Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. 2002

 

  

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ И СРЕДСТВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

А.М. Алтайцев, В.В. Наумов

 

В предлагаемой работе излагается возможная модель организации учебных материалов в виде учебно-методических комплексов (УМК) для обеспечения эффективного образовательного процесса. Основное внимание уделяется описанию структурных элементов учебного модуля (УМ), его дидактическим и психолого-педагогическим характеристикам.

 

1. Актуальность разработки учебно-методических комплексов.

Идея модернизации обучения с помощью специально подготовленных учебно-методических комплексов мотивирована несколькими обстоятельствами, зафиксированными Центром проблем развития образования БГУ при анализе образовательной ситуации в университете, а также при изучении национальных и мировых тенденций развития университетского образования. Среди этих обстоятельств обратим внимание на следующие:

1. Наличие устойчивого конкурса среди абитуриентов Белгосуниверситета, а также других учебных заведений республики свидетельствует, что вузы Беларуси не могут в полной мере удовлетворить потребности всех желающих в получении высшего образования.

2. В современных социокультурных обстоятельствах от выпускника университета требуется постоянное совершенствование собственных знаний. В этой связи идея непрерывного образования становится ценностью сама по себе.

3. Развитие дистанционного образования в условиях информационного общества совпадает с устойчивой общемировой тенденцией, состоящей в принципиальном изменении организации учебной деятельности студентов: сокращения аудиторной нагрузки, замены пассивного слушания лекций и возрастания доли самостоятельной работы.

4. Дистанционное образование (ДО ─ любое удаленное, т. е. вне непосредственной коммуникации между преподавателем и студентом обучение) является способом обучения, который реализуется в различных формах (очное, заочное, экстернат, обучение с использованием средств телекоммуникации, компьютерных программ и др.).

5. В основе образовательной деятельности при ДО лежит самостоятельная деятельность студента, что в педагогической практике проявляется в:

·       переносе центра тяжести в обучении с преподавания на учение, т.е. систематическую, управляемую преподавателем самостоятельную деятельность студента, но не самообразование, осуществляемое индивидом по собственному произволу;

·       акценте на управлении самостоятельной работой студентов;

·       более регулярном контроле знаний студентов по большему, нежели в классическом университете, числу параметров.

6. Новое отношение к знанию вызывает к жизни появление новых технологий образования, ориентированных на организацию коммуникации обучаемых с текстом, друг с другом, с самим собой. Это, прежде всего, корпоративное и распределенное обучение, интерактивная педагогика, учебные эвристики.

7. Развитие современной науки проявляет тенденцию межпредметности, которая мотивирует модульную организацию учебной информации вузовского образования, при которой сведения из разных, автономных, как виделось ранее, сфер познания составляют новые научные дисциплины, например, актуарная математика (факультет прикладной математики и информатики), историческая информатика (исторический факультет), радиоэкология (биологический факультет) и др.

8. Переход к многоступенчатой подготовке специалистов высшего образования в БГУ, анализ состояния заочных отделений факультетов продемонстрировал необходимость обновления технологий заочного обучения, дидактического и психолого-педагогического обеспечения для решения задачи улучшения качества образования по единым критериям независимо от формы процесса обучения.

Предлагаемая модель организации УМК может быть одним из средств организации дистанционной подготовки и переподготовки специалистов в БГУ.

 

2. УМК как основное средство дистанционного обучения.

 

2.1 Основные характеристики.

УМК представляет собой совокупность различных средств обучения, в том числе печатных пособий, технических средств обучения (ТСО), обучающих программ и средств телекоммуникации, которые могут объединяться в комплексы сообразно актуальным задачам обучения. Разработка ориентированных на дистанционный способ обучения УМК позволит кафедрам и факультетам создать корпус собственных учебных средств.

Ядерной единицей учебно-методических комплексов выступает учебный модуль (УМ), т.е. учебник или пособие, содержащие необходимую и достаточную информацию для управления самостоятельной учебной деятельностью студента.

Учебный модуль может реализовываться на различных носителях. В сложившейся традиции обучения в БГУ и наличной инфраструктуре образования представляется целесообразным публиковать УМ в печатном виде. В перспективе – и это неизбежно – печатные УМ лягут в основу информационно-компьютерных средств обучения.

 

2.2 Общая структура УМК.

УМК состоит, как правило, из нескольких учебных модулей (УМ), соответствующих основным разделам конкретного предметного курса. Таким образом, структурным элементом УМК является учебный модуль.

