Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Идея университета: парадоксы самоописания

 

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

А.М.Алтайцев

 

Сегодня белорусское общество живет в эпоху процесса, начало осознания которого в развитых странах относится еще к середине XX века: качество образования – это, прежде всего, индустрия знаний, обеспечивающая выживание, процветание и развитие наций.

Непростые объективные экономические условия в республике Беларусь, конкурентная борьба на мировых рынках, требования научно-технического прогресса, заставляют создавать эффективные механизмы повышения качества подготовки специалистов высшей квалификации [1].

Именно качеством сферы высшего образования предопределяются успех и неудачи функционирования и развития всей системы образования страны.

Принципиально подчеркнуть, что, говоря о повышении, улучшении, развитии, управлении качеством образования, необходимо прежде всего четко представлять сегодняшнее положение того, что мы улучшаем и чем управляем. В связи с этим актуальной проблемой становится объективная оценка состояния высшего профессионального образования в стране.

Не зная истинного состояния системы образования, нельзя решать проблемы ее модернизации и реформирования, т.е. качественного улучшения. Зачастую вместо глубокого анализа и объективной оценки состояния отечественного образования имеет место ставшее уже традиционным говорение об успехах с одновременной и обширной констатацией т. н. недостатков и просчетов, на фоне которых провозглашаемые успехи кажутся весьма проблематичными. Быть может потому, что недостатков и нерешенных проблем, а также кризисных явлений в этой сфере сегодня гораздо больше, чем достижений, необходима объективная картина образования, т. е. реальная, измеряемая, качественно оцененная и только тогда эффективно управляемая система образования. Представляется недостаточным объявить образование приоритетным.

Решая собственные проблемы образования и учитывая опыт развитых стран (Англии, Франции, США, Германии и др.) Именно в сфере высшего профессионального образования высокоразвитых стран сейчас наблюдаются чрезвычайно интересные позитивные процессы и инновации, заслуживающие внимательного изучения:

– развитие систем высшего профессионального образования в макроструктуре «образование – наука – производство»;

– диверсификация функций различных вузов в соответствии с избранной моделью специалиста;

– совершенствование многоступенчатой структуры вузовской системы;

– концентрация подготовки кадров высшей квалификации в базовых вузах инновационно-исследовательской направленности;

– интенсивное развитие непрерывного образования;

– совершенствование разнообразных форм последипломного обучения;

– организационное обеспечение научных исследований в области высшего образования;

– всесторонняя интенсификация учебного процесса, в частности, путем переноса основного акцента на самостоятельную работу студентов, которая в большинстве вузов развитых стран стала основной формой учебной работы;

– усиление роли индивидуализированных форм учебной работы;

– разработка и внедрение новаторских подходов к подготовке специалистов, новых активных методов и технических средств обучения [2].

Изучение положительного опыта высшей школы развитых стран должно способствовать решению по меньшей мере трех крупных проблем. Во-первых, этот опыт (рациональная его суть) имеет немаловажное значение для модернизации отечественной системы высшего профессионального образования.

Во-вторых, результаты сопоставлений с зарубежным опытом служат одним из источников уточнения и усиления научно-профессионального, педагогического и культурного ядра отечественного высшего образования, особенно тех его направлений, которые прежде не были представлены в наших вузах.

В-третьих, потребность в изучении опыта высшего образования развитых стран связана также с наличием системного кризиса в общественных структурах страны, с разлаженностью управленческих систем в экономике, политике, социальной сфере, образовании и науке, что крайне отрицательно сказывается на социально-экономическом положении Беларуси, препятствуя сохранению достойного уровня образованности и культуры нации.

При решении указанных выше проблем необходимо выделить возможные приоритеты образовательной политики, на основании которых могут быть обозначены критерии (основа параметров, показателей, уровней и т. п.) оценки и сопоставления нынешнего и перспективного качественного состояния высшего образования и системы образования в целом.

Качество же высшего образования, по нашему мнению, есть цель и одновременно итог, результат выстраивания и осуществления нескольких операциональных блоков возможных приоритетов в области образовательной политики:

 

I. Стратегические цели.

II. Структурная перестройка системы высшего образования.

Ш. Влияние высшего образования на основные социально-экономические структуры общественной деятельности.

