Центр проблем
развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭДУКОЛОГИИ УНИВЕРСИТЕТА
Кисель Наталья Константиновна, кандидат философских наук,
доцент кафедры философии и методологии науки ф-та философии и социальных наук
БГУ
Медведева Ирина Алексеевна, кандидат философских наук, доцент кафедры
философии и методологии науки ф-та философии и социальных наук БГУ
В условиях информационной
революции и роста объема знаний назрела настоятельная необходимость серьезных
изменений в эдукологии современного университета, в
частности, в переструктурировании самого содержания
образования, изменении приемов оперирования информацией и знанием с помощью
информационно-компьютерных технологий обучения.
Компьютеризация и
информатизация образования сегодня отнюдь не являются внешними приметами
повышения качества учебного процесса. За ними видится смена педагогической
парадигмы, переход к принципиально новому типу обучения посредством организации
более эффективной познавательной деятельности учащихся. Использование
современных компьютерных и мультимедийных технологий
знаменует собой смену парадигмальной рациональности в
образовании на деятельностную
или мыследеятельностную.
В то же время изменения в эдукологии университета являются ответом на актуальный
социальный запрос. Информатизация образования позволяет не только решать
проблемы качественного изменения информационной среды системы образования, но и
предоставляет новые возможности для ускоренного развития личности и для роста
совокупного общественного интеллекта.
Внедрение новейших
информационных и коммуникационных технологий в образование требует углубленного
анализа преимуществ и недостатков использования мультимедийных
комплексов в учебном процессе. Особую актуальность приобретают исследования
методических возможностей, открывающихся при использовании информационных
технологий в социально-гуманитарном образовании.
Необходимость использования
информационных технологий в образовании (в частности, в преподавании
социально-гуманитарных дисциплин) диктуется несколькими обстоятельствами. К
ним, прежде всего, следует отнести фундаментальные цивилизационные
изменения последней трети ХХ века, поставившие на повестку дня вопрос о
переходе к новой стратегии развития общества на основе знаний и перспективных
высокоэффективных технологий. Приоритетное развитие призваны получить
информационные технологии, играющие роль катализатора как научно-технического,
так и социально-экономического развития общества.
В свою очередь, динамичное
социальное развитие обнаруживает увеличивающийся разрыв между сложностью и
новизной возникающих задач, с одной стороны, и приемами и методами их решения,
выработанными в прошлом – с другой. Это обстоятельство предъявляет определенные
требования к формированию новой модели образования, призванной научить студента
самостоятельно приобретать и актуализировать знания, обеспечивающей сочетание
достаточно обширной общеобразовательной подготовки с возможностью глубокого
постижения специальных дисциплин.
Решению этой проблемы, в
частности, призвано способствовать использование информационных технологий в
образовании, знаменующее собой подлинный технологический прорыв в методологии,
организации и практической реализации учебного процесса, обеспечивающее
существенное повышение его дидактической ценности на всех уровнях системы
обучения.
Информационные технологии в
образовании позволяют решать принципиально новые дидактические задачи, их
применение обеспечивает повышение качества и эффективности обучения.
Использование компьютерных сетей, электронных образовательных сред предполагает
выработку нестандартных педагогических практик, как в конкретных предметных
дисциплинах, так и в межпредметном пространстве
образовательного процесса, включающего научно-исследовательскую работу
студентов.
Обобщая
опыт разработки компьютерных образовательных технологий, можно утверждать, что
достаточно высокую педагогическую эффективность имеют лишь те из них, которые:
обеспечивают диалоговый режим в процессе решений различных познавательных
задач; имеют встроенные справочники; обеспечивают моделирование данных и выдачу
индивидуальных заданий; проводят оперативное и текущее тестирование на основе
специального банка меняющихся вопросов и ответов; предусматривают прерывание и
продолжение работы; оценивают работу студента, учитывая количество вопросов,
ошибок и повторных ошибок; хранят для преподавателя и студента результаты
учебной работы.
Это позволяет
сформулировать следующие дидактические требования к современным технологиям
обучения. Они должны:
– обеспечивать каждому
студенту возможность обучения по оптимальной
индивидуальной программе, учитывающей в полной мере его познавательные
способности, мотивы, склонности и др. качества;
– оптимизировать содержание
учебной дисциплины, сохраняя и обогащая знания, включенные в государственную
программу;
– оптимизировать
соотношение теоретической и практической подготовки будущих специалистов,
интенсифицировать процесс обучения;
– сокращать психическую и
физиологическую нагрузку студентов.
Наиболее полным образом эти
требования реализуются в открытых системах обучения. Системной образующей такой
образовательной технологии является метод свернутых информационных структур
[1;124-126]. Под "свертыванием" знаний понимается когнитивный
процесс, реализуемый той или иной комбинацией методов, в результате которого
происходит обобщение объектов (процессов, отношений) в некоторую целостную
мыслительную конструкцию на весьма ограниченном в количественном отношении
множестве (вплоть до единичных элементов) сходных объектов.
