Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Идея университета: парадоксы самоописания

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭДУКОЛОГИИ УНИВЕРСИТЕТА


Кисель Наталья Константиновна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и методологии науки ф-та философии и социальных наук БГУ
Медведева Ирина Алексеевна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и методологии науки ф-та философии и социальных наук БГУ


В условиях информационной революции и роста объема знаний назрела настоятельная необходимость серьезных изменений в эдукологии современного университета, в частности, в переструктурировании самого содержания образования, изменении приемов оперирования информацией и знанием с помощью информационно-компьютерных технологий обучения.

Компьютеризация и информатизация образования сегодня отнюдь не являются внешними приметами повышения качества учебного процесса. За ними видится смена педагогической парадигмы, переход к принципиально новому типу обучения посредством организации более эффективной познавательной деятельности учащихся. Использование современных компьютерных и мультимедийных технологий знаменует собой смену парадигмальной рациональности в образовании на деятельностную или мыследеятельностную.

В то же время изменения в эдукологии университета являются ответом на актуальный социальный запрос. Информатизация образования позволяет не только решать проблемы качественного изменения информационной среды системы образования, но и предоставляет новые возможности для ускоренного развития личности и для роста совокупного общественного интеллекта.

Внедрение новейших информационных и коммуникационных технологий в образование требует углубленного анализа преимуществ и недостатков использования мультимедийных комплексов в учебном процессе. Особую актуальность приобретают исследования методических возможностей, открывающихся при использовании информационных технологий в социально-гуманитарном образовании.

Необходимость использования информационных технологий в образовании (в частности, в преподавании социально-гуманитарных дисциплин) диктуется несколькими обстоятельствами. К ним, прежде всего, следует отнести фундаментальные цивилизационные изменения последней трети ХХ века, поставившие на повестку дня вопрос о переходе к новой стратегии развития общества на основе знаний и перспективных высокоэффективных технологий. Приоритетное развитие призваны получить информационные технологии, играющие роль катализатора как научно-технического, так и социально-экономического развития общества.

В свою очередь, динамичное социальное развитие обнаруживает увеличивающийся разрыв между сложностью и новизной возникающих задач, с одной стороны, и приемами и методами их решения, выработанными в прошлом – с другой. Это обстоятельство предъявляет определенные требования к формированию новой модели образования, призванной научить студента самостоятельно приобретать и актуализировать знания, обеспечивающей сочетание достаточно обширной общеобразовательной подготовки с возможностью глубокого постижения специальных дисциплин.

Решению этой проблемы, в частности, призвано способствовать использование информационных технологий в образовании, знаменующее собой подлинный технологический прорыв в методологии, организации и практической реализации учебного процесса, обеспечивающее существенное повышение его дидактической ценности на всех уровнях системы обучения.

Информационные технологии в образовании позволяют решать принципиально новые дидактические задачи, их применение обеспечивает повышение качества и эффективности обучения. Использование компьютерных сетей, электронных образовательных сред предполагает выработку нестандартных педагогических практик, как в конкретных предметных дисциплинах, так и в межпредметном пространстве образовательного процесса, включающего научно-исследовательскую работу студентов.

Обобщая опыт разработки компьютерных образовательных технологий, можно утверждать, что достаточно высокую педагогическую эффективность имеют лишь те из них, которые: обеспечивают диалоговый режим в процессе решений различных познавательных задач; имеют встроенные справочники; обеспечивают моделирование данных и выдачу индивидуальных заданий; проводят оперативное и текущее тестирование на основе специального банка меняющихся вопросов и ответов; предусматривают прерывание и продолжение работы; оценивают работу студента, учитывая количество вопросов, ошибок и повторных ошибок; хранят для преподавателя и студента результаты учебной работы.

Это позволяет сформулировать следующие дидактические требования к современным технологиям обучения. Они должны:

– обеспечивать каждому студенту возможность обучения по оптимальной индивидуальной программе, учитывающей в полной мере его познавательные способности, мотивы, склонности и др. качества;

– оптимизировать содержание учебной дисциплины, сохраняя и обогащая знания, включенные в государственную программу;

– оптимизировать соотношение теоретической и практической подготовки будущих специалистов, интенсифицировать процесс обучения;

– сокращать психическую и физиологическую нагрузку студентов.

Наиболее полным образом эти требования реализуются в открытых системах обучения. Системной образующей такой образовательной технологии является метод свернутых информационных структур [1;124-126]. Под "свертыванием" знаний понимается когнитивный процесс, реализуемый той или иной комбинацией методов, в результате которого происходит обобщение объектов (процессов, отношений) в некоторую целостную мыслительную конструкцию на весьма ограниченном в количественном отношении множестве (вплоть до единичных элементов) сходных объектов.

