Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. 2002

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ

 

Н. К. Григорьева

 

 

Что такое самостоятельная работа

Новые подходы в образовании существенно меняют роль студента в учебном процессе: наряду с передачей знаний от преподавателя к студенту предполагается включение самого студента в активную учебную деятельность. Самостоятельная работа студентов играет важную роль в решении этой задачи.

Существуют различные подходы в понимании самостоятельной работы студентов [1, с.3]. Одни считают, что самостоятельная работа – это целенаправленная познавательная деятельность студента по получению информации, а также по преобразованию ее в знания. В таком понимании это все то, что студент делает сам. Другие рассматривают самостоятельную работу как вид занятий, в ходе которых студент приобретает и совершенствует свои знания, руководствуясь методической литературой или специальными указаниями преподавателя. Это и подготовка к практическим занятиям, и более глубокое изучение отдельных тем, и изучение тех вопросов и проблем, которые не рассматривались на занятиях.

Мы понимаем самостоятельную работу как разновидность деятельности в учебных условиях [4, с. 3].  Модель самостоятельной учебной деятельности студента включает в себя следующие элементы: взаимодействие студента, преподавателя и предмета изучения, овладение навыками и умениями в различных условиях (в аудитории и дома), характер управления, внешний и внутренний контроль (самоконтроль) за учебной деятельностью, выполненный с разной степенью самостоятельности.

По характеру управления самостоятельная учебная деятельность делится на:

1.    непосредственно и полностью управляемую преподавателем;

2.    полностью опосредованно-управляемую;

3.    частично опосредованно-управляемую;

4.    полностью самостоятельную.

Аудиторному этапу работы соответствует первый вариант модели. На этом этапе студентам, изучающим русский язык, предлагаются задания в основном репродуктивного характера. Для внеаудиторного этапа характерно усвоение и закрепление теоретического материала, выполнение репродуктивных (устных и письменных) упражнений на формирование языковых навыков. На третьем этапе самостоятельная работа представляет собой частично опосредованно-управляемую преподавателем. Происходит переход к упражнениям, направленным на формирование речевых навыков. И, наконец, заключительным этапом является полностью самостоятельная учебная деятельность студентов с использованием разных видов речевой деятельности.

Структура самостоятельной работы.

Структура самостоятельной работы как деятельности включает в себя мотив, цель, способы и внешние условия [2, с.5].  Все структурные компоненты связаны между собой, а их границы подвижны. Остановимся более подробно на каждом из них.

Мотив.

Мотивация в педагогике понимается как система целей, потребностей и мотивов, побуждающих учащихся сознательно относиться к учебе [3, с.33]. Мотивы делятся на две категории:

1)        связанные с содержанием учебной деятельности, т. е. познавательные (интерес к знаниям), профессиональные (желание в совершенстве овладеть будущей специальностью);

2)         связанные более широкими отношениями обучаемого с окружающей средой (потребность в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, престиж, самоутверждение) [3, с. 34].

Используются также термины «положительные» и «отрицательные» мотивы, внутренние и внешние мотивы. Желание получить хорошую оценку, услышать одобрение преподавателя – это примеры внешних отрицательных мотивов. Внутренние мотивы отличаются направленностью на результат деятельности, т. е. это интерес к содержанию предмета, к деятельности по овладению им.

Как показывает наш опыт преподавания русского языка иностранным учащимся, познавательные и профессиональные мотивы далеко не всегда выступают в качестве ведущих в самостоятельной работе. В основном студенты ориентируются на оценку преподавателя и на то, чтобы избежать неприятностей. Совершенствование мотивационной сферы учащихся – одна из важнейших задач обучения.

Любая деятельность побуждается несколькими мотивами, т.е. полимотивирована. Один из мотивов часто является ведущим, другие – дополнительными. Ведущий и дополнительные мотивы могут меняться местами в процессе деятельности. В аудиторной и самостоятельной работе предлагается использовать принцип «динамической полимотивации» [2, с.11]. Суть этого принципа такова. Конкретная учебно-познавательная деятельность начинается с вовлечения одного из имеющихся мотивов (стремление к самоутверждению, желание общения, нацеленность на решение личных проблем и т.п.). На этом этапе познавательные мотивы, возможно, не являются доминирующими. Затем организуется такое содержание деятельности, чтобы создавались предпосылки для перехода познавательных мотивов из ранга дополнительных в ранг ведущих.

