Издания Центра проблем развития
образования
Белорусского государственного
университета
|
УДК 378.4 ББК 74.58 У 90
Университетское образование: от эффективного
преподавания к эффективному обучению
Материалы
второй республиканской научно-практической конференции (Минск, 1-3
марта Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Мн., Пропилеи, 2002. – с. 288.
Редакционная коллегия: Д.И. Губаревич, Е.Ф. Карпиевич, Т.И. Краснова, И.Е. Осипчик. ISBN 985-6329-35-3 |
В сборнике представлены статьи участников второй международной научно-практической конференции «Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению».
Материалы сборника отражают идею необходимости изменений в образовании – в формулировании миссии и задач; в способах организации учебного процесса; в позициях и ролях основных его участников – преподавателей и студентов.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие . (с.
6 )
Миссия и задачи
образования в современном университете
Титаренко Л.Г. Миссия университетского образования в условиях
глобализации общества. (с. 9 )
Гусаковский М.А., Осипчик И.Е. Интеллектуальная автономия студента.
(с. 20 )
Ященко Л.Н. О механизмах изменений университета как социального института (немного
о философии реформы) . (с. 27 )
Голубева М.Н. «Открытая» рациональность как особая культура мышления в
университетском образовании. (с. 37)
Краснов Ю.Э. Монологически-фронтальная форма организации как функциональная
структура, определяемая базовым процессом информирования в системе ПРАКТИКИ
созерцательно-вербального образования. (с. 43)
Изменение позиций преподавателя
и студента в университетской образовательной среде
Кирилюк Л.Г. Изменение деятельности преподавателя вуза: необходимость и
реалии. (с. 70 )
Штойер Э. Взаимные посещения как тренинг и способ получения обратной связи для
университетских преподавателей. (с. 82 )
Кашлев С.С. Педагогические условия развития субъектности студента в
педагогическом процессе вуза. (с. 95 )
Губаревич И.И. Роль куратора (персонального тьютора) в работе студента над
индивидуальным образовательным проектом в университете. (с.102)
Краснова Т.И. Попытка строить учебный курс без заранее заданного учебного
материала<span class=GramE>. (с. 111 )
Самостоятельная работа
студентов: формы и методы организации
Севостьянова Н. Г. «Уроки философии» как процесс и
результат организации самостоятельной работы студентов. (с. 125 )
Григорьева Н. К. Самостоятельная работа в обучении иностранных учащихся. (с. 130)
Минченко Т.В. Организация самостоятельной работы студентов в условиях
университетского образования. (с. 137 )
Кацубо С.П. Эффективность обучения в развитии самостоятельности и
творческих возможностей студентов. (с. 141 )
Научно-исследовательская
деятельность студентов в образовательном процессе
Каратаева Т.П., Василевская Е.И. Обучающе-исследовательский подход как
способ активизации познавательной деятельности студентов. (с. 147 )
Выдра К.С. Научно-исследовательская деятельность студента в условиях
университетского образования. (с. 157 )
Василевская Е.И. Проблема общенаучной подготовки студентов в контексте смены
образовательных парадигм. (с. 161 )
Формы и методы
организации учебной деятельности в университетском образовании
Григальчик Е. К. Изменения, которые позволят сделать лекцию методом
активного обучения студентов. (с. 169 )
Кравчук Е. В. Опорный конспект как способ активизации учебного процесса в
системе университетского образования. (с.
175 )
Островский С.Н. К вопросу организации микрогруппового взаимодействия студентов
посредством включения их в совместную деятельность. (с. 179 )
Величко Е.А. Способы обучения иноязычному речевому
социально-ориентированному взаимодействию. (с. 185 )
Кушнер Н.В. Групповая форма работы с использованием художественного текста в
специальной дисциплине. (с. 193 )
Немкевич Н.М. Использование активных методов обучения в курсе «Психология
развития». (с. 197 )
Музыченко А.В. Возможности активных методов обучения в формировании
профессионального самосознания будущих психологов. (с. 204 )
Янчук Л.С. Использование активных форм обучения в процессе формирования социальной
перцепции у будущих психологов. (с. 212 )
Использование
компьютерных технологий в образовательном процессе
Выдра К.С. Передовая образовательная технология обучения в условиях
университетского образования. (с. 218 )
Радчикова Н.П., Паспелова И.Е. Опыт использования новых компьютерных
технологий в преподавании психологии когнитивных процессов. (с.220)
Учебно-методический
комплекс: проблемы разработки и опыт внедрения
Алтайцев А.М., Наумов В.В. Учебно-методический комплекс как модель организации учебных
материалов и средств дистанционного обучения.
(с. 229 )
Балыкина Е.Н., Попова Е.Э., Липницкая О.Л. Опыт создания учебно-методического
комплекса по исторической информатике. (с. 241)
Совершенствование учебного
процесса в университете
Вайнштейн Л.А.Психологическая подготовка студентов БГУ в условиях
внедрения образовательных стандартов. (с. 261)
Скуратова Э.Н. Пути развития коммуникативной компетентности студентов
музыкальных вузов. (с.
264 )
Волчок Л.Н. К проблеме организации контроля устной речи при обучении иностранных
учащихся русскому языку. (с. 272)
Жукова М.Б. Экологизация университетского образования. (с. 278)
Сведения об авторах. (с. 284)