Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. 2002

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ «ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ»

 

Н.М.Немкевич

 

Современная система образования и воспитания ставит новые задачи перед высшей школой – развитие потенциальных возможностей студентов, наиболее активное вовлечение их в процесс обучения, развитие профессиональной мотивации, интеллектуальной автономности и социально-психологической компетентности студентов. 

Наиболее эффективной в реализации целей образования, на наш взгляд, можно считать стратегию активного обучения. Если традиционные в учебном процессе лекции и семинарские занятия уделяют больше внимания передаче информации и усвоению ее студентом (трансляция знаний), а преподаватели сосредоточены в основном на выполнении учебного плана и развитии фундаментальных навыков у обучающихся, то использование активных методов обучения предполагает организацию процесса конструирования знания во взаимодействии студента с преподавателем, с другими студентами, а также соотнесение этих знаний и своего опыта с культурным опытом.

Основными характеристиками учебного процесса, в котором применяются активные  методы обучения, по нашему мнению, являются:

·       заинтересованность и желание студентов участвовать в обсуждении проблем;

·       наличие обратной связи,

·       многосторонняя коммуникация;

·       индивидуальная ответственность каждого студента;

·       возможность каждого высказать свое мнение и проявить умения;

·       благоприятная психологическая атмосфера.

В преподавании курса «Психология развития» нами применялись различные методы обучения, способствующие вовлечению студентов в активную работу в аудитории.

На первых занятиях с целью знакомства студентов, включения их в работу группы, создания благоприятных условий для свободного обмена идеями и опытом использовались методы, направленные на создание деловой атмосферы, сплочение группы: «Ломка льда», работа в небольших группах, структурированная дискуссия.

С целью ознакомления с новыми фактами, определенной точкой зрения на вопрос, логическим решением проблемы применялись демонстративные методы и техники: доклад, дискуссия, фильм, лекция.

Работа с текстом, практические упражнения, регистрация и восстановление занятий, исполнение роли – использовались с целью развития способностей, совершенствования навыков, приобретения нового опыта, а техники и методы вклада участников (групповые дискуссии, небольшие группы, исследование индивидуальных случаев, исполнение роли, вопросники) использовались для того, чтобы студенты самостоятельно созидали новые идеи, соотносили их с новым опытом или ситуацией, принимали спорные идеи.

            В статье мы более подробно проанализируем опыт использования метода «Мозаика» и технику сюжетно-ролевого моделирования в преподавании курса «Психология развития».

Интерактивный метод работы с текстом «Мозаика» (модифицированный вариант) в рамках нашего курса предлагался для изучения материала статьи «Онтогенез и социогенез отношений с взрослыми в раннем возрасте». Проводится метод в несколько этапов.

Подготовительный этап. Текст разделен на три части, имеющие свою смысловую нагрузку. Первая часть содержит методологический и теоретический анализ проблемы соотношения онтогенеза и социогенеза во взаимодействии детей раннего возраста со взрослыми. Вторая – посвящена анализу стилей семейного воспитания и проблеме влияния детско-родительских отношений на психическое развитие ребенка. В третьей части раскрывается симптоматика возрастного кризиса, дается характеристика основных психических новообразований критического периода.

1 этап. Деление студенческой группы на три подгруппы. Каждая подгруппа получает одну структурную часть статьи.  Каждый участник подгруппы знакомится с содержанием отрывка.

2 этап. Участники подгруппы обсуждают содержание данной части статьи, анализируют и систематизируют полученную информацию, выделяют основные понятия. Каждый становится экспертом данного отрывка статьи.

3 этап. В каждой подгруппе участники получают свой порядковый номер, согласно которому формируются новые подгруппы, состоящие из трех человек (первые номера из всех групп объединяются в одну группу и т.д.).  Во вновь созданной подгруппе собираются «носители» информации всех трех структурных частей статьи. В данной подгруппе воссоздается содержание всей статьи: каждый участник передает (преподает) информацию другим. Таким образом, все участники знакомятся с полным текстом статьи.

Специфика данного метода состоит в активном участии каждого студента в обсуждении проблемы, в анализе содержания текста в микрогруппе (здесь формируются умения проанализировать материал, выделить главную мысль, определить основные понятия и концептуальные положения), в продумывании и обсуждении вариантов преподавания данного материала другим студентам, в подготовке к выполнению роли эксперта.

Данный метод способствует развитию социально-психологической компетентности студентов, которые на собственном опыте познают эффективные способы коммуникации, самостоятельно приобретают необходимые педагогу коммуникативные и организаторские навыки, так как эффективность совместной работы зависит от степени скоординированности действий в группе и понимания каждым как своей позиции, так и ролей других участников.

При организации и проведении данного метода следует обратить особое внимание на позицию преподавателя в этом процессе. В процессе проведения метода «Мозаика» основную роль в изучении текста играют сами студенты. Они могут обращаться к преподавателю за помощью или уточнением понятий, содержания. В данном случае роль педагога – эксперт. Одновременно он выполняет функции контроля, поддержки, стимулирования, поддерживая атмосферу доверия и открытости в группе, при необходимости снимая эмоциональное напряжение и включаясь в обсуждение проблем.