Подбор первоначальных мотивов должен осуществляться строго индивидуально. Однако есть общие, типичные для большинства студентов, группы мотивов: личностные проблемы, уже существующие интересы, самоутверждение, общение. Например, преподаватель организует самостоятельную работу иностранных учащихся к аудиторной беседе на тему «Здоровый образ жизни». Здесь можно использовать личностные мотивы. Если преподавателю известно, что кого-то из студентов беспокоит проблема, связанная с его здоровьем (часто болит голова, наблюдается сонливость), то этому студенту можно поручить сделать сообщение на тему «Как преодолеть сонливость» или «Способы снятия головной боли». Преподаватель рекомендует ему литературу, научно-популярные тексты, материалы средств массовой информации. Во время подготовки к такому сообщению студент будет решать личную проблему, что, на наш взгляд, поможет ему лучше усвоить как содержательную сторону предложенной темы, так и грамматическую, т. к. в своем ответе он должен будет использовать определенные грамматические конструкции.

Преподаватель может предложить студентам различные темы для подготовки сообщений, используя при этом интересы студентов: кто-то увлекается экономикой, кто-то историей, музыкой, спортом, литературой и т.д.. Такая практика является для иностранных учащихся (каждое сообщение, как правило, содержит информацию о стране, из которой приехал студент, делающий сообщение) очень плодотворной.

Мотивы престижа и самоутверждения могут быть подключены введением момента соревновательности. Можно, к примеру, предложить конкурс на самую оригинальную идею, самое актуальное сообщение, самое практичное предложение и т. д.

На начальных этапах обучения полезны и внешние мотивы – положительная оценка, необходимость сдать зачет и т. д.  Наиболее эффективными оказываются мотивы, ориентированные на индивидуальность студента, на стиль его мышления, что выясняется в личной беседе преподавателя и студента.

Итак, мотивация, на наш взгляд, является подлинным двигателем самостоятельной работы студентов. Мотив обычно реализуется путем достижения некоторой цели.

Цель.

Современное понимание целей обучения в преподавании русского языка как иностранного включает в себя коммуникативные, образовательные и воспитательные цели. Коммуникативные цели направлены на использование языка как средства общения. Образовательные – на повышение уровня владения предметом и общего уровня учащихся, так как в процессе изучения иностранного языка, в данном случае русского, студенты не только учатся понимать и говорить на данном языке, но также учатся делать обобщения, лингвистический анализ, развивают профессиональную эрудицию. Воспитательные цели способствуют повышению интереса к стране изучаемого языка, формированию творческой личности. Ведущая роль, безусловно, принадлежит коммуникативным целям, на основе которых достигаются остальные цели.

Организовывая самостоятельную работу, преподаватель может столкнуться с ситуацией, когда студент, получив задание и, проинтерпретировав его по-своему, «переопределил» цели [2, с.20]. Что это значит? Например, преподаватель дает студенту задание написать реферат статьи, а студент считает, что главным является пересказ содержания этой статьи. Цель преподавателя, в отличие от цели студента, не достигнута.

Переопределяется обычно та цель, которую студент не может достичь, когда способы, необходимые для достижения этой цели, недостаточно развиты. В данном примере написание реферата требует определенных знаний и навыков, которые студент не усвоил.

Выделяют три этапа в развитии динамики цели. Первый – замена цели – был описан выше. Второй – студент четко выполняет задание, получая ожидаемый преподавателем результат. На третьем этапе, самом высоком, цели преподавателя развиваются, они становятся динамичными. Возможно, студент, работая над материалом, столкнулся с новой проблемой, и решение этой проблемы стало новой целью его деятельности.

Содержание цели связано с результатами, которые можно разделить на «репродуктивные» и «творческие». Получение репродуктивного результата не может выступать в качестве основной цели деятельности, хотя на начальных этапах обучения иностранных учащихся русскому языку важными оказываются самостоятельные задания грамматико-лексического характера, направленные на отработку форм и активизацию лексики.

