Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
Университетское
образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. 2002 |
С.Н. Островский
По вопросам изучения эффективности деятельности малых групп в психологической науке было проведено множество исследований, причем большинство из них было посвящено организации и оптимизации совместной деятельности.
В то же время, в образовании используются различные приемы и способы организации учебной деятельности обучаемых на основе их включения в совместную работу. В этой связи следует упомянуть о таком способе организации совместной деятельности студентов во время учебной и внеучебной работы как тематическое общение в диадах и триадах.
Тематическое общение проводится по специально запланированной теме и может быть организовано преподавателем в условиях вуза и продолжено самими студентами во внеучебное время (в библиотеке, дома, общежитии и т.д.).
Под «тематическим общением» следует понимать общение двух или более лиц по той или иной тематике, с той лишь особенностью, что данный вид общения осуществляется при включении общающихся в совместно-распределительную деятельность, результат которой и определяет успешность самого процесса общения. В этой связи следует отметить, что «тематическое общение» выступает как один из видов учебно-познавательной деятельности (общающиеся (студенты) изучают новую тему посредством специально организуемых занятий с использованием приемов развития тематического общения).
Рассматриваемый вид общения – это взаимодействие людей, в котором всегда развертывается взаимопонимание, устанавливаются те или иные взаимоотношения. То есть тематическое общение оказывается таким процессом, который должен рассматриваться как совокупность совместных действий индивидов, направленных на достижение общих целей в ходе взаимной групповой коммуникации.
Само понятие «тематическое общение» говорит о том, что коммуникация его участников должна строиться на определенной тематике, т.е. разговор должен вестись на определенную тему. Выбор тем общения определяется спецификой тех или иных предметов. Критериями отбора темы для общения может выступать их проблемность, отсутствие однозначного решения и т.д. Темы подбираются таким образом, чтобы у участников малой группы была возможность учиться формулированию аргументов и их последующей защите.
Участники тематического общения (студенты) произвольно формируют микрогруппы (диады, триады и т.д.), после чего получают заготовленные преподавателем задания. В процессе выполнения заданий студентам позволяется пользоваться подручным материалом (конспектами лекций, литературными источниками и др.), а также обмениваться мнениями по обсуждаемой тематике. Именно перед началом выполнения задания (а в некоторых микрогруппах непосредственно в процессе работы) осуществлялась совместно-распределительная деятельность. Ее основу и составляет тематическое общение, в ходе которого происходит распределение обязанностей, выбор отвечающего, обмен мнениями, высказывание предположений и др.
Следует отметить, что при апробации данной методики на студентах- первокурсниках, основной упор (со стороны студентов) ставился, как правило, на вспомогательные источники – учебную литературу, помощь преподавателя. (Организаторам тематического общения приходилось неоднократно оказывать содействие и помощь участникам совместной деятельности в силу сложившихся между ними противоречий или недопонимания условий задания. Эта помощь выражалась в подсказке путей для решения поставленной задачи, в приведении отдельных ключевых понятий, позволяющих направить ход общения в определенное русло.) Ко второму курсу у студентов прослеживается тенденция к большей самостоятельности и инициативности. Выделенные микрогруппами лидеры не ограничивались только одним распределением функций, но и сами активно регулировали внутригрупповую работу: делали соответствующие замечания, активизировали внимание, оказывали помощь членам своей группировки.
Тематическое общение строится из трех этапов.
Первый – ориентировочный, целью которого является изучение уровня подготовленности студентов к принятию новой формы работы.
Второй – тренировочный или деятельный. Его цель – обучение студентов способам взаимодействия в малых группах и умениям находить пути для решения различных задач.
Третий этап – рефлексивный или итоговый. Его цель состоит в обучении студентов анализировать, оценивать эффективность применяемых учебных действий и умении их корректировать. Благодаря такому ходу учебных занятий, студент способен осуществлять саморегуляцию своей учебной работы и переходить на более высокие уровни самообразования.
Тематическое общение студентов в малых группах призвано создать условия для личностного и интеллектуального роста каждого участника в меру его возможностей. В естественных условиях в роли ведущего может выступать любой подготовленный студент, в экспериментальных – только заранее проконсультированный. Оценивание проведенной работы могут осуществлять все участники общения, причем оцениваться должно не только содержание формы работы, но и ее эмоциональное содержание, психологический климат и т.п.
В процессе тематического общения могут быть использованы следующие виды групповой работы:
· составление плана, программной темы курса и их распределение между партнерами для самостоятельной работы;
· формулировка вопросов по определенной теме для взаимного интервьюирования;
· оценка устных и письменных ответов по различным тематическим вопросам;
· организация обсуждения спорных в науке (и в жизни) проблем с целью обучения аргументации и критики контраргументов;
· обучение умениювыдвигать гипотезы по отдельным научным и общественным проблемам;
· организация микроситуаций социального взаимодействия с целью тренировки гибкости общения, и ряд других.
Таким образом, организация или развитие тематического общения во многом определяется самой спецификой и содержанием предмета, а также подготовленностью студентов, как к содержанию обсуждаемой темы, так и к подобной форме проведения занятий.
Основу тематического общения составляет не только владение теми или иными способами его проведения, но, прежде всего информированность участников коммуникации по предмету их разговора.
Конечно же, идеальным будет являться тот вариант, когда все участники общения (особенно студенты) имеют хорошую теоретическую подготовленность по обсуждаемой тематике, но, как показывает опыт и реальное положение вещей, далеко не все студенты владеют хорошим теоретическим уровнем профессиональных (предметных) знаний, что до настоящего времени снижает продуктивность процесса обучения. Вполне целесообразно строить тематическое общение в диадах и триадах, в которых находилось бы хотя бы по одному подготовленному к семинару студенту.