IV. Приоритеты в области развития качества высшего образования [4].

 

С другой стороны, обеспечение качества высшей школы с учетом международного опыта будет способствовать решению по меньшей мере трех крупных проблем:

а) модернизация отечественной системы высшего профессионального образования;

б) уточнение и усиление научно-профессионального, педагогического и культурного ядра отечественного высших) образования;

в) осознание и преодоление системного кризиса в общественных структурах страны, разлаженности управленческих систем в экономике, политике, социальной сфере, образовании и науке, что препятствует сохранению достойного уровня образованности и культуры нации.

 

Структурные же составляющие в каждом из означенных выше блоков возможных приоритетов образовательной политики могут быть следующими.

 

I. Приоритеты в сфере стратегических целей:

·      Совершенствование системной взаимосвязи высшего образования со всеми государственными и общественными системами (в отличие от наших издержек в этой области, связанных с традиционной бюрократической ведомственностью), эволюционное развитие образовательной системы без революционных потрясений и скачков.

·      Усиление связей вузов с наукой и производством, заметное расширение масштабов научных исследований в университетах (вузах), что обеспечивает развитие основных проблемных направлений в области технических, естественных и гуманитарных наук, а также способствует созданию исследовательских университетов.

·      Увеличение финансовых, материальных и интеллектуальных вложений в систему высшего образования. (Доля ВНП в развитых странах, отводимая на высшее образование, составляет 5-7%).

·      Перестройка системы высшего профессионального образования на основе включения в международное разделение труда с использованием новейших технологий.

·      Совершенствование системы аккредитации вузов в целях обеспечения высокого качества высшего образования.

·      Расширение международного сотрудничества в области образования, совершенствование системы международных сравнений качества образования, особенно высшего.

 

II. Приоритеты в сфере структурной перестройки системы высшего образования:

·      Повышение потенциала образовательной инфраструктуры.

·      Университизация высшего и высшего профессионального образования (высшей технической школы).

·      Быстрый рост численности специалистов по новым направлениям развития науки и техники, особенно по новым специальностям в области управления, информатики, информационно-компьютерным технологиям (ИКТ), биотехнологии, робототехники и другим новым направлениям.

·      Диверсификация высшего профессионального образования.

·      Создание нетрадиционных вузов с обучением на основе новых информационных технологий (технические и технологические университеты).

·      Усиление фундаментализации образования.

 

III. Приоритеты в области влияния высшего образования на основные социально-экономические структуры общественной деятельности:

·       Усиление воздействия на рынок труда путем создания новых технологий и открытия новых областей общественной деятельности.

·       Децентрализация управления и расширение автономии вузов.

·       Усиление влияния на социальную сферу общества, на изменение принципов организации производства и на общественные (международные) связи.

·       Возрастание научной функции системы высшего образования. (В развитых странах вузы выполняют от 14 до 24% объема всех НИР в денежном выражении) [3].

Осуществление образовательной политики, обозначенной в блоках I, II, III, явится, по нашему мнению, основой приоритетов развития и управления качеством высшего образования (блок IV).

 

IV. Приоритеты в области развития качества высшего образования:

·       Переход к новаторскому высшему и высшему профессиональному образованию, обеспечение его всемерной модернизации и сбалансированности (адекватность, многообразие, гибкость, мобильность, экономичность, новое содержание, проектирование новых типов вузов и образовательных структур).

·       Значительное повышение роли педагогического и психологического обеспечения в достижении эффективности и качества высшего образования.

·       Интенсификация высшего образования. Создание и освоение новых педагогических технологии, основанных на концепциях и принципах системного моделирования, инновационных методах обучения.

·       Активизация работ по обновлению классической модели высшего образования в связи с все более проявляющимся кризисом образования в мире.

·       Совершенствование системы оценки функционирования образовательной системы, международных сравнений качества образования и высшего образования в особенности.

