Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
Университетское
образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. 2002 |
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е. В. Кравчук
Эффективность процесса обучения студентов высшей школы, как и любого процесса обучения, принято оценивать соотношением трудовых затрат преподавателя с глубиной усвоения учебного предмета обучаемым.К сожалению, в рамках аудиторного времени, отведенного на изучение конкретного курса, студентам не всегда удается постичь все нюансы учебного материала. Поэтому немалую роль играет самостоятельная работа студентов, их активность, умение и стремление к самоорганизации.
Необходимо отметить, что в настоящей работе (на примере преподавания курса «Основы права» студентам неюридических специальностей) речь идет о некоторых приемах, позволяющих активизировать восприятие обучаемого в процессе усвоения знаний, которые не связываются им с предстоящим исполнением трудовой функции, а потому и не идентифицируются как необходимые. Формирование у студента осознанной необходимости изучения такого предмета становится одной из целей преподавателя.
Значение самостоятельной работы студента при этом трудно переоценить, зачастую ее наличие становится необходимым условием достижения позитивного результата учения. Применительно к учебному процессу самостоятельная работа студентов имеет неоспоримые достоинства. Рассмотрим некоторые из них.
Прежде всего, при наличии интенсивной самостоятельной работы студентов в процессе обучения преподаватель, будучи освобожденным от необходимости детальной проработки всех вопросов изучаемого предмета, получает возможность более гибко строить план занятий, исходя из меняющихся реалий. Это выражается, например, в возможности обсуждения на семинарских занятиях событий из жизни общества, не представляющих собой «дела давно минувших дней», а происходящих в текущем времени. Как показывает практика, участие студентов в определении тематики таких занятий существенно повышает уровень их самостоятельной подготовки.
Кроме того, находясь в роли координатора учебного процесса, а не основной «тягловой силы» по усвоению студентами новых знаний, преподаватель получает возможность не только дать студентам ясное представление о своем предмете, но и привить им навыки надсистемного мышления, позволяющего воспринимать этот предмет не только как учебную дисциплину, органично сочетающуюся в учебном плане с другими дисциплинами, но и как комплекс знаний, неразрывно связанных с требованиями современной жизни. Учитывая небольшой объем отведенного на это учебного времени, роль навыков самоорганизации студентов значительно возрастает.
Обучение студентов таким навыкам возможно непосредственно в процессе изложения учебного материала. В пособии А.А. Гин «Приемы педагогической техники»в числе таких приемов приводится, например, составление опорного конспекта [1]. Практика показывает, что при формировании основного конспекта лекций возможно параллельное составление опорного конспекта, содержащего понятийный аппарат изученной темы. Составление опорного конспекта (при наличии необходимой для этого материально-технической базы) может осуществляться преподавателем и выдаваться студентам как раздаточный материал, содержащий основные термины и понятия изучаемой темы. Простота этого варианта обусловлена тем, что творческую (основную) компоненту составления опорных конспектов выполняет преподаватель, а студентам остается лишь продуктивно использовать результаты его труда.
Для развития навыков активного восприятия с элементами творчества представляется предпочтительным вариант, при котором студенты самостоятельно составляют опорный конспект на базе учебного материала, полученного не только на лекциях, но и почерпнутого из учебной литературы при самостоятельной подготовке. Тогда опорный конспект может включать в себя те понятия из учебного курса, без которых студент-составитель считает усвоение всего учебного материала невозможным (либо неполным).
В этом случае представляется интересным для преподавателя, а также создает дополнительный стимул к совершенствованию в самоорганизации студентов, проведение конкурсов опорных конспектов по критерию самого полного или краткого, усложненного или наиболее доступного к пониманию, с оттенком юмора, наиболее иллюстрированного примерами и т.д. Наличие элемента игры при этом позволяет задействовать в процессе обучения и тех студентов, кто относится скептически (в силу сложившихся стереотипов восприятия непрофилирующих предметов) к рассматриваемой учебной дисциплине, и тех, кто в силу индивидуальных особенностей (или по иным причинам) привык осваивать тот объем учебного материала, которой достаточен лишь для сдачи экзамена (зачета).
