Центр проблем
развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
ВОЗМОЖНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
А.М.Алтайцев
Сегодня белорусское общество живет в эпоху процесса,
начало осознания которого в развитых странах относится
еще к середине XX века: качество образования – это, прежде всего, индустрия
знаний, обеспечивающая выживание, процветание и развитие наций.
Непростые объективные экономические условия в
республике Беларусь, конкурентная борьба на мировых рынках, требования
научно-технического прогресса, заставляют создавать эффективные механизмы
повышения качества подготовки специалистов высшей квалификации [1].
Именно качеством сферы высшего образования
предопределяются успех и неудачи функционирования и развития всей системы
образования страны.
Принципиально подчеркнуть, что, говоря о повышении,
улучшении, развитии, управлении качеством образования, необходимо
прежде всего четко представлять сегодняшнее положение того, что мы улучшаем и
чем управляем. В связи с этим актуальной проблемой становится объективная
оценка состояния высшего профессионального образования в стране.
Не зная истинного состояния системы образования,
нельзя решать проблемы ее модернизации и реформирования, т.е. качественного
улучшения. Зачастую вместо глубокого анализа и объективной
оценки состояния отечественного образования имеет место ставшее уже
традиционным говорение об успехах с одновременной и обширной констатацией т. н.
недостатков и просчетов, на фоне которых провозглашаемые успехи кажутся весьма
проблематичными. Быть может потому, что недостатков и нерешенных
проблем, а также кризисных явлений в этой сфере сегодня гораздо больше, чем
достижений, необходима объективная картина образования, т. е. реальная,
измеряемая, качественно оцененная и только тогда эффективно управляемая система
образования. Представляется недостаточным объявить образование приоритетным.
Решая собственные проблемы
образования и учитывая опыт развитых стран (Англии, Франции, США,
Германии и др.) Именно в сфере высшего профессионального образования
высокоразвитых стран сейчас наблюдаются чрезвычайно интересные позитивные
процессы и инновации, заслуживающие внимательного изучения:
– развитие систем высшего профессионального
образования в макроструктуре «образование – наука – производство»;
– диверсификация функций различных вузов в соответствии
с избранной моделью специалиста;
– совершенствование многоступенчатой структуры
вузовской системы;
– концентрация подготовки кадров высшей квалификации
в базовых вузах инновационно-исследовательской
направленности;
– интенсивное развитие непрерывного образования;
– совершенствование разнообразных форм
последипломного обучения;
– организационное обеспечение научных исследований в
области высшего образования;
– всесторонняя интенсификация учебного процесса, в частности,
путем переноса основного акцента на самостоятельную работу студентов, которая в
большинстве вузов развитых стран стала основной формой учебной работы;
– усиление роли индивидуализированных форм учебной
работы;
– разработка и внедрение новаторских подходов к
подготовке специалистов, новых активных методов и технических средств обучения
[2].
Изучение положительного опыта высшей школы развитых
стран должно способствовать решению по меньшей мере
трех крупных проблем. Во-первых, этот опыт (рациональная его суть) имеет
немаловажное значение для модернизации отечественной системы высшего
профессионального образования.
Во-вторых, результаты сопоставлений с зарубежным
опытом служат одним из источников уточнения и усиления
научно-профессионального, педагогического и культурного ядра отечественного
высшего образования, особенно тех его направлений, которые прежде не были
представлены в наших вузах.
В-третьих, потребность в изучении опыта высшего
образования развитых стран связана также с наличием системного кризиса в
общественных структурах страны, с разлаженностью управленческих систем в
экономике, политике, социальной сфере, образовании и науке, что крайне
отрицательно сказывается на социально-экономическом положении Беларуси,
препятствуя сохранению достойного уровня образованности и культуры нации.
При решении указанных выше проблем необходимо
выделить возможные приоритеты образовательной политики, на основании которых
могут быть обозначены критерии (основа параметров, показателей, уровней и т.
п.) оценки и сопоставления нынешнего и перспективного качественного состояния
высшего образования и системы образования в целом.
Качество же высшего образования, по нашему мнению,
есть цель и одновременно итог, результат выстраивания и осуществления
нескольких операциональных блоков возможных
приоритетов в области образовательной политики:
I. Стратегические цели.
II. Структурная перестройка системы
высшего образования.
