Центр проблем
развития образования Белорусского
государственного университета www.charko.narod.ru |
Университетское
образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. 2002 |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ У БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
Л.С. Янчук
«Не дай нам бог жить в эпоху перемен», – гласит мудрая китайская пословица. Думается, эту пословицу китайцы придумали, глядя в сторону наших земель. Исторически так сложилось, что мы живём либо непосредственно в эпоху перемен, либо в ожидании её скорого наступления. Ломка консервативного уклада жизни, привычных жизненных устоев всегда сопровождалась большими потрясениями для одной личности в частности, да и для всего народа в целом. Отсюда и возросший интерес к психологии как науке и большая потребность в психологах как в специалистах. И это не просто дань моде. Видимо тому, кто занимается наведением порядка в государстве, в бизнесе, в школе, детском саду и т.п. необходимо сначала разобраться в самом себе, состояться как личность, определиться с жизненными приоритетами, стать профессионалом своего дела. Несмотря на все свои недостатки, эпоха перемен обладает рядом преимуществ по сравнению с эпохой консервативной стабильности. И это преимущество заключается в свободе творчества, т. е. это ситуация, когда ты как специалист не ограничен идеологическими рамками и жесткими профессиональными инструкциями. Человек, занимающийся определённой проблемой, может не только выбирать из множества новых течений, направлений и идей то, что, на его взгляд, является наиболее эффективным, но и создавать что-то своё. Основной фактор успешности такого рода деятельности – это активность, направленная на создание совместного интеллектуального продукта. Особенно это важно при формировании профессиональной картины мира, которое невозможно без формирования определённых социально- перцептивнных характеристик у обучающихся.
Программа спецкурса «Формирование профессионального самосознания и профессиональной самоверификации психологов» решает задачи определения социально-перцептивных характеристик личности, определения уровней профессиональной рефлексии, а также проектирования возможностей формирования собственных особенностей восприятия, понимания, оценки своей профессиональной деятельности и окружающей действительности в целом.
На наш взгляд, внедрение активных форм обучения в процесс подготовки психологов позволит более эффективно использовать учебное время и повысить качество подготовки профессиональных психологов. Подтверждением этому может служить «Пирамида запоминания», разработанная К.Н.Венцилем [1, с.10], которая показывает – чем больше степень участия обучаемых в процессе познания, тем больше ими усваивается информации и приобретается навыков.
В разработанном нами спецкурсе проходят автономные линии активного познания профессиональной действительности. Одна линия – это комплекс упражнений, направленных на формирование профессионального самосознания. Другая линия относится больше к личности слушателя и направлена на формирование профессиональной и социальной перцепции психолога.
Использование активных форм обучения в спецкурсе предполагает моделирование различных методов и приёмов обучения в рамках определённой научной концепции. В разработке своего спецкурса мы использовали концепцию личностно- деятельностного подхода, разработанного С.Л. Рубинштейном, Б.М. Тепловым, Б.Ф. Ломовым, Б.Г. Ананьевым и другими, как указывает И.А.Зимняя в своей книге «Педагогическая психология». Мы исходим из того, что формирование профессиональной картины мира психолога невозможно без формирования личностных характеристик, опосредующих становление социальной перцепции. А это невозможно без специальной организации обучающей деятельности, а точнее – без создания специальных условий обучения.
Структура спецкурса носит целостный характер и включает в себя комплекс ознакомительных методов и приёмов, теоретический блок научных материалов, где идет ознакомление с психологией как с серьёзной научной деятельностью, и блок тренинговых упражнений, направленных непосредственно на закрепление усвоенного материала. Модуль рассчитан на 72 часа и преследует несколько целей:
1) Ознакомление слушателей с профессиональной практической деятельностью психолога.
2) Ознакомление с теоретическими основаниями работы психолога, формирование навыков работы с научными текстами по психологии, построение на их основе структурно-логических схем.
3) Формирование навыков практической деятельности психолога, коммуникативных и рефлексивных качеств, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности.
