Центр
проблем развития образования Белорусского
государственного университета www.charko.narod.ru |
Университетское образование: от эффективного
преподавания к эффективному учению. 2002 |
ПУТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВУЗОВ
Э.Н. Скуратова
Одним из компонентов профессиональной готовности студентов к концертной деятельности является их коммуникативная компетентность, выражающаяся в способности общаться со слушателями в условиях публичного концерта. Коммуникация – это неотъемлемая часть всех концертов.
В контексте нашего исследования под коммуникацией понимается система, приёмы и навыки взаимодействия менеджера, лектора, музыкантов-исполнителей, заказчиков концертов и публики в процессе подготовки и проведения музыкально-пропагандистских мероприятий. Содержанием таких мероприятий является информация лектора и звучащая музыка. Коммуникативный акт является, с одной стороны, эмоциональным фоном концерта, с другой – непосредственной его содержательной характеристикой.
Рассматривая подготовку и проведение концертов как процесс и, опираясь на системный подход, можно выделить следующие звенья системы: менеджер, лектор, музыкант-исполнитель, заказчик концерта, слушатели.
Все эти звенья находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, что можно изобразить следующей схемой:
Рис. 1. Система коммуникации в процессе подготовки и проведения концертов
Эффективность подготовки и проведения концертов во многом детерминирована коммуникативными процессами, происходящими между звеньями рассматриваемой нами системы. Остановимся на некоторых из них. Менеджер как организатор всего процесса входит в коммуникативные контакты с заказчиками концерта, лектором, музыкантами-исполнителями, а, в отдельных случаях, и с публикой. Общаясь с заказчиком концерта, он получает предварительную информацию, выясняя цели музыкального мероприятия, выдвигаемые перед артистами задачи, условия проведения концерта, музыкальные интересы заказчика и слушателей и др.
На основе полученной в процессе общения менеджера с заказчиком информации, опираясь на личный опыт, менеджер моделирует предстоящее выступление. Свою модель он представляет артистам – участникам концерта. Общение менеджера с лектором и музыкантами-исполнителями связано с организационными моментами – передачей им информации относительно даты, времени, места и условий проведения концерта. Предварительно совместно обсуждаются сценарий, содержательная сторона лекторского слова, временное соотношение вербального и музыкального материала и другие детали.
Исследуя концертную работу, мы использовали метод сравнения. Такой подход позволил нам найти общие корни между музыкально-пропагандистской и педагогической деятельностью. И первая, и вторая выполняют образовательную и воспитательную функции и реализуются в процессе «живого» общения педагога со студентами, лектора и музыкантов-исполнителей со слушателями.
Выводы, к которым мы пришли в результате такого сравнения, позволили нам опираться в изучении музыкальных коммуникативных актов на исследования проблем педагогического общения. Мы обратились к трудам А.А.Бодалёва, В.А.Кан-Калика, Н.В.Кузьминой, А.А.Леонтьева и других учёных-педагогов [1; 3; 4; 5]. В результате исследования нами выделена следующая структура коммуникативных процессов музыкально-пропагандистских мероприятий:
· начальный этап – моделирование лектором и музыкантами-исполнителями предстоящего общения со слушателями во время подготовки программы;
· второй этап – организация непосредственного общения с публикой в начальный момент концерта;
· третий этап – управление общением с публикой на протяжении всего концерта;
· заключительный этап – анализ осуществлённой системы общения и моделирование системы общения с предлагаемыми слушателями в будущих концертах.
Общение лектора и музыкантов-исполнителей на начальном этапе нацелено на уточнение всех сторон предстоящего выступления. Прежде всего, это относится к сценарию концерта, в котором чётко обозначается временное соотношение лекторского и музыкально-исполнительского материала, выстраивается очерёдность исполнения музыкальных номеров на основе их соответствия содержанию и последовательности лекторского текста, эмоциональной окраске, драматической насыщенности музыки. Учитывается также уровень исполнительского мастерства артистов. Для достижения целостности всей лекции-концерта определяется место генеральной кульминации.
Деятельность, связанная с прогнозированием предстоящего музыкального события, образует своеобразную опережающую стадию творческого общения артистов с публикой.
Второй коммуникативный этап включает в себя организацию непосредственного взаимодействия лектора и музыкантов-исполнителей со слушателями. Это происходит на начальной стадии концерта и во многом определяет успешность проведения всего музыкально-пропагандистского мероприятия. Здесь важными элементами для артистов являются конкретизация спланированной ранее модели коммуникации; уточнение условий структуры предстоящего общения; осуществление начальной стадии непосредственного общения.
