Центр проблем
развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРОЦЕСС СМЕНЫ
ИДЕНТИЧНОСТИ
Малейчук Геннадий Иванович, кандидат психологических наук,
доцент, заведующий кафедрой психологии Брестского государственного университета
«Во мне,
а не в писаниях Монтена содержится то, что я в них
вычитываю».
Б. Паскаль
Образование, как процесс в
самом общем понимании, может быть представлен как приобретение индивидом нового
опыта. В таком понимании образование не сводится лишь к приобретению знаний,
умений, навыков, а означает нечто больше, – а именно – развитие личности, смену
самоидентичности. В современных условиях образование
«может выступать и часто выступает, местом порождения совершенно новых способов
бытия, иных стратегий существования и ориентации в мире, в обществе, в самом
себе» [5;47].
Прежде чем рассматривать
данный процесс более содержательно, представим его в виде основных тезисов:
– образование есть процесс
приобретения опыта, который всегда индивидуален;
– опыт расширяет границы собственного Я, изменяет его;
– знания не передаются другим, их нужно открывать для себя, пережить их. Должна
состояться личная встреча с ними;
– для этого открытия нужна определённая личностная готовность.
Прежде чем перейти к
обсуждению данных тезисов, необходимо развести такие понятия как опыт и знание.
Опыт – в философии в традиционном смысле
– чувственно-эмпирическое отражение внешнего мира.
Знание – продукт общественной материальной
и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных
свойств и связей мира, природного и человеческого [10].
Согласно вышеприведённым
определениям, мы видим, что знание объективно, оно – продукт
общественно-исторического сознания, опыт же субъективен, он является продуктом
индивидуального, личностного сознания.
В философии широкое
распространение получила точка зрения, согласно которой опыт является
единственным источником всякого знания (эмпиризм, сенсуализм).
В психологии соотношение
понятий «знание» и «опыт» представлено в виде соотношения понятий «значение» и
«смысл», где под значением понимается обобщённая форма отражения субъектом
общественно-исторического опыта, а под личностным смыслом –
индивидуально-личностная [6].
Таким образом, знание, в
силу своей объективности, является отчуждённым сознанию субъекта. Каким же
образом возможно присвоение субъектом этого отчуждённого знания? Как породить
смысл?
Чтобы овладеть значением,
присвоить его, мало обрести соответствующее знание. Нужно, чтобы в процессе
усвоения эти знания стали «своими», «вместились в личность», начали определять
отношение к миру [3].
Но усвоение не сводимо к
безличному знанию: индивидуальное сознание страстно – оно есть не только
знание, но и отношение. Чтобы значение начало функционировать в реальных
жизненных связях субъекта «нужно прожить его» – ведь смысл порождается не значением,
а жизнью» [6, 279].
Ф. Перлз
пытался развести активное и пассивное усвоение, назвав последнее интроспекцией.
В этой связи он писал: «Мы можем расти только если в процессе
принятия в себя мы полностью перевариваем и тщательно ассимилируем то,
что получили. То, что мы реально ассимилировали, становится нашим собственным,
так что мы можем делать с этим все, что нам угодно. Если же мы проглотили
нечто, не разжевав, приняли без различения – оно становится чужеродным телом, загнездившимся в нас паразитом» [8, 47].
Только когда знание будет
непосредственно пережито субъектом, станет его внутренним опытом, только тогда
оно из общечеловеческих ценностей превратится в личностную ценность, станет
достоянием индивидуального сознания, живым участником смысловой сферы личности,
только тогда субъект сможет рассказать о нём на своём собственном языке. И
тогда оно начнёт функционировать в реальных жизненных связях субъекта, станет
определять его отношение к миру [3].
Процесс присвоения,
овладения знаниями в таком понимании может быть рассмотрен как процесс освоения
текста. Под текстом, в широком смысле этого понятия можно понимать любой способ
проявления мысли или переживания, любой поступок человека, то есть все, что
может быть выражено и зафиксировано – от простого житейского события, до
гениального произведения искусства.
Следовательно, процесс
присвоения текста и, в целом, знания – это вопрос понимания текста. Понимание
же становится возможным тогда, когда возникает определённое отношение к тексту.
Это отношение в разных концепциях называется по разному: «личная встреча»,
«диалог», «событие», «личностный смысл». Процесс понимания
текста – это диалог «двух сознаний», автора и интерпретатора и «пока личная
встреча не состоится, пока мы не наладим диалог с текстом или не попадём с ним
в единое событие, т.е. не «оживим» его своим отношением, он останется нами не
понят, не станет живым участником смысловой сферы личности» [3, 47].
Понять, усвоить чужой
текст, познать и понять его можно лишь войдя в поток
чужого сознания, пропустить через своё сознание. Освоить текст, это не значит
заучить его, запомнить, это значит понять его и в этом понимании получить
переживание себя потенциального. М. Бахтин пишет о том, что подлинная сущность
текста всегда разыгрывается на рубеже двух сознаний, двух субъектов, «увидеть и
понять автора произведения – значит увидеть и понять другое, чужое сознание и
его мир, то есть другой текст» [1, 308].