Так, исследования, проведенные чешским ученым Я.Яноушеком, показывают, что коммуникация трех и двух участников совместной деятельности, в условиях, когда хотя бы один из участников обладает информацией по предмету их деятельности, носит положительный и развивающий характер. В триадах наблюдается высокая взаимность и содержательность высказываний, в то время как в диадах отмечается тенденция акцентирования собственного вклада в осуществляемую деятельность [3].
На этом же принципе основывается открытый Я.Л.Коломинским «феномен Шехерезады». Его основу составляет то положение, что успешность коммуникации зависит от информированности одного из субъектов общения. Человек, обладающий информацией, должен быть интересен другому человеку, нуждающемуся в данной информации. Именно от степени владения информацией и степени потребности получить информацию зависит успешность процесса коммуникации [1].
При проведении занятий с использованием приемов тематического общения было обнаружено, что происходит выравнивание статусной структуры группы: становится меньше «изолированных» членов группы, а влияние «звезд» не оказывает существенного воздействия на взаимоотношения членов всей группы.
Более того, вследствие выравнивания статусной структуры группы происходит образование микрогруппировок внутри самой учебной группы, основывающихся на взаимном выборе партнеров для совместной деятельности. Как правило, некоторые группировки функционируют достаточно продолжительное время, а процесс подготовки и участия в учебной деятельности осуществляется непосредственно с распределением обязанностей среди их членов. Некоторые из группировок существуют относительно нестабильно. Впрочем, это не отражается существенным образом на учебной деятельности студентов, так как происходит пополнение знаний новоприбывшими членами, изменяется характер распределения обязанностей, что обеспечивает разнообразие способов организации совместной деятельности самими студентами.
В работе используются разнообразные приемы общения (включая вербальные и невербальные). Так, приемом по развитию тематического общения может выступать и активное слушание преподавателя (или членов своих групп), и последующее обсуждение поставленных вопросов, с целью выдвижения новых идей, путей решения тех или иных проблем. Эти приемы позволяют овладеть техникой коммуникации, предоставляя тем самым, большой простор для профессиональной и познавательной деятельности студентов. В качестве эффективного средства развития тематического общения также могут рассматриваться и психотренинги, в которых используются разнообразные способы организации внутригруппового общения.
Таким образом, тематическое общение вполне реально осуществимо в условиях вуза и не предъявляет сложных требований по его подготовке и проведению. От преподавателей не требуется использование неких специальных умений, хотя организаторы тематического общения и должны обладать необходимыми знаниями для организации данного вида работы. Со стороны студентов требуется подготовка по той или иной учебной теме (теоретический материал), а также желание участвовать в совместной деятельности (на последнее должен делать упор и сам педагог, вовлекая студентов в групповую форму работы).
Благодаря такому общению, студенты овладевают одним из методов самостоятельного поиска решения проблемы в условиях совместной деятельности, не используя при этом готовые ответы или шаблоны. В ходе тематического общения вырабатываются навыки профессиональной речи и искусства выступления перед аудиторией, выносится опыт подобной формы работы за рамки кабинетов, аудиторий, читальных залов и т.п. Такой вид деятельности позволяет более легко усваивать некоторые объемные и сложные понятия, студенты овладевают способами учебного взаимодействия со своими коллегами, товарищами и т.д.
Особое значение; в контексте обсуждаемых в данной статье содержаний; имеет проблема того, как собственно будет организован сам процесс общения. Именно в этих процессах осуществляется взаимный обмен информацией между индивидами, образующими рабочую группу, планирование совместной деятельности, разделение функций, их координация, взаимное стимулирование и взаимный контроль. В общении и групповой деятельности осуществляется «передача информации», регуляция действий одного индивида планами, созревшими в голове другого, опыт индивидов интегрируется, таким образом, создается некий общий «творческий потенциал» определенной микрогруппы, причем каждый вносит в него нечто свое, нечто уникальное [2].
Имеющиеся исследования по данной тематике, а также результаты наших практических наработок использования тематического общения позволяют зафиксировать, что с помощью этого средства возможно обучение студентов различным способам структурализации усвоенных знаний по отдельному вопросу, теме, разделу программы в виде познавательных карт, схем или моделей, например, типов предложений или исторических событий, что в результате приводит к образованию умственных моделей. Они обеспечивают контекст для интерпретации объектов и событий, не только организуют наличные знания, но и влияют на усвоение новых знаний и достижений науки. И что самое главное, практическая разработка различных структур знаний является непременным средством осознания качества знаний и познавательных действий. На этой основе и возможен реалистичный самоанализ и самооценка своих достижений.
В зарубежной высшей школе тематическое общение в малых группах как форма самостоятельной учебной работы студентов широко внедрена в практику подготовки специалистов высшей квалификации. Данная форма работы обеспечивает выполнение следующих функций:
- ускоряет процесс овладения учебным материалом;
- позволяет каждому участнику общения объективно определить уровень своей подготовленности в вопросах изучаемого курса;
- делает возможным «обнажить» недостаточность знаний, умений и способностей для того, чтобы выразить то, что осознано и понято студентом;
- создает условия для сопоставления своих умственных способностей со способностями других;
- подсказывает пути поиска более совершенных форм учебной работы, как на лекционных и практических занятиях, так и при индивидуальной самостоятельной работе.
Литература.
1. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. Пособие. – 2-е изд., доп. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 432 с.
2. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии //Методологические проблемы социальной психологии: Сб. науч. трудов/ Под ред. Е.В.Шороховой. –М.: Наука, 1975. – С.126-135.
3. Яноушек Я. Коммуникация трех участников совместной деятельности // Проблема общения в психологии. – М.: Наука, 1981. – С.168-177.