В первые минуты общения лектор:
· выявляет общее настроение присутствующих в зале;
· наблюдает за отношением слушателей к лекции-концерту;
· анализирует, каковы характерные особенности находящихся в зале людей;
· определяет, насколько стиль подготовленного им материала соответствует обстановке в зале, а содержание – доступно слушателям;
· уточняет, верны ли созданные им паралингвистические особенности коммуникативного процесса: темп речи, ударения в предложениях, интонация, жесты, мимика, движения тела и т.д.;
· сопоставляет, похожа ли данная коммуникативная ситуация на имевшие место акты общения с публикой в предыдущих лекциях-концертах.
От того, насколько лектору удастся наладить в первые минуты проведения концерта контакт со слушателями, зависит успех всего музыкально-пропагандистского мероприятия.
Третий этап коммуникации в условиях публичного концерта связан с развивающимся процессом, в который включаются музыканты-исполнители. Кроме методических требований к лекции-концерту существуют социально-психологические, которые вытекают из следующих задач:
· установление психологического контакта с аудиторией, обеспечивающего процесс передачи вербальной информации лектором и донесение музыкантами-исполнителями до слушателей интерпретации входящих в программу музыкальных произведений;
· разработка психологически обоснованного введения в лекторское слово элементов беседы, создания ситуации размышлений, предоставления вопросов слушателям и обсуждения их ответов, что позволяет включить слушателей (особенно детей) в творческий процесс (использование этих форм коммуникации особенно эффективно в камерных залах);
· управление познавательной деятельностью слушателей в ходе лекции-концерта путём перечисления им источников (справочных, литературных, музыкальных и др.) с целью самостоятельного расширения ими знаний по теме лекции-концерта;
· реализация личностного аспекта в процессе взаимодействия лектора и музыкантов-исполнителей с публикой, что обеспечивает самовыражение личности артистов;
· целостная система положительного отношения публики к артистам, складывающаяся в течение проведения всего музыкально-пропагандистского мероприятия. Она обеспечивает настроенность слушателей на двусторонний коммуникативный акт, повышение мотивационной сферы, направленной на формирование интереса к посещению концертов и самообразование в области музыкального искусства.
Заключительный, четвёртый этап предполагает анализ сложившегося в зале коммуникативного процесса. Путём использования метода наложения проводится определение степени соответствия созданной в период подготовки концертной программы той модели коммуникации, которая разворачивается в реальности.
Для менеджера, лектора и музыкантов-исполнителей может быть полезным общение с публикой после проведённой лекции-концерта. Путём использования прямых и косвенных вопросов, заданных слушателям, может быть получена ценная информация относительно:
· отношения слушателей к музыкальному искусству и их психологических установок;
· музыкальных потребностей, желаний, предпочтений, которые могут быть удовлетворены в процессе будущих лекций-концертов (эта информация особенно важна при проведении цикла лекций-концертов и при постоянной работе с данной слушательской аудиторией);
· ранее имевшихся и вновь приобретённых в процессе данного концерта музыкальных знаний;
· чувств и эмоций слушателей;
· мнения о лекции-концерте и выступлениях артистов.
Таким образом, на заключительном этапе уточняются возможные варианты коммуникации предстоящих выступлений. Полученный материал, влияя на деятельность каждого артиста и на всю группу в целом, соотносится с содержательными сторонами лекторского слова и музыкального материала, тем самым прогнозируется перспективная творческая деятельность артистов. Как видно, четвёртый этап включает в себя уточняющие, корректирующие и прогностические аспекты, и все они находятся в поле обозрения менеджера, лектора и музыкантов-исполнителей в комплексе.
Знание студентами содержания и особенностей всех этапов подготовки к концертной деятельности, совместное многократное обсуждение всех деталей предстоящего выступления, вариативное повторение всей этой работы от одного концерта к другому, решение новых проблем, возникающих в новых ситуациях, – всё это способствует накоплению у студентов профессионального опыта и расширению их коммуникативной компетентности.
Среди путей развития коммуникативной компетентности студентов нами выделяются следующие:
· теоретическая подготовка;
· практическая подготовка;
· самообразование и самовоспитание.
Как показывает опыт и проведённое автором исследование, достижение эффективности в развитии коммуникативной компетентности студентов возможно лишь при условии комплексного внедрения всех указанных путей.
Беседы со студентами, анализ дипломных работ выпускников показывают, что студенты крайне редко обращаются к проблемам профессионального общения музыкантов. Раскрывая процесс концертной деятельности, они отмечают, что, как правило, не думают о публике, а выдвигают в центр своего внимания личную исполнительскую деятельность. Они ставят задачу как можно лучше исполнить музыкальное произведение, сыграть на сцене всё, что было подготовлено в процессе классной и домашней работы, и, наконец, не остановиться, не ошибиться, удержать текст сочинения.
