Центр проблем
развития образования Белорусского
государственного университета www.charko.narod.ru |
Университетское
образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. 2002 |
ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА В СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Н.В. Кушнер
Изменение парадигмы образования обусловливает необходимость поиска новых организационных форм обучения студентов. В этих условиях особое значение приобретает организация учебной работы студентов в малых группах.
В курсе «Нервные и психические болезни» с помощью групповой работы мы пытаемся решить следующие задачи:
· достижение более глубокого понимания учебного материала в процессе его группового обсуждения;
· формирование навыка принятия индивидуального и общего решения;
· развитие коммуникативных навыков студентов (умения слушать, корректно обмениваться мнениями, отстаивать свою точку зрения);
· развитие навыка презентации мнения, согласованного результата работы группы;
· расширение социального опыта студентов, как через форму групповой работы, так и через содержание литературных текстов.
Можно сказать, что эти задачи в рамках преподаваемого нами курса «Нервные и психические болезни»реализуются с большой эффективностью, поэтому более подробно остановимся на опыте организации работы студентов в малых группах.
Работу малых групп можно планировать на разную продолжительность времени в зависимости от объема выполняемого задания. Преподаватель руководит работой малых групп, используя устные или письменные инструкции. В общем виде задание формулируется следующим образом: прочитайте текст, определите, какие симптомы заболевания описаны, в чем особенности ухода за больным, обоснуйте ответ, приведя выдержки из текста.
Если группы получили одинаковое задание, то в этом случае один из членов группы, которая первой справилась с заданием, представляет результат коллективной работы участникам остальных групп, которые исправляют, дополняют и рецензируют ответ.
В том случае, если задание дифференцированно, т. е. все группы выполняют разные задания по одной теме, то на презентацию групповых результатов уходит значительно больше времени, так как представитель каждой группы сначала сообщает краткое содержание изучаемого литературного текста для остальных групп, а затем представляет полученный в результате группового обсуждения вывод.
Например, по теме «Общая психопатология» группы получают тексты, заранее подготовленные на карточках, с описаниями нарушений восприятия, мышления, памяти, интеллекта и др. Так, для анализа нарушений восприятия предлагаются тексты из рассказа И.Бунина «Лапти», новеллы П.Мериме «Голубая комната», рассказов А.П.Чехова «Тиф», «Устрицы», повести «Черный монах», повести В. Брюсова «В зеркале», рассказа Л.Андреева «Мысль». Могут быть использованы примеры из стихотворения А.С.Пушкина «Бесы», баллады Гете «Лесной царь», в которых поэтические образы построены на иллюзорном восприятии окружающего. При этом выбор конкретного текста-задания для конкретной группы проводится с учетом образовательного уровня, предварительного знакомства с произведением, читательских предпочтений.
Предлагаются следующие вопросы для анализа текстов-заданий:
1. В каких ситуациях возникают нарушения восприятия?
2. Всегда ли нарушения восприятия свидетельствуют о психическом заболевании?
3. Какие нарушения восприятия бывают у психически больных людей?
4. В чем принципиальное отличие иллюзий, галлюцинаций и псевдогаллюцинаций?
5. Приведите знакомые вам примеры нарушения восприятия.
Задание можно варьировать, усложнять, например, группам можно дать на сравнение два текста – один с описанием иллюзии, другой – с описанием галлюцинации, либо псевдогаллюцинации и предложить выделить критерии отличий.
Еще одним вариантом усложнения задания является заполнение дифференциально-диагностических таблиц заболеваний, имеющих сходные симптомы (признаки), решения клинических задач. При этом предполагается логическая связь между всеми заданиями, выполняемыми одной группой. Например, по теме «Черепно- мозговая травма» задание состоит из следующих блоков:
1. Прочитайте текст из рассказа М.А.Булгакова «Вьюга».
2. Ответьте на вопросы:
2.1. Какой механизм травмы в данном случае?
2.2. Как оценивается состояние пострадавшей?
2.3. Какие специфические симптомы перелома основания черепа наблюдаются?
3. Составьте таблицу дифференциально-диагностических признаков сотрясения, ушиба и сдавления головного мозга.
4. Решите клиническую задачу. (Фрагмент реальной истории болезни).
На выполнение комплексного задания уходит значительно больше времени (20-25 минут). Преимущество такого задания заключается в том, что у студентов формируется целостное представление о механизмах получения травмы, патогмоничных признаках, действиях медицинских работников по оказанию неотложной помощи, правилах транспортировки пострадавших.