 

Продолжая логику выше изложенных характеристик образовательной политики, можно рассмотреть некоторые приоритетные подходы к реформированию и развитию отечественного высшего образования.

1. Вузы должны быть ориентированы на поиск, проектирование и освоение новых научно-технических решений, педагогических технологий, моделей подготовки специалистов, основанных на реальном осуществлении всего цикла инновационного процесса — от замысла до реализации разработок у потребителей. Учитывая это требование, по-видимому, целесообразно предоставить некоторым учебным заведениям право разрабатывать инновационные идеи и программы.

2. Формирование профессиональной компетентности и профессионально-творческой направленности обучения, которые в наибольшей степени обеспечивают конкурентоспособность и самоутверждение будущего специалиста.

3. Никакой «патриотизм», никакое подвижничество и понимание путей вывода отечественной системы высшего образования на мировой качественный уровень, при всей их несомненной важности, не дадут нужного эффекта — необходимы конкретные социально-экономические меры.

4. Приоритетное направление модернизации системы высшего профессионального образования Беларуси — эффективное развитие и наиболее полное использование в этот период отечественного потенциала высшей школы, приведение ее в соответствие с требованиями рыночной экономики, а также мирового рынка образовательных услуг с его ужесточающейся конкуренцией.

5. Белорусское общество должно быть ориентировано на наивысший уровень качества образования, достигнутый в мире, и на наиболее высокие нормы и требования финансового, материально-технического, интеллектуального и информационного обеспечения функционирования образовательной системы в расчете на одного учащегося.

6. Приоритетными задачами должны стать: всемерное развитие вузов; повышение качества учебного и научно-исследовательского процессов и более предметный контроль над ними академического сообщества; стимулирование состязательности между вузами; установление тесных связей вузов с рынком труда. Очевидно, что наряду с этим потребуется: введение обоснованных учебных планов, соответствующих международным требованиям (стандартам); введение модульной системы обучения и оценки результатов в соответствии с принципами переходных зачетных единиц (transferable credit).

7. Повышение эффективности фундаментальных научных исследований, осуществляемых в высших учебных заведениях (университетах), путем их интеграции с фундаментальными исследованиями, проводимыми в институтах академий наук.

8. Национальные цели образования требуют постепенного увеличения в совокупной рабочей силе доли лиц с высшим образованием до уровня передовых стран мира (до 20%).

9. Необходимо обеспечение автономии высших учебных заведений в определении содержания учебных планов и программ по основным направлениям подготовки как главной гарантии их современного обновления или при замене их на новые; рыночная экономика предполагает создание системы управления в рамках реальной административной и финансовой автономии.

10. Необходима дальнейшая интеграция системы высшего образования Беларуси в общеевропейскую и мировую системы, что позволит высшей школе Беларуси выйти на мировой рынок образовательных услуг, увеличить число иностранных студентов в общем студенческом контингенте вузов до уровня, достигнутого странами с наиболее развитыми системами высшего образования (1,5-2%).

Таким образом, именно качество системы высшего образования обеспечивает воспроизводство интеллектуального потенциала нации, реализацию потенциальных возможностей науки и культуры, перспективную направленность всей системы образования.

 

Литература

1. Козулин А.В. Миссия университета в XXI веке / Выбраныя навуковыя працы Беларускага дзяржаунага унiверсiтэта: У 7 т. Т. 1. Педагогiка. Псiхалогiя. Сацыялогiя. Фiласофiя – Мн.: БДУ, 2001. – С. 97-115.

2. Рябов Л.П. Анализ позитивных изменений и инновационных процессов в системах высшего профессионального образования развитых стран: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании. – М., 2001. – 56 с. – (Проблемы зарубежной высшей школы; Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып. 6).

3. Галаган А.И. Международный опыт создания и функционирования исследовательских университетов. М., 1999. / Проблемы зарубежной высшей школы: Обзор, информ. /НИИВО, Вып. 2).

4. Альтбах Ф.Дж. Модели развития высшего образования в преддверии 2000 г.// Перспективы. Вопросы образования: Ежеквартальный журнал ЮНЕСКО. 1992. N3.

 

 


Назад




Hosted by uCoz