Рассмотренный подход к организации дисциплины приводит к ее нелинейному структурированию на основе трех системных модулей: базового, основного и расширенного. Содержание базового модуля составляют фундаментальные знания, которые сформированы в виде логического конструкта, включающего основные понятия и положения учебной дисциплины, ее научные методы и системы упражнений по выработке навыков решения соответствующих задач. Содержание основного модуля полностью отвечает требованиям государственного стандарта к данной дисциплине. Расширенный модуль составляют: дополнительный теоретический материал, к которому студент может обратиться для углубленного изучения тем; специально разработанные разделы курса, материал которых должен удовлетворить профессиональные и творческие запросы студента; упражнения и задачи, имеющие явно выраженный исследовательский характер. Все три модуля на уровне структурных компонент включают системы упражнений и задач, позволяющие выработать у студентов соответствующие практические умения и навыки; методы и средства итоговой оценки уровня усвоения материала. При таком структурировании дисциплины учебное знание естественным образом варьируется по степени сложности, уровню проблемности, по соотношению общих и частных вопросов.

Таким образом, технологии обучения, основанные на методе свернутых информационных структур, позволяют зафиксировать в учебном материале его базовую, обязательную часть и уровни превышения, связанные с у студентов индивидуальных способностей и склонностей, интересов и потребностей. Основной и расширенный модули предлагают студентам варианты углубления и обогащения содержания разделов (отдельных тем), изученных в базовом модуле. При этом любая избранная студентом индивидуальная программа (индивидуальный модуль) дальнейшего изучения курса не требует переучивания соответствующих разделов базового модуля.

Необходимо, чтобы переход с уровня на уровень был методически обеспечен специальной дидактическим инструментарием – пояснениями к организации самостоятельной работы; блоками усложняющихся заданий и задач; особыми заданиями, направленными на развитие творческих способностей; системами входного, текущего или итогового тестирования и т. д.

Метод свернутых информационных структур позволяет интегрировать возможности различных дисциплин в формировании у студентов наиболее общих навыков познавательной деятельности, в развитии у них творческих способностей и специфических качеств профессионального мышления.

Модульный принцип обучения, в сочетании с активными методами обучения и неотсроченным контролем, лежит в основе виртуально-тренинговой технологии “Корона" [2; 5-7]. Она обеспечивает создание специальной учебной среды не только в учебных помещениях, но и по месту проживания студента; широкое использование обзорного обучения, создающего целостную картину изучаемой области знания и деятельности; регулярное применение глоссарного и алгоритмического обучения, предполагающих системное заучивание понятий, входящих в профессиональные словари; погружение в сферу развивающегося обучения, тренирующего учащегося в самостоятельном поиске информации, творческом ее осмыслении и самостоятельных действий в изменяющихся условиях.

Технология построена по модульному принципу, предполагающему разделение учебной дисциплины на модули, каждый из которых рассчитан на обучение примерно в течение 45 академических часов. При этом используются следующие средства обучения: рабочий учебник (гипертекст) по модулю, включающий методические материалы; глоссарий; научный обзор учебного материала; перечень упражнения по их алгоритмическому освоению; видео- и аудиолекции; мобильные настенные учебные материалы коридорного и кабинетного типа; обучающие компьютерные программы в виде тренинговых программ и игр, применяемых как в семинарском варианте, так и в виртуальной библиотеке для самостоятельного обучения; активные семинары в виде игровых форм, имитирующих профессиональные ситуации и предполагающие активное предъявление и использование знаний и умений каждым студентом; интерактивное телевидение, позволяющее объединить лучший профессорский состав в единой сетке вещания с обратной связью; стандартные тексты по каждому учебному модулю; компьютерные мастер-тесты по учебной дисциплине или ее части, устанавливающие знание обучающимися каждой дидактической единицы, дающие преподавателю и самому студенту полную картину его знаний в данной области.

Занятие по каждому модулю, как правило, организуются в такой последовательности: 1) глоссарное обучение; 2) обзорное обучение; 3) алгоритмическое усвоение умений; 4) развивающий тренинг; 5) контроль знаний. В зависимости от жизненных обстоятельств и потребностей обучающегося, виртуально-тренинговое обучение может проводиться в различных модификациях, предусматривающих различные сочетания аудиторного и экстерного обучения.

Данная технология позволяет создать систему дистанционного обучения, дающую решать задачи обучения и повышения квалификации людей, находящихся вдали от учебных и научных центров.

Дистанционное обучение сочетает в себе элементы классического университетского образования и многие элементы виртуальной образовательной среды. Для решения проблемы общения преподавателя-тьютора со слушателями используются самые современные информационно-коммуникационные технологии, разрабатываются сложные системы учебно-методического обеспечения. С появлением новых информационно-компьютерных технологий появляются новые возможности международной интеграции образовательных учреждений в мировое виртуальное образовательное пространство.

Однако существующий опыт системы дистанционного обучения в России [3; 21-25] показывает, что содержание учебно-методических материалов по некоторым дисциплинам, как правило, ограничивается лишь учебно-практическими пособиями, которые не могут восполнить весь спектр авторских разработок (материалов к выдаче, деловых игр, вспомогательных методических материалов ситуационного обучения, методических рекомендаций по изучению курса и т.д.).

