Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. 2002

 

Научно-исследовательская деятельность студента в условиях университетского образования.

 

К.С. Выдра

 

Развитие научно-исследовательской деятельности студента как одного из факторов повышения качества образования есть объективное требование современного этапа развития университетской подготовки.

В Гродненском государственном университете имени Янки Купалы, студенты специальности Т 10.02.00 «Программное обеспечение информационных технологий», специализирующиеся при кафедре информатики и вычислительной техники, принимают участие в научно-исследовательской работе, выполняя курсовые и дипломные работы.

Студенты 2 курса выполняют курсовую работу по предмету «Конструирование программ и языки программирования». Студенты 3-4 курсов получают от своего научного руководителя тему исследования, выполняют литературный обзор по данной теме, проводят собственные исследования. Студенты 5 курса за время преддипломной практики оформляют результаты исследования в виде дипломной работы.

Можно выделить три уровня условий, влияющих на реализацию целей дипломной работы.

В качестве первого уровня рассмотрены условия, вытекающие из расположения дипломной работы в учебном плане университета. Наиболее значимым условием этого уровня является «законченность» образования дипломника (с точки зрения университета) и совпадение по времени написаниядипломной работы и прохождения преддипломной практики.

Личность выступает одновременно и как цель, и как условие деятельности. На основе этого методологического положения нами выделен второй уровень условий выполнения дипломной работы, связанный с личностными характеристиками руководителя и студента. Личность проявляет и характеризует себя своими отношениями. Поэтому центральными личностными условиями являются отношения студента к дипломной работе, выдвинутые на основе оценки ее пользы для будущей профессиональной деятельности. Упомянутые отношения обозначены термином «позиция».

Исходя из опыта работы, определены три позиции студента:

1)        формально-учебная (доминирует рассмотрение дипломной работы как формальности, которую необходимо выполнить);

2)        учебно-профессиональная (студент оценивает дипломную работу как источник знаний, умений и опыта, необходимых в его будущей профессиональной деятельности);

3)        профессиональная (данная деятельность имеет для студента не только подготовительный характер, но и некоторое самостоятельное значение).

Исходная позиция студента зависит от удовлетворенности специальностью; наличия опыта исследовательской деятельности, а также связи дипломной работы с преддипломной практикой.

Решающее значение в изменении позиция студента в ходе дипломной работы имеет тип выполненной им учебной задачи.

Третий уровень условий, создаваемый преподавателем для руководства дипломной работой, учитывает характер учебной задачи. При этом учебную задачу не отождествляют с темой дипломной работы, а рассматривают в качестве формы организации деятельности студента с определенным учебным материалом. Учебная задача соответствует основной научной теме кафедры «Разработка математических методов, моделей, алгоритмов и программного обеспечения для решения задач образования и производства».

«Современные научные исследования, а тем более – исследования междисциплинарные, не могут быть успешными без всестороннего информационного обеспечения. Такое обеспечение предполагает поиск источников наиболее «свежей» и наукоемкой информации, отбор и избирательную оценку этой информации, ее хранение… наконец, оперативное представление необходимой информации пользователю по его запросам». [1] Для «обозначенного выше процесса информационного обеспечения научных исследований» [1] при кафедре работает научно-методическая лаборатория «Современных компьютерных технологий». Направление ее работы – выполнение теоретических и экспериментальных исследований в области современных компьютерных технологий, обеспечения их освоения и внедрения в учебный процесс.

Научно-исследовательской деятельностью студенты могут заниматься и в учебной лаборатории кафедры. Основное ее назначение – проведение занятий по специальным дисциплинам кафедры, создание условий длясамостоятельной работы студентов, курсового и дипломного проектирования, НИРС. Лаборатория оснащена 12 персональными компьютерами на базе процессора Celeron – 400.

За последние три года опубликовано 14 студенческих работ, 17 работ внедрено в производство и 3 – в учебный процесс. Результативность научно-исследовательской работы кафедры информатики и вычислительной техники представлена в таблице 1.

 

Таблица 1.

Научная работа кафедры

Всего

1998 г.

1999 г.

2000 г.

1

Количество научных тем

  2

2

2

5

2

Количество научных статей

и тезисов докладов (студенческих)

51(5)

18(2)

19(3)

 

28(2)

7

4

11(2)

3

Количество конференций, в которых сотрудники принимали  участие

 19

7

7

5

4

Количество докладов, сделанных на конференциях (студенческих)

50(2)

19

20(6)

11(2)

5

Количество внедренных результатов НИР

28

11

10

7

 

Ежегодно проводятся научные конференции студентов, где обсуждаются проблемы, связанные с темой исследования. При кафедре с 2000/2001 учебного года работает студенческий научный семинар.

Учитывая результаты исследований, можно выделить три группы целей, которые ставит преподаватель при выполнении студентом дипломной работы:

1)      учебно-воспитательные;

2)       решение практической задачи, имеющей научную ценность;

3)       контроль уровня подготовленности выпускников.

На основе результатов исследования можно дать следующие практические рекомендации по организации работы студентов над дипломным проектом.

1.                Анкетирование. Предложить студенту анкету, содержащую 21-30  признаков, характеризующих уровень подготовленности студента.

2.      Проработать совместно со студентом план работы. Предложить тематику задач для выбора конкретной темы. Пояснить цель и задачи исследования, их практическую значимость, обсудить методы решения, предложить список литературы, установить сроки периодического отчета.

3.      Ознакомить студента с Инструкцией по подготовке, оформлению и представлению к защите дипломных проектов (работ) в высших учебных заведениях.

4.      В сроки периодического отчета проверять соответствие пояснительной записки требованиям, предъявляемым к дипломной работе.

5.                В отзыве руководителя обязательно отметить способность студента к исследовательской работе.

Научно- исследовательскую работу студент может продолжить в магистратуре.

При кафедре работают три специализированных магистратуры по специальностям:

05.13.16 «Применение вычислительной техники, математического моделирования  и математических методов в научных исследованиях», 05.13.11 «Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов, систем и сетей» и 13.00.02 «Теория и методика преподавания информатики».

Учитывая практические рекомендации, при организации научно-исследовательской деятельности студентаможно поставить следующие задачи:

·       дать каждому выпускнику определенный объем знаний, умений и навыков, необходимых для конкурентоспособного специалиста;

·       на базе обязательного единого фундамента предоставить каждому студенту возможность дифференцировать и индивидуализировать уровень профессиональной  подготовки в зависимости от своих возможностей и выбранной жизненной ориентации.

·       овладевая определенными знаниями, применять их в решении разнообразных задач, внося при этом вклад в интеллектуальное развитие каждого студента, способствуя росту положительных качеств его личности, расширению интереса к знаниям.

 

Литература.

1.         Гершунский Б.С. Философия образования. – М.: Московский психолого-социальный институт. Флинта, 1998. – 432 с.

2.         Отчеты о работе кафедры информатики и вычислительной техники Учреждения образования «Гродненского государственного университета имени  Янки Купалы» за 1998, 1999, 2000 уч. год.

 


Назад


Hosted by uCoz