Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. 2002

 

 

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

Е. К. Григальчик

 

Изменения, которые позволят сделать лекцию методом активного обучения студентов.

В рамках международной научно-практической конференции «Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению» мне представилась возможность провести педагогическую мастерскую «Лекция как метод активного обучения студентов». Преподаватели, проявившие интерес к данной мастерской, приняли непосредственное участие в методе лекции с процедурой пауз, а затем проанализировали его. Таким образом, я смогла не только представить метод, позволяющий читать лекцию по-другому, но и получить обратную связь об эффективности этого метода.

Итоги мастерской, на мой взгляд, оказались интересными. Было зафиксировано много сильных сторон метода лекции с процедурой пауз. Например, то, что он позволяет студентам осознанно усваивать предлагаемый материал, несколько раз в течение занятия проговаривая его, и т.д. Высказанные участниками мастерской сомнения в эффективности продемонстрированного метода, на мой взгляд, вполне оправданы. Прежде всего потому, что предложенный вариант чтения лекции предполагает в какой-то степени отказ от ее традиционной формы, и, естественно, требует от преподавателя изменения его собственной деятельности. Д. Жак – независимый консультант по вопросам высшего образования США в своей статье «Прекратите оправдывать неприемлемое» приводит высказывания преподавателей, которые также выражают сомнения в необходимости изменений в высшем образовании: «Способ нашего обучения прошел тест на время. А какие есть доказательства тому, что то, что вы предлагаете, будет лучше?» [2].

Зачем отказываться от уже проверенной несколькими столетиями традиционной лекции, которая имеет достаточно большое количество преимуществ перед другими методами обучения? На первый взгляд, эти преимущества и позволяют доминировать данному методу в высшем образовании. Остановимся на наиболее существенных из них.

Так, лекция позволяет за достаточно короткий промежуток времени передать большой аудитории студентов новую информацию, в том числе и ту, к которой, по ряду причин, ограничен доступ студентов.

Лекциядает возможность преподавателям выстраивать логику содержания темы, объяснять сложные термины, раскрывать механизмы решения проблем, анализировать и показывать связь межу различными категориями, концепциями.

Лекция значительно облегчает подготовку студентов к семинарским занятиям, так как в конспекте содержится уже хорошо проработанный преподавателем,с использованием различных источников, тематический материал.

Лекция позволяет студенту выстроить систему знаний, структурировать их по изучаемому предмету.

Если учесть еще и тот момент, что мастерски прочитаннаялекция «подобно волнующему монологу привлекает наши эмоции и играет с ними, благодаря частым изменениям в настроении и силе чувств. Она смешивает юмор и эрудицию и дает нам ощущение личного отношения лектора» [4] к каждому студенту, то в результате получится идеальная традиционная лекция.

Именно такая лекция сохраняется в памяти студентов достаточно долгое время. Попробуйте проанализировать собственный опыт участия в многочисленных лекциях во время обучения в вузе. Что зафиксировалось и осталось в вашей памяти? Собственная попытка ответить на этот вопрос сформулировалась следующим образом: «Я помню, спустя 7 лет, как долго и красиво говорил преподаватель, но я совершенно не помню, о чем он говорил». Говоря другими словами, мастерски прочитанная традиционная лекция сохраняется в памяти студента как эмоционально насыщенное событие, содержание которого практически полностью забывается.

И тогда я задумалась: стоит ли мне, только начинающей свою преподавательскую деятельность в высшей школе, читать все ту же традиционную лекцию? Поиски ответа на вопрос привели меня к следующим  психологическим исследованиям.

Психологи (Л.С.Выготский, Т.Рибо), занимающиеся изучением познавательных психических процессов, утверждают, что устойчивость внимания взрослого человека на одном виде деятельности сохраняется в течение 15-20 минут. Затем происходит торможение в нервных клетках коры головного мозга, и концентрация внимания падает.

Можно предположить, что через 15-20 минут лекция теряет свою эффективность. На мой взгляд, большинство преподавателей хорошо знакомы с этой закономерностью, но не учитывают ее при чтении лекции.

Обратимся к социально-психологическим исследованиям [3, с.8-9], результаты которых зафиксированы в виде «Пирамиды запоминания», из которой видно, что человек усваивает до 50% информации, если он читает, слушает, видит или совмещает эти процессы; около 70% информации усваивается, если он имеет возможность говорить сам, участвовать в дискуссии, формулируя и задавая вопросы, обсуждая проблемы; приблизительно 90% информации усваивается из того, что он говорит и делает сам (имитация деятельности, участие в реальном процессе). Если учесть тот факт, что активность студента на лекции сводится в основном к слушанию и составлению как можно более полного конспекта лекции, то очевиден вывод о малой эффективности лекции. Необходимо зафиксировать и тот факт, что студенты не только не запомнят предлагаемый преподавателем объем информации, но и – что наиболее важно – степень освоения информации, ее осознания останется очень низкой.