Рассмотренный подход к
организации дисциплины приводит к ее нелинейному структурированию на основе
трех системных модулей: базового, основного и расширенного. Содержание базового
модуля составляют фундаментальные знания, которые сформированы в виде
логического конструкта, включающего основные понятия и положения учебной
дисциплины, ее научные методы и системы упражнений по выработке навыков решения
соответствующих задач. Содержание основного модуля полностью отвечает
требованиям государственного стандарта к данной дисциплине. Расширенный модуль
составляют: дополнительный теоретический материал, к которому студент может
обратиться для углубленного изучения тем; специально разработанные разделы
курса, материал которых должен удовлетворить профессиональные и творческие
запросы студента; упражнения и задачи, имеющие явно выраженный
исследовательский характер. Все три модуля на уровне структурных компонент
включают системы упражнений и задач, позволяющие выработать у студентов
соответствующие практические умения и навыки; методы и средства итоговой оценки
уровня усвоения материала. При таком структурировании дисциплины учебное знание
естественным образом варьируется по степени сложности, уровню проблемности, по соотношению общих и частных вопросов.
Таким образом, технологии
обучения, основанные на методе свернутых информационных структур, позволяют
зафиксировать в учебном материале его базовую, обязательную часть и уровни
превышения, связанные с у студентов индивидуальных способностей и
склонностей, интересов и потребностей. Основной и расширенный
модули предлагают студентам варианты углубления и обогащения содержания
разделов (отдельных тем), изученных в базовом модуле. При этом любая избранная
студентом индивидуальная программа (индивидуальный модуль) дальнейшего изучения
курса не требует переучивания соответствующих разделов базового модуля.
Необходимо, чтобы переход с
уровня на уровень был методически обеспечен специальной дидактическим
инструментарием – пояснениями к организации самостоятельной работы; блоками
усложняющихся заданий и задач; особыми заданиями, направленными на развитие
творческих способностей; системами входного, текущего или итогового
тестирования и т. д.
Метод свернутых
информационных структур позволяет интегрировать возможности различных дисциплин
в формировании у студентов наиболее общих навыков познавательной деятельности,
в развитии у них творческих способностей и специфических качеств
профессионального мышления.
Модульный принцип обучения,
в сочетании с активными методами обучения и неотсроченным
контролем, лежит в основе виртуально-тренинговой
технологии “Корона" [2; 5-7]. Она обеспечивает создание специальной
учебной среды не только в учебных помещениях, но и по месту проживания
студента; широкое использование обзорного обучения, создающего целостную
картину изучаемой области знания и деятельности; регулярное применение глоссарного и алгоритмического обучения, предполагающих
системное заучивание понятий, входящих в профессиональные словари; погружение в
сферу развивающегося обучения, тренирующего учащегося в самостоятельном поиске
информации, творческом ее осмыслении и самостоятельных действий в изменяющихся
условиях.
Технология построена по
модульному принципу, предполагающему разделение учебной дисциплины на модули,
каждый из которых рассчитан на обучение примерно в течение 45 академических
часов. При этом используются следующие средства обучения: рабочий учебник
(гипертекст) по модулю, включающий методические материалы; глоссарий; научный
обзор учебного материала; перечень упражнения по их алгоритмическому освоению;
видео- и аудиолекции;
мобильные настенные учебные материалы коридорного и кабинетного типа; обучающие
компьютерные программы в виде тренинговых программ и
игр, применяемых как в семинарском варианте, так и в виртуальной библиотеке для
самостоятельного обучения; активные семинары в виде игровых форм, имитирующих
профессиональные ситуации и предполагающие активное предъявление и
использование знаний и умений каждым студентом; интерактивное телевидение,
позволяющее объединить лучший профессорский состав в единой сетке вещания с
обратной связью; стандартные тексты по каждому учебному модулю; компьютерные мастер-тесты по учебной дисциплине или ее части,
устанавливающие знание обучающимися каждой дидактической
единицы, дающие преподавателю и самому студенту полную картину его знаний в
данной области.
Занятие по каждому модулю,
как правило, организуются в такой последовательности: 1) глоссарное
обучение; 2) обзорное обучение; 3) алгоритмическое усвоение умений; 4)
развивающий тренинг; 5) контроль знаний. В зависимости от жизненных
обстоятельств и потребностей обучающегося, виртуально-тренинговое
обучение может проводиться в различных модификациях, предусматривающих
различные сочетания аудиторного и экстерного
обучения.
Данная технология позволяет
создать систему дистанционного обучения, дающую решать задачи обучения и
повышения квалификации людей, находящихся вдали от учебных и научных центров.
Дистанционное обучение
сочетает в себе элементы классического университетского образования и многие
элементы виртуальной образовательной среды. Для решения проблемы общения преподавателя-тьютора со слушателями используются самые
современные информационно-коммуникационные технологии, разрабатываются сложные
системы учебно-методического обеспечения. С появлением новых
информационно-компьютерных технологий появляются новые возможности
международной интеграции образовательных учреждений в мировое виртуальное
образовательное пространство.
