Центр проблем
развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
КАРТЕЗИАНСКОЕ ПОНИМАНИЕ НАУКИ И
КОНСТРУКТИВНАЯ РОЛЬ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Михайлова Наталья Викторовна, аспирантка РИВШ БГУ
История
культуры, включающая историю науки и образования, знает немало проблем и
споров, которые, казалось бы, навсегда ушли в прошлое, но сегодня вновь
привлекают к себе всеобщее внимание. В философии науки, точнее – в теории
познания, такие вопросы называют «вечными». Одни под этим понимают
принципиальную неразрешимость вопроса, тогда как для других «вечность» вопроса
означает лишь то, что он обречен заново переосмысливаться
каждым последующим поколением. К таким проблемам можно отнести понимание роли
науки и естественнонаучного образования в современном обществе. Еще полтораста
лет тому назад Александр Герцен говорил о том, что не верит в непрерывное
восхождение к лучшему. Природа, считал он, индифферентна к Человеку. Она только
предоставляет ему свои возможности, нередко в ущерб самой себе. Наша важнейшая
задача состоит в том, чтобы достойно и успешно их реализовать.
Исторический
опыт науки свидетельствует о том, что противостояние двух стратегий науки и
научного мышления, активно соперничавших на рубеже XVIII-XIX веков, то есть
классической или ньютоновской науки, с ее верой во
всемогущество математизации, окрепнувшей в ходе
научной революции XVII века, и идеями, отвергнутыми наукой и нашедшими убежище
в литературе, искусстве и паранауке, вновь выглядят
актуальными.
Вопрос о точном и неточном знании является ключевым и в социальной оценке
науки. Еще сравнительно недавно именно математика служила образцом точного
знания. Однако в начале XX века математика столкнулась с определенными
трудностями при решении некоторых внутренних задач, проливающих свет на степень
точности формализованных теорий. Речь идет, прежде всего, о теоремах Гёделя о
полноте и о так называемых проблемах оснований математики, точнее – о теории
бесконечных множеств Кантора. С философской точки зрения, соответствующие
проблемы отражают противостояние двух различных подходов к точности в науке.
Для правильного понимания современных проблем мы постоянно обращаемся к великим
мыслителям прошлого.
Французский
математик и философ Рене Декарт (1596-1650), труды которого просвещенное
человечество изучает уже почти четыре столетия, предупреждал, что
"большинство голосов не является доказательством, имеющим какое-нибудь
значение для истин, открываемых с некоторым трудом, так как гораздо вероятнее,
чтобы истину нашел один человек, чем целый народ". В своих заметках философ Мераб Мамардашвили говорит о
феномене неизбежности мысли, поскольку без мысли нет силы вещей, созидающей
историю [1].
Философствовать можно
только о том, что обладает свойством личного. Философские рассуждения –
неотъемлемая часть сознательной жизни. Ее иногда довольно трудно осознать или,
как говорят философы, подвергнуть рефлексии, поскольку она иногда похожа на
жизнь в мире имитаций. Бесспорно одно: наша сознательная жизнь целиком замкнута
на индивидуальное сознание и только к этому предмету имеет отношение.
Индивидуализация - это ничем незаменимое личностное существование в акте
восприятия, обозначенное формулой Декарта cogito ergo sum - мыслю, следовательно,
существую. Французский историк философии и науки Александр Койре
заметил, что cogito Декарта содержало больше
сокровищ, чем он сознавал.
Во многом можно
сомневаться, но в этом сомнении все же остается уверенность каждого в
собственном существовании. Ибо без этой уверенности не только тяжело жить и
созидать, но проблематичным и невозможным становится само сомнение. Двенадцатью
столетиями раньше святой Августин (354-430) провозгласил принцип si fallor, sum
- я обманываюсь, следовательно, существую, который очень похож на декартовское cogito ergo sum. Но,
как замечает выдающийся математик и мыслитель-гуманист Блез Паскаль
(1623-1662), Августин далек от усмотрения в этом высказывании тех чрезвычайно
важных выводов, которые великий французский мыслитель сделал из своего cogito, поскольку, одно дело – высказать нечто случайно, не
вдаваясь в дальнейшие размышления о нем, и совсем другое – извлечь из него
замечательные следствия, доказывающие различие материальной и духовной природы.
Декартовское "мыслю, следовательно, существую" стало моральной опорой
человечеству в трудные периоды жизни и гарантом устойчивости научных
исследований.
В своих мирах Мераб Мамардашвили любил
встречаться со своими любимыми философами: Платоном, Декартом и Кантом. Рене Декарта именовали на латинский манер Картезий, а его учение – картезианством. Картезианское
понимание науки - это образ науки, ориентированный на объективность. В то же
время Декарт связывает с наукой и истиной понимание их значимости для человека
и истолковывает научное знание как высшую человеческую ценность. Философия Рене Декарта оказала решающее влияние на формирование самого
стиля мышления, характерного для XVII века, и на таких гигантов, как Исаак
Ньютон и Готфрид Лейбниц. Декарт верил в априорные истины и в то, что разум
своей силой может выработать полное знание обо всем. Математика, аналогично
языку, музыке и мифотворчеству, принадлежит к числу изначальных проявлений
человеческой творческой активности [2]. Математика явилась для Декарта
отправным пунктом и вдохновляющим образцом его размышлений о проблемах, ставших
основными в его беспристрастном творческом поиске истины.