Конечная цель – получение творческого результата. Приведем следующий пример. В преподавании русского языка иностранцам очень важным является такой вид работы, как домашнее чтение. Хорошо организованное домашнее чтение включает в себя и предшествующие чтению, и следующие за чтением задания. В предтекстовых заданиях для слабо подготовленных групп главное внимание уделяется выявлению языковых опор, способствующих пониманию важнейшей информации текста. В «сильных» группах изучаются особенности художественного текста, его понимание и т. д.  Послетекстовые задания могут быть такими:

1)        Найти среди данных фраз предложения, идентичные содержанию текста, прочитанного самостоятельно.

2)        Характеристика героев.

3)        Анализ и проблематика произведения.

Творческий результат достигается в свободной речи студентов. Анализируя произведение, характеризуя героев, студенты могут взглянуть на изученный материал под другим углом зрения, выйти за пределы содержания изучаемого текста, показать, что понимание проблематики текста находится на более высоком уровне. Например, если, прочитав самостоятельно рассказ В. Шукшина «Экзамен», студенты свободно участвуют в дискуссии на тему «Достоинства и недостатки заочного образования», то результат, несомненно, будет творческий, так как тема дискуссии выходит за рамки рассказа, хотя и имеет в нем свои истоки. Усвоив лексико-грамматические особенности текста, хорошо поняв его содержание, студенты строят собственные высказывания, что и требовалось в данном случае для получения творческого результата.

Цель достигается различными способами. Способы самостоятельной работы разнообразны. Среди них большое значение имеют способы чтения текста.

Большинство научных текстов, как известно, сводится к трем видам: объяснительные, описательные, повествовательные. Каждому виду текста присуща своя структура, понимание которой необходимо для лучшего усвоения материала. Мы не будем подробно останавливаться на описании структуры трех видов текста, т.к. это достаточно подробно описано в литературе. Скажем только, что наиболее эффективным приемом самостоятельной работы с текстом является составление схемы текста, а не традиционных планов или конспектов. Составление схемы текста приводит к более точному восприятию его содержания, т. к. требует нахождения смысловых связей между частями. А при составлении плана студент не работает над смысловыми связями между отдельными частями текста, а только «сжимает» их в название пункта или конспектирует предложения.

            Связь внешних условий с целями и мотивами обучения.

Как отмечалось выше, в структуру самостоятельной работы входят мотив, цель, способы и внешние условия. Внешние условия деятельности связаны со всеми рассматриваемыми компонентами. Например, формирование мотивов зависит от социального контекста – от того, сможет ли в будущем студент найти работу по специальности. В социальный контекст можно включить также степень требовательности преподавателя, активность деканата в применении различных санкций, наличие или отсутствие атмосферы творчества и т. д. Цели также связаны с внешними условиями: технические средства обучения помогают в изучении иностранных языков, а их отсутствие обедняет цели.

Контроль самостоятельной работы студентов.

Каждое самостоятельное задание должно быть проверено. Контроль выполняет две функции: корректировочную и стимулирующую. Корректировочная функция заключается в исправлении ошибок выполняемой деятельности, в изменении деятельности в оптимальную сторону. Стимулирующая функция состоит в том, что ожидание контроля – это побуждение к деятельности.

Выделяют два вида контроля: «по процессу» и «по результату» [2, с. 41]. В первом случае деятельность студента сравнивается с некоторым эталоном, что в самостоятельной работе не всегда адекватно контролируемому явлению. Эталоном можно охватить наиболее рутинные формы самостоятельной работы, но не индивидуальные особенности личности студента, динамику мотивов, целей и т. д.

Контроль «по результату» предполагает свободу в процессе деятельности, а предметом контроля в данном случае является результат (степень правильности, трудоемкости, объем). Этот вид контроля имеет свои недостатки: 1) нет возможности исправить результат; 2) не указывается, где произошел сбой. Ведь даже правильный результат, но полученный слишком долгим путем, должен быть скорректирован. В контроле «по результату» это отсутствует.