Таким образом, с помощью метода «Мозаика» достаточно быстро и эффективно в условиях семинарского занятия по психологии достигаются следующие цели:

·       студенты, активно взаимодействуя, приобретают коммуникативные умения;

·       формируются навыки работы с текстом;

·       эффективно усваивается, запоминается теоретический материал.

            С целью закрепления теоретического материала, изученного с помощью метода «Мозаика», целесообразно провести сюжетно-ролевое моделирование различных ситуаций взаимодействия взрослых с детьми, демонстрирующих конфликт, связанный с возрастными особенностями развития (возрастной кризис трех лет), и выход из конфликта, т.е. разрешение детско-родительского конфликта взрослым. Моделирование сюжета зависит от коммуникативных умений и способности встать в позицию другого, что позволяет осваивать новый опыт общения и лучше ориентироваться в социальном взаимодействии. Идентификация с ролевым образом и действие в роли позволяет расширить опыт переживаний, изменить стереотипы поведения и стили взаимодействия, дает возможность осознать возрастные особенности развития детей.

            В проведении этой техники ведущая роль в подготовке, организации и проведении моделирования ситуации принадлежит преподавателю. Он вводит в ситуацию, ставит задачу, дает возможность студентам наблюдать типичное поведение людей, механизмы ролевого взаимодействия. Преподаватель дает необходимые инструкции, определяет время для подготовки сюжета, организовывает процесс обсуждения ситуаций, вывода участников из роли, рефлексию и обратную связь. Анализ содержания сюжетов обязательно включает выводы по достижению цели техники.

            Методика сюжетно-ролевого моделирования используется в курсе «Психология развития» с целью осознания студентами возрастных особенностей детей раннего возраста, понимания значимости влияния детско-родительского взаимодействия на психическое развитие детей, приобретения практических навыков взаимодействия с детьми с учетом возрастных психических изменений.

 

Этапы проведения сюжетно-ролевого моделирования.

1 этап. Группа делится на три подгруппы. Каждой  подгруппе дается общее задание: «Смоделируйте ситуацию взаимодействия родителей с ребенком, проявляющим симптомы кризиса трех лет». Далее задание дифференцируется по подгруппам. Каждая подгруппа моделирует ситуацию определенного типа воспитания в семье. Предлагается три варианта типов «неправильного» воспитания: тип А – неприятие, эмоциональное отвержение; тип Б – гиперсоциализация; тип В – эгоцентрическое, «кумир семьи».

Моделируемый сюжет должен содержать конфликт между ребенком, проявляющим симптомы кризиса  трех лет и родителями. Схема построения сюжета предполагает два варианта: 1) максимальное обострение детско-родительского конфликта, 2) позитивный, конструктивный выход из конфликта, разрешение противоречий детско-родительского взаимодействия.

2 этап. Работа в группах по созданию, обсуждению сюжета включает процесс распределения ролей, определение содержания каждой роли, обозначение проблемы детско-родительского взаимодействия, характерной для конкретного типа воспитания, определение симптома кризиса раннего возраста.

3 этап. Моделирование сюжетов. Презентация работы каждой группы: проигрывание ситуации, сопровождающееся эмоциональным включением в роль и идентификацией.

4 этап. Рефлексия – наиболее важный момент методики, так как решает несколько задач. Необходимо, во-первых, вывести участников из роли, во-вторых, помочь им осознать и вербализовать свои переживания, в-третьих, сформулировать выводы по содержанию статьи.

Рефлексия, проводимая после представления всеми группами своих сюжетов детско-родительского взаимодействия, помогает определить, насколько достигнуты цели проведенной методики. Выводы студентов не ограничиваются перечислением и краткой формальной характеристикой психических новообразований кризиса раннего возраста, а включают размышления о значении детско-родительского взаимодействия на психическое развитие детей. Участники сюжетно-ролевого моделирования получают опыт негативных и позитивных переживаний в сюжетно-ролевом общении, выполняя определенную роль (мамы, папы, бабушки, ребенка и т.д.). Это позволяет наиболее глубоко «прочувствовать», понять и объяснить свои переживания и поведение в выполняемой роли. Вербализация, «проговор» своих чувств, суждений, поведения является основным компонентом рефлексии. Осознав свои переживания, студенты не делают формальных выводов на основе теоретического анализа текста статьи, а эмоционально включаются в обсуждение сюжетов, активно высказываются, дают анализ поведения,  понимают мотивы поведения детей и родителей, определяют закономерности психического развития детей раннего возраста, запоминают симптомы возрастного кризиса.

Предлагаемые вопросы помогают проанализировать модели сюжетов и сделать определенные выводы.

1.         Расскажите о своих чувствах во время моделирования ситуации, вхождения в образ, проигрывания своей роли.