Логика выделения учебных модулей соответствует логике преподавания учебного курса. При этом учитываются временные затраты студента на проработку и усвоение раздела. Представляется разумным, исходя из опыта организации дистанционного обучения за рубежом, в частности в Хагенском заочном университете (Германия), чтобы затраты времени на изучение одного учебного модуля равнялись в среднем 20 часам. (Количество часов устанавливается эмпирически и является приблизительным.)

Примечание. В отдельных случаях УМ и УМК, когда курс невелик по объему, могут совпадать.

Структурная схема УМК может быть отражена следующим образом:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

       УМ1

 

 

     УМ2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Различные учебные модули (и сами УМК) могут компоноваться в новые УМК, в том числе поли- и междисциплинарные (или входить составными частями в другие УМК).

 

2.3 Структура УМ.

а) предварительные замечания

Данное описание представляет динамическую модель разработки и использования УМ.

В его структуру входят элементы, необходимые и достаточные для организации и осуществления учебного процесса, и дополнительные элементы, как правило, используемые для подачи той информации, которую трудно или невозможно предъявлять в текстовой форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Главная составляющая учебного модуля ─ академический текст (АТ) ─ по содержанию соответствует части (разделу, главе и т.п.) предметного курса очного обучения и излагает необходимую информацию, которой должны овладеть студенты.

Зачастую объем информации в УМ бывает меньше объема, предлагаемого студентам при традиционной форме обучения, если материал курса преподносится в структурированном и обобщенном виде, но без ущерба для содержания. Это достигается за счет специальной организации учебного материала.

Каждый учебный модуль в целях организации познавательной деятельности студентов, содержит в своем составе следующие структурные единицы: введение, информационный текстовый модуль, приложения и др. Каждая из этих единиц, кроме непосредственно учебной информации, снабжена особыми дидактическими элементами (например, указаниями на последовательность материала, советами обучаемым по технологии ДО, различными заданиями и тестами).

 

Детализированная структура УМ:

б) введение в модуль

Введение содержит сведения, призванные оптимизировать деятельность студентов при работе с учебной информацией: от советов по «навигации» в содержании модуля до четких рекомендаций, как эффективно с его помощью учиться. Содержание учебных курсов (модулей) в идеале должны «предвидеть» возможные трудности студента, разрешать или не допускать их возникновение.

Введение адресуется исключительно студентам и может содержать:

·       четко обозначенную тематику УМ (возможны указания на ее связи с тематикой предыдущего(их) и последующего(их) модулей, а также учебных пособий по смежным дисциплинам);

·       однозначные, краткие и доступные пониманию обучающихся формулировки учебных целей модуля, которые позволяют сделать явным для учащегося ожидаемый от него результат образовательной деятельности;

·       тематику его отдельных параграфов с рекомендуемыми затратами времени на их изучение;

·       соглашения о символах, «расшифровку» аббревиатур;

·       графическое представление (блок-схему, логическую схему, таблицу и т.п.) содержания модуля, отражающее «архитектуру» строения, логические, иерархические и прочие связи его элементов (например, указывать стрелками, какие параграфы модуля логически связаны между собой);

·       указания на тренировочные, контрольные и на творческие задания и тесты;

·       календарь промежуточных и итоговых контрольных работ, тестов, зачетов и экзаменов, сведения о том, как можно получить консультацию преподавателя;

·       информацию о дополнительных учебных материалах к данному УМ или к используемым совместно с ним средствам обучения (справочникам, словарям и т. п., а также аудио-, видео-, электронным и другим обучающим средствам);

·       список терминов с указанием их местонахождения в учебном тексте и/или словарь терминов (для электронных УМ ─ система гиперссылок и глоссарий);

·       аннотированный список литературы;

·       оглавление, которое четко и однозначно отражает содержание всего УМ (его глав, параграфов и т. п.);

·       сведения об авторах модуля (УМ).

в) программа модуля

На наш взгляд, пособия, рассчитанные на дистанционную подготовку, непременно должны содержать текст учебной программы, поскольку студенту, обучающемуся самостоятельно и порой не имеющему должных навыков самостоятельной работы, трудно ориентироваться в научной информации, предлагаемой ему вузом. В электронных пособиях пункты программы могут быть связаны ссылками с соответствующими частями академического текста.

