Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Обучающиеся преподаватели в изменяющемся университете

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Состоявшаяся в апреле 2002 года третья международная научно-практическая конференция «Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению», явилась последовательным продолжением работы Центра проблем развития образования БГУ по поддержке и развитию инновационных процессов в университете.

Две организованные в рамках конференции секции – «Обучающиеся преподаватели в изменяющемся университете» и «Современный университет: парадоксы самоописания», – были объединены общей идеей необходимости изменений в университетском образовании. В тоже время каждая секция предлагала как различные тематизмы для обсуждения, так и различные способы коммуникации между участниками.

Предметом работы секции «Обучающиеся преподаватели в изменяющемся университете» явился процесс повышения квалификации преподавателей. В информационном письме, программе, выступлениях на открытии конференции были обозначены не только тематическое поле и способы участия в работе секции, но и предпринята попытка задать определенный пафос обсуждения заявленных в информационном письме вопросов. Предлагалось различные плоскости развития профессиональной компетентности преподавателя рассматривать сквозь призму влияния процесса и результатов повышения квалификации на изменение учебной деятельности студента.

Эту же многоплановость обсуждения предполагалось сохранить в материалах сборника, рассматривая написание статей как дальнейшее движение участников конференции по осмыслению и наращиванию собственных теоретических и практических идей.

Примером такого движения является обращение к традиционной форме профессионального общения педагогического сообщества – конференции. Является ли конференция адекватной сегодняшнему времени? Выполняет ли она функции объединения и развития сообщества преподавателей? Какие изменения она претерпела в своей сути и форме, адаптируясь к происходящим в образовании переменам? Размышления над этими и другими вопросами инициировали написание статьи, в которой авторы анализируют свой опыт подготовки и проведения нескольких конференций сквозь призму вопросов и проблем повышения квалификации преподавателей.

Изменения, происходящие в образовании, требуют нового понимания профессионализма и профессиональной компетентности преподавателя, а это означает не только совершенствование и развитие системы повышения квалификации преподавателей, но и «озадаченность» самого преподавателя необходимостью профессионального развития и совершенствования.

Преподаватели – участники конференции – обсуждают происходящие изменения в процессе профессионального развития преподавателей в трех различных плоскостях: теоретической (пытаясь найти новые сущностные основания процесса повышения квалификации); методической (предлагая средства развития профессиональной компетентности преподавателя вуза); практической (описывая конкретный опыт повышения квалификации).

К сожалению, этот раздел содержит небольшое количество статей, что значительно сокращает возможность представления богатой палитры тех изменений, которые происходят в сфере повышения квалификации преподавателей, не позволяет выделить и сформулировать содержательные тенденции в обсуждаемой теме, зафиксировать принципиальные для преподавательского сообщества проблемы. Причиной такого положения могла стать и недостаточная актуальность темы, и жесткость критериев при отборе текстов для печати. Возможно, здесь сыграли свою роль и другие факторы, но так или иначе, можно отметить определенную тенденцию – преподаватели, на наш взгляд, не очень активно обсуждают проблемы своего обучения.

В этой связи, обращение к иному, в том числе и зарубежному опыту повышения квалификации, позволило бы расширить рамки обсуждаемой темы, внести новые акценты, познакомить с иными формами процесса повышения квалификации, а также обозначить собственные «точки роста и продвижения».

Перспективной формой развития профессиональной компетентности преподавателя, реальной альтернативой традиционной системе повышения квалификации, может стать интерактивный семинар.

Ревизия этой формы повышения квалификации осуществляется в сборнике с различных позиций. Ее рассматривают как практику развития профессиональной компетенции преподавателей университета, как способ повышения квалификации учителей средних школ, как феномен, обнаруженный в сфере неформального образования взрослых. Такая многоплановость является в большей мере преимуществом, нежели недостатком, обеспечивая более «выпуклое», многостороннее обсуждение проблемы интерактивного семинара.

В целом, данный сборник не только обозначил контуры новых подходов к профессиональному развитию преподавателей, но и поставил целый ряд актуальных вопросов. Как развитие профессиональной компетентности преподавателя может изменить и меняет ситуацию в учебных аудиториях?; Обучающиеся преподаватели –это Когда? Почему? и Как?; Как повышение квалификации может не только поддерживать, но и генерировать изменения в университете?

В качестве содержательной перспективы обсуждения процесса развития профессиональной компетенции преподавателя, на наш взгляд, может быть предложенопреодоление педагогоцентрированного подхода, когда преподаватель и его деятельность становятся самодостаточными, замыкают на себе все усилия системы повышения квалификации и как бы «выносят студента за скобки», делая фигуру преподавателя единственной и конечной целью деятельности системы. Это может рассматриваться не только как ограниченность данного подхода, но и как своеобразная «точка роста», потенциальная возможность, позволяющая в дальнейшем сместить акценты с собственной преподавательской деятельности на учебную деятельность студента.

 

 




Назад


Hosted by uCoz