Мое намерение отказаться от традиционной лекции в своей деятельности еще более окрепло после участия в семинаре по гражданскому образованию, где я получила опыт участия в использовании метода лекции с процедурой пауз и метода лекции с путеводителем. Существует, как оказалось, достаточно большое количество способов изменения традиционной лекции, они хорошо описаны в статье Питера Дж. Фредерика «Восемь вариантов чтения лекции» [4].

Я предлагаю рассмотреть один из предлагаемых им вариантов лекции – метод лекции с процедурой пауз. Именно этот метод я использовала при чтении курса «Основы общей психологии» для студентов 1-3 курсов и курса «Основы общей и юридической психологии» для студентов 4-го года обучения в Белорусском институте правоведения.

Следует отметить, что процедура чтения 80-минутной лекции состоит из 3 мини-лекций (по 20 минут каждая) и 3 пауз (по 5-7 минут).

Каждая мини-лекция представляет собой логически завершенный объем материала, представляемый преподавателем.

·         Вступительная часть: преподаватель обозначает тему лекции, ее план и объясняет студентам алгоритм работы.

·          Основная часть: преподаватель излагает материал в течение 15-20минут. Затем он делает паузу, и просит студентов выполнить задание. Например:

·          Выписать основные положения мини-лекции;

·          Зафиксировать те категории, которые ими хорошо поняты, а также те, по которым хотелось бы получить дополнительное разъяснение;

·          Обменяться конспектами и проверить их правильность и полноту;

·          Дать определение термину, сущность которого раскрывалась в мини-лекции;

·            Зафиксировать основную проблему мини-лекции, и тогда следующая мини-лекция будет построена на материале, раскрывающем эту проблему.

Преподаватель может выбрать одно или два задания (в зависимости от содержания лекции) и использовать их в каждой паузе.

Работу студентов в паузах можно разделить на несколько этапов:

1. Индивидуальное выполнение студентом задания по работе с лекционным материалом.

2. Работа в группах или в парах, где студенты представляют друг другу результаты своей деятельности. Лекционные аудитории позволяют наиболее эффективно организовать работу в диадах, поэтому преподаватель должен в начале лекции попросить студентов разместиться в аудитории таким образом, чтобы у каждого был партнер для работы.

В конце паузы попросите нескольких студентов рассказать о результатах своей работы.

Далее – следующая мини-лекция.

Заключительная часть: предложите студентам зафиксировать возникшие по окончании лекции вопросы. Ответить на них могут как сами студенты, так и преподаватель.

Анализируя собственный опыт чтения подобных лекций, хотелось бы зафиксировать сильные стороны данного метода. Метод лекции с процедурой пауз позволяет:

·       решить проблему устойчивости внимания студентов путем смещения на протяжении всей леции – каждые 15-20 минут – акцента с активности преподавателя на активность студентов, так как через этот промежуток времени рассеивается внимание студентов, и лекция теряет свою эффективность;

·       использовать приемы, позволяющие студентам осмыслить содержание лекции;

·       получить обратную связь от студентов, фиксировать и работать с возникшими у них проблемами в социально-психологическом и деловом аспекте.

Хотелось бы также остановиться на проблемах, с которыми я столкнулась при подготовке и проведении метода лекции с процедурой пауз.

Новый метод, предлагаемый студентам, которым в течение нескольких лет читалась традиционная лекция, порождает у них состояние неуверенности, беспокойства, желание вернуться в прежнюю ситуацию. Этот феномен можно объяснить, обратившись к понятию «зона комфорта», суть которого раскрывалась на семинаре, проводимом сотрудницей Университета северного Лондона Джейн Льюис для тренеров общественных организаций (1997). Механизм проведения традиционной лекции хорошо усвоен студентами: они знают адекватную этой форме обучения модель поведения (как свою, так и преподавателя), они адаптировались к скорости, с которой диктуется материал, т.е. студенты находятся в рамках «зоны комфорта». Изменение традиционной деятельности приводит к выходу за эти рамки, возникновению ситуации неопределенности, неизвестности, и, естественно, возникновению ситуации непринятия нового. Графически этот процесс можно изобразить следующим образом:

 

 

 



Рис.1. Схема «Зона комфорта».

 

Так, студенты 1-2 курсов достаточно легко адаптируются к новому способу чтения лекции, студентам 3-го курса необходимо прочитать 4-5 лекций для того, чтобы они могли ощутить их эффективность. Практически полное нежелание работать таким способом продемонстрировали студенты 4-го курса, мотивируя это привычкой работать традиционно и нежеланием осмысливать материал непосредственно на лекции: «Вы надиктуйте нам текст, а при подготовке к семинарскому занятию мы сами во всем разберемся». Поэтому очень важно объяснить им на первой лекции механизм работы: раскрыть смысл и назначение пауз, необходимость работы в парах, нормы взаимодействия между участниками учебного процесса. Это позволит студентам быстрее адаптироваться к новым условиям обучения.

