Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
Университетское
образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. 2002 |
Научно-исследовательская деятельность студента в условиях университетского образования.
К.С. Выдра
Развитие научно-исследовательской деятельности студента как одного из факторов повышения качества образования есть объективное требование современного этапа развития университетской подготовки.
В Гродненском государственном университете имени Янки Купалы, студенты специальности Т 10.02.00 «Программное обеспечение информационных технологий», специализирующиеся при кафедре информатики и вычислительной техники, принимают участие в научно-исследовательской работе, выполняя курсовые и дипломные работы.
Студенты 2 курса выполняют курсовую работу по предмету «Конструирование программ и языки программирования». Студенты 3-4 курсов получают от своего научного руководителя тему исследования, выполняют литературный обзор по данной теме, проводят собственные исследования. Студенты 5 курса за время преддипломной практики оформляют результаты исследования в виде дипломной работы.
Можно выделить три уровня условий, влияющих на реализацию целей дипломной работы.
В качестве первого уровня рассмотрены условия, вытекающие из расположения дипломной работы в учебном плане университета. Наиболее значимым условием этого уровня является «законченность» образования дипломника (с точки зрения университета) и совпадение по времени написаниядипломной работы и прохождения преддипломной практики.
Личность выступает одновременно и как цель, и как условие деятельности. На основе этого методологического положения нами выделен второй уровень условий выполнения дипломной работы, связанный с личностными характеристиками руководителя и студента. Личность проявляет и характеризует себя своими отношениями. Поэтому центральными личностными условиями являются отношения студента к дипломной работе, выдвинутые на основе оценки ее пользы для будущей профессиональной деятельности. Упомянутые отношения обозначены термином «позиция».
Исходя из опыта работы, определены три позиции студента:
1) формально-учебная (доминирует рассмотрение дипломной работы как формальности, которую необходимо выполнить);
2) учебно-профессиональная (студент оценивает дипломную работу как источник знаний, умений и опыта, необходимых в его будущей профессиональной деятельности);
3) профессиональная (данная деятельность имеет для студента не только подготовительный характер, но и некоторое самостоятельное значение).
Исходная позиция студента зависит от удовлетворенности специальностью; наличия опыта исследовательской деятельности, а также связи дипломной работы с преддипломной практикой.
Решающее значение в изменении позиция студента в ходе дипломной работы имеет тип выполненной им учебной задачи.
Третий уровень условий, создаваемый преподавателем для руководства дипломной работой, учитывает характер учебной задачи. При этом учебную задачу не отождествляют с темой дипломной работы, а рассматривают в качестве формы организации деятельности студента с определенным учебным материалом. Учебная задача соответствует основной научной теме кафедры «Разработка математических методов, моделей, алгоритмов и программного обеспечения для решения задач образования и производства».
«Современные научные исследования, а тем более – исследования междисциплинарные, не могут быть успешными без всестороннего информационного обеспечения. Такое обеспечение предполагает поиск источников наиболее «свежей» и наукоемкой информации, отбор и избирательную оценку этой информации, ее хранение… наконец, оперативное представление необходимой информации пользователю по его запросам». [1] Для «обозначенного выше процесса информационного обеспечения научных исследований» [1] при кафедре работает научно-методическая лаборатория «Современных компьютерных технологий». Направление ее работы – выполнение теоретических и экспериментальных исследований в области современных компьютерных технологий, обеспечения их освоения и внедрения в учебный процесс.
Научно-исследовательской деятельностью студенты могут заниматься и в учебной лаборатории кафедры. Основное ее назначение – проведение занятий по специальным дисциплинам кафедры, создание условий длясамостоятельной работы студентов, курсового и дипломного проектирования, НИРС. Лаборатория оснащена 12 персональными компьютерами на базе процессора Celeron – 400.
За последние три года опубликовано 14 студенческих работ, 17 работ внедрено в производство и 3 – в учебный процесс. Результативность научно-исследовательской работы кафедры информатики и вычислительной техники представлена в таблице 1.
Таблица 1.
№ |
Научная работа кафедры |
Всего |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
1 |
Количество научных тем |
2 |
2 |
2 |
5 |
2 |
Количество научных статей и тезисов докладов (студенческих) |
51(5) 18(2) |
19(3)
|
28(2) 7 |
4 11(2) |
3 |
Количество конференций, в которых сотрудники принимали участие |
19 |
7 |
7 |
5 |
4 |
Количество докладов, сделанных на конференциях (студенческих) |
50(2) |
19 |
20(6) |
11(2) |
5 |
Количество внедренных результатов НИР |
28 |
11 |
10 |
7 |
Ежегодно проводятся научные конференции студентов, где обсуждаются проблемы, связанные с темой исследования. При кафедре с 2000/2001 учебного года работает студенческий научный семинар.
Учитывая результаты исследований, можно выделить три группы целей, которые ставит преподаватель при выполнении студентом дипломной работы:
1) учебно-воспитательные;
2) решение практической задачи, имеющей научную ценность;
3) контроль уровня подготовленности выпускников.
На основе результатов исследования можно дать следующие практические рекомендации по организации работы студентов над дипломным проектом.
1. Анкетирование. Предложить студенту анкету, содержащую 21-30 признаков, характеризующих уровень подготовленности студента.
2. Проработать совместно со студентом план работы. Предложить тематику задач для выбора конкретной темы. Пояснить цель и задачи исследования, их практическую значимость, обсудить методы решения, предложить список литературы, установить сроки периодического отчета.
3. Ознакомить студента с Инструкцией по подготовке, оформлению и представлению к защите дипломных проектов (работ) в высших учебных заведениях.
4. В сроки периодического отчета проверять соответствие пояснительной записки требованиям, предъявляемым к дипломной работе.
5. В отзыве руководителя обязательно отметить способность студента к исследовательской работе.
Научно- исследовательскую работу студент может продолжить в магистратуре.
При кафедре работают три специализированных магистратуры по специальностям:
05.13.16 «Применение вычислительной техники, математического моделирования и математических методов в научных исследованиях», 05.13.11 «Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов, систем и сетей» и 13.00.02 «Теория и методика преподавания информатики».
Учитывая практические рекомендации, при организации научно-исследовательской деятельности студентаможно поставить следующие задачи:
· дать каждому выпускнику определенный объем знаний, умений и навыков, необходимых для конкурентоспособного специалиста;
· на базе обязательного единого фундамента предоставить каждому студенту возможность дифференцировать и индивидуализировать уровень профессиональной подготовки в зависимости от своих возможностей и выбранной жизненной ориентации.
· овладевая определенными знаниями, применять их в решении разнообразных задач, внося при этом вклад в интеллектуальное развитие каждого студента, способствуя росту положительных качеств его личности, расширению интереса к знаниям.
Литература.
1. Гершунский Б.С. Философия образования. – М.: Московский психолого-социальный институт. Флинта, 1998. – 432 с.
2. Отчеты о работе кафедры информатики и вычислительной техники Учреждения образования «Гродненского государственного университета имени Янки Купалы» за 1998, 1999, 2000 уч. год.