г) академический текст и его дидактические параметры

Академический текст (АТ) ─ неотъемлемый элемент УМ ─ излагает необходимую информацию, которой должны овладеть студенты. Слово «академический» здесь означает не только «имеющий отношение к высшему образованию», но и «отвечающий определенной традиции», «многократно опробованный» а, следовательно, и «легче всего приводящий к желаемому результату».

АТ (он может быть как оригинальным, так и компилятивным) организуется так, чтобы информация осваивалась студентом без непосредственного участия преподавателя. Разумеется, это предполагает особую дидактическую форму преподнесения и структурирования учебного знания, составляющего содержание АТ.

АТ сопровождается дополнительными дидактическими элементами, поскольку в условиях ДО дидактика средств обучения играет решающую роль. Арсенал дидактических средств модуля должен обеспечивать успешное понимание и усвоение изучаемой дисциплины.

В качестве таких элементов могут выступать:

·       демонстрация правильных мыслительных и практических действий;

·       промежуточные учебные задания для самоконтроля, в том числе и с ответами;

·       комментарии и пометки, ориентирующие студентов в цепочке логического развертывания учебного материала, например: объект ─ понятие ─ дефиниция ─ экскурс в предшествующие или смежные сферы ─ гипотеза ─ тезис ─ решение ─ обобщение и т. п.;

·       содержательные элементы: ключевые слова фрагмента текста, проблемный вопрос, на который этот фрагмент отвечает, указание или вопрос для акцентирования внимания студентов на том или ином аспекте содержания и др.

·       «предтекстовые» вопросы, задания или минитексты, позволяющие актуализировать необходимые знания, предупредить студентов от возможных ошибок, обозначить роль нового материала в контексте уже изученного;

·       тексты и другой материал, способствующий развитию интереса к изучаемой дисциплине;

·       резюме фрагментов учебного текста (глав, параграфов и т. п.).

АТ должен также содержать элементы психолого-педагогической поддержки студентов, обучающихся дистанционно, например, указания на ожидаемые от него действия, акцентирование внимания на наличных знаниях и опыте.

При самостоятельном освоении предмета на основе технологий ДО дидактические и, если можно так сказать, психолого-педагогические элементы в АТ должны поддерживать у студента ощущение успешности его учебной деятельности, уверенности в собственном развитии. Такую роль могут играть повторение, закрепление и обобщение материала как фиксация в сознании студента, что именно он усвоил, к чему необходимо вновь обратиться, насколько он продвинулся в данном предмете и т.д.  Действенными в этом плане могут оказаться учебные промежуточные задания и тесты, близкие по содержанию к зачетным и экзаменационным, которыми завершается изучение модуля.

Промежуточные задания сопровождаются разобранными ответами или образцами ответов, что помогает студенту определить, как успешно идет его обучение на том или ином этапе освоения АТ.

д) контролирующий блок

В ДО средства обучения должны брать на себя не только информативную, но и контролирующую функцию. Причем, как представляется, ее значимость должна быть достаточно высока, чтобы обеспечивать целостный контроль результатов учебной деятельности в рамках всего содержания АТ. Отчасти эту функцию выполняют сопровождающие АТ элементы для самоконтроля, однако, они не пригодны для объективного итогового контроля деятельности обучаемых. По нашему мнению, средства ДО должны контролировать не только степень усвоения студентами содержания дисциплины, но одновременно предоставлять им возможность реализовывать свой творческий, исследовательский потенциал.

Таким образом, контролирующий блок УМ должен служить по крайней мере двум целям:

1.    Определению качества полученных студентами знаний.

2.    Развитию самостоятельного творческого, исследовательского и проектного мышления.

Выполняя одни задания из контрольного блока, студент должен продемонстрировать степень усвоения им знаний, выполняя другие, ─ сформировать собственную позицию по отношению к дискуссионным проблемам осваиваемой области знаний.

Задания второго типа исключают обнаружение в научной литературе готовых ответов-рецептов. Разумеется, научные, а тем более, политические и идеологические предпочтения студентов ни в коей мере не должны влиять на оценку его работы. Задача преподавателя при оценивании ответов на такие задания ─ обратить внимание на целостность взглядов учащегося, на то, как формируется профессиональное сознание студента.

Контролирующие задания должны касаться всех узловых проблем изучаемой дисциплины, ориентировать студентов на самостоятельное изучение важнейших фрагментов классических, программных образцов научной литературы (при этом нужно помнить о проблеме учебной перегрузки студентов).