Студенты, работая в паузах, также сталкиваются с трудностями. Это связано, на мой взгляд, с готовностью студентов записывать дословно говорения преподавателя, заучивать предлагаемый материал, но при этом неумением анализировать его, выделять главное, высказывать свое мнение по поводу услышанного, представлять результаты работы своей группы. Поэтому продолжительность первых пауз становится равной 10-15 минутам. В связи с этим из предложенных мною вариантов заполнения пауз, я выбрала один: студентам необходимо было зафиксировать основные положения мини-лекции. В течение нескольких лекций мы отрабатывали умения слушать и слышать, выделять основное содержание смысловой части, раскрывать сущность рассматриваемых категорий, составлять краткий план мини-лекции. Развитие перечисленных выше умений способствует самостоятельной работе студентов над содержанием предлагаемого преподавателем материала.

Завершая курс «Общей психологии», многие студенты отмечают, что такая форма проведения лекций способствует:

·            появлению большего интереса к предмету;

·            совершенствованию коммуникативных навыков;

·            развитию личностной сферы: уверенности в себе, самостоятельности, ответственности и т.д.;

·            отработке познавательных приемов.

Следующий момент, который хотелось бы зафиксировать, связан с уменьшением объема лекционного материала, поэтому преподаватель должен продумать, какую часть материала студенты смогут подготовить, работая самостоятельно с дополнительной литературой. Здесь возникает еще одна сложность, связанная с нежеланием студентов (или неумением) самостоятельно работать над предлагаемым материалом.

Для какого максимального количества студентов можно использовать метод лекции с процедурой пауз? Этот вопрос остается открытым. Преподаватели, использовавшие этот метод в своей деятельности, останавливаются на 100 студентах. Питер Дж.Фредерик в статье «Восемь вариантов чтения лекции» пишет: «на лекции из 200-400 человек не следует проводить мини-обсуждения, «разбиваясь на группки из 5-6 человек» (что вполне возможно на лекции из 100 студентов). Напротив, можно попросить двух или трех рядом сидящих студентов обсудить проблему вместе».

Необходимо также зафиксировать трудности, возникающие в моей деятельности как преподавателя в процессе подготовки к чтению лекции с процедурой пауз:

1.         Увеличивается количество времени на подготовку лекции.

2.         В зависимости от содержания материала, иногда достаточно сложно разбить материал на одинаковые, имеющие смысловую законченность блоки.

3.         Необходимо быть готовым к изменению содержания блока в процессе чтения лекции, что связано с затруднениями, которые возникают у студентов в понимании материала или при работе в паузе.

Перечисленные выше проблемы возникают на первоначальных этапах работы данным методом, но с течением времени приобретаются навыки работы, и затруднения исчезают.

В заключение статьи хотелось бы обратить внимание преподавателей на то, что в основе продемонстрированного мною на педагогической мастерской метода лежит частично измененная традиционная лекция. Эти изменения (паузы) позволяют вовлечь студентов в процесс обучения, то есть активизировать их деятельность на лекции, и, следовательно, повысить эффективность их учебной деятельности, если следовать результатам исследования, зафиксированных в «Пирамиде запоминания».

По этому поводу Питер Дж. Фредерик пишет: « для повышения эффективности высшего образования недостаточно того, чтобы студенты на занятиях только слушали  и запоминали … необходимо развитие потенциальных возможностей студентов, а также наиболее активное вовлечение их в процесс обучения» [4].

На мой взгляд, процесс активизации деятельности студентов, особенно на лекции, должен проходить постепенно. Мягкий переход к активной лекции не вызовет протеста  как со стороны студентов, так и со стороны самих преподавателей.

Поэтому и мой отказ от традиционной лекции не произошел мгновенно. Изменяя на лекции свою деятельность и деятельность студентов, я постепенно делаю ее активной. Возможно, именно поэтому у меня практически не возникает сомнений по поводу эффективности метода лекции с процедурой пауз.

 

Литература:

1. Григальчик Е.К., Губаревич Д.И., И.И.Губаревич, С.В.Петрусев Обучаем иначе. Стратегия активного обучения в школе. – Мн.: ООО «Красико-принт». – 2001, – 128 с.

2. Жак Д. Прекратите оправдывать неприемлемое. /Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов статей по дидактике высшей школы / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. – Мн., Пропилеи, 2001. – С.40-47.

3. Навучаемся дэмакратыi без нуды i з ахвотай. Ч. 1. Iнтерактыуныя метады у семiнарах па дэмакратыii самакiраванню. Пад рэд. П. Фенрыха, Г. Куневiча, у двух частках. Шчэцiн,1996.143с.

4.      Фредерик П.Ж. Восемь вариантов чтения лекций /Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов статей по дидактике высшей школы / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. – Мн., Пропилеи, 2001. – С.141-154.

 


Назад


Hosted by uCoz