Центр
проблем развития образования Белорусского
государственного университета www.charko.narod.ru |
Университетское образование: от эффективного
преподавания к эффективному учению. 2002 |
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ БГУ ВУСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Л.А.Вайнштейн
В настоящее время в Белорусском государственном университете осуществляется подготовка специалистов более чем по 40 различным специальностям, которые, как показывает проведенный анализ, относятся к системам «человек–человек», «человек–природа», «человек–техника», «человек–знаковая система», «человек–образ», образуя весь спектр психологической классификации профессий. Наряду с приведенной классификацией, все вышеуказанные специальности могут быть разделены на две большие группы: производственные и педагогические (соответственно произведено деление студентов на два одноименных потока). Первая группа ориентирована на будущую работу студентов в отраслях народного хозяйства, а вторая – в системе образования.
Базовым элементом всех профессий является человек, успешность профессиональной деятельности которого определяется, наряду со специальной и гуманитарной, его психологической подготовкой. Это, на наш взгляд, свидетельствует о необходимости психологической подготовки студентов БГУ, развития их личностного потенциала, умения познавать и взаимодействовать с другими людьми.
Данная работа посвящена рассмотрению роли и места психологической подготовки студентов производственных потоков Белорусского государственного университета в условиях реализации образовательных стандартов.
В целом, как показывает мировая практика, реализация стандартизированных норм и требований в различных отраслях способствуют повышению качества. При этом, как правило, стандартами оговаривается нижний уровень качества, без ограничений его повышения. Одним из количественных критериев оценки качества подготовки специалистов может быть объем и содержание читаемых студентам учебных курсов.
В связи с использованием в системе высшего образования Республики Беларусь образовательных стандартов, в университете сейчас внедряется стандарт «Основы психологии и педагогики» (общий объем преподавания – 70 часов).
Анализ действующих на целом ряде факультетов БГУ учебных планов показывает, что на большинстве специальностей объем часов по различным психологическим курсам превышает объем часов, обусловленных данным стандартом. Причем, на различных факультетах для производственных потоков преподаются такие психологические дисциплины как «Психология», «Психология управления», «Социальная психология», «Психология труда» и другие. Исходя из этого видно, что до появления данного стандарта в БГУ был достигнут достаточно высокий уровень получения студентами психологических знаний, с учетом как производственной, так и педагогической специализаций.
Реализация стандарта «Основы психологии и педагогики» в систему высшего образования Республики Беларусь имеет несколько особенностей:
· Во-первых, ни одно учебное заведение не готовит сейчас преподавателей по новому объединенному курсу «Основы психологии и педагогики». Поэтому сейчас его будут преподавать или психологи или, что более вероятно, педагоги (учитывая их большую численность среди преподавателей вузов).
Исходя из этого, является оправданным, что в БГУ преподавание курса «Основы психологии и педагогики» (по новому стандарту) будет производиться раздельно кафедрой психологии и кафедрой педагогики и проблем образования. На психологическую часть отводится 36 часов, а на педагогическую часть – 34 часа. Раздел «Основы психологии» будет преподаваться сотрудниками кафедры психологии, а раздел «Основы педагогики» – преподавателями кафедрыпедагогики и проблемобразования.
· Во-вторых, объем преподавания психологических дисциплин (всего 36 часов) и их содержаний (с учетом двух дисциплин – психологии и педагогики) будет меньше, чем уже сейчас достигнуто в БГУ. На наш взгляд, это обстоятельство будет способствовать снижению уровня уже достигнутой психологической подготовки студентов БГУ
· В-третьих, кафедрами психологии, педагогики и проблем образования БГУ разработана содержательная часть данного стандарта. В раздел «Психология» включены материалы, входящие в такие базовые дисциплины как «Общая психология», «Психология личности», «Социальная психология». Задачей этого раздела является получение знаний о сущности, закономерностях, принципах психической жизни человека. Вследствие этого все студенты различных факультетов будут получать одинаковый и небольшой объем знаний, независимо от их профессиональной ориентации.
На основании изложенного можно предложить следующее:
1. Объединение двух наук – «Психология» и «Педагогика» – в одном курсе обусловливает необходимость подготовки специалистов для преподавания курса «Основы психологии и педагогики». Вероятно, для этого целесообразно открытие специализации на кафедре психологии БГУ под названием «Психолог. Преподаватель психологии и педагогики». (Сейчас ведется подготовка по квалификации «Психолог. Преподаватель психологии».)
2. Содержание курса «Основы психологии и педагогики» можно композиционно построить по блочно-модульному принципу. При этом блок образует курс «Основы психологии и педагогики», а модули – его составляющие части: «Основы психологии» и «Основы педагогики». Благодаря этому, появится возможность изменения пропорций между психологическими и педагогическими разделами как в процентном соотношении 50/50, так и других процентных соотношениях: 80/20, 70/30, 60/40. Такое возможно сделать на основе стандартных психологического и педагогического модулей и дополнительных переменных, а также стандартизированных психологических модулей в виде различных разделов и прикладных отраслей психологии (например, «Психология управления», «Психология труда», «Инженерная психология», «Эргономика», «Социальная психология» и др.). Такой подход дает возможность учитывать специфику профессий не только БГУ, но и других вузов республики.
3. Является, по нашему мнению, оправданным введение в учебные и рабочие планы раздельного контроля знаний по каждой части курса «Основы психологии и педагогики», с возможностью преподавания по отдельным семестрам.
4. При сохранении процентной пропорции 50/50 (по 34 часа психология и педагогика) содержание психологических дисциплин также может быть расширено. При этом аналогично может быть использован блочно-модульный принцип, который включает как обязательный психологический модуль (объемом 34 часа), так и дополнительные стандартизированные психологические модули (по выбору) в виде специальных курсов: «Психология труда и инженерная психология», «Эргономика», «Психология управления», «Психология конфликтов», «Социальная психология», «Педагогическая психология и психология развития».
Объем указанных и некоторых других дополнительных психологических курсов может составлять 30 или 34 часа. Причем, могут быть разработаны и другие дополнительные психологические модули. В результате объем читаемых психологических курсов будет превышать объем часов, установленный стандартом «Основы психологии и педагогики». Это даст возможность, по нашему мнению, обеспечить гибкость и адаптивность психологических знаний студентов с учетом будущей специализации, однако, потребует некоторого увеличения объема часов.
Выбор стандартизированных модулей могут осуществлять факультеты, а дополнительный объем часов необходимо вводить за счет часов дисциплин, устанавливаемых Советами факультета или вуза.
Таким образом, реализация указанных предложений позволит дать будущим специалистам необходимый сегодня стандартизированный объем как общих, так и более специальных психологических знаний, повысить гибкость и адаптивность их преподавания, что будет способствовать более эффективной профессиональной деятельности.