Эффективность использования опорных конспектов в определенной степени зависит от наличия у студентов навыков его составления. Исходя из некоторого личного опыта, представляется целесообразным предложить методику, согласно которой обучаемому предлагается круг вопросов по текущей теме курса либо по определенной проблеме. Руководствуясь предложенным кругом вопросов, обучаемый (в начале учебного курса – под руководством преподавателя, а впоследствии – самостоятельно) составляет план ответа на них. В рамках составленного плана ответа определяется перечень понятий, которыми необходимо оперировать как при ответе на поставленные вопросы, так и в процессе проведения дискуссий.
Нужно отметить, что на начальном этапе рассматриваемый прием активизации процесса обучения вызывает у части обучаемых, привыкших к академическим методам преподавания, удивление и воспринимается в качестве дополнительной нагрузки. Свою роль при этом играет и новизна учебного материала. Впрочем, практика показывает, что элементы неприятия вызваны скорее субъективными факторами психологического характера, нежели трудоемкостью рассматриваемого приема либо неудобством использования результатов его применения. В целях предотвращения либо нейтрализации элементов неприятия рассматриваемого приема оказывается достаточным дать его развернутую характеристику (как приема, направленного на оптимизацию процесса обучения с точки зрения самих обучаемых). Раскрыв перед студентом все плюсы составления опорного конспекта, преподаватель вместо оппонента, занимающего пассивную позицию в учебном процессе, получает заинтересованного союзника, стремящегося к участию в активных формах обучения, и способного к самостоятельной работе.
В чем очевидные преимущества использования опорного конспекта в учебном процессе? Не претендуя на составление исчерпывающего перечня таких преимуществ, выделим некоторые из них.
1. Составление опорного конспекта (параллельно основному конспекту) стимулирует закрепление студентом полученных знаний одновременно с усвоением нового для него учебного материала, что приобретает особое значение в случаях, когда понимание каждой последующей учебной темы зиждется на основах предыдущей темы. При этом студент уже в самом процессе обучения воспринимает учебный предмет как стройную систему взаимосвязанных и взаимообусловленных знаний, что принципиально необходимо для успешного обучения.
Закрепление полученных знаний обеспечивается многократностью обращения к опорному конспекту в течение всего периода обучения. Стимулировать такие обращения возможно проведением частых мини-опросов, требующих знаний в определении нескольких (до десяти) уже изученных понятий. Свободное владение понятийным аппаратом, обеспеченное проработкой опорного конспекта, значительно упрощает и делает более увлекательной подготовку кратких тематических сообщений на семинарских занятиях, составление рефератов, выполнение контрольных работ.
2. Краткость в изложении и емкость содержания опорного конспекта позволяют без особых усилий обращаться к нему много раз в течение всего периода обучения. Коэффициент полезного действия работы с опорным конспектом повышается «эффектом записной книжки», когда по одному или нескольким терминам из понятийного аппарата определенной учебной темы возможно восстановление в памяти основного объема материала, изученного по этой теме. Для этого от обучаемого не требуется специальных затрат труда и времени, на недостаток которого в равной степени ссылаются, пытаясь оправдать свою неподготовленность, студенты как дневных, так и заочных отделений.
3. Не менее важным представляется и то, что применение в процессе обучения студентами понятийного аппарата (объем которого постепенно, по мере изложения нового материала, увеличивается) позволяет наладить общение студентов с преподавателем, а также друг с другом на уровне осмысленного использования полученных знаний уже на втором, третьем и последующих занятиях. Такой уровень общения становится, в свою очередь, необходимым и в определенной степени достаточным условием для эффективного осуществления учебно-исследовательской деятельности студентов и в коллективной, и индивидуальной формах. Обеспеченный таким образом уровень общения позволяет проводить практические и семинарские занятия не только и не столько в форме опросов и решения задач, но чаще – в форме дискуссий (темы для которых выбирают на началах равенства преподаватель и студенты), в разрешении проблемных ситуаций с применением приемов методологии изучаемой дисциплины, постановкой открытых вопросов и продуктивного поиска вариантов ответов на них, а также в иных формах, требующих активного применения полученных знаний.
Таким образом, применяя в организации учебного процесса методы активизации обучения (в частности, составление опорного конспекта), представляется возможным не только повышение эффективности процесса обучения путем привлечения студентов к активной учебной и учебно-исследовательской деятельности, но и (смеем надеяться) влияние на формирование творческих личностей с активной жизненной позицией.
Литература.
1. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. – Гомель: ИПП «Сож», 1999.