Оптимальным для самостоятельной работы является рефлексивный контроль, который осуществляется в форме обмена мнениями между студентом и преподавателем в равноправном диалоге. Студент рассказывает о путях поиска и решениях, а преподаватель имеет возможность скорректировать «движение» студента. Рефлексивный контроль как бы совмещает контроль «по процессу» и контроль «по результату», способствуя тому, что в самом процессе деятельности у студента появляется возможность акцентировать свое внимание на способах деятельности. Со временем внимание к способам деятельности, побуждаемое ожиданием контроля-диалога, приводит к самоконтролю за своей деятельностью. А это – высшая форма контроля.

Например, на самостоятельную работу выносится написание реферата-обзора. Первый этап работы – чтение текстов, предложенных преподавателем, на основании которых будет создаваться реферат-обзор. Второй – составление схем текстов и составление плана реферата с помощью имеющихся схем. Третий – написание реферата-обзора по плану. Рефлексивный контроль дает возможность преподавателю проверить не только понимание структуры текстов, которые будут представлены в виде схем, но и то, с помощью каких языковых средств отдельные части будут соединяться в единое целое, а также направить студента на высказывание собственных суждений по данной проблеме.

Место самостоятельной работы студентов в учебном процессе.

Какое место самостоятельная работа занимает в учебном процессе? В методически организованном курсе каждому аудиторному заданию соответствует задание для самостоятельной работы. Сорасположенность аудиторных и внеаудиторных заданий может быть различной, это зависит от целей занятий и курса в целом. Например:

1)        Семантизация незнакомой лексики по словарю – самостоятельное задание; чтение и смысловой анализ текста (аудиторное задание).

2)        Анализ и объяснение новой грамматической формы, первичное закрепление материала в вопросно-ответных упражнениях (аудиторное задание); вопросно-ответные и подстановочные упражнения на тренировку форм (самостоятельная работа).

Необходимо различать два основных вида самостоятельной работы студентов: долгосрочную и текущую. Долгосрочная самостоятельная работа направлена на достижение общей цели (научиться писать реферативный обзор научных текстов, например) и осуществляется в течение длительного времени (от нескольких недель до нескольких лет). Текущая самостоятельная работа тесно связана с аудиторной и выступает как ее органическое продолжение.

Учебный процесс должен включать в себя как долгосрочную самостоятельную работу, так и текущую. Текущая самостоятельная работа, являясь как предпосылкой, так и продолжением аудиторной работы, направлена на решение некоторых частных проблем, поставленных в аудитории. Например, написание реферата-обзора – долгосрочная самостоятельная работа, лексико-грамматические упражнения, чтение, пересказ текстов, составление планов, схем и т. д. – текущая самостоятельная работа.

Сложности в организации самостоятельной работы студентов и пути их преодоления.

При организации самостоятельной работы студентов, как показывает наш опыт, преподаватели чаще всего сталкиваются с трудностями, не имеющими прямого отношения к учебной деятельности, но существенно влияющими на нее. К ним можно отнести: 1) отсутствие опыта самостоятельности у студентов, неумение распределять свое время, составлять план первоочередных дел; 2) отсутствие у студентов волевых усилий (особенно, если они являются членами коллектива, где осуждается активность в учебе).

Решение данных проблем осуществляется с помощью совместного со студентом поиска личностно значимого для него смысла новой деятельности, введения игровых моментов в скучную деятельность. Преподаватель должен попытаться разбудить в студенте интерес к знаниям, творчеству, управляя теми внутренними процессами, которые смогут дать нужный результат в организации самостоятельной работы.

 

Литература:

1.    Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. М-во образования Республики Беларусь. Могилев. 1998.

2.    Заика Е. В. Психологические вопросы организации самостоятельной работы студентов в вузе. Харьков. 1991.

3.    Методика преподавания русского языка как иностранного. У11 МАПРЯЛ. 1990.

4.    Качалов Н. А., Шатилов С. Ф. Организация самостоятельной работы студентов – важный фактор интенсификации учебного процесса в языковом педагогическом вузе.    


Назад


Hosted by uCoz