е) приложения

В приложениях к УМ содержатся ответы и образцы решений учебных заданий, необходимые комментарии к ним. Кроме того, приложения могут включать фрагменты текстов первоисточников, другие учебные и иллюстративные материалы.

ж) дополнительные средства поддержки УМ

Наряду с печатными информационными текстовыми модулями весьма продуктивным представляется их поддержка и сопровождение дополнительными средствами обучения: аудио- и видеозаписи, а также обучающими программами и технологиями обучения на основе использования возможностей компьютерных сетей (распределенное обучение, тьюторинг).

Разумно, чтобы печатные и иные средства модернизации учебного процесса с помощью УМК дополняли друг друга, причем возможности аудио-, видео- и компьютерных средств обучения «брали» бы на себя те функции, которые с трудом реализуются в печатном виде или не могут быть реализованы на жестких носителях вовсе.

Аудионосители (аудиокассеты, звуковые компьютерные файлы) могут сопровождать УМ и выступать как инструмент поддержки печатных материалов. На аудионосителях содержатся разъяснения основной проблематики курса, тексты важнейших лекций или их фрагменты и т. п.

Видеоносители (видеокассеты, компьютерные видеофайлы) содержат учебные фильмы (в том числе и анимационные), выполняющие функцию визуализации и/или сопровождения печатных материалов. Это особенно актуально для демонстрации лабораторных опытов и представления процессов и явлений, актуальных для изучения, но эмпирическое наблюдение которых недоступно или невозможно.

Наиболее перспективным представляется создание и использование учебных материалов на электронных носителях. Прежде всего, это могут быть электронные версии печатных материалов. Несмотря на критику, этот путь представляется достаточно перспективным, тем более, что электронные аналоги печатных материалов могут быть структурированы сообразно дидактическим задачам, гипертекстуализированы и снабжены системами поиска информации.

Более эффективными являются мультимедийные средства обучения, которые, объединяя тексты, графические материалы, звук и видео, позволяют полнее представить изучаемые явления и процессы.

Информационные компьютерные технологии позволяют организовать с помощью интерактивных программ имитацию живого педагогического общения. Представляется реальным вести речь об использовании компьютерных сетей для организации дистанционных конференций, семинаров, дискуссий, консультаций, пересылки учебных материалов и результатов промежуточного и семестрового контроля. В современном мире существует уже несколько десятков специализированных учебных сред, ориентированных на организацию дистанционного обучения на основе сетей Intranet и Internet.

 

3. Способы коммуникации в условиях дистанционного обучения

Описание важнейших способов обмена информацией при дистанционной подготовке специалистов в университете имеет своей целью ознакомить преподавателей и организаторов образования с ведущими, апробированными в мировой практике ДО, видами и средствами осуществления коммуникации между образовательным учреждением (его подразделением) и студентом (группой студентов). История применения некоторых из них в Беларуси насчитывает несколько десятилетий, другие же только начинают входить в практику образования. Процесс их внедрения, как и все новое, требуют преодоления свойственного людям консерватизма. Электронная почта, факсимильная связь, обычный телефон пока еще не воспринимаются большинством преподавательского корпуса в качестве простых и эффективных каналов связи, которые можно использовать при удаленном обучении, хотя в республике уже имеется и бурными темпами развивается и совершенствуется необходимая инфраструктура.

Почтовая корреспонденция. Почтовая переписка является одним из самых доступных и проверенных способов связи студента с вузом, тем более в условиях Беларуси, где корреспонденция доставляется достаточно быстро и надежно. Для оперативного обмена информацией, а также облегчения ее анализа могут разрабатываться и использоваться специальные средства руководства и контроля учебной деятельностью: рабочие тетради, бланки анкетирования и тестирования студентов, перфокарты др. Для их обработки и анализа могут использоваться компьютерные средства.

Телефон. Телефонная связь может использоваться, прежде всего, для консультирования, как по инициативе самих студентов, так и, если это необходимо, при рецензировании и оценке той или иной работы, выполненной студентом; оказании методической, педагогической и психологической поддержки обучающихся. Преподаватель закрепляется за группой студентов, составляется расписание телефонных консультаций и устанавливается их продолжительность. По телефону могут также проводиться и отдельные контрольные мероприятия, при этом ответы студентов целесообразно фиксировать на магнитной ленте.

