Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Идея университета: парадоксы самоописания

 

 

УНИВЕРСИТЕТ КАК ДИСКУРСИВНОЕ СОБЫТИЕ
(вместо предисловия)

 

Шарко Ольга Ивановна, методист Центра проблем развития образования

В данном сборнике представлены результаты двух международных конференций: «Идея университета: авторитет классики и вызов современности» (2001 г.) и «Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению (2002 г.). Название одной из секций — «Идея университета: парадоксы самоописания» — и дало название сборнику.

В представленных на суд читателей работах авторы делают попытку осмыслить идею университета и его миссию в современных условиях, обнаружить современные средства его описания. Это не единый монолитный коллективный текст, а, скорее, полилогичное поле, в котором сложно взаимодействуют разнокачественные описания университета (его целей, ценностей, языков и практик). В этом многоголосии звучат как дисциплинарные высказывания: философские, психологические, социологические, педагогические, так и комплексные суждения, воодушевленные задачей преодоления дисциплинарных границ и поиском категориальных средств конституирующих собственно образовательные отношения. Единственное, что объединяет авторов - это общий пафос конструктивной критики.

Неоднозначна и временная перспектива данного сборника: здесь можно встретить и констатации существующего - «живущего» — университета, попытки понять происходящее в нем и проекты, эскизы «возможных» университетов. Что касается современности, то современный («живущий») университет видится многим авторам как некоторый проблематичный синтез черт классического университета прошлого века и неклассического, характерного для современной эпохи, в котором перекрещиваются ряд актуальных проблем современной жизни. В этом контексте обсуждается, например, проблема элитарного и массового образования, долга и ответственности (Н.И.Латыш), проблема соотношения процессов воспроизводства научной национальной элиты и массовой подготовки профессионалов с высшим образованием (Л.Г.Тита-ренко). Интересная попытка анализа университета предпринята посредством поиска его базовой метафоры (Т.Ф.Милова), в том числе с использованием символического ресурса «органических» коннотаций (Н.Э.Бекус-Гончарова). Обращает на себя внимание и попытка представить актуальные образовательные отношения как парадоксальные (М.В.Соколова) или как статические (псевдодинамические) (А.А.Полонников).

Взаимодействие многих различных описаний подталкивает читателя (слушателя) к интересному выводу: современная интерпретация университета, произведенная из одного единственного фокуса, не удовлетворяет всех, она априорно частична и во многом статична. «Университет - многоликое творение рук и умов человека. Не удивительно, что он нагружен параллельным множеством функций, которые требуют его присутствия в разных контекстах человеческой жизни - в культуре, в обществе, в науке, идеологии» (Н.Э.Бекус-Гончарова).

Пожалуй, наиболее близким для авторов сборника является вопрос: как возможен сегодня современный университет?

Постановка и решение концептуальных проблем университета требует участного отношения многих позиций, перспектив, опытов действования и осмысления действий. А это означает, что культурный диалог приобретает сегодня неумозрителъный, практический статус.

В ходе аудиторных и кулуарных дискуссий выкристаллизовалось несколько проблемных точек, которые можно рассматривать как значимые «места возмущения» (бифуркации). В кратком вступлении сложно дать им сколъ-нибудь подробную интерпретацию, поэтому лишь обозначим их:

- Университет и образование - их идентичность/различие. ниверситет, разум и культура - проблема их взаимодействия.

- Университет - популяризатор научного знания или это образовательная среда, где рождаются новые формы знания, суждения, действия?

- Правомерно ли говорить сегодня о специфическом образовательном знании, или знание - это всегда извлечение из производственных контекстов?

«Возможный» университет всегда дан через утопические описания практик, которых нет, а потому альтернативных нынешним существующим образовательным опытам. К таковым можно отнести интепретацию понятий «образовательного сообщества» (А.М.Корбут), «образовательного дискурса» (Т.В.Тягунова), «диверсификацию стратегий мышления в образовании» (Н.Д.Корчалова).

Сегодня очень сложно объективно анализировать как сами события конференций, так и тексты их участников как особые события. Не исключено, что в этом качестве им еще предстоит осуществиться. Событие в данном случае понимается как происшествие, после которого прежний порядок жизни уже невозможен. Событие — это во многом интерпретативный факт, концентрат наших мыслей и чувств. Мы делаем остановку, прерываем бег времени, чтобы по-новому взглянуть на себя, окружающих, сделать очевидное, само собой разумеющееся противоречивым, а, может быть, и бессмысленным. Но все это необходимо в конечном счете не для тотального отказа от идеи университета, а для нахождения его нового «живого» смысла, который не может не быть коллективным произведением.

Университет будущего - это эффект и результат коллективного взаимодействия, постоянного согласования различных позиций и рефлексии его идеи. Университет будущего - это то, что мы сможем создать в своем критическом воображении и аналитическом описании. Настоящий сборник является попыткой представить карту сосуществующих различных точек зрения на такое сложное, противоречивое и ускользающее явление как Университет.

Удалось ли поймать его абрис в переплетение лучей ищущей мысли авторов — судить читателям.


Назад


Hosted by uCoz