Наука, следуя идеалам
Декарта и Ньютона, понималась как всеобщее и универсальное знание, исключающее
субъективные подходы. По мнению Рене Декарта,
естественный свет разума, прорезывающий тьму незнания и указывающий путь к
абсолютным истинам, зажигает в душе человека Бог. Однако великие создатели
классической науки по-разному понимали, каким образом разум проходит этот путь.
Декарту он представлялся как строго обоснованное, согласованное с правилами
универсального метода, исследование данных Богом очевидностей и врожденных
идей, в применении к сложнейшим конструкциям и понятиям человеческого ума.
Ньютон отдавал предпочтение эксперименту в рамках надежной математической
теории, не доверяя ни очевидностям, ни врожденным истинам.
Поразительно, как наука,
которая постоянно критиковала свои собственные утверждения, опровергая и
выдвигая новые гипотезы, пытаясь освободиться от исследователя, смогла
погрузиться в догматизм. Рене Декарт сформулировал
положение, согласно которому, мы познаем только то, что сами же и творим. Оно легло в основание новоевропейского естествознания и позднее было
поддержано Иммануилом Кантом. Картезианское понимание
природы шло через максимальное сближение физического объекта с
математическим. Это понимание своеобразно преломилось и в образовании,
поскольку выработкой новых знаний занимается наука, а их усвоением и
распространением – образование. Это понимание образования и его отношения к
науке завещано нам эпохой Просвещения.
Мы принадлежим к тому
интеллектуальному универсуму, принципы которого сформулировал один из первых и
значительнейших деятелей в этой области – Рене Декарт. Он не столько приобщил
нас к великим истинам, сколько определил строй нашего мышления, оставаясь
творческим источником нашей умственной жизни. Может быть, поэтому с ним спорят,
вступают в диалог современные философы. В европейской культурной истории, а,
возможно, и в истории духа вообще, существует некий закон, проявляющий себя в
отчетливой ритмичности, с которой периоды разреженности идей сменяются эпохами
их необыкновенно интенсивного созидания. Так, античная философия в период
создания своих наиболее существенных направлений занимает чуть более полутора
столетий. Философия Высокого Средневековья и Возрождения, наиболее существенная
в творческих идеях и свершениях, обнаруживается примерно на протяжении двух
веков.
Даже блистательный XVII век
относится к такому же периоду исключительной результативности духовной
деятельности, совпавшей с фундаментальным изменением жизни человека западного
мира, благодаря которому создан феномен, который стали именовать Западом,
включающий наряду с общественно-политическими ценностями науку, технику и
высокий уровень абстракции. В этот век впервые наука выступила как реальная
сила его истории. Это век создания новой философии, новой математики и нового
знания, одним из творцов которого был Рене Декарт [3]. Мераб
Мамардашвили говорил, что Декарт – самый таинственный
философ Нового времени или даже вообще всей истории философии. Одной из
наиболее фантастических вещей в философии Декарта является его понимание того,
что для мысли самым страшным врагом является прошлое, поскольку то, что называется
прошлым, складывается с такой скоростью, которая не дает возможности ни
подумать, ни понять, хотя и кажется, что это все мы уже пережили. Прошлое
только обладает видимостью понятого и пережитого. Мы в каждую минуту, будучи
конечными существами, не можем быть везде и даже не имеем на это времени, наше
время не бесконечно, чтобы раскрыть все то, что с нами происходит.
Изучение и построение мира
классической науки было бы невозможно без допущения гипотетически мощного
интеллекта, не ограниченного пространством и временем. У Блеза Паскаля
бесконечность выступает то под видом бесконечной природы, то, как бесконечный
Бог, то в виде бесконечности человеческого познания, то в смысле бесконечных
желаний и потребностей людей. Мы мыслим ограниченно и должны завершить
мысленные шаги в заданное конечное время и в конечном пространстве. Нельзя с
уверенностью говорить о бесконечности как свойстве самой реальности. Человек и
его опытные знания конечны, поэтому мы не можем знать, бесконечен ли наш мир
количественно и качественно, в отличие от его идеализаций. Часть вопросов,
связанных с проблемой бесконечного, можно
сформулировать так: как надо работать с бесконечностью, и каким образом
конечный интеллект может изучать бесконечное? Человек бесконечно превосходит
человека, поскольку конечный человек – по Паскалю – "бесконечен в своих
стремлениях", движущей силой которых являются неизбежные противоречия всей
его сознательной жизни.
Литература
1. Михайлова Н.В. М.Мамардашвили: философский анализ проблемы смысла науки //
Философы XX века: Мераб Мамардашвили.
- Мн.: РИВШ БГУ, 2000. - С.37-42.
2. Михайлова Н.В.
Методологические проблемы теоретической математики: три философских аспекта //
Учебное знание как основа порождения культурных форм в универсиетском
образовании. - Мн.: Пропилеи, 2001. - С.243-254.
3.
Еровенко В.А., Михайлова Н.В. Принцип радикального
сомнения Рене Декарта в легитимации знания и
преподавания современной математики // Адукацыя i выхаванне. - 2001, №4. -
С.12-18; №6. - С.26-33.