Электронная почта и Интернет. Электронная почта – один из самых недорогих и доступных каналов коммуникации между студентом и преподавателем. На сегодняшний день в каждом районном центре в почтовых отделениях есть пункты связи электронной почты, где студенты могут открыть индивидуальный почтовый ящик и получать необходимую информацию, а также отсылать результаты своей работы в учебное заведение. Кроме того, с каждым годом в Республике Беларусь примерно на 30% увеличивается число домашних компьютеров, все популярнее становится Интернет среди домашних пользователей. Очевидно, что в ближайшей перспективе компьютерные сети станут у нас ведущим каналом связи между учебным заведением и обучающимися.

Факсимильная связь. Использование факсимильной связи представляется достаточно перспективным для привязанного к календарному плану оперативного информационного обмена между студентом и вузом. Она может использоваться для консультирования, обмена тестами, задачами и т.п. Уже сегодня во всех районные центрах республики есть пункты факсимильной связи, и она, безусловно, будет расширяться.

Очное общение. Непосредственное общение преподавателей и студентов «с глазу на глаз» может осуществляться в различных формах в зависимости от условий обучения и иных обстоятельств. Наиболее типичными и привычными формами очного общения могут выступать установочные, промежуточные и зачетно-экзаменационные сессии, а также консультации и тьюторинг. При этом вовсе необязательно, чтобы студент выезжал в учебное заведение. Сами преподаватели могли бы выезжать в места компактного проживания слушателей для чтения лекций, консультирования и осуществления контроля. Кроме того, учебное заведение может организовывать удаленные от вуза консультационные и учебные пункты, укомплектованные местными специалистами (тьюторами), прошедшими соответствующуюподготовку и сертифицированными учебным заведением.

 

4. Организационные схемы дистанционного обучения.

В данном разделе предлагается краткое описание нескольких ведущих моделей организации дистанционного обучения, в основу выделения которых положены носители учебной информации. Применительно к БГУ, на различных факультетах которого наблюдаются специфические особенности учебного процесса и разные уровни технической оснащенности, отдельные элементы предлагаемых схем могут объединяться в зависимости от инфраструктуры учебного процесса, специфики учебных задач и даже в зависимости от индивидуального преподавательского почерка. (Примечание. Авторы не ставили своей целью описывать все известные им модели ДО, к примеру, радио и телевизионную модели обучения или обучение на основе PDA-компьютеров (мобильных портативных ЭВМ), поскольку отсутствие необходимой инфраструктуры пока не делает презентацию подобной технологии актуальной применительно к практической реализации в БГУ.)

·  Кейс-технологии

Основными носителями учебной информации при обучении на основе кейс-технологии выступают печатные пособия (учебники, пособия, учебно-методические комплексы, сборники задач, рабочие тетради и др.). Однако они могут сопровождаться информацией на иных носителях: аудио- и видеоматериалами, текстовой информацией и обучающими программами на магнитных и лазерных носителях. Данная модель наиболее близка к традиционной системе заочного обучения.

При использовании кейс-технологии обучающиеся получают учебные материалы после прохождения вступительных испытаний (как правило, лично), а затем – после успешного прохождения очного промежуточного контроля. После этого следуют установочные занятия по каждому предмету, на которых внимание студентов обращается на то, как работать с входящими в «кейс» учебными материалами. В основе обучения лежит управляемая со стороны преподавателей конкретных дисциплин самостоятельная деятельность студентов.

За каждым из студентов (группой студентов, проживающих компактно) после успешно выдержанных испытаний «закрепляются» преподаватели осваиваемых дисциплин, которые проводят занятия, консультируют студентов по установленному учебным планом (либо согласованному с обучающимся) графику. Коммуникация студентов с преподавателями осуществляется главным образом очно. При этом преподаватели сами могут выезжать в те или иные регионы для общения со студентами.

Ведущими формами обучения на основе кейс-технологии выступают: самостоятельная работа студентов, установочные и обобщающие лекции, семинары, очное консультирование. Дистанционные контакты с помощью телефона, факса, почтовой переписки являются факультативными и могут не использоваться.

Изучение каждого из предметов завершается серией заключительных занятий (занятием), предметом рассмотрения на которых являются наиболее трудные и актуальные проблемы изученной дисциплины, после чего проводится итоговый контроль (его рационально проводить в письменной форме).

