школяров, как Болонский. Университет как
корпорация, будь он учрежден хоть папой, хоть императором (в 1224 г. император
Фридрих II, король сицилийский, основал в Неаполе государственный университет),
будь он городским (организованным городом-комунной,
как университеты Перуджи в 1266 г. и Сиены в 1275 г.)
или "канцлерским" (имеющим во главе управляющего канцелярией
епископата) – оставался "собственностью" этой корпорации учащих и
учащихся [6].
Корпоративность ранних
университетов отличалась от всех прочих гильдий и школ
прежде всего своей открытостью, но не замкнутостью. И те, кто просил учредить
университет, и та власть, решением которой университет учреждался, употребляли
понятие не universitas, которое долгое время
обозначало средневековую гильдию, а studium generale [4].
Это означало, что в
противоположность всем местным школам, которые обслуживали потребность только
своего региона, генеральная школа, во-первых, предназначалась для учителей и
учащихся всех стран и наций. Во-вторых, приобретенные в генеральной
школе-университете ученые степени должны были быть общепризнанными во всем
западном христианском мире: получивший ученую степень
– "право учить" в одном университете – приобретал способность учить
везде. (Отметим, что присуждение ученых степеней (промоция) регламентировано в
Европе, как характеристика университетов, с 1362 года.)
Кроме этого,
корпоративность университета, как только он создавался и начинал
функционировать в качестве достаточно разнообразного сообщества, становилась
мощным регионообразующим фактором, обладая самыми
разнообразными правами, обязанностями, функциями, привилегиями. Дело в том, что
университет в средние века – это не только преподаватели и студенты.
Университет – это "члены и подданные университета" или
"академические граждане". Это – надзирающие за порядком, педели,
слуги школяров, книго- и бумагопродавцы, переписчики,
типографы, переплетчики, орнаментщики, аптекари,
содержатели бань, мастера инструментов, трактирщики, банкиры, посыльные,
обслуживающие школяров, и ростовщики, через которых шла корреспонденция.
Таким образом,
корпоративные права, а также различные дотации и привилегии финансового плана
давали "штудирующим" (Studentes) возможность штудируя – жить, во-вторых, всячески
активизировали жизнь города, становящегося университетским городом и делали
существование университета для города выгодным, наконец, заложили основы
современного экономического благополучия западных университетов.
Кроме
этого, корпоративность университета была призвана, во-первых, учить Studentes – тех, кто "штудирует", а, во-вторых, –
реализовать право учить самому. И, наконец, что особенно важно, в корпоративном
университетском сообществе образовательная задача по
сути совпала с самой идеей университета, т. е. университет – это место, где
основной задачей является отнюдь не производство знаний, а воспроизводство
"образованных людей" – интеллектуалов всех профессий и – уже к концу
XV века – интеллектуалов "по профессии" [6].
Корпоративность
университета сегодня – это определенные критерии, факторы, показатели,
традиции, объединяющие всех людей, осуществляющих свою деятельность в
университете и преданных ему, независимо от своего университетского статуса.
Успех подобных университетов заключается, прежде всего, в
научно-исследовательском характере этих образовательных корпораций, которые
предлагают наиболее конкурентоспособные программы. Большую роль играют
следующие всеобщие факторы, подкрепляемые возможностями американского общества:
1) приверженность развитию образования на всех уровнях;
2) национальное богатство, значительное население и высокая
степень государственной поддержки, особенно естественных наук;
3) частная благотворительность, поощряемая налоговой
политикой.