На наш взгляд, процесс формирования профессионального самосознания и профессиональной самоверификации (социальной перцепции) психологов можно рассматривать как становление профессиональной картины мира психолога. В таком случае можно утверждать, что становление любой деятельности, а тем более деятельности, направленной на становление профессиональной картины мира, невозможно без коммуникации и формирования коммуникабельности у обучающихся. Этой проблеме и посвящена первая часть модуля. Она проходит в режиме тренинговых упражнений и включает в себя ознакомление с принципами поведения в тренингах общения, а именно:
а) принцип активности, который предполагает активное участие всех участников процесса;
б) принцип «здесь и теперь», т. е. проживание событий, эмоций и чувств в данной группе и в данный отрезок времени;
в) принцип безусловного и безоценочного принятия друг друга;
г) принцип конфиденциальности (то, что происходит в группе не выносится за пределы группы и не обсуждается вне её);
д) принцип равенства (в группе все равны, все имеют право на то, чтобы быть выслушанными, а также на помощь и поддержку).
Затем происходит знакомство участников друг с другом и практическое усвоение правил тренингового общения. Упражнения на знакомство («Что я вижу в тебе», «Каким мой партнёр был в детстве», «Что между нами общего, что нас различает») [5; с.253] помогают определить правильность и полноту восприятия друг друга, опираясь лишь на имплицитную теорию личности. Упражнение «Что я вижу в тебе», предполагает деление участников на пары, в которых происходит их деление на №1 и № 2. Первому номеру предлагается описать, что он видит в своём собеседнике. Форма описания никак не регламентируется, затем ему предстоит услышать своё описание от второго собеседника. В процессе проведения нами спецкурса, обнаружилась следующая закономерность: в группах, где преобладали обучающиеся с высшим педагогическим образованием, участники сразу начинали описывать черты характера своего собеседника (я вижу в тебе доброго человека, активную личность и т.д.), даже если до спецкурса они не были знакомы; а в группах, смешанных по составу, на первом месте шло описание внешности партнёра (я вижу в тебе привлекательную женщину, привлекательного мужчину и т. д). Данное задание актуализирует эмоциональное состояние слушателей, помогает создать тёплый, доверительный тон в общении между участниками. Следующее задание на восприятие слушателями друг друга является более сложным, но и более информативным: участникам предлагается описать своего собеседника таким, каким он видит себя в детстве. Тот, кого характеризуют как ребёнка, определяет, насколько его собеседник был прав. Цель этого задания определить правильность восприятия собеседниками друг друга, осознать, насколько верна правильность построения имплицитной теории личности у того или иного участника, а также получить более полную и точную информацию о каждом из участников. Упражнение «Что между нами общего, что нас отличает» помогает найти сходное и отличное в характерах друг друга, в манере себя вести, одеваться и т.д. Данный блок упражнений способствует самораскрытию личности каждого участника спецкурса.
Теоретический блок спецкурса также имеет несколько этапов.
1. Проработка научных теоретических понятий на интуитивном уровне.
2. Работа с научным текстом.
3. Построение структурно- логической схемы социальной перцепции.
4. Рефлексия по поводу проделанной работы.
На этапе проработки научных теоретических понятий на интуитивном уровне слушатели сами пытаются дать определение термину «социальная перцепция психолога». Продуктом данной деятельности может быть либо образ, либо схема, либо словесная расшифровка данного термина. Как правило, участники данного действия дают достаточно точные образные описания научных психологических терминов (даже на начальном уровне обучения психологии). Этот приём мы считаем эффективным, поскольку, активизировав у участников спецкурса их знания в так называемой «бытовой психологии», проще переходить на формирование у них научной терминологии. На этом этапе участники работают по подгруппам.
Работа с научным текстом включает в себя чтение текста (индивидуальная работа), вопросы на понимание к преподавателю (в нашем случае, это организатор коммуникации), а затем, на основе всего прочитанного и увиденного, идёт построение структурно- логической схемы содержания. Данная работа осуществляется также по подгруппам. Затем каждая группа защищает свою структурно-логическую схему. На данном этапе происходит усвоение ключевых понятий по содержанию спецкурса, осмысление теоретической основы для формирования определённых социально- перцептивных характеристик с учётом специфики профессиональной деятельности. Другими словами, слушатели спецкурса, получая определённую теоретическую подготовку, пытаются преломить её через собственное понимание проблемы, учитывая свои личностные особенности и специфику своей будущей профессии. Практика проведения такого рода занятий показала, что, работая в таком режиме, эффективность усвоения научных терминов и понятий значительно повышается, поскольку участники возвращаются к содержанию текста трижды – при первом прочтении, затем, озвучивая свои вопросы, и третий раз – при построении схемы. Многие слушатели говорили, что будут использовать данный приём при обучении детей работе с текстами повышенной сложности. Данная работа не только стимулирует интеллектуальную активность, но и развивает коммуникабельность, а также навыки коллективного взаимодействия.