Ш. Влияние высшего образования на основные
социально-экономические структуры общественной деятельности.
IV. Приоритеты в области развития
качества высшего образования [4].
С другой стороны, обеспечение качества высшей школы с
учетом международного опыта будет способствовать решению
по меньшей мере трех крупных проблем:
а) модернизация отечественной системы высшего
профессионального образования;
б) уточнение и усиление
научно-профессионального, педагогического и культурного ядра отечественного
высших) образования;
в) осознание и преодоление системного кризиса в
общественных структурах страны, разлаженности управленческих систем в
экономике, политике, социальной сфере, образовании и науке, что препятствует
сохранению достойного уровня образованности и культуры нации.
Структурные же составляющие в каждом из означенных
выше блоков возможных приоритетов образовательной политики могут быть
следующими.
I. Приоритеты в сфере стратегических
целей:
· Совершенствование системной
взаимосвязи высшего образования со всеми государственными и общественными системами
(в отличие от наших издержек в этой области, связанных с традиционной
бюрократической ведомственностью), эволюционное развитие образовательной
системы без революционных потрясений и скачков.
· Усиление связей вузов с наукой и
производством, заметное расширение масштабов научных исследований в
университетах (вузах), что обеспечивает развитие основных проблемных
направлений в области технических, естественных и гуманитарных наук, а также
способствует созданию исследовательских университетов.
· Увеличение финансовых, материальных
и интеллектуальных вложений в систему высшего образования. (Доля ВНП в развитых
странах, отводимая на высшее образование, составляет 5-7%).
· Перестройка системы высшего
профессионального образования на основе включения в международное разделение
труда с использованием новейших технологий.
· Совершенствование системы
аккредитации вузов в целях обеспечения высокого качества высшего образования.
· Расширение международного
сотрудничества в области образования, совершенствование системы международных
сравнений качества образования, особенно высшего.
II. Приоритеты в сфере структурной
перестройки системы высшего образования:
· Повышение потенциала образовательной
инфраструктуры.
· Университизация высшего и высшего профессионального
образования (высшей технической школы).
· Быстрый рост численности
специалистов по новым направлениям развития науки и техники, особенно по новым
специальностям в области управления, информатики, информационно-компьютерным
технологиям (ИКТ), биотехнологии, робототехники и другим новым направлениям.
· Диверсификация высшего
профессионального образования.
· Создание нетрадиционных вузов с
обучением на основе новых информационных технологий (технические и
технологические университеты).
· Усиление фундаментализации
образования.
III. Приоритеты в области влияния
высшего образования на основные социально-экономические структуры общественной
деятельности:
· Усиление воздействия на рынок труда путем
создания новых технологий и открытия новых областей общественной деятельности.
· Децентрализация управления и расширение
автономии вузов.
· Усиление влияния на социальную сферу общества,
на изменение принципов организации производства и на общественные
(международные) связи.
· Возрастание научной функции системы высшего
образования. (В развитых странах вузы выполняют от 14 до 24% объема всех НИР в
денежном выражении) [3].
Осуществление образовательной политики, обозначенной
в блоках I, II, III, явится, по нашему мнению, основой приоритетов развития и управления
качеством высшего образования (блок IV).
IV. Приоритеты в области развития
качества высшего образования:
· Переход к новаторскому высшему и высшему
профессиональному образованию, обеспечение его всемерной модернизации и
сбалансированности (адекватность, многообразие, гибкость, мобильность,
экономичность, новое содержание, проектирование новых типов вузов и
образовательных структур).
· Значительное повышение роли педагогического и
психологического обеспечения в достижении эффективности и качества высшего
образования.
· Интенсификация высшего образования. Создание и
освоение новых педагогических технологии, основанных на концепциях и принципах
системного моделирования, инновационных методах обучения.
· Активизация работ по обновлению классической модели
высшего образования в связи с все более проявляющимся кризисом образования в
мире.
· Совершенствование системы оценки
функционирования образовательной системы, международных сравнений качества
образования и высшего образования в особенности.
Продолжая логику выше изложенных характеристик
образовательной политики, можно рассмотреть некоторые приоритетные подходы к
реформированию и развитию отечественного высшего образования.