Материалы исследования показывают также, что теоретическая подготовка студентов к коммуникативным процессам в условиях их профессиональной концертной деятельности заслуживает пристального внимания.
Теоретическая подготовка студентов может осуществляться в рамках учебной дисциплины «Музыкальная психология», где в разделе «Профессиональное общение музыканта» рассматриваются коммуникативные проблемы взаимодействия лектора, музыкантов-исполнителей со слушателями в условиях публичных концертов. Этот процесс рассматривается как взаимообратный: лектор и музыканты-исполнители оказывают влияние на слушателей посредством вербальной и музыкально-исполнительской деятельности, а публика, в свою очередь, влияет на исполнителей через своё поведение, отношение к происходящему на сцене.
Студентам преподносится не только теоретический материал, но и приводятся примеры из практики, которые раскрывают ситуации, когда в зависимости от складывающейся в зале обстановки, от поведения слушателей возможно внесение элементов импровизационности в деятельность лектора и музыкантов-исполнителей. Импровизационность допускает расширение или, наоборот, свёртывание лекционного материала, замену намеченных ранее музыкальных произведений новыми, расширение или сокращение сочинений крупной формы. (В зависимости от того, как публика слушает музыку, можно исполнять все три части сонаты или ограничиться исполнением только одной из них).
Раздел, освещающий типологические особенностей слушательских аудиторий, оснащает студентов знаниями, которые являются крайне необходимыми для них, и используются ими позднее и в практической деятельности при подготовке лекций-концертов, и в непосредственной сценической работе. Студенты на занятиях отмечают, насколько важно учитывать возрастные, профессиональные, образовательные характеристики слушателей, их музыкальные интересы, психологические установки на предстоящую встречу с музыкой, с артистами, однородность (неоднородность) состава публики. Актуальность этого материала подтверждается тем, что в первый момент, когда руководитель исполнительской практики приглашает студентов принять участие в том или ином концерте, каждый из них задаёт два вопроса: « Где надо выступать?» и «Перед какой публикой будем выступать?»
Эффективность общения артистов со слушателями во многом зависит от артистического имиджа выступающих, их сценического поведения, стиля и манеры общения. В учебных лекциях при изложении материала, освещающего эти аспекты коммуникации, педагогом делается акцент на необходимость учитывать условия работы и типологические особенности публики. В частности, выступление в большом концертном зале или на дипломатическом приёме требует от музыканта выступления в вечернем костюме, появление же в таком «обличии» в детском дошкольном воспитательном учреждении или школе-интернате (особенно, если концерт проходит в дневное время) будет явно неуместным.
Раскрывая виды профессионального общения, педагог указывает не только на необходимость владения молодыми артистами методами общения со слушателями, но и указывает на актуальность межгруппового общения студентов в концертной бригаде, где все исполнители участвуют в общем творческом процессе. Перед каждым из них и всеми вместе взятыми стоит общая задача: как можно лучше выступить перед публикой, представить ей завершённую по форме, глубокую по содержанию, проведённую на высоком профессиональном уровне художественную программу.
Поэтому так важно, чтобы в концертной бригаде была создана обстановка взаимопомощи, взаимоподдержки, чуткости по отношению друг к другу. Как показывает опыт, создание такой творческой атмосферы – это залог успеха. И эта атмосфера создаётся педагогом – руководителем практики. Можно отметить некоторые условия этого процесса:
· все участники концерта сидят в первом ряду зала (или стоят за кулисами) и слушают выступления других исполнителей, проявляя тем самым не равнодушие к ним, а заинтересованное внимание;
· при составлении программы чрезвычайно важно начинать концерт ярким, виртуозным музыкальным произведением, исполняемым опытным музыкантом; от того, как начнётся концерт, зачастую во многом зависит настроение всех его участников;
· особым образом ведущим концерта или лектором представляются начинающие, не имеющие опыта сценической деятельности студенты, когда публика в связи с этим явлением призывается к оказанию им особого внимания, поддержки.
Расширению теоретических знаний студентов могут способствовать спецкурсы «Психолого-педагогическая подготовка студентов музыкальных вузов к концертной деятельности» и «Музыкальный менеджмент». В их содержание включены проблемы общения исполнителей с различными типами слушательских аудиторий, освещаются вопросы преодоления психологических барьеров в коммуникативных актах. Большое внимание уделяется репертуару и сложностям, которые возникают при его выборе в зависимости от типа слушательской аудитории и условий проведения того или иного концерта.
