Центр проблем
развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
УНИВЕРСИТЕТ КАК ДИСКУРСИВНОЕ СОБЫТИЕ
(вместо предисловия)
Шарко Ольга Ивановна, методист Центра проблем развития
образования
В данном сборнике
представлены результаты двух международных конференций: «Идея университета:
авторитет классики и вызов современности» (2001 г.) и «Университетское
образование: от эффективного преподавания к эффективному учению (2002 г.).
Название одной из секций — «Идея университета: парадоксы самоописания»
— и дало название сборнику.
В представленных на суд
читателей работах авторы делают попытку осмыслить идею университета и его
миссию в современных условиях, обнаружить современные средства его описания.
Это не единый монолитный коллективный текст, а, скорее, полилогичное
поле, в котором сложно взаимодействуют разнокачественные описания университета
(его целей, ценностей, языков и практик). В этом многоголосии звучат как
дисциплинарные высказывания: философские, психологические, социологические,
педагогические, так и комплексные суждения, воодушевленные задачей преодоления
дисциплинарных границ и поиском категориальных средств конституирующих
собственно образовательные отношения. Единственное, что объединяет авторов -
это общий пафос конструктивной критики.
Неоднозначна и временная
перспектива данного сборника: здесь можно встретить и констатации существующего
- «живущего» — университета, попытки понять происходящее в нем и проекты,
эскизы «возможных» университетов. Что касается современности, то современный
(«живущий») университет видится многим авторам как некоторый проблематичный
синтез черт классического университета прошлого века и неклассического,
характерного для современной эпохи, в котором перекрещиваются
ряд актуальных проблем современной жизни. В этом контексте обсуждается,
например, проблема элитарного и массового образования, долга и ответственности
(Н.И.Латыш), проблема соотношения процессов воспроизводства научной
национальной элиты и массовой подготовки профессионалов с высшим образованием (Л.Г.Тита-ренко). Интересная
попытка анализа университета предпринята посредством поиска его базовой
метафоры (Т.Ф.Милова), в том числе с использованием
символического ресурса «органических» коннотаций (Н.Э.Бекус-Гончарова).
Обращает на себя внимание и попытка представить актуальные образовательные
отношения как парадоксальные (М.В.Соколова) или как статические (псевдодинамические) (А.А.Полонников).
Взаимодействие многих
различных описаний подталкивает читателя (слушателя) к интересному выводу:
современная интерпретация университета, произведенная из одного единственного
фокуса, не удовлетворяет всех, она априорно частична и во многом статична.
«Университет - многоликое творение рук и умов человека. Не удивительно, что он
нагружен параллельным множеством функций, которые требуют его присутствия в
разных контекстах человеческой жизни - в культуре, в обществе, в науке,
идеологии» (Н.Э.Бекус-Гончарова).
Пожалуй, наиболее близким
для авторов сборника является вопрос: как возможен сегодня современный
университет?
Постановка и решение
концептуальных проблем университета требует участного
отношения многих позиций, перспектив, опытов действования
и осмысления действий. А это означает, что культурный диалог приобретает
сегодня неумозрителъный, практический статус.
В ходе аудиторных и
кулуарных дискуссий выкристаллизовалось несколько проблемных точек, которые
можно рассматривать как значимые «места возмущения» (бифуркации). В кратком
вступлении сложно дать им сколъ-нибудь подробную
интерпретацию, поэтому лишь обозначим их:
- Университет и образование
- их идентичность/различие. -Университет, разум и
культура - проблема их взаимодействия.
- Университет -
популяризатор научного знания или это образовательная среда, где рождаются
новые формы знания, суждения, действия?
- Правомерно ли говорить
сегодня о специфическом образовательном знании, или знание - это всегда
извлечение из производственных контекстов?
«Возможный» университет
всегда дан через утопические описания практик, которых нет, а потому
альтернативных нынешним существующим образовательным опытам. К таковым можно
отнести интепретацию понятий «образовательного
сообщества» (А.М.Корбут), «образовательного дискурса»
(Т.В.Тягунова), «диверсификацию стратегий мышления в образовании» (Н.Д.Корчалова).
Сегодня очень сложно
объективно анализировать как сами события конференций, так и тексты их
участников как особые события. Не исключено, что в этом качестве им еще
предстоит осуществиться. Событие в данном случае понимается как происшествие,
после которого прежний порядок жизни уже невозможен. Событие — это во многом интерпретативный факт, концентрат наших мыслей и чувств. Мы
делаем остановку, прерываем бег времени, чтобы по-новому взглянуть на себя,
окружающих, сделать очевидное, само собой разумеющееся противоречивым, а, может
быть, и бессмысленным. Но все это необходимо в
конечном счете не для тотального отказа от идеи университета, а для нахождения
его нового «живого» смысла, который не может не быть коллективным
произведением.
Университет будущего - это
эффект и результат коллективного взаимодействия, постоянного согласования
различных позиций и рефлексии его идеи. Университет будущего - это то, что мы
сможем создать в своем критическом воображении и аналитическом описании.
Настоящий сборник является попыткой представить карту сосуществующих различных
точек зрения на такое сложное, противоречивое и ускользающее явление как
Университет.
Удалось
ли поймать его абрис в переплетение лучей ищущей мысли авторов — судить
читателям.