Можно сказать, что
корпоративная культура университета – это степень его высокой репутации, имидж,
создаваемый в условиях конкуренции на основании следующих основных критериев,
которые формируются и формулируются путем опроса студентов, работников
образовательных структур, потенциальных клиентов и работодателей: ·
·
стаж
и опыт работы в сфере образования, известность в профессиональных кругах и
среди общественности; ·
·
репутация
и профессионализм руководства; ·
·
перспективы
профессионального развития университета; ·
·
востребованность выпускников на рынке труда, уровень их зарплаты и
карьерного продвижения; ·
·
отношение
сотрудников университета к обучающимся; ·
·
уровень
профессионализма, известности преподавателей, их требовательность; ·
·
мнение
студентов об организации учебного процесса, уровне преподавания; ·
·
территориальное
местонахождение, внешнее и внутренне оформление университета; ·
·
профессионализм
работы руководства со средствами массовой информации в продвижении своих услуг;
·
·
открытость
и интегрированность учебного заведения.
Значительную роль в
формировании и развитии корпоративного стиля жизни университета играет активная
политика в отношении студенческой части университетского сообщества по самым
разнообразным направлениям деятельности университета.
Так, в американских
университетах принято использовать студентов для выполнения оплачиваемых работ
в качестве библиотекарей, вахтеров, клерков, строителей и т. д., что
обеспечивает студентам дополнительный источник для обучения и проживания.
Допускается и работа студентов вне пределов вуза, на предприятиях и в
учреждениях. Многие вузы при организации кооперированного обучения стремятся к
тому, чтобы работа студентов на предприятиях, чередующаяся с обучением в вузе,
оплачивалась.
Ранее студенты не
привлекались к участию в управлении академическими делами вузов, их активность
ограничивалась сферой социального обеспечения и внеучебных
мероприятий. Однако в последние два десятилетия студенчество вовлекается в
систему самоуправления университами. В части вузов
они включаются в состав академических и административных советов.
В целом же, масштабы
вовлечения молодежи в высшую школу в США относительно количества населения –
самые большие в мире. Соответственно, внушительны и отряды выпускников вузов по
профилям и уровням обучения [1].
В чем же привлекательность
многих университетов США не только для собственной молодежи, но и для
иностранных студентов? Дж.Смолоу
утверждает, что колледжи и университеты США – мощный магнит для иностранных
студентов, стремящихся к свободе, многообразию и хорошему образованию [3].
Сегодня 3500 вузов Америки
привлекают около 500000 студентов из почти 200 стран. Больше всего студентов
приезжает из Азии: около 45000 человек из Китая и около 43000 человек из
Японии. За ними следуют студенты из Тайваня, Индии, Южной Америки, а также из
Канады.
Среди причин
привлекательности американских коллежей и университетов автор выделяет следующие:
–
Концепция равных
возможностей и демократизация образования (после Второй
мировой войны). В США 60% выпускников средней школы рано или поздно учатся в
колледже, в то время как всего лишь 30% немцев, 28% французов, 20% англичан и
37% японцев продолжают образование после средней школы. –
Привлекательность не только
академических программ, но и возможность пожить в большом кампусе, т.к.
студенческая повседневная жизнь так же важна, как и учебный процесс. –
Свобода выбора вуза:
исследовательские ун-ты, учебные заведения штатов, частные гуманитарные
колледжи, городские колледжи, религиозные учебные заведения, военные академии.
–
Широкая общеобразовательная
подготовка, когда большинство американских университетов обязывает студентов
пройти вводные курсы по естественным и общественным наукам, языкам и
литературе, прежде чем выбрать какую-то область знаний. –
Дух независимости
университета, который во многом определяется материальными соображениями, т.к.
университеты, частные и общественные, ведут борьбу за существование [3].
Какова же
последовательность основных факторов создания имиджа университета, как единой
корпоративной структуры?
Ø
Определение
реальных характеристик организации – выделение всех достоинств и недостатков
университета.
Ø
Выделение
типичного круга потребителей, то есть определенного сегмента на рынке
образовательных услуг.
Ø
Выделение
достоинств, важных для типичных клиентов.
Ø
Формирование
социальных характеристик университета, которые привносятся им самим в
общественное мнение.
Ø
В
конечном счете, совокупность основных факторов и приводит к формулированию
корпоративной программы и миссии конкретного университета.