Обучение в музыкальном вузе предоставляет студентам благоприятную возможность использовать полученные ими теоретические знания на практике, в процессе выступления в публичных концертах перед различными типами слушательских аудиторий. К сожалению, нередки случаи, когда студенты, испытывая чувство боязни перед публичными выступлениями, ограничиваются исполнением музыкальных произведений в академических концертах, экзаменах и, иногда, в открытых концертах, проходящих в стенах вуза. Они, как правило, не понимают, что без публики нет музыканта-исполнителя. Они не осознают социальной значимости своей профессиональной деятельности, лишают себя возможности приобретения коммуникативного опыта и радости общения со слушателями. Нами было обнаружено, что некоторые педагоги оставляют студентов этого типа без должного внимания и не ориентируют их на публичную концертную деятельность.
В процессе концертной деятельности студентов большую помощь им всегда оказывает педагог – руководитель исполнительской практики. Он присутствует в зале во время выступлений студентов, наблюдает за их деятельностью. После проведения концерта даёт не только оценку каждому исполнителю, но и советы, направленные на их дальнейшее совершенствование. Весьма ценно то, что руководитель практики наблюдает за профессиональным развитием каждого студента в динамике – от концерта к концерту, от курса к курсу, от начала обучения студентов в вузе к его завершению, находясь в постоянной связи с педагогами по специальности, у которых обучаются студенты.
И, наконец, уровень коммуникативной компетентности студентов зависит от их самообразования и самовоспитания. Только постоянное, самостоятельное пополнение теоретических знаний за счёт изучения научной литературы, расширения опыта путём наблюдений за работой музыкантов-мастеров, проведение анализа собственной профессиональной деятельности позволит студентам достигнуть уверенности в общении с публикой.
Для самостоятельного изучения литературы студентам предоставлялся список изданий. В них они могли найти ответы на волнующие вопросы относительно подготовки к концертной деятельности, профессионального общения, проведения аутотренинга и др. Кроме того, после самостоятельного изучения студентами предлагаемой им литературы в рамках спецкурса «Психолого-педагогическая подготовка студентов к концертной деятельности», проводились семинары и дискуссии. Это позволяло выявить уровень владения студентами теоретическим материалом и пути использования самостоятельно полученных знаний на практике.
В процессе проведения эксперимента нам удалось комплексно апробировать намеченные пути формирования коммуникативной компетентности у студентов музыкальных вузов. Это стало возможным благодаря чтению лекций по учебным дисциплинам «Музыкальная психология» и «Лекторская подготовка», проведению спецкурсов «Психолого-педагогическая подготовка студентов к концертной деятельности» и «Музыкальный менеджмент», а также руководству исполнительской практикой студентов.
Такой комплексный подход к решению проблемы позволили нам получить следующие результаты:
1. Если на начальном этапе проведения эксперимента студенты не задумывались о необходимости учитывать в процессе подготовки и выступления в концертах типологические особенности слушателей, то в процессе эксперимента и, особенно, к моменту завершения их обучения в вузе они не только владели знаниями по этому вопросу, но и проявляли способность налаживать контакт с публикой, управлять её поведением.
2. Изменилось отношение студентов к репертуару. Стремясь к импровизационности в сценической деятельности, проявляя большой интерес к участию в различных тематических лекциях-концертах, требующих от них владения обширным разнообразным репертуаром, студенты сочетали работу над новыми музыкальными произведениями и повторяли выученные ранее. Вывешенные заблаговременно руководителем исполнительской практики годовые планы лекций-концертов позволяли студентам выбирать наиболее истересные для них по тематике и срокам проведения мероприятия и иметь возможность хорошо подготовиться к участию в них.
3. Кардинально измененилось отношение студентов, задействованных в эксперименте, к участию в публичных концертах. В процессе проведения опросов часть студентов, которые по тем или иным причинам (боязнь публики, больших концертных залов, отсутствие интереса к этому виду деятельности и др.) уклонялись от выступления в музыкально-пропагандистских мероприятиях, после приобщения их к публичной концертной деятельности сообщили, что они очень сожалеют, что не участвовали в концертах ранее. После выступления в том или ином концерте они подходили к руководителю исполнительской практики и спрашивали, когда состоится следующее мероприятие.
Это явление позволяет нам утверждать, что выступления студентов в концертах, их общение с публикой и другими исполнителями корректирует мотивационную сферу: мотивация долженствования перерастает в мотивацию социальной значимости профессиональной деятельности, формирует у студентов большой интерес, неизмеримое желание принимать участие в работе концертных бригад, быть постоянно на людях, не замыкаться в себе, выходить из рамок работы в учебных классах и репетиционных аудиториях.
Литература.
1. Бодалёв А.А. Личность и общение. Избранные труды. – М., 1983.
2. Дейк Т.Я. Язык. Познание. Коммуникация. – М., 1989.
3. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. – Грозный, 1979.
4. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М.,1979.
5. Основы педагогики и психологии высшей школы. Под ред. А.В.Петровского. – М., 1986.
6. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.,1997.