Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
Послесловие
При разработке идеологии данного
учебного пособия мы руководствовались методологическим указанием П. Фейерабенда
о том, что должен быть найден новый способ обучения, который сделает "для
человека более легким и изменение его точек зрения, и более естественное
включение научных теорий в поведение людей", что "облегчит видение
мира на основе таких теорий. Это обучение должно будет позаботиться о том,
чтобы мир повседневных объектов не оказывал давящего влияния на человека; оно
также должно сохранить до некоторой степени открытым различение между сновидениями
и реальностью" (5,454). Нельзя сказать, что мы нашли ответ на поставленный
Фейерабендом вопрос о новом способе обучения, но, как нам представляется,
произошло некоторое уточнение условий такого вопрошания. Мы полагаем также, что
сегодня будущие преподаватели психологии не столько должны получать конкретные
методические прескрипции, сколько попадать в проблемную ситуацию, побуждающую
их к профессиональному самоопределению и последующему ответственному действию.
В тоже сремя мы понимаем, что
обсуждение задач методики преподавания психологии невозможно в полной мере без
формулирования отношения к тому "наследию", которое достается
психологическому образованию в виде "продуктов" средней
общеобразовательной школы. В рассматриваемом нами аспекте (работа с реальностями)
институт средней школы реализует установку на формирование у учеников научного
мировоззрения, призванного "правильно" интерпретировать все
существующие отношения, в том числе и повседневный опыт. Однако данная
установка в большинстве случаев не реализуется. Как отмечают исследователи
научные знания в качестве "альтернативных концептуальных схем" у
обучающихся не формируются. "Содержание "житейских теорий"
учащихся обычно мало изменяется под влиянием научных дисциплин" (2,43). В
результате отсутствия специальной педагогической работы по различению
повседневной и научной картины мира у большинства учащихся складываются
эклектические конгломераты разнообразных причудливых представлений, в которых
очень часто синкретично соединены на базе обыденных суждений
дисциплинарно-разнопредметные фрагменты.
Одна из причин сложившегося
положения дел, как нам представляется, связана с общекультурными факторами.
Cоциальный институт образования, возникший в свое время как противостоящая
жизни искусственная сфера (и в этом смысле конструкт второго порядка) оказался
подвергнутым процессам оповседневнивания. Причем, прежде всего, усилиями самого
образования. Существующие в нем отношения стали восприниматься как
само-собой-разумеющиеся. Граница между миром жизни и миром образования исчезла.
Без ее восстановления решение задач профессионального становления крайне
проблематично.
Ситуация множественности, в которую
попадает будущий психолог после окончания средней школы ставит его перед
разнокачественностью интерпретаций тех или иных фрагментов мира. Эта задача
оказывается практически невыполнимой в следствие отсутствия опыта
трансцендирования (выхода в искусственно оформленную символическую реальность
второго порядка) у подавляющего большинства выпускников средней школы. В результате
вместо множественности позиций и, соответственно, интерпретаций в процессе
образования происходит неподлинная (мнимая) смена позиции, что, часто не
замечается как самим студентом, так и преподавателем. Повседневная реальность
торжествует нарядившись в пестрое платье из лоскутков психологических теорий.
Такова в общем виде та проблема, с
которой приходится иметь дело преподавателям психологии. В свете вышесказанного
не решают дела ни изученные в большом количестве языки, ни отдельные
специализации, ни пролонгирование процесса образования на сколь угодно большой
срок. И выход из создавшегося положения, как нам кажется, только один: в
радикальной ревизии всего образовательного процесса. Контекст такого пересмотра
в самом общем виде был задан Полом Фейерабендом в приведенном нами выше
фрагменте его работы. Однако в представленном виде он выглядит скорее
идеологически, чем практически-операционально. Попробуем совершить необходимые
конкретизации.
Первостепенной в свете всего
сказанного выше представляется задача восстановления границы между образованием
и жизнью. Для этого образовательный процесс в сложившихся формах надлежит
подвергнуть основательной деконструкции с тем, чтобы в последующем в совместном
конструктивном действии студентов и преподавателей создать необходимые
образовательные среды. Их содержание и способы генерации составляют особую
проблемную область психолого-педагогических исследований.