Ø
Разнообразие
опыта в этом направлении различных университетов оценивается по таким
критериям, как процент иностранных студентов и преподавателей
(свидетельствующих о международном признании), доля студентов-женщин и др.
Показатели участия преподавателей в научных исследованиях вычисляются по
количеству публикаций в 35 международных научных изданиях.
Ø
Например,
по итоговому рейтингу в пятерке лучших экономических университетов мира в 2001
году оказались Пенсильванский университет,
Бизнес-школа в Гарварде, Стэнфордский университет,
Чикагский университет, Колумбийский университет.
В целом же, среди лучших
университетов США Хенри Росовски
(профессор экономики в Гарварде, а в прошлом декан Колледжа гуманитарных и
естественных наук университета, автор книги “Университет: руководство
владельца”) называет следующие: ·
Гарвард (Массачусетс); ·
Станфорд (Калифорния); ·
Калифорнийский ун-т (Беркли); ·
Массачусетский технологический институт; ·
Йельский университет (Коннектикут).
Формированию
корпоративности университетов значительно способствует “необычайная особенность
американской университетской жизни”, которая “заключается в соперничестве.
Учебные заведения одного класса борются за профессорско-преподавательский
состав, фонды на научные исследования студентов, внимание общественности и
многое другое” [2].
Наряду с положительными
моментами подобной конкуренции возникают и некоторые отрицательные:
а) лучшие специалисты
слишком часто переходят из одного ун-та в другой с целью достижения личных
целей;
б) большие преимущества
предоставляются тем предметам, где сильнее влияние рынка (например,
компьютерное программирование по сравнению с английским языком и литературой);
в) формируется сознание
быстрого достижения результатов по сравнению с долгосрочными задачами и
немодными направлениями исследований [2].
Особое место в формировании
корпоративной культуры американских университетов занимает американская система
управления университетами, которая по сути является
унитарной, когда есть один руководитель – президент, который вместе с учеными и
преподавателями определяет и проводит образовательную политику. Однако бюджетные
ассигнования, управление фондом, решения о новых программах, перспективные
планы и др. решает администрация, возглавляемая президентом, который подотчетен
совету попечителей.
Такая система управления
обладает двумя основными характеристиками:
во-первых, председатели, деканы, проректоры и др. руководители высшего
и среднего звена назначаются, а не избираются;
во-вторых, сравнительно независимые попечители служат интересам и
общественных, и частных университетов, что является достаточно эффективной
защитой от политических влияний и вмешательства в дела университетов.
Немалую роль в качестве
университетского образования играет т. н. корпоративная этика в целом, т. е.
местная гордость за свой университет, что во многом способствует передовой роли
лучших университетов США во всей системе образования [2].
Таким образом, американский
опыт становится в целом весьма привлекательным и в силу возрастающей
актуальности проблем регионального развития. В частности, крупные университеты
США, являясь федерально-значимыми научно-образовательными корпоративными
центрами, в большинстве случаев выступают мощнейшим фактором развития регионов
размещения через формирующиеся при них технопарковые
структуры.
Итак, в чем особенности
корпоративных университетов США, уже унаследованные многими университетами в
различных странах мира? Представляется возможным выделить ряд таких признаков,
список которых, однако, совсем не является исчерпывающим.
Ø
Полифункциональность университета, или способность как генерировать, так
и обеспечивать трансферт современного знания.
Ø
Сильная
ориентация на научные исследования и разработки, прежде всего – на
фундаментальные исследования.
Ø
Наличие
системы подготовки специалистов с "продвинутой" научной степенью; в
том числе и при превышении числа магистрантов, аспирантов и докторантов над
числом студентов, ориентированных на получение общего высшего образования.
Ø
Ориентация
на современные направления науки, высоких технологий и инновационный сектор в
экономике, науке и технике.
Ø
Широкий
набор специальностей и специализаций, включая естественные науки, социальные
науки и гуманитарное знание.