1. Вузы должны быть ориентированы на поиск,
проектирование и освоение новых научно-технических решений, педагогических
технологий, моделей подготовки специалистов, основанных на реальном
осуществлении всего цикла инновационного процесса — от замысла до реализации
разработок у потребителей. Учитывая это требование, по-видимому, целесообразно
предоставить некоторым учебным заведениям право разрабатывать инновационные
идеи и программы.
2. Формирование профессиональной компетентности и
профессионально-творческой направленности обучения, которые в наибольшей
степени обеспечивают конкурентоспособность и самоутверждение будущего
специалиста.
3. Никакой «патриотизм», никакое подвижничество и
понимание путей вывода отечественной системы высшего образования на мировой
качественный уровень, при всей их несомненной важности, не дадут нужного эффекта
— необходимы конкретные социально-экономические меры.
4. Приоритетное направление модернизации системы
высшего профессионального образования Беларуси — эффективное развитие и
наиболее полное использование в этот период отечественного потенциала высшей
школы, приведение ее в соответствие с требованиями рыночной экономики, а также
мирового рынка образовательных услуг с его ужесточающейся конкуренцией.
5. Белорусское общество должно быть ориентировано на
наивысший уровень качества образования, достигнутый в мире, и на наиболее
высокие нормы и требования финансового, материально-технического,
интеллектуального и информационного обеспечения функционирования
образовательной системы в расчете на одного учащегося.
6. Приоритетными задачами должны стать: всемерное
развитие вузов; повышение качества учебного и научно-исследовательского
процессов и более предметный контроль над ними академического сообщества;
стимулирование состязательности между вузами; установление тесных связей вузов
с рынком труда. Очевидно, что наряду с этим потребуется: введение обоснованных
учебных планов, соответствующих международным требованиям (стандартам);
введение модульной системы обучения и оценки результатов в соответствии с
принципами переходных зачетных единиц (transferable credit).
7. Повышение эффективности фундаментальных научных
исследований, осуществляемых в высших учебных заведениях (университетах), путем
их интеграции с фундаментальными исследованиями, проводимыми в институтах
академий наук.
8. Национальные цели образования требуют постепенного
увеличения в совокупной рабочей силе доли лиц с высшим образованием до уровня
передовых стран мира (до 20%).
9. Необходимо обеспечение автономии
высших учебных заведений в определении содержания учебных планов и программ по
основным направлениям подготовки как главной гарантии их современного
обновления или при замене их на новые; рыночная экономика предполагает создание
системы управления в рамках реальной административной и финансовой автономии.
10. Необходима дальнейшая интеграция системы высшего
образования Беларуси в общеевропейскую и мировую системы, что позволит высшей
школе Беларуси выйти на мировой рынок образовательных услуг, увеличить число
иностранных студентов в общем студенческом контингенте вузов до уровня,
достигнутого странами с наиболее развитыми системами высшего образования
(1,5-2%).
Таким образом, именно качество системы высшего
образования обеспечивает воспроизводство интеллектуального потенциала нации,
реализацию потенциальных возможностей науки и культуры, перспективную
направленность всей системы образования.
Литература
1. Козулин А.В. Миссия
университета в XXI веке / Выбраныя навуковыя працы Беларускага дзяржаунага унiверсiтэта:
У 7 т. Т. 1. Педагогiка. Псiхалогiя. Сацыялогiя. Фiласофiя – Мн.: БДУ, 2001. – С. 97-115.
2. Рябов Л.П. Анализ позитивных изменений и
инновационных процессов в системах высшего профессионального образования
развитых стран: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании. – М., 2001. –
56 с. – (Проблемы зарубежной высшей школы; Аналитические обзоры по основным
направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып.
6).
3. Галаган А.И. Международный опыт создания и
функционирования исследовательских университетов. М., 1999. / Проблемы
зарубежной высшей школы: Обзор, информ. /НИИВО, Вып. 2).
4. Альтбах Ф.Дж. Модели
развития высшего образования в преддверии 2000 г.// Перспективы. Вопросы
образования: Ежеквартальный журнал ЮНЕСКО. 1992. N3.