Центр проблем
развития образования Белорусского
государственного университета www.charko.narod.ru |
Университетское
образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. 2002 |
Предисловие
1-3 марта 2001 в БГУ состоялась вторая международная конференция «Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению».
Данная конференция может рассматриваться как одна из возможностей появления в БГУ пространства для обсуждения и разработок актуальных проблем университетского образования. Такую задачу ставит и пытается решать Центр проблем развития образования БГУ.
Движение в направлении повышения квалификации преподавателей, инициируемое Центром проблем развития образования, началось в университете в 1997 году с организации и проведениясерии семинаров различной тематики, которыеориентировали участников на изменения методического плана преподавательской деятельности,предлагали конкретные способы организации учебного процесса. Семинары были востребованы преподавателями БГУ, но охватывали лишь небольшой круг заинтересованных людей.Со временем стала очевидной необходимость организации особой образовательной среды, в которой происходил бы более широкий обмен опытом преподавательской деятельности; идеями, осуществлялась пропаганда перспективных педагогических наработок. И это движение реализовывалось силами не только инициаторов семинаров, но и самих преподавателей университета.
Тема первой конференции — «Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению», — которая состоялась 16-17 марта 2000 года, возникла не случайно. Спровоцированная статьей Роберта Б.Бара и Джона Тага «От обучения к учению – новая парадигма высшего образования» (Бар Р.Б., Таг. Д. От обучения к учению – новая парадигма высшего образования / Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов статей по дидактике высшей школы / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования.— Мн., Пропилеи. 2001. – С.13-40), она приглашала к обсуждению вопросов организации образовательного процесса, в центр которого помещается учебная деятельность студента. Смысл деятельности преподавателя в этом случае предполагает эффективное обеспечение учебы студента (ориентация на имеющиеся знания и представления студентов при отборе содержания преподаваемого курса; выявление цели студента при изучении конкретной дисциплины, выбор таких методов, которые в наибольшей степени обеспечивают процесс учения студента).
Конференция позволила выявить положение дел в сфере реформирования учебного процесса в университете и поддержать педагогическую инициативу преподавателей, готовых к реальным изменениям образовательной ситуации в университетской аудитории. Материалы педагогических мастерских, панельных дискуссий, докладов были оформлены участниками конференции в виде статей и опубликованы в сборнике материалов конференции (Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению (Минск, 16-17 марта 2000 г.) / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования.— Мн., Пропилеи, 2001.— 144 с.).
Вторая конференция (1-3 марта 2001г.), сборник материалов которой Вы держите в руках, продолжила начатое движение. Она позволила расширить круг участников и инициативных групп, которые занимаются или интересуются проблемами преподавания в высшей школе. Конференция привлекла внимание практиков и исследователей не только из БГУ и других вузов страны, но и специалистов из Германии, Украины, Узбекистана. Создав возможность для знакомства с примерами, находками из разнообразного педагогического опыта (в том числе и международного), она позволила расширить круг актуальных проблем в области преподавания и учения в высшей школе. Одним из принципиальных содержательных моментов работы конференции стало очерчевание наиболее проблематичных аспектов стратегии активного обучения в высшем образовании. Данная стратегия, являющаяся важнейшим контекстом перехода от «эффективного преподавания» к «эффективному учению», видится не только весьма перспективной для широкого внедрения в образовательный процесс, но и имеющей свои границы.
Организаторы второй конференции «Университетское образование: от эффективного преподаванию к эффективному учению» пытались в этом событии, сохраняя традицию, соединить ориентацию на участников, проблемную ориентацию и базовую направленность на прагматизм. Тематическое поле конференции определяли заявленные содержательные интересы самих преподавателей. А форма проведения предоставляла возможность для выбора различных способов активности. Педагогические мастерские предполагали демонстрацию преподавателем отдельного метода или целого занятия, а все участники мастерской были активно вовлечены в процесс презентации. Панельные дискуссии приглашали к обсуждению новых подходов, к обмену мнениями по интересующим проблемам. Доклады позволяли представить анализ теоретических или прикладных научных исследований в области заявленной проблематики.
Следует отметить, что работа по повышению квалификации преподавателей и работа по созданию профессионального сообщества, организованная сотрудниками ЦПРО, не проходит в рамках только конференций и семинаров. Написание преподавателями статей, текстов является не только средством решения своих формальных проблем, связанных с необходимостью отчета в конце года, но и, с точки зрения организаторов конференции, является эффективным средством осмысления собственной преподавательской деятельности и презентации своей преподавательской позиции.
Для всех участников конференции, пожелавших написать свой педагогический текст, организовывались индивидуальные консультации, встречи с членами редакционной коллегии сборника. Таким образом, подготовка сборника к печати явилась длительной многосторонней работой. Редакционная коллегия не столько выступала в роли экспертов, выносящих вердикт статье и ее автору, сколько пыталась выполнять функцию «зеркала» по отношению к тексту. Не так часто преподаватели в своей повседневной деловой жизни получают конструктивную критику (замечания, комментарии и вопросы, носящие поддерживающий, «наращивающий», развивающий характер) по поводу сделанного или написанного. Можно сказать, что в этом смысле данная работа продолжала логику самой конференции и самого движения по повышению квалификации университетских преподавателей. При индивидуальных встречах и в письменной коммуникации продолжались дискуссии по поводу идей, обсуждаемых в статьях. Эти дискуссии и обсуждения могут длиться и теперь, когда статьи опубликованы. На последних страницах данного сборника Вы можете найти координаты всех авторов предложенных статей и при необходимости связаться с ними.
Не все одинаково удачно удалось реализовать в совместном мини-проекте «сборник конференции». Как это часто бывает в любой деятельности, в том числе и педагогической, сампроцесс в конечном итоге становится более значим, чем полученный результат (тем более, если речь идет о результате совместном).
Следует признать, что не всегда предложенные статьи напрямую обсуждают заявленную в названии конференции и сборника смену парадигм в образовании от преподавания к учению. Тем не менее, необходимо отметить, что широкий спектр тематики статей объединяет идея необходимости изменений в образовании – в формулировании миссии и задач; в способах организации учебного процесса; в позициях и ролях основных его участников – преподавателей и студентов.
Изменения – процесс длительный и непростой. И не всегда инновационные усилия отдельных преподавателей способны принципиально изменить в целом образовательную картину университетских будней.
Понимание и внедрение реальных усовершенствований в образовательный процесс не только отдельными преподавателями-энтузиастами, но и широкой университетской общественностью, требует, на наш взгляд, дальнейших теоретических исследований, практических разработок и организованной поддержки для ихвнедрения. В этом смысле проектирование и создание образовательных сред, в которых университетские преподаватели могли бы искать оптимальные для сегодняшней ситуации способы преподавания, является приоритетом для скоординированных усилий отдельных инициативных групп и университетских структур, занимающихся повышением квалификации преподавателей высшей школы.
С уважением, редакционная коллегия сборника
220050, Республика Беларусь, г.Минск, ул. Московская, 15, к. 719, 724.
Тел. (017) 209-59-65.