Тренинговый блок модуля включает в себя комплекс диагностических методик, а также тренинговых упражнений, направленных на изучение личностью самой себя, и на саморазвитие личности. Предварительная работа над данным блоком включала в себя создание комплекса методик для диагностики как личностной сферы слушателей, так и профессиональной позиции. При этом каждый организатор коммуникации (их в спецкурсе было двое) проводил свой диагностический блок; что касается непосредственно автора этой статьи, то нас интересовало изучение социально-перцептивных характеристик, что непосредственно связано с личностной сферой слушателей. Методики, направленные на изучение личностной сферы и формирование социально- перцептивных характеристик, были нацелены на изучение мотивации, эмоциональной сферы, эмпатии, самооценки и самоотношения. Результаты методик используются слушателями для построения собственной программы саморазвития. Тренинговые упражнения помогают участникам модуля выполнять данную программу. Они подобраны так, чтобы максимальная интеллектуальная нагрузка сочеталась с упражнениями на релаксацию. После довольно напряжённой работы над структурно- логической схемой, нами было предложено тренинговое упражнение на формирование у учащихся коммуникативных навыков невербального общения, где один из участников только с помощью жестов и мимики должен был рассказать о каком-либо событии. Рассказы могли быть любого содержания, в том числе и юмористического. Аудитория должна была понять то, о чём идёт речь и соответственно отреагировать. Данное упражнение помогает формировать правильное восприятие, понимание и оценку невербальных средств общения между людьми.
Исследовательский блок включает в себя более пристальное изучение перцептивных способностей субъекта восприятия. При использовании методик на изучение мотивации (насколько мотивирован слушатель при обучении психологии, настолько положительным (либо отрицательным) будет его восприятие и учебной деятельности, и будущей профессиональной деятельности), социальной адаптивности (чем быстрее личность адаптируется к будущей профессиональной деятельности, новому статусу, тем успешнее личность реализуется как профессионал, тем адекватнее будет оценка себя и окружающей действительности), эмпатии (в профессиональной деятельности психолога эмпатия является одним из самых значимых личностных качеств) можно достаточно точно установить соотношение характеристик воспринимающего и объекта восприятия. В экспериментах по межличностной перцепции устанавливается четыре группы факторов при помощи которых субъект описывает а) самого себя; б) ранее знакомых личностей; в) отношения между собой и объектом восприятия; г) ситуационный контекст, в котором осуществляется процесс межличностной перцепции. Важным фактором повышения точности восприятия другого человека является получение от него обратной связи, что помогает откорректировать образ и способствует более точному прогнозу поведения партнёра по общению. Упражнения на формирование социальной перцепции отрабатываются в основном в парном взаимодействии [1, с.131].
Заключительной и одной из основных частей спецкурса является рефлексия. Она завершает каждый блок тренинговых упражнений, а также проводится в конце всего учебного модуля. На заключительной рефлексии участники дают общую оценку модулю, обсуждают результаты обучения, высказывают пожелания по усовершенствованию тех или иных методов обучения.
Несколько слов необходимо сказать о руководстве модульным обучением. Руководство диадное: с группой одновременно работают два преподавателя, или точнее, два организатора коммуникации. У каждого – свои функции, которые условно можно разделить на функции игротехника (организовывает процесс активного взаимодействия в группе) и аналитика (отслеживает все процессы, анализирует их, подводит итоги). Смена руководителей, функций и деятельности помогает поддерживать активность участников на протяжении всего спецкурса, а также даёт разные образцы руководства учебной деятельностью.
Данный модуль разрабатывался для системы переподготовки, однако, схема построения учебной ситуации (при некоторой модификации) может использоваться и в условиях университетского образования.
Литература.
1. Андреева Г.М. Социальная психология.- М.: Аспект Пресс, 1996.–367 с.
2. Бодалёв А. А. Личность и общение.- Международная педагогическая академия, 1995.– 328 с.
3. Обучаем иначе: Стратегия активного обучения в школе / Е.К.Григальчик, Д.И.Губаревич, И.И.Губаревич, С.В.Петрусев. -- Мн.: Изд. ООО «Красико-принт», 2001. – 128 с.
4. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека.- М.: Школьная пресса, 2000. – 416 с.
5. Столяренко Л. Д. Общая психология-Ростов н/Д, 2000.– 544 с.