Однако существующий опыт
системы дистанционного обучения в России [3; 21-25] показывает, что содержание
учебно-методических материалов по некоторым дисциплинам, как правило,
ограничивается лишь учебно-практическими пособиями, которые не могут восполнить
весь спектр авторских разработок (материалов к выдаче, деловых игр,
вспомогательных методических материалов ситуационного обучения,
методических рекомендаций по изучению курса и т.д.).
Качество используемых
электронных учебников не всегда соответствует уровню развития современных
информационно-коммуникационных технологий, а также зарубежным аналогам.
Существует необходимость в разработке учебных планов и программ подготовки
мультипликаторов и тьюторов.
Одной из проблем является
также отсутствие законодательной основы формирования и развития системы
дистанционного образования как интегрированной информационной среды в едином
образовательном пространстве, включая, например, вопросы стандартизации
технологий обучения, инструментов регулирования и контроля межрегионального и
международного трансфера образования.
Новые информационные
технологии в настоящее время рассматриваются как средство для развития таких
качеств человека ХХ века, как системное научное мышление, конструктивное
мышление, развитое воображение, развитая интуиция, вариативность мышления и
чувство нового, хорошая лингвистическая подготовка, обеспечивающая возможности
широких контактов человека. Перспективная система образования с применением
новых информационных технологий может и должна уделять особое внимание развитию
в человеке перечисленных качеств.
Но применение
информационных технологий в образовании не исключает возможность негативных
последствий. В связи с этим очевидна актуальность исследований
психолого-педагогического воздействия и медицинских последствий их применения
на физическое и психическое здоровье учащегося, необходимость создания системы
охраны здоровья учащихся при использовании информационных и коммуникационных
технологий.
Вуз должен подготовить
человека к будущей самостоятельной жизни, главная черта которой –
непредсказуемость. Поэтому особое внимание следует уделять формированию у
студентов не только логического, но и ассоциативного, и образного мышления. Что
касается компьютерных программ, то они, с их формализованной логикой и
навязыванием готовых решений, не всегда могут способствовать развитию
творческого мышления.
Возникает и проблема
коммуникационной компетентности учащихся. Ведь только при общении в группе на
семинаре вырабатывается не просто умение говорить, а вести диалог, не просто
спорить, а объяснять и доказывать, убеждать, грамотно формулировать вопросы и
ответы.
К тому же при электронном
представлении лекционного материала пропадают невербальные средства
коммуникации и чисто эмоциональные моменты воздействия: мимика, жесты,
интонация. Эти обстоятельства побуждают искать формы сочетания традиционного
обучения с новейшими информационными технологиями.
Трудности могут быть
преодолены путем формирования специальных творческих коллективов, обеспечения
приоритетности разработки стратегии и идеологии применения информационных
технологий в образовании. В БГУ существует положительный опыт в создании
электронных обучающих сред и систем тестового контроля, а также коррекции
знаний с помощью компьютерных учебных программ. В фонде программных средств БГУ
сосредоточены электронные учебники, обучающие программы, системы тестирования и
инструментальные оболочки для их проведения. Но, к сожалению, учебные
дисциплины социально-гуманитарного профиля представлены в фонде крайне недостаточно. Это главным образом мультимедийные
средства, посвященные экономическим дисциплинам, психологии, языкознанию и
истории, что делает необходимым активную разработку обучающих электронных сред
и компьютерных учебных программ гуманитарного профиля.
Позитивные результаты в
работе над мультимедийным комплексом получены на
кафедре философии и методологии науки факультета философии и социальных наук. В
рамках этого комплекса создана компьютерная программа тестового контроля и
коррекции знаний в процессе сдачи зачета и экзамена по курсу
"Философия" для студентов естественных факультетов. Программа
содержит 425 тестов, она позволяет не только контролировать процесс
формирования учебного знания, но и обеспечивает унифицированный подход к
проведению семинарских занятий разными преподавателями. Последнее
обстоятельство имеет особую ценность, так как программа тестирования, определяя
тот необходимый уровень подготовки, который должен быть
достигнут студентами, успешно ориентирует преподавателя в проведении
семинарского занятия. В то же время она никоим образом не отрицает обсуждение
широкого круга проблем, творческие дискуссии на семинарах, реферативную работу
над оригинальными философскими текстами.
Мультимедийный комплекс может быть использован не
только для контроля, но и для обучения. Применение компьютера позволяет
обеспечить систематический контроль по всему объему и запланированному уровню
усвоения материала. Рейтинговая система оценки выполнения тестовых заданий дает
возможность на каждой стадии обучения и контроля получать данные об уровне
знаний обучаемых и своевременно их корректировать, что позволяет студенту
самостоятельно обнаруживать пробелы в своих знаниях и принимать меры для их
ликвидации. Тем самым использование мультимедийного
комплекса способствует переходу к новой парадигме образования – парадигме
эффективного учения.
Литература
1. Куприянов М. Дидактический инструментарий новых
образовательных технологий // Высшее образование в России. 2001. № .
2. Современный гуманитарный университет – центр новых
образовательных технологий // Образование. 2000. № 1.
3. Тихомиров В., Рубин Ю, Самойлов В. Качество обучения в
виртуальной среде: компьютерные технологии в обучении // Высшее образование в
России. 1999. № 6.