Ø
Высокий
профессиональный уровень преподавателей, принятых на работу на основе
конкурсов, в том числе и международных; наличие возможностей для приглашения
ведущих специалистов из различных стран мира на временную работу.
Ø
Высокая
степень информационной открытости и интеграция в международную систему науки и
образования.
Ø
Восприимчивость
к мировому опыту и гибкость в отношении новых направлений научных исследований
и методологии преподавания.
Ø
Конкурсность и селективный подход при наборе студентов.
Ø
Формирование
вокруг университета особой интеллектуальной среды.
Ø
Наличие
корпоративной этики, базирующейся на этосе науки,
демократических ценностях и академических свободах.
Ø
Формирование
вокруг университета специфического научно-технического и экономического
пространства, часто заполняемого технопарковыми
структурами.
Ø
Стремление
к лидерству внутри данного региона, страны и мирового научного и
образовательного сообщества в целом [5].
Таким образом, в настоящее
время корпоративная университетская культура – это своеобразная, достаточно
эффективная форма жизнедеятельности университетов, позволяющая говорить об
университете как о самоорганизованной системе,
построенной на принципах самоценности знания, свободы
учения и обучения, что и является конкретным способом реализации идеи
университета. Подобная корпоративная организация университета как
интегрированной системы призвана и способна выполнять универсальные функции культуропреемственности, культуронаследования
и культуропорождения, являясь хранителем, генератором
и распространителем культурных образцов [7].
Некоторые из приведенных
выше характеристик корпоративной университетской культуры уже присутствуют (или
имеют возможности для реализации) в жизни университетов Белоруссии (конечно же,
с учетом социокультурных особенностей и тенденций
развития). Анализ же того, в какой мере эти характеристики приложимы
к современному национальному Белорусскому государственному университету (как и
другим университетам Республики Беларусь),
представляет собой особую исследовательскую задачу.
Тем не менее, очевидно
главное обстоятельство – формирование и возможное развитие корпоративной
культуры университетской жизни неизбежно должно опираться на знание опыта
других стран в этой сфере и предполагать максимально возможное использование
его в отечественной практике.
Литература
1. Захарова О.Л., И.В.
Муравьева, Осанов А.Б. и др. Системы высшего
образования стран Запада: В 2 ч. Ч. 2. / Отв. ред. В.И. Зубарев. / Н.-и. центр междунар. образования Ун та дружбы народов. – М.: Изд-во Ун-та дружбы народов. –
1991. – С. 64 – 67.
2. Хенри
Росовски. Две трети самых лучших // “Америка”,
(специальный выпуск об американских университетах). – “America
Illustrated”, Washington,
U.S.A. – 1993 – № 442. – с. 3 – 6.
3. Джил Смолоу.
В стремлении к совершенству // “Америка”, (специальный выпуск об американских
университетах). –. “America Illustrated”,
Washington, U.S.A. – - 1993 – № 442. – с. 8 – 9.
4. Костюкевич
C. Образ университета как уникального сплава либерального образования,
средневековой гильдии и естественной науки // "А1ma Matег" ("Вестник высшей школы"). Изд-во
Ун-та дружбы народов. М.:– 2001. – № 6. – с. 34 – 39.
5. Водичев
Е.Г. "Исследовательские" университеты США и российская
университетская система: опыт сравнительного анализа – г. Новосибирск
21.03.2001 г. http://www.prof.msu.ru/PC/omsk/2_02.htm.
6. Шульман М. М. О социокультурных функциях университетов (исторический
взгляд) 22. 02. 2001 г. http://www.mis.rsu.ru/conf/1999a/1-3.htm
7.
Башкатов В.З., Воробейчиков Э.С., Хасанов В.Я., Щипунов А.А. Открытое общество,
классический университет, Интернет. – Томский госуниверситет. – Томск 01. 12
1999 г. http://iol.spb.osi.ru/IOL1999/SECT_E/E08.HTML