Можно выделить основные требования к примерам из художественной литературы, которые используются при организации групповой работы студентов. Текст должен быть:
· адаптирован к теме занятия;
· коротким, емким, запоминающимся;
· проверен на восприятие студенческой аудиторией.
Задания по анализу текста должны быть четко сформулированы, а тексты для малых групп должны быть примерно равновеликими. Самым доступным литературным жанром для этих целей является рассказ, новелла.
После того, как тексты-задания приготовлены и адаптированы, возникает ряд вопросов. Как делить студентов на группы? Как разместить группы в аудитории? Как обеспечить эффективную работу каждой малой группы?
Личный опыт преподавания свидетельствует, что состав малых групп лучше менять из занятия в занятие, так как при этом в большей степени формируются коммуникативные качества студентов. Группа из тридцати человек может быть разделена на семь групп (по 4-5 человек) или десять групп (по 3 человека).
Заранее необходимо позаботиться о рассадке студентов. Обычно в аудиториях столы стоят рядами. Один из вариантов рассадки студентов следующий: сидящих за первыми столами просят повернуться лицом к сидящим за вторыми столами, аналогично, сидящие за третьими и пятыми столами поворачиваются к сидящим за четвертыми и шестыми. Таким образом, группы по три-четыре человека формируются вокруг четных столов в аудитории. На семинарских и практических занятиях малые группы лучше рассадить за столы, поставленные полукругом, при этом не только члены одной группы видят друг друга в лицо, но также и члены остальных групп.
Инструкцию с кратким описанием всего хода занятий лучше объяснить, после чего раздать всем сразу. Группы получают литературный текст с прилагающимся заданием. Задания к текстам должны быть сформулированы кратко и конкретно, чтобы по мере ответа на поставленные вопросы складывался полный, развернутый ответ.
Следует позаботиться о том, чтобы в процессе работы у студентов была возможность свободно ходить по аудитории, при представлении результата делать записи на доске либо листах бумаги большого формата, а также о наличии доступа к учебным материалам справочного характера.
В начале групповой работы могут возникнуть трудности в совместной работе студентов. Например, возможны некорректные высказывания в адрес друг друга в случае несовпадения мнений, поверхностность суждений некоторых учащихся. Поэтому приходится обращаться к основным правилам сотрудничества в группе:
· каждый слушает и слышит другого;
· каждый принимает участие в работе группы;
· каждый может попросить о помощи, если она ему необходима;
· каждый должен помочь, если его об этом просят [3].
Преподаватель наблюдает за работой групп, корректирует, помогает, при необходимости уточняет задание. Если учащиеся ошибаются, заходят в своих рассуждениях в тупик, не стоит сразу их исправлять, необходимо задать наводящие вопросы, адресовать к справочной литературе. Во время групповой работы уместны замечания, одобрения, подсказки в форме наводящих вопросов. Основная роль преподавателя, в данном случае, не только наблюдатель, но и организатор работы студенческих групп, хотя это может быть и незаметно со стороны.
Сравнивая групповую работу с индивидуальной, можно отметить, что значительным преимуществом групповой работы является достижение общего результата, принятие удобного темпа работы данной группы, свободный обмен мнениями, оказание помощи друг другу. Однако всегда существует возможность отвлечения внимания от задания, уход от темы в результате неконструктивной дискуссии.
Общие выводы
В условиях групповой работы быстрее развиваются навыки коммуникации. Студенты учатся слушать и понимать, высказываться так, чтобы быть понятыми, становятся более доброжелательными друг к другу. Развивается ответственное отношение к общему результату, осознание того, что совместными усилиями легче достигается учебная цель. На занятиях формируется более благожелательная атмосфера. К неоспоримым преимуществам групповой работы следует также отнести взаимопомощь, возможность сопоставления собственных оценок и суждений, возможность всестороннего обсуждения проблемы и достижения результата, расширение социального опыта студентов. Работа в малых группах, несомненно, позволяет понять учебный материал на более высоком уровне, а также увеличивает социальную компетентность студентов.
Литература:
1. Григальчик Е.К., Губаревич Д.И., Губаревич И.И. и др. Обучаем иначе. Мн.: «Красико-принт», – 2001. – 128с.
2. Праца у групах. Пад рад. М. Бутс, Р. Фальтус, Э. Коуэн.- Мн.: БГАЦ, 1995. 20с.
3. Лук А. Н. «Эмоции и личность» – М.: Знание, – 1982. – 176с.
4. Медицинская этика и деонтология. Под ред. Морозова Г. В. М.: Медицина, – 1983. – 272с.