2.         Какие негативные последствия оказывают «неправильные» стили воспитания на психическое развитие ребенка?

3.         Какие особенности личности и поведения ребенка формируют родители в процессе взаимодействия с ним в данной ситуации?

Обязательным и важным моментом является рефлексия активного метода обучения, где студенты высказываются о своих чувствах, мыслях, поведении, делятся своими переживаниями, самостоятельно делают выводы о результатах своего участия в работе, соотносят поставленные цели с результатами своей работы. Студенты анализируют не только предметное содержание, знания, но и свой опыт, приобретенный на занятии, возможность применения его в практике педагогической деятельности.

            Необходимым этапом применения активных методов обучения является получение преподавателем обратной связи от студентов. Методики получения обратной связи целесообразно использовать для свободного выражения мнения студентов, а также для анализа преподавателем собственных ошибок или подтверждения уверенности своих действий в реализации стратегии активного обучения студентов.

            Метод работы с текстом «Мозаика» и техника сюжетно-ролевого моделирования была предложена участникам научно-практической конференции «Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению». Обратная связь подтвердила положительный эффект и целесообразность применения данных активных методов в практике обучения курсу «Психология развития» студентов, а также выявила актуальность проблемы влияния детско-родительских отношений на психическое развитие ребенка среди педагогической и родительской аудитории. Участники секции проанализировали свой опыт и сделали выводы, говорящие о необходимости использования активных методов при подготовке специалистов в области образования.

            Опыт проведения занятий по курсу «Психология развития» с использованием активных методов обучения показывает их эффективность, т.к. происходит изменение мотивации студентов, проявляется познавательный интерес, желание применять полученные знания на практике. Студенты предпочитают активные методы и формы организации обучения традиционным, о чем говорят их отзывы, полученные при проведении обязательного элемента активных методов обучения – «обратной связи».

 

Эссе на тему: «Я и «Психология развития».

 

            «Во-первых, мне очень понравилась организация семинарских занятий. А именно, свободная обстановка, беседы. Я не чувствовала себя напряженно, спокойно и с интересом вникала во все, что мы обсуждали и обыгрывали.

            Иногда, приходишь на семинар подготовленной, а с началом опроса начинаешь пробегать глазами материал, нервничаешь и совершенно не слышишь и не обдумываешь то, что говорят. И материал, пусть не весь, но значительная часть, проходит мимо тебя. И таким образом построено большинство курсов.

            Но для меня лучше первая форма – «расслабленная», я имею в виду – свободная.

            Во-вторых, что касается материала, то мне он кажется важным и необходимым, т.к. живем мы в обществе общаясь, т.к. скоро у нас будут дети, т.к. многие из нас станут педагогами, и все эти знания будут просто необходимы. Прослушав курс лекций, я начала лучше понимать, например, мою племянницу, которой 3 года. Я часто могу дать объяснение ее поведению.

            Я думаю, что обладать такими знаниями просто необходимо. Мне было очень интересно, и я почувствовала себя уверенней».

 

«Курс «Возрастная психология» очень интересный. Мне понравилось, что мы практически не занимались «зубрежкой», сухим и неосмысленным заучиванием фраз из лекций и книг, а сами пытались играть детей, понимая все особенности данного периода развития. Ведь в такой игровой форме материал остается надолго в нашем сознании. И волей-неволей, в будущем, когда у меня будут свои дети, я буду вспоминать эти ситуации и вести себя так, как полагается маме, которая знает особенности детского развития».

           

«Все-таки, если вспомнить те семинарские занятия, которые у нас прошли под лозунгом «детские улыбки», то можно будет в дальнейшей своей работе с детьми использовать такие умения и навыки, которые мы приобрели…»

 

            «На семинарских занятиях мы проходили довольно интересные и увлекательные темы… Мне очень пригодились знания, приобретенные на занятиях, т.к. я поняла, как нужно правильно общаться с маленькими детьми, не допускать погрешностей, серьезных ошибок.  Я думаю, что свои знания, умения и навыки я с радостью буду использовать в повседневной жизни, в своей педагогической деятельности, и не раз еще буду вспоминать Вас и семинарские занятия, которые мы проводили вместе».

 

            «Я думаю, что тот багаж знаний, который я получил на семинарах, никогда не будет лишним. Возможно, сейчас эти знания мне нужны, но не в полной мере, а вот через несколько лет они очень сильно понадобятся.

            Я давно заметил, что занятия со сравнительно небольшой группой людей очень сближают, и это очень классно. Плюс к этому, ты повышаешь свой интеллектуальный уровень, учишься сдерживать эмоции, развиваешь речь, привыкаешь общаться с аудиторией.

            С хорошим расставаться всегда трудно…Возможно, лет через 5-10 мы с Вами встретимся, и мне будет очень интересно почитать это эссе, и посмотреть, насколько психология помогла мне в жизни».       

 


Назад


Hosted by uCoz