Гадамер говорит о диалоге с текстом: мы
понимаем текст, лишь когда понимаем свой вопрос, на
который текст является ответом, т.е. когда смысл текста понимается как некий
ответ на наше собственное спрашивание. И когда это случается, текст уже не
оторван от меня, он присвоен мною – он стал моим собственным ответом [4]. Если
же встреча не случится, то «культурные ценности» навсегда останутся мёртвыми
для субъекта, останутся непонятными, а потому и ненужными, не вызовут
эмоционального отклика. «Иисус Христос мог тысячу раз рождаться в Вифлееме, но
если он не родился снова в твоей душе, то ты всё равно пропал, погиб» [7, 211].
Но понимание требует
определённой активности со стороны субъекта. Присвоение культурного опыта не
происходит автоматически и не является спонтанным: оно требует произвольных
осознанных усилий, специально организованной деятельности. «Почему мысль
Паскаля не может простым чтением перейти мне в голову?». Этот вопрос –
устойчивая тема размышлений М.К. Мамардашвили.
Известные другим знания человек не может просто «взять» – он должен переоткрыть их для себя, должна состояться предельно личная
встреча с ним [3]. Говоря об активной роли познающего
М.Бахтин в работе “Проблемы текста” писал: «Текст не вещь, и поэтому
второе сознание, сознание воспринимающего, никак
нельзя элиминировать или нейтрализовать». [1, 303]
Э. Кант считал, что
хаотические воздействия объекта («вещь в себе») на сознание превращаются в опыт
лишь в результатах упорядочивающей деятельности априорных (до-опытных)
форм рассудка [10].
Любой человек, изучающий
текст, находит в этом тексте самого себя потенциального. Текст
представляется для субъекта интересным тогда, когда он находится в его
«зоне перспективного развития». Сложность/простота текста определяются
качествами интерпретатора, готовностью субъекта понимать его. Поэтому слишком
простой для субъекта текст уже неинтересен, а слишком сложный – ещё не
интересен, т.е. не понятен. Таким образом, встаёт вопрос о неком уровне
готовности субъекта к пониманию текста. Понять текст можно лишь тогда, когда ты
«дорос» до него, что выражается в наличии у субъекта вопросов к тексту. Текст
как поиск ответов на свои вопросы, как ответ на вопросы к нему. Если же их нет,
то нет и понимания текста, текст «пройдёт мимо». Текст должен быть воспринят
как обращённый к субъекту, но это возможно лишь тогда, когда субъект обращён к
нему. Понимание текста, с точки зрения М. Бахтина, – это встреча двух текстов –
готового и создаваемого, встреча двух субъектов, двух авторов [1].
Вступая в диалог с текстом,
мы порождаем новое понимание, что расширяет горизонт собственного сознания.
Понимая новый текст, мы начинаем в чём-то новом понимать себя. «Само понимание,
– по мнению Гадамера, – есть самопонимание
в чём-то» [4, 311].
В
традициях культурно-исторического подхода источник развития помещён не в самом
человеке, а вынесен во вне – в культурно-исторический
опыт. Текст выступает как один из зафиксированных феноменов общественного опыта
и противостоит индивидуальному опыту. В процессе взаимодействия с ним субъект
овладевает собственными психическими процессами и развивается. Обусловленность
человеческого развития объектами культуры позволила рассматривать их как
психологические органы, или орудия развития, медиаторы. М. К. Мамардашвили называет их амплификаторами;
или «машинами рождения» [2]. Они не просто дают нам некоторые представления о
мире, а порождают в нас новый личностный опыт, определённые состояния и
качества. Посредством этих органов мы строим своё понимание, собираем себя,
переводим сознание в другой, избыточный регистр жизни, т.е. трансформируем свою
идентичность.
Литература
1. Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам
гуманитарных наук. – Санкт-Петербург, 2000.
2. Буякас Т.М., Зевина О.Г. Внутренняя активность субъекта в процессе
амплификации индивидуального сознания. // Вопросы психологии. 1999. № 5.
3. Буякас Т.М., Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей –
культурных символов – в индивидуальном сознании. // Вопросы психологии. 1997. №
5.
4. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. –
М.: Прогресс, 1988.
5. Корбут А.М. Кризис идентичности
– кризис знания – кризис образования. // Университет в перспективе развития.
Психологическое образование: контексты развития. Альманах № 3. – Мн., 1999.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.:
Политиздат, 1975. С. 279.
7. Мамардашвили М.К. Вена на заре
ХХ века. // Литературная Грузия, 1991. № 5. С. 207 – 227.
8. Перлз Ф. Гештальт-подход
или свидетель терапии. – М., 1998.
9. Ушакова Т.Н. Текст как объект психологического анализа.
// Психологический журнал. № 1, с.89.
10. Философский словарь. – М., 1987.