·  Обучение по переписке (корреспондентское обучение)

Отличительной особенностью корреспондентского обучения в сложившейся традиции является то, что очные контакты студентов и преподавателей, как правило, не планируются или сведены к минимуму. В современных условиях эта модель имеет смысл там, где полностью отсутствует или минимальна возможность телекоммуникации.

Тем не менее, в основе модели корреспондентского обучения лежит идея регулярного и планомерного обмена информацией между обучающимся и учреждением образования; а также учебными материалами и домашними заданиями (с помощью традиционных почтовых услуг). В настоящее время в системе корреспондентского обучения в качестве дополнительных каналов информации все шире может использоваться факсимильная и телефонная связь, информационно-компьютерные технологии.

Ведущим средством обучения в корреспондентской модели выступает печатное пособие – журнал, объединяющий учебные материалы (которые сопровождаются инструкцией по их изучению) и контрольные задания к ним. Журнал может «сопровождаться» аудиокассетами и видеозаписями, электронными средствами поддержки.

Студент выполняет контрольные работы и отсылает их закрепленному за ним преподавателю. Особенностью работы преподавателя в условиях корреспондентского обучения является то, что он не только исправляет и комментирует допущенные обучающимся ошибки, но и организует повторение пройденного материала, чтобы в знаниях учащихся не оставалось «пробелов».

В сложившейся традиции корреспондентского обучения не предусматривается сдача зачетов и экзаменов, в том числе и выпускных, в очной форме.

·  Обучение на основе компьютерных сетей (сетевое обучение)

Дистанционное обучение на основе компьютерных сетевых технологий – наиболее современный вариант организации дистанционного обучения. При сетевом обучении студенты, независимо от места их нахождения по отношению к учебному заведению, получают доступ к учебной, методической, справочной и научной информации.

Учебное знание при сетевом обучении циркулирует главным образом в электронном виде. Студент может распечатать необходимую информацию на принтере или пользоваться ею непосредственно с экрана монитора.

Основным каналом обмена информацией при сетевом обучении служат компьютерные коммуникации. Телекоммуникация может осуществляться несколькими способами, например, в реальном времени и/или в отложенном временном режиме. Кроме того, обучающийся может самостоятельно обращаться и к иной, актуальной для его обучения информации, циркулирующей в компьютерных сетях.

Важнейшим достоинством сетевого обучения выступают практически неограниченные возможности для коммуникации обучающихся как с преподавателем, так и друг с другом.

В дистанционном обучении на сетевой основе также преобладает самостоятельная учебная деятельность студента. Однако высокий удельный вес общения с преподавателем в реальном или отложенном временном режиме сближает сетевое обучение с очным.

 

5. Некоторые обобщения

Предлагаемая модель организации УМК для дистанционного обучения является инвариантной. Создатели обучающих комплексов вовсе не обязаны использовать все предлагаемые структурные элементы при создании собственных УМК. Тем не менее, представляется разумной выработка общего для БГУ стандарта УМК, поскольку быстрое развитие информационных компьютерных технологий неизбежно ставит вопрос об их переносе на электронные носители.

Можно констатировать, что сейчас развитие удаленного обучения имеет тенденцию к комбинированию возможностей различных каналов информации, организационных форм, дидактических приемов и методов, присущих ДО, способов очного взаимодействия обучаемых и студентов, что позволяет гибко осуществлять само удаленное обучение. Здоровая конкуренция механизмов, обеспечивающих дистанционное обучение, позволяет выявлять их преимущества и недостатки применительно к конкретным условиям и динамически перестраивать учебный процесс и организационные схемы ДО.

Анализ образовательной ситуации в БГУ продемонстрировал, что даже на различных специальностях одних и тех же факультетов схемы организации ДО могут существенно отличаться.

Заорганизованость, зависимость от сложившихся стереотипов ─ тормоз ДО, ограничивающий возможности осуществления обучения как такового. На наш взгляд, мировое развитие ДО имеет выраженную тенденцию к гибкой организации, которая исходит не из того, что может (или что отвергает) та или иная схема организации учебного процесса, а из того, что реально может использоваться здесь и теперь в каждом вузе, на конкретном факультете и даже кафедре. Речь идет не о том, подходит или не подходит потенциальному студенту предлагаемая форма удаленного обучения, а о том, насколько гибкой и универсальной она окажется, чтобы удовлетворить самые разнообразные запросы студента, а также предложить ему эффективные способы учения.

 


Назад


Hosted by uCoz