Качество используемых электронных учебников не всегда соответствует уровню развития современных информационно-коммуникационных технологий, а также зарубежным аналогам. Существует необходимость в разработке учебных планов и программ подготовки мультипликаторов и тьюторов.

Одной из проблем является также отсутствие законодательной основы формирования и развития системы дистанционного образования как интегрированной информационной среды в едином образовательном пространстве, включая, например, вопросы стандартизации технологий обучения, инструментов регулирования и контроля межрегионального и международного трансфера образования.

Новые информационные технологии в настоящее время рассматриваются как средство для развития таких качеств человека ХХ века, как системное научное мышление, конструктивное мышление, развитое воображение, развитая интуиция, вариативность мышления и чувство нового, хорошая лингвистическая подготовка, обеспечивающая возможности широких контактов человека. Перспективная система образования с применением новых информационных технологий может и должна уделять особое внимание развитию в человеке перечисленных качеств.

Но применение информационных технологий в образовании не исключает возможность негативных последствий. В связи с этим очевидна актуальность исследований психолого-педагогического воздействия и медицинских последствий их применения на физическое и психическое здоровье учащегося, необходимость создания системы охраны здоровья учащихся при использовании информационных и коммуникационных технологий.

Вуз должен подготовить человека к будущей самостоятельной жизни, главная черта которой – непредсказуемость. Поэтому особое внимание следует уделять формированию у студентов не только логического, но и ассоциативного, и образного мышления. Что касается компьютерных программ, то они, с их формализованной логикой и навязыванием готовых решений, не всегда могут способствовать развитию творческого мышления.

Возникает и проблема коммуникационной компетентности учащихся. Ведь только при общении в группе на семинаре вырабатывается не просто умение говорить, а вести диалог, не просто спорить, а объяснять и доказывать, убеждать, грамотно формулировать вопросы и ответы.

К тому же при электронном представлении лекционного материала пропадают невербальные средства коммуникации и чисто эмоциональные моменты воздействия: мимика, жесты, интонация. Эти обстоятельства побуждают искать формы сочетания традиционного обучения с новейшими информационными технологиями.

Трудности могут быть преодолены путем формирования специальных творческих коллективов, обеспечения приоритетности разработки стратегии и идеологии применения информационных технологий в образовании. В БГУ существует положительный опыт в создании электронных обучающих сред и систем тестового контроля, а также коррекции знаний с помощью компьютерных учебных программ. В фонде программных средств БГУ сосредоточены электронные учебники, обучающие программы, системы тестирования и инструментальные оболочки для их проведения. Но, к сожалению, учебные дисциплины социально-гуманитарного профиля представлены в фонде крайне недостаточно. Это главным образом мультимедийные средства, посвященные экономическим дисциплинам, психологии, языкознанию и истории, что делает необходимым активную разработку обучающих электронных сред и компьютерных учебных программ гуманитарного профиля.

Позитивные результаты в работе над мультимедийным комплексом получены на кафедре философии и методологии науки факультета философии и социальных наук. В рамках этого комплекса создана компьютерная программа тестового контроля и коррекции знаний в процессе сдачи зачета и экзамена по курсу "Философия" для студентов естественных факультетов. Программа содержит 425 тестов, она позволяет не только контролировать процесс формирования учебного знания, но и обеспечивает унифицированный подход к проведению семинарских занятий разными преподавателями. Последнее обстоятельство имеет особую ценность, так как программа тестирования, определяя тот необходимый уровень подготовки, который должен быть достигнут студентами, успешно ориентирует преподавателя в проведении семинарского занятия. В то же время она никоим образом не отрицает обсуждение широкого круга проблем, творческие дискуссии на семинарах, реферативную работу над оригинальными философскими текстами.

Мультимедийный комплекс может быть использован не только для контроля, но и для обучения. Применение компьютера позволяет обеспечить систематический контроль по всему объему и запланированному уровню усвоения материала. Рейтинговая система оценки выполнения тестовых заданий дает возможность на каждой стадии обучения и контроля получать данные об уровне знаний обучаемых и своевременно их корректировать, что позволяет студенту самостоятельно обнаруживать пробелы в своих знаниях и принимать меры для их ликвидации. Тем самым использование мультимедийного комплекса способствует переходу к новой парадигме образования – парадигме эффективного учения.

Литература

1. Куприянов М. Дидактический инструментарий новых образовательных технологий // Высшее образование в России. 2001. № .

2. Современный гуманитарный университет – центр новых образовательных технологий // Образование. 2000. № 1.

3. Тихомиров В., Рубин Ю, Самойлов В. Качество обучения в виртуальной среде: компьютерные технологии в обучении // Высшее образование в России. 1999. № 6.

 




Назад


Hosted by uCoz