Кроме этого в преподавании
психологии необходимо отказаться от установки на альтернацию как на свою конечную
цель. Не отменить в этом случае повседневную реальность как несовершенную,
низлежащую, и следовательно, корректируемую, а признать ее в качестве базовой,
места "образования смысла, открытия правил" (1,47). Отношение к
возникающей в образовании экспертной психологической реальности должно
строиться на различении ее с повседневной, отрыве от повседневной в акте
образовательного действия и возвращении после завершения искусственой
образовательной ситуации "домой". С этой точки зрения было бы неверным
оставаться, скажем, психоаналитиком после завершения психотерапевтической
ситуации. Т. е. речь идет о формировании в образовании особой «игровой»
идентичности. При этом особое значение приобретает не только умение студента
"надевать необходимые профессиональные очки", но и способность их
видеть. Это означает формирование у будущего профессионала качества вненаходимости,
которое и позволяет производить с "очками" необходимые манипуляции.
Имитация процесса альтернации в
образовательном процессе требует особой организации предметного материала,
который теперь не должен быть дисциплинарно-предметно "разорван", а
"упакован" в достаточно целостные единства, воспроизводящие по
полноте избранную к освоению реальность.
Поскольку воспроизводство
психологической реальности не является актом индивидуального действия, а
включает в свою структуру, в качестве базового условия, ее интерактивное
подтверждение, постольку образование перестает быть только
совместно-индивидуальным событием, а становится местом развертывания процессов
образовательной солидарности конструирующих эту реальность образовательных
субъектов.
Природа психологической реальности
(так как она задана нами в пособии) делает образовательный процесс лишенным
однозначной установки на интеллектуализм, поскольку студент теперь имеет дело с
недостаточно осознанным: верой, допущениями и аксиомами, тем, что является
латентно значимым нашей интеллектуальной деятельности, "с чем мы считаемся
и о чем не размышляем, и именно потому не размышляем, что заранее принимаем все
это в расчет" (3,408). Это обстоятельство обращает наше внимание на
нетрадиционные для современного психологического образования формы: игру,
театрализацию, искусство в целом.
Задача индивидуальной ориентации в
структурах психологической реальности каждого обучающегося требует особого
педагогического отношения к нивелирующим индивидуальное сознание
социально-психологическим эффектам: эмоциональной нерефлексивной солидарности
группы (конформизму), авторитету педагога, постоянству и устойчивости группы
членства. Динамизация указанных обстоятельств становится важнейшим
педагогическим условием достижения образовательных эффектов.
Построение (реконструкция)
психологической реальности не может быть осуществлена студентом из позиции
наблюдателя, а требует от него особой жизненной активности — позиции участника,
практикующего собой ту или иную реальность. В этом плане должны быть
переосмыслены активные формы обучения, поскольку интенсифицировать можно и
процессы оповседневнивания. Впрочем оповседневненными могут стать и сами
активные методы обучения. Это значит, что теперь нас интересует не любая
активность студента, а только та, которой возникает и реализуется созидательный
потенциал студента.
Продуцирование образовательной и
психологической реальностей в учебном процессе, умение выстраивать отношение к
ним требует кооперативных усилий студентов и преподавателей, которые начинают
на деле практиковать образовательные сообщества "через соучастие в которых
и происходит образование человека" (4,4).
ЛИТЕРАТУРА
1. Ванденфельс Б. Повседневность как
плавильный тигль рациональности// Социологос. — М. : Прогресс,1991. - С. 39-50.
2. Можаровский И. Л. Условия
изменения житейских представлений в процессе усвоения научных знаний. / Вестн.
Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1998. №2. -- С. 42-51.
3. Ортега-и-Гассет Х. Идеи и
верования. //Избранные труды. -- Изд-во "Весь мир", 1997. - C.
404-436.
4. Слободчиков В. И. Новое
образование — путь к новому сообществу. // Народное образование,1998,N 1. - С.
3-5.
5. Фейерабенд П. Ответ на критику.
// В кн. Структура и развитие науки (из Бостонских исследований по философии
науки). — М. : Прогресс, 1978. - С. 419-470.